Другое название новороссийской бухты. Цемесская бухта — живописная гавань Кабардинки и Новороссийска. Цемесская бухта: прогулка по достопримечательностям

Находится Цемесская бухта. В XX столетии здесь происходили трагические события. В 1918 году - затопление кораблей российского флота. Спустя почти шестьдесят лет - трагическое событие, унесшее жизни более четырехсот человек. Об этих двух событиях пойдет речь в сегодняшней статье.

Краткая информация

В составе Российской империи Цемесская бухта оказалась в конце двадцатых годов XIX века. Это произошло после очередной русско-турецкой военной кампании. С тех пор она активно использовалась для пассажирских и торговых нужд Новороссийска.

Цемесская бухта получила свое название от реки, которая в нее впадает. С запада от нее расположен Абрауский полуостров. С другой стороны бухту обрамляет Маркхотский хребет. Новороссийск расположен с севера-запада от нее. Всего в нескольких километрах от Цемесской бухты находится тихий курортный поселок Кабардинка. Эти места очень любят отдыхающие, путешественники. Сегодня сложно поверить, что когда-то в Цемесской бухте происходило нечто страшное. Вспомним об исторических событиях 1918 года.

Брестский мир

Подписание этого договора вызвало возмущение в российском обществе. И прежде всего среди военных. В Брестском мире ничего не было сказано о Черноморском флоте. Однако в 1918 году противник вторгся в Крым, что создало явную угрозу для российского флота. Черноморский флот мог бы перейти немцам. Но этого не произошло, потому как российские офицеры получили приказ о затоплении кораблей.

Черноморская Цусима

Именно так в годы Гражданской войны называли события, произошедшие в июне 1918 года. По мнению большинства исследователей, уничтожение эскадры получило большее значение, нежели все остальные морские потери России за годы Второй мировой войны.

Главным организатором стал лейтенант Кукель. Он выполнял поручение Федора Раскольникова - личности, о роли которой в революции и Гражданской войне историки до сих пор спорят. План потопления был разработан 17 июня. К его реализации приступили немедленно.

Участники этой операции хорошо помнили трагическую историю крейсера «Варяг». Потопленный российскими моряками, он уже на следующий день был поднят японцами со дна моря. Кукель же хотел затопить флот наверняка, так, чтобы он никоим образом не достался противнику.

18 июня в каждый крейсер заложили взрывные патроны. Обстрел кораблей в Цемесской бухте начался после обеда. На дно один за другим ушли «Калиакрия», «Лейтенант Шестаков», «Сметливый», «Пронзительный», «Стремительный» и другие судна, обстреливаемые российскими матросами. Согласно воспоминаниям очевидцев, это было ужасное зрелище. Люди собирались на берегу, наблюдали гибель кораблей, ругали советскую власть и тех моряков, которые ушли в Севастополь.

Кладбище кораблей

Словно какое-то проклятие витает над Цемесской бухтой. В Новороссийске о подводном кладбище кораблей ходят легенды. Эту бухту нередко называют российским Бермудским треугольником. В ее окрестностях есть несколько таинственных и страшных мест. Туристы, отдыхающие в поселке Кабардинка, Цемесскую бухту спешат посетить прежде всего в связи с событиями, которые здесь произошли в минувшем столетии.

Затопление кораблей, о котором рассказано выше, породило множество слухов. К сожалению, это не единственная трагедия, которая случилась в окрестностях Новороссийска. Говорят, здесь время от времени появляется корабль-призрак, наводящий ужас на местных жителей. Быть может, это один из крейсеров, уничтоженных матросами. Или «Адмирал Нахимов», столкнувшийся с грузовым судном в 1986 году? Цемесская бухта, фото которой представлено в этой статье, место живописное, но страшное. Здесь нашли последнее пристанище не только корабли, но и люди.

«Адмирал Нахимов»

Это пассажирское судно должно было осуществить свое последнее плавание в конце ноября 1986 года. Это был очень старый крейсер. Его история началась еще в начале XX столетия. «Адмирал Нахимов» тогда назывался иначе и принадлежал немцам. Несмотря на многочисленные ремонтные работы, его срок годности подходил к концу. Однако окончательно вышел из строя он раньше - 31 августа 1986 года.

В семидневный круиз "Адмирал Нахимов" вышел 29 августа. На борту было более тысячи человек. На этот пароход в те годы мечтали попасть многие. Не зря его сегодня называют «советским Титаником». Катастрофа, произошедшая в августе 1986 года, повергла в шок всю страну. В восемь часов вечера «Адмирал Нахимов» столкнулся в Цемесской бухте с грузовым судном «Петр Васев». Пассажирский крейсер затонул в течение восьми минут. Согласно длительному расследованию, виновными были капитаны.

В тот момент, когда произошло столкновение, большая часть пассажиров находилась на палубе. Среди них было немало молодоженов и молодых семей. Многие родители незадолго до катастрофы уложили детей спать, заперли каюту и поднялись наверх. В суматохе немногие из них смогли вернуться. О том, что произошла катастрофа, пассажиры поняли не сразу. Когда же осознали, на палубе началась паника. Капитан «Адмирала Нахимова» виновен был еще и в том, что вовремя не дал тревогу.

Жертв было бы больше, если бы не опытные спасатели. Получив сигнал, они тут же направились к месту крушения судна. Тела погибших доставляли к причалу в течение двух недель. Осуществлять поиск в перевернувшемся судне было почти невозможно: ширина каждого из коридоров в «Адмирале Нахимове» составляла не более 120 см. Найдено было 129 тел. 64 так и остались на борту затонувшего судна. Всего в катастрофе погибло 423 человека.

Память

На мысе Дооб в Кабардинке спустя год после крушения «Адмирала Нахимова» был установлен мемориал. Судно покоится на глубине 47 метров. «Адмирал Нахимов» лег на дно, накренившись под углом 75 градусов. С каждым годом он выравнивается и все глубже погружается в ил. Поднять на поверхности крейсер и сегодня не представляется возможным.

Цемесская бухта (Новороссийск) находится в северной части Черноморского побережья. В состав России она вошла в 1829 году в результате очередной войны с турками. В середине 80-х прошлого века здесь произошло столкновение, унесшее более четырехсот человеческих жизней.

Географическое положение

Название получила от реки, которая берет свое начало на склоне горы Гудзева. Имеется еще один однокоренной топоним - Цемесская роща. У западной части бухты расположился Абрауский полуостров. Справа находится Маркотхский хребет. Длина береговой линии Цемесской бухты составляет 15 км. Ширина - 9 км. С северо-запада от бухты находится остров Суджук, а с юго-востока Дооб. Средняя глубина Цемесской бухты составляет 24 метра. Максимальная - 29 метров.

Туризм

Отдыхающие, которые предпочитают добираться до побережья Черного моря на собственном автомобиле, хотя бы раз проезжали мимо Цемесской бухты. Она находится совсем рядом с Геленджиком и Кабардинкой, расположенной в нескольких километрах от города-курорта. Пляжи Цемесской бухты понравятся не каждому. Здесь почти нет инфраструктуры, малолюдно. Однако места живописные, что подтверждают фото Цемесской бухты, которые можно видеть в этой статье.

Затопление кораблей

В Новороссийске и его окрестностях происходило немало важных исторических событий. Одно из них - уничтожение флота (1918 год). Тогда между советским правительством и Германией был заключён договор, согласно которому корабли Черноморского флота нужно было передать противнику. Тихменевым был получен приказ направить суда в Севастополь, где они и перейдут немецким войскам. Одновременно поступил секретный приказ об их затоплении.

Тихменев долго размышлял. В конечном счете решил привести корабли в Севастополь. Многие офицеры не согласились с ним. 18 июня с помощью торпед почти все судна были уничтожены. Спустя два года в Цемесской бухте начался подъём затопленных кораблей. Некоторые из них даже удалось восстановить, например, "Калиакрию".

"Адмирал Нахимов"

31 августа 1986 года разыгралась трагедия. Погибло 423 человека. В Цемесской бухте, в 13 км от Новороссийска, произошло столкновение парохода "Адмирал Нахимов" и грузового судна "Пётр Васёв".

Стоит немного рассказать о пассажирском судне, на которое попасть до 1986 года мечтал едва ли не каждый советский человек. "Адмирал Нахимов" был построен в 20-е. Тогда он принадлежал немцам и имел другое название - "Берлин". Судно выполняло трансатлантические рейсы между Нью-Йорком и Бремерхафеном. Во время Второй мировой войны использовалось в качестве госпитального. В 1945 году, в результате ряда событий, корабль достался советскому флоту.

"Адмирал Нахимов" был самым большим пассажирским судном в СССР из тех, что совершали круизы по Черноморью. Иногда он осуществлял грузоперевозки в Саудовскую Аравию, Алжир и на Кубу. В конце семидесятых появилась традиция: капитаном "Нахимова" назначали, как правило, того, кто провинился на международном рейсе. Судно стали именовать "кораблем штрафников".

29 августа вышел из Одессы в семидневный круиз. Предполагались заходы в Сочи, Батуми, Ялту, Новороссийск. Пассажиры инструктаж и шлюпочных учений не проходили. 31 августа в два часа дня судно пришвартовалось в Новороссийском порту. В 22:00 пароход должен был отплыть согласно расписанию. Однако отправился "Адмирал Нахимов" с десятиминутным опозданием.

Море было спокойным, погода ясной. Большая часть пассажиров находилась на палубе. В 22:38 в Цемесскую бухту зашёл "Пётр Васёв", возвращавшийся из Канады. Капитан сухогруза, как позже на суде утверждали его коллеги, имел слабость к "красивым" расхождениям, то есть на расстоянии 100-180 метров. Это послужило основной причиной катастрофы.

В 11 часов вечера два судна столкнулись. "Пётр Васёв" врезался в правый борт "Адмирала Нахимова". Пароход дважды содрогнулся, в результате чего многие пассажиры не смогли удержаться на ногах. Однако даже те, кто видел приближение сухогруза, не осознали приближающуюся катастрофу.

Капитан пытался посадить судно на мель, но произошло включение электричества. На палубе, которая в считанные минуты накренилась на 45 градусов, началась паника, типичная для подобных ситуаций.

В спасении пассажиров "Адмирала Нахимова" были задействованы курсанты мореходного училища. Экипажу сухогруза удалось взять на борт 37 пассажиров "Адмирала Нахимова". Катастрофически не хватало плотов. Пароход затонул за 8 минут. Погибло 423 человека. "Адмирал Нахимов" вместе с телами 64 пассажиров, которые так и не удалось поднять на поверхность, и сегодня находится на дне моря.

Впервые о «таинственной бухте» в виде подковы русские услышали от турков, живших в крепости Суджук-Кале, располагавшейся на месте...

Весь мир знает о Бермудском треугольнике - «гиблом месте» в Атлантическом океане, где регулярно происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Но мало кто знает, что подобная аномалия существует и в России, на Черном море.

Новороссийский порт - крупнейший в России, здесь ежедневно пришвартовываются десятки судов, крупные и мелкие корабли снуют по Цемесской бухте, путешественники и яхтсмены, кажется, сотни раз входили и выходили из бухты на судах разной вместимости и престижности. Здесь даже проводятся парусные регаты. Жизнь кипит.Но, время от времени в бухте просыпается нечто, что заставляет город терять очередное корабль, его команду и пассажиров. Дурная слава Цемесской бухты уже несколько веков будоражит умы местных жителей и бывалых моряков, которых судьба заносит в эти края.Впервые о «таинственной бухте» в виде подковы русские услышали от турков, живших в крепости Суджук-Кале, располагавшейся на месте нынешнего Новороссийска. Лодки воинственных янычар тонули в бухте, словно кто-то с бешенной силой тянул их на дно.

Среди бела дня и без малейшего намека на ветер или шторм. Бывало, что неожиданно уходили под воду опытные пловцы, решившие поплавать вдали от берега.

Согласно легендам, именно сюда отправился за золотым руно Одиссей, здесь совершал подвиги Геракл, и здесь был прикован к скале Прометей. А помните миф об острове сирен, которые своим дивным пением сводили с ума отважных моряков и в итоге корабли вместе с людьми тонули?

По одной из версий современных исследователей, этот «остров» располагался где-то в районе нынешнего Новороссийска.

Может проклятье Цемесской бухты и древние сирены как-то связаны?

Примечательно, что само кораблекрушение во всех случаях без исключения, происходило за считанные минуты. Независимо от размеров терпящего бедствие судна.

Однако, русских, решивших разместить в солнечной и кажущейся спокойной бухте, эти рассказы не пугали. И в итоге здесь была построена база Черноморского флота России. Слишком подходящими были географическое положение Цемесской бухты и местные погодные условия.

Вот только, смена названия и национального состава живущих на берегу черноморского «бермудского треугольника» никак не повлияли на необычные качества бухты - притягивать на дно корабли.

Кладбище кораблей

Круглый год множество торговых и пассажирских судов входят в гавань и выходят из нее, но не все они благополучно достигают места назначения. Дно бухты усеяно останками кораблей разных времен, затонувших по невыясненным причинам.

Многочисленные дайверы, не боящиеся «проклятья Цемесской бухты» неоднократно поднимали на поверхность множество древних монет, кусочки амфор и прочие находки, свидетельствующие о давности происшедших в этих местах кораблекрушений.

Интересно, что часть судов, потерянных в бухте уже в 20-м веке, подводные исследователи до сих пор не нашли. Хотя есть достоверные свидетельства об их гибели.

Даже сама статистика местных кораблекрушений наводит на мысль о «ненормальности» бухты.

Только в ХХ веке здесь произошли следующие события (самые громкие):

В 1918 году во избежание сдачи в плен немцам по приказу Ленина в бухте был затоплен весь российский Черноморский флот.

В годы Великой Отечественной войны в бухте погибло несколько десятков больших и малых судов, многие из которых до сих пор не найдены.

31 августа 1986 года здесь, в результате столкновения с сухогрузом погиб легендарный пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», забрав с собой на дно бухты жизни 423 человек.

В 1973 году, зимой, стоявший у причала корабль вдруг сильно обледенел из-за налетевшего шквалистого ветра и в считанные минуты ушел на дно. Спастись удалось лишь половине экипажа.

В 2010 году поисковики обнаружили недалеко от Новороссийска затонувший военный корабль, типа «Морской охотник». Историки считают, что он принимал участие в боях за Малую землю в годы Великой Отечественной войны.

Было бы логично предположить, что корабль затоплен в бою, например, под обстрелом немецких бомбардировщиков. Но если бы это было так на самом деле, то снаряды должны были взорваться и уничтожить судно.

Однако на корабле полностью сохранился боекомплект, утверждают исследователи судна. Детонации по какой-то странной причине не произошло.

Кстати, во время боев за Новороссийск произошло немало подобных странностей. Но из-за серьезности положения и тяжести боев, на них никто практически не обращал внимания.

А, возможно, более внимательное отношение к расследованию кораблекрушений в Цемесской бухте, могло бы сохранить некоторое количество вполне нормальных судов.

Проклятье «Нахимова» или Цемесской бухты?

Одна из самых страшных и нелепых с логической точки зрения трагедий в российском судоходстве случилась ночью 31 августа 1986 года.

«Адмирал Нахимов» был советским пассажирским пароходом, который в течение 29 лет совершал морские круизы по Крымско-кавказской линии.

31 августа 1986 года пароход «Адмирал Нахимов» прибыл из порта Ялта и в соответствии со своим круизным расписанием, в 14:00 ошвартовался у 34 пассажирского причала порта Новороссийск. В соответствии с расписанием, «Адмирал Нахимов» должен был стоять до вечера в Новороссийске.

В 22:00, когда все пассажиры уже были на борту, пароход отдал концы и медленно отчалил от причальной стенки. Буксиры «Бесстрашный» и «Безукоризненный» медленно отвели ярко освещенный «Адмирал Нахимова» от причала, развернули его в акватории и повели на выход из порта.

В тот момент на борту «Нахимова» по официальной версии находилось 1243 человека. Это были 346 члена экипажа и, с учетом выданных круизных путевок, 897 пассажира.

Так пароход последний раз в своей 60-летней жизни покидал порт, имея на своем борту 1234 жертвы.

«Адмирал Нахимов» и огромный сухогруз «Петр Васев» столкнулись на выходе из Цемесской бухты.

Теплоход затонул всего за 8 мин , из 1234 находившихся на борту пассажиров, 423 ушли с лайнером под воду.

Следствие практически сразу нашло виновных в трагедии - по мнению прокуроров ими оказались капитаны обоих судов. За «халатное отношение к своим обязанностям» они получили несколько лет тюрьмы.

Однако большинство новороссийцев, родственников погибших и спасшихся пассажиров «Нахимова», а также многочисленные исследователи не верят в такое слишком простое объяснение обстоятельств аварии.

Ведь оба капитана были опытными «морскими волками», не однажды проходили морские ворота Новороссийска, проявляли себя с лучшей стороны в сложнейших ситуациях в открытом море. А тут такая «оплошность»?

Никто до сих пор не может понять, как могли в большом заливе при полном штиле и прекрасной летней погоде столкнуться 2 судна, если корабли находились в прямой видимости, команды были опытными, места и времени для расхождения было более чем достаточно.

Для сравнения приведем наглядный пример: представьте себе обычный пустой стадион. На нем находятся две машины, которые почему-то столкнулись. Хотя места для самых сложных маневров было предостаточно.

Действия капитана сухогруза «Петр Васев» в последние несколько минут перед столкновением до сих пор кажутся более чем странными: он спокойно продолжал вести сухогруз по приборам, несмотря на настойчивые просьбы своего помощника выглянуть в окошко, где мерцали приближающиеся огни огромного лайнера.

Почему опытный моряк доверился только показаниям приборов, которые в этот раз ошибочно указывали на успешное расхождение с лайнером? Когда капитан очнулся от внезапного «забытья», он понял, что предотвратить кораблекрушение невозможно. Срочно был дан «задний ход». Но по инерции судно продолжало идти на сближение с «Нахимовым».

П о одной из версий, приборы сухогруза показывали некое третье судно в акватории Цемесской бухты. Но почему о нем ничего не известно? И почему умная электроника не распознала такого огромного лайнера как «Адмирал Нахимов»?

От полученных повреждений пассажирский лайнер затонул в считанные секунды. Более 400 человек ушли под воду, затянутые огромной воронкой. Тела 60 человек не найдены до сих пор.

Примечательно, что странности с судном продолжали происходить и после крушения. Во время поисковых работ на борту «Нахимова», однажды погибли двое опытных водолазов.

Им вроде как не хватило воздуха. Люди, побывавшие на «русском Титанике», отмечали внезапное ощущение паники и ужаса, которое возникало у них на глубине более 40 метров.

После череды странных происшествий и совпадений, поисковые работы было решено прекратить, а сам корпус укрыть специальным резиновым чехлом. Мачты спилили, трубы убрали.

Так до сих пор и лежит пароход «Адмирал Нахимов» в Цемесской бухте на глубине 47 метров. Какой-либо навигационной или экологической опасности судно не представляет.

Кроме того, в настоящее время так и не разработали ни одного проекта его подъема. А район радиусом 500 метров, которой является местом затопления теплохода «Адмирал Нахимов», считается официальным местом захоронения жертв катастрофы.

В этом районе запрещены погружения водолазов и подводных аппаратов, постановка на якорь, и вообще любые действия, которые нарушают покой места захоронения.

С реди наиболее частых версий гибели лайнера называют - проклятье Нахимова.

Когда-то адмирал П. С. Нахимов, отстаивая Севастополь, велел затопить корабли, чтобы преградить вражеским судам путь в гавань. Город тогда удалось отстоять, но с тех пор корабли, названные в честь храброго и предприимчивого адмирала, неизбежно терпят кораблекрушения и тонут.

По другой версии на гибель судов повлияло землетрясение, которое в момент крушения произошло в акватории Черного моря, но за сотни миль от Новороссийска. Его мощное электромагнитное излучение от землетрясения и повлияло на действия капитанов обоих судов.

Природная аномалия меняет время и психику людей

Помимо загадочных порою, беспричинных кораблекрушений, Цемесская бухта прославилась и способностью менять время и характер людей, живущих рядом.

Моряки свидетельствуют, что неоднократно в центре бухты у экипажа бороздящих ее просторы кораблей, разом останавливались часы. Выходили из строя электроприборы. Но, как правило, спустя неопределенное время время вновь возвращалось в обычном понимании, только вот часы приходилось подводить до нужной отметки.

В 2000-х годах жители Новороссийска стали неоднократно рассказывать о странных совпадениях - в некоторые из дней в окрестностях города происходили странные и страшные дорожные аварии, в которых гибли люди. В городе особо чувствительные люди, «сходили с ума» и калечили себя и тех, кто был рядом.

Есть среди описаний странностей и такое: двое новороссийцев ехали на машине и любовались чистой гладью Цемесской бухты. Внезапно на поверхности моря появились огромные круги - как будто кто-то невидимый сверху что-то уронил в море.

Более того, по словам приятелей, вода словно вращалась по часовой стрелке и грозила превратиться в воронку. Это видение продолжалось несколько минут, после чего также внезапно исчезло.

В конце 2000-хтысячных годов в Цемесской бухте проводили работы по обследованию глубоководных выпусков коллекторов с очистных сооружений. Опытные водолазы работали на глубине 40-45 метров.

В один из дней во время очередного погружения, один из опытных водолазов собрался всплывать на поверхность, когда запас воздуха подходил к концу. И вдруг он с ужасом понял, что не может этого сделать. Что-то как будто тянуло его в глубину. Пришла паника и ужас.

Мужчина стал отчаянно двигаться, делая попытки подняться на поверхность и в итоге все-таки всплыл. Но при этом он почти терял сознание от пережитого шока. Больше в страшное место, по понятным причинам, он не вернулся.

Примерно в эти же годы, в Новороссийском порту произошло странное происшествие - во время погрузочно-разгрузочных работ, вдруг стало плохо с сердцем сразу 4 рабочим. Всех их немедленно доставили в реанимацию местной больницы. Но спасти одного из мужчин все-таки не удалось.

Ученые и исследователи паранормальных явлений утверждают, что причиной этих и множества других подобных случаев - магнитные
аномалии.

По их мнению, действие этих аномалий непостоянно и зависит от нескольких факторов. Прежде всего, все они как правило связаны с наличием в аномальной зоне больших «запасов» железа или руды (чего на дне Цемесской бухты предостаточно). Кроме того, на необъяснимые явления влияет и электромагнитный выброс, связанный с движением магмы, которое произошло недалеко от поверхности земли.

И все-таки, есть еще скептики, для которых вышеописанные явления и происшествия - не показатель аномальности Цемесской бухты. По их мнению, высокая частота трагичных случаев оправдана тем, что здесь самое интенсивное в Черном море судоходство.

Кто прав, а кто - нет, мы достоверно не можем сказать. Ясно лишь одно - пока в Цемесской бухте будут и дальше тонуть суда, гибнуть люди - дурная слава российского «бермудского треугольника» не уйдет. А значит, еще долгие годы Новороссийску и его окрестностям обеспечено пристальное внимание исследователей, дайверов и просто любителей истории, которые пытаются докопаться до истины «загадки «чертовой» бухты».

Тайна «проклятия» Цемесской бухты

Или Новороссийская, расположена в северной части российского побережья Черного моря и получила свое название благодаря впадающей в нее реке Цемес. В ее северо-западной части располагается город Новороссийск, а в восточной — село Кабардинка.

Цемесская бухта имеет печальную историю. Так, 18 июня 1918 года в ней по приказу Ленина были затоплены суда Черноморского флота вместе с экипажами. Моряки предпочли погибнуть в пучине, чем сдаться в плен.

Вторая черная дата — 31 августа 1986 года, когда при входе в бухту пароход «Адмирал Нахимов» столкнулся с балкером «Петр Васев» и затонул.

Моряки считают Цемесскую бухту своеобразным Бермудским треугольником. Дурная слава о ней живет в народе уже на протяжении многих лет.

Еще турки, жившие когда-то в крепости Суджук-Кале, рассказывали о таинственной бухте, имеющей форму подковы. С ужасом они говорили, что в этой бухте по непонятной причине тонули лодки, будто кто-то утаскивал их на дно. Немало погибало здесь и людей, многие из которых были искусными пловцами.

В ходе Второй мировой войны в Цемесской бухте затонуло несколько десятков различных судов, а некоторые из них до сих пор не найдены.

В настоящее время все дно бухты усеяно обломками множества кораблей. Благодаря этому аномальная зона является настоящей Меккой для дайверов, которые поднимают со дна многочисленные артефакты, в том числе старинные монеты и амфоры. Тем удивительней факт, что никому до сих пор не удалось обнаружить некоторые суда, затонувшие в бухте в XX веке, хотя имеются точные координаты мест их гибели.

Конечно, самой страшной катастрофой стало крушение парохода «Адмирал Нахимов». Он прибыл в порт Новороссийска 31 августа 1986 года из Ялты и должен был оставаться здесь до вечера.

В 22:00, точно по расписанию, лайнер отшвартовался и буксиры отвели его от причала. На выходе из Цемесской бухты пароход внезапно столкнулся с гигантским сухогрузом и затонул за 8 минут. На его борту на тот момент находились 1243 человека, 423 из которых утонули.

Адекватного объяснения произошедшему нет до сих пор. Оба капитана были опытными моряками, а столкновение произошло в практически пустой акватории. Существует версия, что приборы сухогруза отмечали наличие в бухте еще ОДНОГО судна и не распознали лайнер «Адмирал Нахимов».

При проведении спасательных работ в бухте утонули два опытных водолаза, которым, по официальной версии, не хватило воздуха. Другие же подводники, исследовавшие затонувшее судно, постоянно становились жертвами панических атак.

Все это привело к тому, что работы по подъему парохода в скором времени прекратили, и «Адмирал Нахимов» до сих пор покоится на глубине 47 м со спиленными трубами и мачтами, накрытый специальными резиновыми чехлами.

В народе же ходит легенда о проклятии адмирала Нахимова, которое и стало причиной крушения лайнера.

Так, адмирал П. С. Нахимов принимал участие в обороне Севастополя и приказал затопить корабли на входе в Цемесскую бухту, чтобы преградить путь врагам. По преданию, с тех пор все корабли, названные в честь славного адмирала, терпят крушение при входе в эту бухту.

Однако Цемесская бухта известна и другими аномалиями. Здесь нередко останавливаются часы. По свидетельству моряков, происходит это сразу у всех членов экипажа. Часто выходят из строя различные приборы. Обычно при выходе из акватории часы и аппаратура вновь начинают исправно работать.

В начале XX века жители окрестностей Цемесской бухты стали свидетелями страшных аварий, которые происходили с пугающей периодичностью, практически в одном и том же месте.

На глади самой бухты нередко наблюдаются огромные круги, в которых вращается вода.

Относительно недавно на глубине бухты проводились работы по обследованию коллекторов очистительных сооружений. К участию в них привлекались водолазы, которым пришлось работать на глубине более 45 м. Однажды один из них приготовился к всплытию, поскольку воздух у него в баллонах заканчивался. К своему ужасу он обнаружил, что что-то удерживает его на глубине и даже тянет вниз. Лишь благодаря нечеловеческим усилиям подводнику удалось подняться на поверхность, но больше на работу в бухту он не вышел.

В недавнем прошлом было зафиксировано еще одно странное происшествие. Во время погрузочных работ одновременно четверым сотрудникам порта стало плохо с сердцем. В итоге один из них умер, а причину случившемуся медики так и не нашли.

Ученые объясняют происходящее в Цемесской бухте наличием в этой области магнитной аномалии, действие которой непостоянно и зависит от множества факторов.

    Географическая энциклопедия

    - (Новороссийская бухта) в северной части побережья Черного м., у берегов России. Длина 15 км, ширина у входа 9 км, глубина 21 27 м. Город и порт Новороссийск … Большой Энциклопедический словарь

    - (Новороссийская I бухта), в северной части побережья Чёрного моря. Длина 15 км, ширина у входа 9 км, глубина 21 27 м. Город и порт Новороссийск. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    - (Новороссийская бухта), в северной части побережья Чёрного моря, у берегов России. Длина 15 км, ширина у входа 9 км, глубина 21 27 м. Город и порт Новороссийск. * * * ЦЕМЕССКАЯ БУХТА ЦЕМЕССКАЯ БУХТА (Новороссийская бухта), в северной части… … Энциклопедический словарь

    Цемесская бухта - Sp Cemèso įlanka Ap Цемесская бухта/Tsemesskaya Bukhta Sp Novorosijsko įlanka Ap Новоросийская вухта L Juodojoje j., RF Krasnodaro kr … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

    Новороссийская бухта, бухта Чёрного моря у северной части Кавказского побережья. Образована Суджукской косой и мысом Дооб. Длина 15 км, ширина у входа 9 км, в средней части 4,6 км. Глубина 21 27 м. Берега на Ю. З. низменные, на С. В.… … Большая советская энциклопедия

    Цемесская бухта - Новороссийская бухта, Черное море; Краснодарский край. Название по впадающей в бухту р. Цемес; часто называется также по расположенному в бухте городу порту Новороссийск. Гидроним Цемес черкес, вшивый лес, что могло означать обилие каких либо… … Топонимический словарь