Бесов нос добраться на машине. Бесов нос и муромский монастырь. Онежские наскальные петроглифы, что старше пирамид

В ходе гео-свадебного Путешествия DidJ+ НЕСЕЗОН и овчар Брик прорвались на Бесов нос 12 июня одной машиной нивой.

В тот день была отличная погодка, солнечно и безветренно. Дорога от Каршево до первого деревянного моста проходится любым пузотёром в такую погоду. Потом начинаются колеи как в сказке – чем дальше тем страшнее)) Но мы ехали себе спокойно, их почти не замечая. Перед первым песчаным бродом видели тусовку в лесу – несколько питерских машин, vse 4x4.

Где-то на середине пути встретили ещё четыре Патриота и следы борьбы за дорогу перед длинненькой такой непрозрачной расколбаской. Ну, один патриот пошёл первым в неё (предварительно посмотрели), мы за ним. Потом он остался ждать своих, а мы уехали и больше их не видели. Хотя долго стояли на берегу речки Чёрной, на симпатичной полянке.
А потом покатили дальше. Навстречу Приключению, которого могло бы и не быть, если бы мы были не мы)))

За рулём в тот день была смена DidJ’a. И вот рулит он по симпатичным дорожкам, лёгкие расколбаски проезжая спокойно, рулит, рулит, рулит… Видимо, расслабился)) Смотрю – направо поворот, через пару десятков метров ещё один, и потом ещё.
А потом… на нашей дороге возникают три колеи от ОЧЕНЬ_БОЛЬШИХ_КОЛЁС и жесточайшие следы борьбы за дорогу)) или за жизнь…
Каждая пара колей утопала в, не побоюсь этого слова, бассейне жидкой серой грязи…
Я говорю – Андрюх, там вроде объезд мы проезжали, направо. Тут чего-то как-то нехорошо, сдаётся мне… Но DidJ махнул рукой и сказал «Поехали», попробуем. Может, тут нормально)))
И лихо аки бегемот шлёпнулся в средний «пруд», из которого выскочить уже не хватило сил у нашего Стерха…

Зато какая слаженность в действии экипажа! DidJчерез окно прыгает к лебёдке, разматывает и тащит вперёд, цепляет корозащитку, лебёдку. Я, перепрыгивая на пилотское кресло, включаю пульт и начинаю вытягиваться… но бросаю))) Надо же сфотографировать это всё дело))) А потом ещё Андрюха фотик взял, чтоб снаружи тоже запечатлеть (да, мы психи, а никто и не утверждает, что мы здоровы)))
Потом без труда вытягиваемся, а компьютер противным женским голосом орёт про ошибки, и про температуру 106 градусов… грязь оказалась ни разу не лечебная, а наоборот) У нас закончился генератор и вентиляторы!!
Это было нехорошо… Некоторое время танцевали с бубном. В итоге вентилятор заработал, один, а вот генератор… «зрение к нему так и не вернулось» (с))))
И до самой Онеги мы уже очень спешили без особых приколов, ибо радиатор, забитый этим дерьмищем, грелся неимоверно, зарядка не шла, вентиляторы работали не полностью. Почти в конце обнаружилась ещё одна длиннющая грязючка, которая уже была тщательнейшее просмотрена и обмерена, ибо сейчас уже приключаться было нельзя никак.

В общем, DidJ+ НЕСЕЗОН и овчар Брик прорвались на Бесов нос 12 июня одной машиной нивой и были безмерно удивлены…наличием ТАКОГО количества народу на берегу!!! Вот жесть-то))

На Истринском или Можайском водохранилище (очень_близкое_Подмосковье) меньше лагерей и машин в жаркий субботний июльский день!!! Это было настолько внезапно, что…что...что... просто нет слов))) Со стороны въезда стоял огромный лагерь УАЗиков-патриотов и, видимо, им сочувствующих, всего около 50 машин!
Ну, мы проехали через горку песочную, а там…. Ой, блин… Там был слёт пикап-клуба. И тоже машин 30!! Причём, после нас приезжали ещё!!
По всему берегу стояли группы разнообразных туристов, и лодочники приплыли, и пешие, и не клубные жыпы по три-пять машин. Было очень людно.
Мы успели занять последнее свободное место, похоже) у самого въезда и туалета)) но ничего, как-то прожили.
Дидж исправлял последствия затопления, радиатор промыть нормально не получилось, вентилятор один так и не ожил, в генераторе после замены диодного моста вроде как появилась жизнь, ехать можно.

Мы стояли там два дня и отлично провели время на берегу. Онега прекрасна… С погодой нам повезло – приехали в солнце, вечер тих и прекрасен, ночь почти белая)) Утром чуток дождика, но потом сильный ветер и яркое солнце! Ветер стих после полудня, Онега включила полный штиль, вечером тоже тишь да гладь, закат красивый очень. Комаров и прочего гнуса не было (только по дороге, в лесу). В общем, погуляли отлично – сходили на одни Петроглифы, к маяку, нашли, посмотрели, подивились)
Вечером сходили на Пери-нос, там нашли ещё несколько групп Петроглифов. Особенно поразили меня изображения сцен прощания и/или приветствия НЛО!! Любопытно.
Нашли и пикантно-неприличный петроглиф;)

А вот в день нашего отъезда погодка закончилась)) С самого раннего утра зарядил серый мелкий беспросветный дождик. Вокруг всё стало какое-то осеннее… Мы сначала ждали, потом время совсем вышло, пришлось сворачиваться под дождём.
Обратная дорога после дождей и прошедших уже на выезд всех участников патриот-слёта и половины пикап-клуба сильно изменилась:) В зюзю расколбасили всё!!
А по сравнению с нивой прошедшие там до нас авто – как гружёные лесовозы на злых зубастых колёсах))) Но мы проехали, ничего. Один раз лебёдку размотали, сразу на въезде в лес – после прошедшего парада 4Х4 там стало просто море какое-то))

Потом я подпалила сцепление на выпрыгивании с маленького мостика (последний, как ехать туда и первый оттуда), У нас опять умер генератор, Дидж опять его перебирал (дважды!!), радиатор по-прежнему грелся… в общем, обратно мы прошли уже за 4 часа… Перед мостом всё так же стояла большаяя тусовка питерских авто «vse 4x4», в основном – УАЗики, но и нива была – первая нива, что нам встретилась в тех краях))
Почему они там стояли и не ехали на Бесов нос – непонятно.

А по чёрной речке постоянно плавали моторки… Хочу теперь туда на такой лодке сплавать когда-нибудь:) а то речка симпатичная, а видишь её совсем чуть чуть.
Кстати, не исключено, что это и экономически выгоднее будет в принципе)) Ну, если едешь туда не в отпуск на две недели, а просто погулять на день-два. Бензин не бесплатен, но суть в другом. Разложить машину на этой дороге можно с пол-пинка, и ремонт обойдётся не хило. Даже на ниву;) Пешком идти там не особо интересно, как мне кажется. Расколбашенные колеи да комары, без особой эстетики (ну, за исключением грибников и ягодников в сезон, но это особый случай).

А вот если прибыть туда именно чтобы погулять по красивым местам и главное – посмотреть Петроглифы – то на лодке отличный вариант. Так что думайте, как вам лучше. Хотя я для себя думаю так, что хоть один раз на авто туда надо доехать и выехать назад, потом можно по-другому.
Но на петроглифы посмотреть надо обязательно.

Сам контейнер нашли на обратном пути, 14 июня. Ничего не взяли – нечего было положить взамен, все ништяки по причине прихода говнилина в салон были вне досягаемости)))
_______________________________
P.S. Бесов нос моя давняя мечта. Я хотела попасть сюда не один годи именно на авто доехать. Для меня эта точка казалась какой-то труднодоступной и попасть на неё означало совершить некий подвиг.
Я ошибалась) Никакого подвига, Гжатский тракт гораздо сложнее.
Да и диким, труднодоступным это место теперь никак не назовёшь. Но всё равно, место удивительной красоты, а наличие загадочных Петроглифов делает его уникальным.

Это был первый традиционный тайник, взятый нами в ходе нашего гео-свадебного путешествия!

Н а следующий день мы поехали к петроглифам.
На них мы решили потратить целый день, на Онежском озере есть что посмотреть...

Онежские петроглифы находятся на всем восточном побережье Онежского озера. Это чудо открыл геолог из Санкт-Петербурга К.Гревинг в 1848 г. Ученые датируют их примерно IV - V тысячелетием до нашей эры.
Это не так уж далеко от Питера, особенно если ехать только туда, а не делать чес по монастырям)))

Петроглифы расположены в Пудожском районе, на скалах полуострова Бесов Нос, мысах Пери Нос, Кладовец, Гагажий, Кочковнаволок, на острове Гурий, а также на Карецком Носе. Древние рисунки занимают 20 километровый прибрежный участок и насчитывает около 1200 фигур и знаков. Среди них изображения лесных зверей, людей, птиц (лебеди), лодок. Размеры рисунков и символов достигают 4 м.

Многие рисунки открываются только в определенное время суток, при "своем освещении". Одни вечером, на закате, другие на восходе солнца... наверное так было задумано))

Их находят до сих пор. В этом может поучаствовать каждый. Достаточно встать из-за компьютера и отправиться на их поиски. Тем более, что после прошлогоднего урагана многие деревья вырваны с корнем и под ними вполне могут быть новые шедевры.

Слева вид на Онежское озеро (снимок NASA)
Цифрами обозначены: 1. Свирская губа. 2. Петрозаводская губа и город Петрозаводск. 3. Залив Большое Онего. 4. Кондопожская губа. 5. Залив Малое Онего. 6. Заонежский залив. 7. Повенецкий залив. 8. Остров Кижи. 9. Озеро Водлозеро и Водлозерский национальный парк. 10. Ивинский Разлив. 11. Мыс Бесов Нос 12. Остров Большой Клименецкий.

От города Пудож мы доехали до пос. Каршево. Он стоит на реке "Черная", что вытекает из болот и впадает в Онегу. Река коварная. там много топляка (затопленных бревен) на которых можно перевернуться, но местные все опасные места знают.

Некоторые экстремалы на крутых внедорожниках рискуют продолжать путь по дороге и далее, до самого мыса Бесов нос. Но когда мы там были полиция устраивала на таких охоту))) мы застали проверку, въезд туда запрещен и такое путешествие грозит хорошим штрафом.

Доехали быстро. От города около часа езды. Дорога местами не Айс. В одном месте деревянный мост с полу обсыпавшимися подгнившими досками))) боялся колесо проколоть, н доехали. В деревне многие летом зарабатывают на перевозке туристов. тут почти в каждом доме лодка, мотор, "таблетка" и самодельный лодочный прицеп. Каждый день они лодку отвозят к реке и потом возвращают во двор.

Мы договорились добраться до Бесова Носа не сразу. Все лодки были на Онеге. Пришлось ждать около часа когда нас туда отвезет, но не беда. Зато поговорили с хозяйкой, узнали все местные новости. Она жаловалась что детей в школе все меньше, могут закрыть, что москвичи купили землю на которых раньше паслась их корова, построили там большие гостевые дома, но в кризис бизнес пошел не так как рассчитывали. Кроме того конкуренция на перевозку высокая людям и проще остановиться в городе, а не у них. В результате они изгаляются как могут, и военные игры проводят и стрелялки и всякие салюты, от чего у коров молоко пропадает... ироды, короче... думаю скоро их сожгут нафиг.

Эта беседка у дома специально для ожидающих отправки к петроглифам... сервис, однако! Можно купить чай или настоящее молоко.

Долго ждать не пришлось, приехал капитан и повез нас к лодке.

Вода в реке коричневая, торфяная.

Где-то ехали медленно, где-то быстро. Тут в прошлом году был сильный ураган, много деревьев повалил. и топляк что десятилетиями лежал на дне, взбаламутил, так что надо было аккуратнее.

Потом разогнались..

Ладью проехали... Черная жемчужина)))))

Вот уже и бесов мыс.

Вода просто чудо. Кстати, пили ее без кипячения и ничего. Мне показалось что она как минеральная...

Народ купался вовсю)))) но не у этого берега)))

Берега крутые, то одни камни, то песок.

Тут рай для туриста. Это местная тропинка)))

Капитан нас оставил... приплывет вечром...

Последствия урагана...

Наверное кто-то тут оступился...

В середине XIX века профессор Тартуского университета геолог Константин Гревингк обнаружил на скалах на восточном берегу Онежского озера множество рисунков выбитых на камнях. С этого времени людям стало известно о существовании Онежских петроглифов - одной из главных достопримечательностей Карелии.

Наскальные рисунки в Карелии можно встретить в нескольких местах, но наиболее известны Беломорские и Онежские петроглифы. Первые располагаются недалеко от Беломорска рядом с морским побережьем, другие на восточной стороне Онежского озера в Пудожском районе Карелии. Онежские петроглифы были выбиты примерно 5-6 тысяч лет назад, когда территория современной Карелии только заселялась первобытными племенами. Эти петроглифы настолько уникальны, что наравне с известнейшими Кижами включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Неизвестные художники с помощью каменного долота выбивали изображения на прибрежных скалах многие годы и даже столетия. Выбить такие рисунки на гранитной скале, которую возьмет разве что алмазное сверло, трудно и современному человеку, не говоря о наших предках из каменного века. Ученые установили, что авторы петроглифов пользовались куском кварца как зубилом, применяя второй кусок камня в качестве молота. На сегодня известно больше тысячи изображений, размером от нескольких сантиметров до четырех метров. Сосредоточены они на скальном участке побережья длиной в 20 км.

Почти половина из всех известных изображений выбита на мысах Бесов Нос и Пери Нос. Места эти удалены от проезжих дорог и популярных туристических маршрутов, поэтому посмотреть на петроглифы могут далеко не все туристы, приезжающие на отдых в Карелию.

Первобытные художники на берегу Онежского озера чаще всего изображали птиц и немного реже животных. Встречаются и изображения людей или сверхъестественных существ.Некоторые из онежских петроглифов до сих пор не расшифрованы и ученые лишь могут предполагать, что нарисовали на камнях древние люди.

Самым известным онежским петроглифом считается изображение «Беса» на Бесовом Носу. Огромная (больше 2 метров в высоту) непропорциональная фигура человекоподобного существа выбита на скале, а посередине изображения пролегла глубокая трещина. Рядом с «Бесом» выбиты изображения сома или налима и ящерицы или выдры. Несколько тысячелетий этот петроглиф оставался неизменным и лишь в 19 веке монахи местного монастыря решили его "обезвредить" и поверх его левой руки выбили изображение православного креста. В таком виде этот петроглиф и предстает сейчас перед исследователями и туристами, приезжающими в Карелию.

Зачем древние люди выбивали эти изображения на камне, ученые могут лишь предполагать. Возможно, они использовались в обрядах. Некоторые даже считают, что на Бесовом Носу могли проводиться жертвоприношения. Другие исследователи считают наших предков менее кровожадными, а петроглифы, по их версии, могли служить своеобразной обсерваторией, с помощью которой вычислялось движение небесных светил. Кстати, любоваться петроглифами стоит как раз перед появлением звезд. Лучше всего изображения видны в последних лучах закатного солнца. При таком свете рельеф скалы проступает вместе с малейшими щербинками.

Как добраться до Онежских петроглифов:

Петроглифы на Онежском озере, в отличие от Беломорских, находятся в стороне от популярных туристических маршрутов. Поэтому, немногие туристы могут воочию взглянуть на уникальные каменные письмена. Добраться до мыса Бесов Нос можно как по воде, так и по суше. В первом случае самым простым способом будет аренда катера в поселка Шальский. Поселок находится всего в 10 с небольшим километрах от Бесова Носа.

Для того, чтобы добраться до петроглифов по суше потребуется подготовленный внедорожник. Сначала надо доехать до Пудожа - это райцентр, затем туристам предстоит 35 километровый участок сначала до деревни Карашево, а потом по лесной грунтовой дороге до самого мыса. Путешествие получится довольно увлекательным, потому что по пути встречаются заброшенные деревни, а сама дорога может добавить в кровь адреналина, поэтому ехать надо на подготовленном джипе с лебедкой, несколькими домкратами и, желательно, опытом трофи-рейдов. Вообще в в этом крае много подобных непроезжих дорог и джип-туры по Карелии весьма популярны. Такой отдых позволит узнать Карелию с совершенно другой стороны и взглянуть на такие потаенные места о которых, порой, не знают сами местные жители.

Если же путь до Онежских петроглифов покажется слишком долгим, можно просто посетить Национальный музей, расположенный в самом центре Петрозаводска. В его фондах хранится кусок скалы с настоящими петроглифами, привезенный с восточного берега Онежского озера.

Что посмотреть рядом

Онежские петроглифы находятся в Пудожском районе Карелии. Долгое время он считался отдаленной территорией, находящейся на краю республики и даже добраться суда было довольно трудно. Сейчас по территории района проходит федеральная трасса, связывающая Карелию, Архангельскую и Вологодскую области. С каждым годом она будет становиться все лучше, поэтому поток туристов сюда в ближайшие годы будет только увеличиваться.

Этот край особенный. Традиционно тут селилось преимущественно русское население, быт которого обретал свои особенные черты. Обо всем этом могут рассказать в краеведческом музее района в Пудоже. Благодаря своему положению, район сумел сохранить уникальную нетронутую цивилизацией природу. Тут находится крупнейший в Европе парк дикой природы "Ведлозерский ", а паломникам будет интересно посетить Муромский монастырь , основанный еще в 14 веке.

В начале лета посетила мысль катнуть на БЕСОВ НОС. Изучив первоисточники, пообщавшись на форуме, как- то незаметно прошло время. Наступил август. Все подготовив, проверив, раним туманным утром 11 августа экспедиция в составе:Мицубиси монтеро спорт 3.5 «Бегемот», экипаж: я,жена Елизавета и дочь Александра. Автомобиль СЭЙФ КНР, собранный руками Гжельских гончаров, Китай. Экипаж: Виталий и его супруга Ирина. Мы стартанули в сторону Онеги.

Выглянуло солнышко и ехать стало веселей.

Часа через четыре сделали привал позавтракать.

Незаметно кончился бензин, и в этой ситуации в очередной раз убедились, что знакам верить низя.

Нормальная заправка через 15 км. Лукойл. Так незаметно шло время, и мы почти без приключений проехали Вологду. ГИБДД относилось с пониманием,проявляя только интерес. А вообще, согласитесь, приятно, черт подери, когда едешь и все с восхищением смотрят на твое творение.

Как я уже писал, проехав Вологду, пошли на Вытегру.

Жизнь течет, народ что-то собирает, а это значит — колхозы работают. Пейзажи за окном меняются: реки, поля, озера,лес -одним словом красота.

По дороге к Вытегре была поломка у китайца- открутился задний ам. Починили быстро и вперед.

И вот наконец ВЫТЕГРА.

Известен с 1710 как деревня Вянги и при ней Вянгинская пристань, на месте впадения в Вытегру р. Вянги (карельское vengi «ручей, небольшая речка, протока»). Через пристань проходил торговый тракт из Архангельска в Петербург . В 1773 селение преобразовано в город Вытегра по более значительной (принимающей) реке Вытегра. Этимология гидронима Вытегра не установлена, но формат -егра позволяет отнести его к числу древних фино-угорских названий, характерных для Севера европейской части России . Оживление экономической и культурной жизни в первой половине XIX в. связано с открытием (1810) Мариинского канала Мариинской водной системы с системой шлюзов. Городок маленький, но поразило множество спортивных площадок, кафе, магазинов и магазинчиков. Заправившись правильным бензином на Лукойл, покатили в сторону г.ПУДОЖ.

Впервые упоминается в 1382 как селение Пудога, затем - Пудожский погост. Уездным городом Олонецкой губернии стал 16 мая 1785 года по указу Екатерины II . С конца XVIII в. в устье р. Водла действовало несколько стекольных заводов, с конца XIX в. - лесопильные заводы. Разработка месторождения титано-магниевых руд, гранита (Кашина Гора, известно с XIX в., - серый и розовато-серый гранит использовался при облицовке зданий и набережных Санкт-Петербургa , Москвы)

  • В центральной части Пудожа сохранились кварталы жилой застройки XIX - начала вв.
  • Многочисленные «онежские» петроглифы - наскальные изображения эпох неолита и бронзы (около 800 близ устья Водлы и на мысах Онежского озера).
  • Бесов Нос (Древние наскальные рисунки, реконструированное поселение каменного века)
  • Ильинский погост (Деревянная постройка конца XVIII в.)

Это так историческая справка. Наша цель деревня Каршево.

И вот наконец Граница.

Радостный Виталий.

(на числа внимание не обращаем это не правда)

Едем вперед.

Так как мы двигались не очень быстро: км 70-80 час, то как Вы понимаете, вечерело: где-то начало 8-го. До деревни доехали быстро и убедились в том, что карта к Бесу не нужна, так как есть направление.

Видны следы стандарта. Короче, двигаемся в нужном нам направлении.

Так как Шрайбикус — он же ребенок — снимал против света фар, получилось темновато.

а так хорошо. Проехали примерно 4 км.

Доехав до большой и, как нам показалось в темноте, страшной лужи, решили заночевать, а утром, полные сил, быстро дойти до мыса.

Разбили лагерь, быстро перекусили и спать. Утром, часов в 7, женская половина обнаружила залежи всякой полезности и принялась все это собирать и поглощать. Пока все это происходило, из ниоткуда появился велотурист, как в сказке, из под земли. Поговорили, сравнили технику и попросили передать Бесу привет и что скоро будем, на том и разошлись.

После велотуриста Виталий оказывал посильную помощь.

Позавтракав, чем бог послал, собрались, и на разведку лужи.

Изучив лужицу, приняв решение, как проехать, поехали. Штурманы вели видео- и фотосъемку.

«Напрямки поедем и усе тут», — сказал Юра, ведь велосипед прошел, значит и мы туда, Виталик задумался: «Однако, сумневаюсь».

Любимая настраивает камеру.

Легко преодолев лужицу, пошли дальше, сразу скажу- не быстро целей — — например, за 2 часа долететь — не было. Гуляли, наши девушки собирали малину,землянику и чернику. Короче говоря, отдыхали на природе, не забывая двигаться к намеченной цели.

Просто красота.

Каждую лужу изучали на предмет коряг и прочих неприятностей.

Наши боевые подруги.

Проехав 5 км по колдобинам и лужам, случилась неприятность с китайским другом. Хотя мы проходили и осматривали все лужи и засады на предмет инородных предметов, бревна, камни и прочее, где -то мы что-то пропустили, и, в результате, сломали рулевую тягу, погнули стойку стабилизатора. Встали на стоянку и приступили к ремонту китайца.

Китаец смотрится очень симпатично. В данной ситуации очень пригодился реечный домкрат, купленный накануне поездки.

Вот немного увеличенная картинка поломки.

Хорошее было бревно. Снимали-разбирали часа 2 . За это время проехал наш знакомый велотурист с Мыса и двое мототуристов. На всякий случай попросили, по возможности, местных подплыть на лодке, чтобы быстро доплыть до деревни и попробовать отремонтировать. Это не сработало.

С помощью мамы, кое -каких ключей и ручной лебеды мы сняли рулевую тягу и, поняв, что подмоги ждать неоткуда, связь не работает, поехали на «Бегемоте» в сторону деревни- искать, где отремонтировать тягу. На пристани в деревне случайно встретили Главу администрации района, и он нам посоветовал очень хорошего мастера Александра Петровича. Проживает А.П.: пос. Красноборский, у магазина; 3 больших гаража и большой частный дом белого кирпича. Напротив — два дома 2х этажных по 16 кв. телефон. +7 921 702-24-19. от Каршево мин 10 ехать.

Мы с Виталием отсутствовали 3часа (дорога туда и обратно по 45-50 мин.), остальное время -ремонт тяги. У Петровича руки просто золотые. Все сделал супер, пригласил на обратном пути заехать и проверить состояние авто. Наши девушки, пока нас ждали, поставили лагерь, приготовили ужин, просто королевский-молодцы. Вернувшись, за час собрали китайца и отдыхать.Фото внизу, где мы ремонтировались.

Утром собрались и в путь- немного осторожнее, так как смотрели на тягу- как она себя будет вести после ремонта.

Убедившись, что все в порядке с тягой, стало спокойнее. Впереди осталось 4 серьезных засады- со слов вело-, мототуристов. К первой мы и подобрались.

Изучили, посмотрели, наметили, как идти. Поползли.

При осмотре -не доглядел и пропустил поваленное дерево, результат- уперся, закопался, лебедился.

Слева вдоль- бревно, которое вытащили. Виталик скатился в старую колею и встрял,пришлось лебедить через всю болотину (в связке — 3 тросса).

Елизавете -моей жене- надоело сидеть в машине (садись,выходи,иди фоткай и пр.), сделала посох и отправилась впереди планеты всей промерять фарватер луж.

А мы ехали за ней, как за первопроходцем.

И вот, наконец, мы подъехали к ручейку.

Очень симпатичное место, как нам показалось.

Кругом следы борьбы за жизнь.

Определились, как бум ехать, только поленился я поправить бревна и добавить новых, за что и поплатился лебежением на выходе. После себя все поправили, подложили, и Виталик спокойно проехал. Все русский авось,блин.

Проехали эту бяку, выехали к деревне, точнее, что от неё осталось.

Осталось метров 400 и мы на месте.

Финишная прямая с элементами лебежения,песок почему-то очень вязкий, хуже глины.

Проехали, играючи, канаву.

Вот и все. Вот он заветный берег. Но почему-то радость очень быстро прошла,цель достигнута -грустно стало всем.С воды дул очень сильный ветер,волны и все такое.

Дальше все как у всех: подъехали к мысу, осмотрелись, подобрали место стоянки, поставили лагерь, праздничный ужин,знакомство с соседями и археологами.И до глубокой ночи у костра- благо по утру подвигов совершать не нужно,уже доказали, что можем.

Следы ранней цивилизации.

Культурная программа- просмотр синема.

Утром все мы пошли на поиски петроглифов.

Изучили все и слева и справа. Все и всех нашли, можно сказать утолили свой информационный голод, слились с природой- матушкой. Места просто обалденные, словами, как Тютчев, я сказать не ум… но есть фотик- он все и рассказывает. Немного красоты, думаю, не помешает.

и, главное, подбираемся к месту, ради которого все это было сделано и пройдено: БЕСОВ НОС и,конечно, сам БЕС.

На восточном берегу Онежского озера и в низовье реки Выг (перед ее впадением в Белое море) расположены петроглифы — уникальные памятники монументального искусства эпохи неолита (IV — II тысячелетия до нашей эры).

Бесов Нос - центральный и самый длинный из скалистых мысов, как бы организующий все окружающее пространство, подобно высокой церкви или колокольне в старой деревне, но только он находится в горизонтальной плоскости, на 750 м выступая в озеро. Естественно, что и омывающие его бухты более обширны. У основания мыс очень узкий, менее 100м, затем заметно расширяется, а где-то в средней части еще слегка изгибается в юго-западном направлении. На нем шапка густого леса, но на самой вершине и повсеместно вдоль уреза воды обнажаются коренные скальные породы.
Мыс служит надежным ориентиром; не случайно на его оконечности поставлен маяк. Отсюда открывается отличный вид на соседние мысы и острова. Напротив, за нешироким, но глубоким проливчиком находится безымянный гранитный остров вытянутой формы, тоже превосходное место для обзора побережья, но уже со стороны озера.

На оконечности Бесова Носа особо отчетливо ощущается стихийная мощь озера. Со страшной силой, содрогая скалу, обрушиваются сюда волны во время шторма. Здесь по-особому воспринимаются грозы, пробуждающие неуверенность, страх и беспокойство. Но чаще мыс бывает по-своему гостеприимным. Если ветер не лобовой, то в бухтах по ту или другую сторону всегда можно укрыться и переждать непогоду. На очень разное состояние мыса, то идиллически спокойное, то капризно суровое, не могли не обращать внимания и древние мастера, выбравшие его местом для своих удивительных творений.

В центральной части нижнего яруса и выбита знаменитая «триада», положившая начало всему комплексу - три гигантские по отношению ко всем остальным изображениям фигуры, пользующиеся большой известностью: выдра (ящерица), бес и, наконец, сом (налим). Длина их соответственно 2,56; 2,46 и 2,65 м. Это самые крупные изображения всего комплекса. В центре - колоритная фигура беса, рассеченная продольной трещиной почти на две пропорциональные части. Чувство большого удивления и смутного страха вызывает чудовище с квадратной контурной головой, внутри которой грубо намечены рот, нос и глаза, причем один глаз показан круглым пятном, а другой - кружочком с точкой в центре. У беса тонкая, лишь немного шире трещины, длинная шея, раскинутые в стороны и согнутые в локтях руки с пятью длинными растопыренными пальцами, массивное чурбанообразное туловище с небольшим расширением книзу, сильно расставленные и согнутые в коленях ноги, несоразмерно тонкие и короткие, как и руки. По правому боку торчит небольшой остроугольный выступ. Края знакомой нам уже трещины намеренно оббиты, возможно, еще до «рождения» беса. Из названия мыса и близлежащей деревни следует, что за образом беса закрепилось поддерживаемое веками представление о какой-то злой, нечистой силе. Не случайно левую руку беса перекрывает христианский крест с монограммами Христа по обе стороны от верхнего конца и овалом над ними Его скорее всего выбили монахи Муромского монастыря, что находился в 25 км южнее по берегу, наглядно засвидетельствовавшие свое враждебное отношение к «языческому» образу беса.

Окончив осмотр мыса, и, как понимаете, отсняв следы предков,решили с Виталием покидать спиннинг, так, для удовольствия.Сказано- сделано.

Проплывающий на лодке мимо нас местный Кузьмич сказал, что много не наловим, так как меняется ветер, и погода и рыба пойдет на дальний кордон. В принципе, мы в этом очень скоро убедились, портится все начало почти на глазах. Да, чуть не забыл, улов- окушки грамм по 300-400 не пострадали и были отпущены в родную стихию, то бишь в Онегу.

Так было хорошо,а так стало немного грустно. Стали посещать тревожные мысли об обратной дороге, ежели что.

И несколько слов о лесе вдоль берега Онежи. Днем, конечно, все хорошо и красиво,но, как только опускаются сумерки, просто какая- то жуть, куда там Спилбергу и Кингу с их страшилками в павильонах, наша тайга- самая страшная в ночное время, думаю, Вы согласитесь. Гирлянды из лишайника, мха, свисающие с веток, причудливо изогнутые стволы и ветки, торчащие кусты можжевельника, и коряги при отблесках костра и свете фонаря, да при луне с переменной облачностью.

Вечером с воды начал дуть ветерок, небо все сильнее затягивали облака очень некрасивого вида с намеком, что всех ночью смоет. На юго -западе пери одически виднелись всполохи зарниц с раскатами грома. Местный Кузьмич не обманул,шаман фигов.Сидели за столом, смотрели синема, пили чай, и обсуждали завтрашний день- как да что, если дождь.А ребенок тем временем занимался обалденным закатом, вооружившись фотиком.

И еще ребенок нашел маяк, который находился в 16 км от нас.

УТРО. В часов 5 прошла сильная гроза, состоявшая из двух частей, плюс шквальный ветер. У нашего тента в определенные моменты наверное было желание улететь с 4 мя соснами, за которые он закреплен. По моим прикидкам, вылилось на нас 2-2.5 см осадков. А берег Онежи встретил нас вот так.

Просто шторм. И вдобавок ко всему- мелкий-мелкий, как 2а мешка крупа, дождик. Начали собираться часов в 10 утра, когда до конца убедились, что эта погодная аномалия надолго, и, самое главное, что дорога с каждым часом все «лучше и лучше» становится. Воду набирали для тех нужд: окошки там помыть и прочее, пригодится в дороге, решили мы.

Когда все собрали, навели порядок на планете, перекусили, и с Божией помощью двинулись в сторону дома. Дорога встретила вязкой слизью и большим количеством луж.

Лебедился один раз в болотине: влетел поперек колеи и все — на пузе. Но была еще одна засада, о которой мы узнали в той же болотине. Оказалос, что у Китая от удара сломан и шеруз, помимо повреждения рулевой тяги. В болотине это и вылезло: без нагрузки передок работал, а под нагрузкой хруст и выбивает этот привод 4х4. Одним словом жить стало веселее.

И оставшуюся часть пути,всю почти кроме прямых участков бегемот тащил китайца на веревке.

При буксировке трудности были тока на объездных дорожках: деревья и все такое скользкое, проваливается. Но мы справились с непогодой и поломкой,и достойно вышли победителями. Минус: наши девушки промокли и замерзли, в виду чего почти нет фото обратной дороги,спасибо им и за имеющиеся.Они у нас молодцы- наши боевые подруги. Нам в кайф, а они терпят и улыбаются. Вот она — последняя лужа и все, дальше почти Кутузовский,а за ним и асфальт,одним словом- цивилизация.

Прощальный взгляд.

Забираем обитателя карельской тайги.

Выехав на простор, почему то кончился дождик и стало проглядывать из-за тучек солнышко. Дружно доехав до Александра Петровича для проверки китайца. После осмотра и небольшой регулировки сход развал было сделано заключение что сваренная тяга намного круче старой. Петрович любезно пригласил нас переночевать и попарится в баньке.Огромное ему за это спасибо. Утром как не странно чистые и отдохнувшие полные сил можно сказать. Попрощавшись с семьей Петровича поехали домой до дома 870 км. . Да выложить телефон и информацию о Петровиче,предложил он сам, мол ребята ваши ездят часто мало ли что Всегда помогу. Звоните.

Едем домой

1. Дорога Москва — Вытегра — Бесов нос 2.5 суток с поломками и разгельдяйством.

2.Природа изучение окресностей Беса и отдых 2.5суток

3. Дорога Бесов нос — д. Каршево 6 часов.

4. Дорога пос. Красноборский — Москва 16 часов, с отдыхом помывкой авто,разгельдяйство.

ПОЛОМКИ АВТО.

КИТАЙ рулевая тяга, стойка стабилизатора, шурус, сломаный привод пер колес,царапины и вмятины как положено.

БЕГЕМОТ дополнительный свет бампер умер, задние суппорта клин, немного подмочили оторвалась заглушка на пузе,напоил генератор протрезвел тока 100км. от г.Вытегра, оторванные провода и трубочки на днище.

Все автомобили дошли до Москвы своим ходом. Экипажи живы и здоровы готовятся к новым путешествиям.

PS Дорогие соклубники и джиперы других клубов, огромная просьба в таких заповедных местах,да в любых,пользуйтесь корозащитой не ленитесь.И убирайте за собой мусор. Это просто пожелание.

Всего доброго удачи на просторах без дорог.

Бесов Нос - мыс на восточном побережье Онежского озера в 1,5 км северней от впадения в Онежское озеро реки Чёрная.

Общие сведения

Мыс знаменит петроглифами, среди которых выделяется антропоморфное изображение, называемое «бесом», длиной около 2,30 м, которому около 5 тысяч лет. Название «бес» изображению было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI веке. Петроглифы относят к археологическим неолитическим памятникам. Собрание петроглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Фенноскандии (Скандинавии и Финляндии).

Примерно в 200 метрах от мыса на запад в озере находится небольшой скальный остров, который называется «Бесиха».

На мысу находится неработающий маяк. В 1 км на восток от мыса, на континенте находятся остатки заброшенной деревни Бесоносовка. Деревня прекратила своё существование в конце 1960-х - начале 1970-х годов. В 15 км восточней на континенте находится посёлок Каршево. Бесов Нос соединяет с Каршево грунтовая лесная дорога.

Приблизительно в 1 км на север от Бесова Носа находится мыс Пери-Нос. На таком же расстоянии южнее - мыс Кладовец.

Мыс Бесов Нос и прилегающие мысы - является привычным местом посещения местных рыбаков и охотников - из посёлка Шальского - в 20 км на север вдоль побережья Онежского озера и из Каршева.

Бесов Нос на протяжении десятилетий является целью постоянных экспедиций археологических подразделений Карельского филиала Академии Наук России, а также учёных-археологов из стран Скандинавии и других стран Европы.

Мыс также являлся важной геодезической точкой и ориентиром водных туристов и яхтсменов, в том числе участников Онежской регаты. В последние годы Бесов Нос также начали интенсивно посещать автотуристы.

Территория мыса Бесов Нос является природным и историческим заповедником.

Как попасть на мыс Бесов Нос

Есть пять доступных способов:

  1. По реке Чёрная, от посёлка Каршево на лодке.
  2. По дороге от посёлка Каршево около 15 км пешком или на автомобиле повышенной проходимости.
  3. По Онежскому озеру на лодке вдоль берега от посёлка Шальский.
  4. По берегу Онежского озера от посёлка Шальский пешком около 15 км или на автомобиле повышенной проходимости.

5. На автомобиле повышенной проходимости до побережья по Царской дороге близ п. Вытегры, а оттуда на лодке до мыса.