Дворец советов. Грандиозный проект, которому не суждено было сбыться. Забытый символ коммунизма. Почему Дворец Советов так и не построили (10.01.2014) Здание съезда советов

Дворец труда и Большой кинотеатр — этих названий не найти на карте современной столицы, они сохранились лишь в архивах. Попробуем представить, как бы выглядел наш город, если всем планам суждено было бы сбыться.

Москва — город, который активно строился и перестраивался на протяжении всей своей истории. Каждая эпоха привносила в облик столицы что-то новое, иногда пытаясь полностью поменять её архитектурную концепцию. Особенно это касается советского периода, когда появились такие стили, как знаменитый сталинский ампир и конструктивизм.

Архитектурные проекты той поры поражают воображение. Некоторые из них были воплощены в жизнь, но многие так и остались в архивах. Впрочем, только на бумаге можно увидеть и некоторые чертежи дореволюционного периода. Попробуем же представить, как бы выглядел наш город, если всем планам суждено было бы сбыться.

Дореволюционная подземка

Первые предложения по созданию метро в Москве появились ещё в 1875 году. Тогда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Пушкинскую площади до Марьиной Рощи. В 1902 году А.И. Антонович, Н.И. Голиневич и Н.П. Дмитриев составили доработанный проект, который предусматривал строительство Кольцевой линии, проходящей по Камер-Коллежскому валу, а также Центрального вокзала в Александровском саду и четырёх радиальных линий. Половину этих дореволюционных веток планировалось построить на эстакадах, а половину провести в тоннелях. Кольцевая по проекту должна была проходить по эстакадам и земляным насыпям.

Храм Христа Спасителя на Воробьёвых горах

Храм этот собирались воздвигнуть в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Архитектор Александр Витберг предложил построить его между Смоленской и Калужской дорогами, на Воробьёвых горах, которые Александр I поэтично назвал «короною Москвы». Вот несколько доводов, придавших вес предложению: это и желание императора соорудить храм за городом, поскольку в Москве «нет достаточно места, потребного для изящного здания»; это и ссылки на расположенный за городом собор Святого Петра в Риме; это и удачное географическое расположение — ведь расстилающееся у подножия Воробьёвых гор Девичье поле позволило бы видеть храм издалека. И последний довод: Воробьёвы горы расположены между путями неприятеля, вошедшего в Москву по Смоленской дороге и отступившего по Калужской.

Храм должен был стать самым высоким в мире: высота его наземной части должна была быть 170 метров (для сравнения: высота собора Святого Петра в Риме — 141,5 метра). В 1823 году начались заготовка камня и работы по соединению верховьев Волги и Москвы-реки для доставки камня к храму. Первый опыт оказался удачным, но вывезти большие партии так и не удалось, потому что воду в Москве-реке не смогли поднять до нужного уровня.

Строительство храма так и не продолжилось. Многочисленные ключи на склоне гор, свидетельствующие о песчаных грунтах, исключают возможность строительства большого сооружения не только на склонах, но и на вершине из-за опасности неравномерной осадки.

Дворец труда в Москве — неосуществлённый проект 1922-1923 годов. В центре столицы, на участке между Тверской улицей и площадями: Свердловской, Революции и Охотнорядской (на месте нынешней гостиницы «Москва») планировалось возвести грандиозный комплекс.

Дворец труда должен был вместить все рабочие организации Москвы, большие пролетарские библиотеки, зал заседаний на несколько тысяч человек, аудиторию на восемь тысяч слушателей, музей социальных знаний, столовую с пропускной способностью шесть тысяч человек, спортивные организации и многое другое.

Выставка проектов «Дворец труда» открылась в марте 1923 года. Этот крупнейший конкурс должен был во многом определить, по какому пути пойдёт советская архитектура. Представленный на нем проект братьев Весниных стал первым зданием в стиле конструктивизм. Однако его строительство так и не началось, а в 1935 году здесь появилась гостиница «Москва».

Сухаревская площадь

В 1931 году был разработан план генеральной реконструкции Москвы. Он предполагал полное изменение градостроительной концепции города. В центре должны были появиться широкие транспортные магистрали и высотные здания. Чтобы сделать это, начали сносить историческую застройку. В 1933 году дело дошло и до Сухаревой башни. Известные архитекторы пытались защитить башню. Живописец и реставратор Игорь Грабарь, академики архитектуры Иван Фомин и Иван Жолтовский написали Сталину письмо, в котором указывали, что решение ошибочно: «Сухарева башня, — писали они, — есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый… Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля».

Авторы письма предлагали в течение месяца разработать проект реконструкции Сретенской площади, который позволил бы разрешить транспортную проблему, при этом сохранив Сухареву башню. Архитектор Фомин вскоре представил этот проект — с круговым движением по площади. Были и другие варианты — пропустить транспорт западнее башни, передвинуть её на другое место, устроить тоннель для транспорта. Всему этому, увы, не суждено было сбыться.

При разборке Сухаревой башни один из наличников окон третьего этажа сохранили и перенесли в Донской монастырь, где его вмуровали в монастырскую стену. Часы с Сухаревой башни сейчас установлены на башне Передних ворот усадьбы Коломенское. Фундаменты башни также сохранились, но скрыты под современной площадью.

В 1980-е годы исполком Москвы принял решение о восстановлении башни. Был объявлен конкурс проектов, но ни один из них не был принят. Сейчас о существовании Сухаревой башни напоминает лишь памятный знак в сквере на Садовом кольце.

Дворец Советов в Москве проектировался как гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя Ленина высотой 70 метров. Таким образом, здание должно было стать самым высоким в мире. Под строительство было отведено место, на котором ранее стоял храм Христа Спасителя. Проект предложил Борис Иофан, а работу над памятником Ленину поручили Сергею Меркурову. Строительство было прервано с началом Великой Отечественной войны и больше не возобновлялось.

Зарядье

В соответствии с новой эстетикой советское правительство планировало расширить Красную площадь вдвое, а центральные площади — имени Ногина, Дзержинского, Свердлова и Революции в трёхлетний срок реконструировать. Территорию Китай-города хотели освободить от существующей мелкой застройки, за исключением отдельных крупных сооружений, и вместо них построить несколько монументальных зданий государственного значения.

Восьмой сталинской высоткой должно было стать административное здание в Зарядье. 32-этажный небоскрёб, заложенный в день восьмисотлетия Москвы, так и не был завершён. Все возведённые конструкции демонтировали, и в 1964-1967 годах на оставшемся фундаменте построили гостиницу «Россия».

Закрестовский путепровод

Решение об открытии ВСХВ (ВДНХ) повлияло на реконструкцию 1-й Мещанской улицы и Ярославского шоссе. От 1-й Мещанской Ярославка отделялась путями Октябрьской железной дороги, через которые был переброшен старый путепровод. Ширина его была настолько мала, что даже трамвайные пути можно было проложить только в одну нитку.

Первый проект архитектурного решения выполнил в 1935 году архитектор Михаил Жиров. Сооружение должно было иметь невиданные для Москвы размеры: его ширина составляла 40 метров. Проект Жирова не был утверждён, и дальнейшую работу над путепроводами поручили коллективу в составе инженера Юрия Вернера и братьев-архитекторов Константина и Юрия Яковлевых. Начатое в 1936 году строительство было завершено через два года.


Дом ТАСС

В 1934-1935 годах был объявлен конкурс на строительство здания ТАСС. Он проходил в три тура, а для здания выбрали новое место — Пушкинскую площадь. Автором одного из проектов был Леонид Гриншпан — известный архитектор эпохи постконструктивизма. Впрочем, его планы в жизнь так и не претворили. Существующее здание Информационного телеграфного агентства России было построено в 1976 году на Тверском бульваре по проекту архитекторов Виктора Егерева, Анатолия Шайхета, Зои Абрамовой и Геннадия Сироты.

Большой академический кинотеатр на Театральной площади

Большой академический кинотеатр — крупное общественное сооружение, которое по плану реконструкции Москвы должны были построить на площади Свердлова (нынешней Театральной площади), напротив здания Большого театра. Поскольку кино было признано «важнейшим из искусств», новый кинотеатр должен был архитектурно подчинить себе здание Большого театра. Кинотеатр должен превзойти Большой и размерами: в театре — две тысячи мест, а в Большом кинотеатре должно было быть четыре тысячи (потом, правда, эта цифра снизилась до трёх тысяч мест).

Конкурс на проект Большого академического кинотеатра был объявлен осенью 1936 года, но все проекты в итоге были признаны неудачными, все предложенные здания страдали гигантоманией, с которой как раз начинали усиленно бороться. Несмотря на то что кинотеатр на площади так и не появился, именно его проекту мы обязаны созданию совмещённого вестибюля станций «Площадь Революции» и «Площадь Свердлова».

Пантеон Славы

Пантеон в Москве — неосуществлённый проект мемориальной усыпальницы, «памятника вечной славы великих людей Советской страны», куда должны были перенести саркофаги Ленина и Сталина, а также «останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлёвской стены».

В 1953 году, сразу после смерти Сталина, был объявлен конкурс проектов пантеона, но его конкретное месторасположение не уточнялось. В центральные органы власти стали поступать многочисленные проекты, многие из которых перекликались с теми, что появились во время конкурса на сооружение Дворца Советов.

Памятник челюскинцам

Возвращение с полюса челюскинцев, снятых со льдины советскими летчиками (они, кстати, стали первыми Героями Советского Союза), стало народным праздником. Поэтому Моссовет объявил конкурс на проект памятника. Монумент планировалось разместить на стрелке Обводного канала (сейчас на этом месте находится монумент в честь Петра I Зураба Церетели).

Детская железная дорога в Парке культуры и отдыха имени И.В. Сталина (Измайловском парке)

В 1932-1933 годах в Москве уже существовала детская железная дорога — в детгородке Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. К концу 1930-х годов её закрыли.

Местом строительства Московской ДЖД затем избрали Общегородской парк культуры и отдыха имени Сталина в Измайлове (ныне Измайловском парке). Генеральным планом развития Москвы предусматривалось превратить этот парк в главную зону отдыха москвичей. Возле северо-западного входа должен был расположиться Центральный стадион СССР имени Сталина на 100 тысяч зрителей. В восточной части парка планировалось открыть крупнейший в мире зоопарк, а в центре парка, в пойме реки Серебрянки, обустроить огромный пруд площадью более 110 гектаров с ухоженными пляжами на 10 тысяч человек, яхт-клубом и станцией гоночных катеров.

Детская железная дорога должна была связать все культурно-развлекательные объекты парка и стать основным видом транспорта. При её создании было решено отказаться от сложившейся в те годы практики проектирования детских дорог детьми или молодыми специалистами в свободное от работы время. Был объявлен конкурс на лучший проект детской дороги и всех её сооружений. По его условиям архитектура вокзальных зданий должна была стоять на качественном уровне московского метро, сооружений канала Москва — Волга, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и быть ярким образцом «радостной советской архитектуры». Особое внимание уделялось разнообразию стилей, а потому каждый из участников готовил проект не всей дороги, а только одного из вокзалов. Итоги архитектурного конкурса подвели весной 1940 года.

В 1940-1941 годах московские детские технические станции и дворцы пионеров провели набор в кружки юных железнодорожников. С первого же дня они были распределены по службам (движения, тяги, вагонной и так далее). Весной 1941 года, пройдя начальный теоретический курс, ребята приступили к практическим занятиям. Но поскольку дорога к тому моменту ещё не была построена, занятия проходили на предприятиях Московского железнодорожного узла. Например, юные паровозники под руководством опытных машинистов водили пассажирские поезда с Савёловского вокзала.

20 июня 1941 года окончательный вариант проекта детской железной дороги был сдан на утверждение. А через два дня началась Великая Отечественная война. После войны неоднократно предпринимались попытки вернуться к вопросу о строительстве детской железной дороги, но все они так и не увенчались успехом.

Как могли бы выглядеть привычные нам улицы

Амбициозные проекты реконструкции города коснулись почти всех центральных улиц и площадей нашего города. Выглядеть совсем не так, как мы привыкли, могли бы и Манежная площадь, и Тверская, и Курский вокзал.





За всю историю существования СССР советским руководителям не раз приходили в голову самые невероятные планы по изменению облика столицы. Особенно грандиозны были периодически возникавшие идеи возведения новых зданий, призванных продемонстрировать величие социалистического строя в целом и советской архитектуры в частности. Однако по тем или иным причинам все эти невероятные здания так и не были построены, иначе центр Москвы сейчас выглядел бы совсем по-другому. Предлагаем вашему вниманию несколько таких неосуществленных проектов.

Шикарный дворец планировали выстроить для того, чтобы проводить в нем сессии верховного совета СССР, а также другие значимые мероприятия.


Проект придумал знаменитый архитектор сталинской эпохи Борис Иофан. Гигантская конструкция должна была представлять собой башнеобразное здание, украшенное снаружи скульптурой и фресками, на вершине которого возвышалась бы стометровая фигура Ленина. Высота сооружения вместе с Ильичом – более 400 метров, что на тот момент было бы выше американского небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг. Ну а вес – 1,3 миллиона тонн. Предполагалось, что здание-монумент будет символизировать торжество социализма.



Дворец Советов планировали оснастить современной для тех лет системой климат-контроля, лифтами, а снаружи он должен был освещаться мощнейшими прожекторами. Согласно предварительным расчетам, это сооружение прохожие моли бы увидеть с расстояния 35 километров.


Возводить мегаздание планировали на месте Храма Христа Спасителя. Сразу после того, как его взорвали и были разобраны руины, строители взялись за подготовительные работы. Однако дальше изготовления фундамента дело не пошло: началась война и государству было уже не до дворцов. Стальные конструкции, подготовленные для строительства здания-башни, пошли на нужды обороны Москвы.

После войны возвращаться к проекту уже не стали. Ну а его фундамент был использован для бассейна «Москва», открытого здесь в 1960 году. За три года до этого расположенная рядом станция метро «Дворец Советов», названная в честь так и не построенного здания-мемориала, была переименована в «Кропоткинскую».

Здание Наркомтяжпрома

Устрашающее и труднопроизносимое название «Наркомтяжпром» расшифровывается как Народный комиссариат тяжёлой промышленности СССР. Эта организация существовала только с 1932 по 1939 годы, после чего была упразднена. Однако в 1934-м, когда в стране наблюдался интенсивный рост развития тяжелой промышленности, никто не подозревал о столь короткой истории Наркомтяжпрома, и власти объявили конкурс на лучший проект для его здания. Архитекторы представили сразу несколько интересных и смелых работ. Одним из наиболее подходящих называли проект Ивана Фомина, основателя советского монументального классицизма.


Это здание, представляющее собой замкнутое кольцо с прямым торцевым корпусом, четырьмя башнями, которые соединены переходами, и красивой аркой. Высота здания – 12-13 этажей, а башен – 24 этажа. Сквозь проемы главного фасада должен был отлично просматриваться Мавзолей.

Возвести здание планировалось прямо возле Красной площади, на месте торговых рядов (современный ГУМ). Поскольку эта постройка должна была иметь огромные размеры, реализация проекта предполагала и расширение самой Красой площади, причем почти в два раза. Впрочем, уже год спустя было решено все же строить здание чуть в стороне, в районе Зарядья.

В связи со смертью Орджоникидзе и расформированием подведомственного ему Наркомтяжпрома необходимость в таком проекте отпала сама собой.


Большой академический кинотеатр

Слова Ленина о роли кинематографа в жизни советских людей в 1930 годах было решено воплотить в жизнь в виде строительства в центре Москвы Большого Академического кинотеатра. Это здание должно было стать противовесом Большому театру и располагаться прямо напротив него.


Над странной идеей трудились три группы архитекторов, но ни один из предложенных ими проектов не был одобрен властями. Здания получились слишком огромными, к тому же, проблема реконструкции площади Свердлова (ныне – Театральной) и изменения фасада гостиницы «Москва», которая возникла бы при строительстве, архитекторами решена не была.

Центральный дом «Аэрофлота»

Проект гигантского здания Управления «Аэрофлота», которое должно было возвышаться на площади Белорусского вокзала, был разработан архитектором Дмитрием Чечулиным, причем всего за два месяца. Здание должно было увековечить подвиги советских летчиков (в частности, тех, что спасли челюскинцев) и продемонстрировать мощь отечественной авиации. В случае реализации проекта в здании разместились бы все службы «Аэрофлота», а также огромный конференц-зал, почта, сберкассы и другие сопутствующие организации.


Дом «Аэрофлота» должен был иметь аэродинамическую форму и венчаться скульптурной группой из нескольких человек, один из которых держит гигантские крылья (эмблему авиации). Перед зданием задумывалась легкая и величественная триумфальная арка с фигурами семи летчиков-героев, которые должен был изготовить скульптор Иван Шадр.


Идея строительства гигантской мемориальной усыпальницы, в которой покоились бы тела великих советских людей и, прежде всего, тех, что уже были захоронены у Кремлевской стены, возникла сразу после смерти Сталина на заседании комиссии по похоронам.

Среди предложенных архитекторами проектов наиболее подходящей посчитали работу Николая Колли. Пантеон общей площадью 500 тысяч квадратных метров (!), по задумке зодчего, должен был иметь величественные колонны и венчаться огромной женской фигурой. Также Колли предлагал щедро украсить здание барельефами, монументальной живописью и мозаикой. Дополняет картину гигантских размеров надпись на фасаде «Вечная слава великим людям Советского Союза».


Пантеон планировали поставить вплотную к Красной площади, для чего пришлось бы ликвидировать ряд исторических зданий Москвы. Саркофаг с телами Ленина и Сталина должны были перенести в эту гигантскую усыпальницу вместе с остальными телами «великих советских людей».

По каким причинам проект был заморожен – точно неизвестно. Согласно одному из предположений, сыграл роль приход к власти Хрущева, известного своей борьбой с излишествами в архитектуре.

Текст: Анна Белова

Советский Союз колоссальными темпами возводит в центре Москвы циклопических размеров здание – Дворец Советов. Общая высота строения должна будет составить 415 метров (без учета громадной фигуры Ленина на верху).

Это выше Эмпайр-стейт-билдинг – высочайшего сооружения того времени. 100-метровая фигура Ленина по первоначальной идее, должна была указывать на солнце, при этом постоянно двигаться, но позже от этой задумки отказались. Монумент должен был стать небоскребом номер 1 как в Москве, так и в мире – главный гигант СССР.

В голове гигантской фигуры Ленина предполагалось сделать зал заседаний. Здесь, в торжественной обстановке, будут принимать в ряды СССР новые республики и государства. Начало колоссальной стройки было положено на первом Съезде Советов (тогда же объявили о создании Советского Союза) в 1922 г. Здание должно было стать символом Великой страны. Поэтому старый символ, царской России, уничтожили при помощи громадного количества взрывчатки.

Всего в конкурсе на лучшее строение претендовали почти 300 проектов. Первоначально вместо одной огромной башни с Ленином на вершине предполагалось несколько зданий в составе одного большого комплекса. Проектировали столь амбициозное и грандиозное здание лучшие архитекторы Союза в течение 8 лет.

Общий вес здания составил бы 1,5 миллиона тонн, но этот громадный вес распределяется неравномерно по площади здания. Для возведения столь мощного сооружения не подходил ни один вид стали, поэтому, специально для него разработали новую марку стали под названием ДС.

Геодезические исследования показали, что место для строительства выбрано удачно – фундамент будет опираться на мощный слой известняка. Основание башни – это два бетонных кольца, диаметром по 140 и 160 метров каждый. Грунтовые воды остановили асбестовые щиты, пропитанные битумом. В подвальных этажах планировалось разместить технические и коммунальные службы.

Уже построили 7 этажей этого гигантского и амбициозного проекта. Страна Советов доказала, что даже такие безумные проекты ей по плечу.


Дворец Советов в Москве начали возводить в соответствии с типичной традицией тех времен, с учреждения Управления Строительством Дворца Советов. Управление использовало проект Дворца Советов в Москве, разработанный Борисом Иофаном.

Ожесточенные споры велись вокруг выбора места для построения здания – от ученых и архитекторов поступали предложения возвести Дворец в районе Китай-города, Охотного ряда, на Ленинских горах (Воробьевых) и на месте Храма Христа Спасителя. Примечательно, что данное сооружение могло расположиться на территории, занимаемой сейчас МГУ им Ломоносова .

Получилось так, что товарищ Сталин, вроде как, вынуждает членов комиссии выбрать именно территорию под Храмом Христа Спасителя. Удивляет с какой скоростью была взорвана святыня: с момента принятия решения прошло меньше 6 месяцев. Недоброжелатели вождя сделали все возможное, чтобы это выглядело как будто Сталин единолично принял решение о сносе собора, но это не так.

В свое время, будущий лидер большевиков планировал стать священником и учился в духовной семинарии. Из рассекреченных документов следует, что Сталин не был противником церкви. Решение о сносе было принято без особых раздумий и, скорее всего, его приняли политические противники Отца народов, такие как Н. Бухарин, известный своими антирелигиозными выходками или тот же “клоун” Хрущев.

Он был “главным палачом СССР”: уничтожал десятки храмов, репрессировал церковнослужителей, подготавливал расстрельно-репрессивные заявки, в которых были десятки тысяч фамилий, а Сталин, в свою очередь одни заявки отклонял, другие уменьшал.


Требования к проекту возведения

Всесоюзный конкурс, объявленный в 1931 г. на разработку чертежей, был вероятнее всего, прикрытием уже принятого вождем решения в пользу Дворца Советов Иофана. Его чертежи отвечали всем предъявляемым требованиям: здание в Москве необходимо разместить на большом открытом пространстве, не допускается ограждение колоннадами или другими сооружениями, высота здания советов должна в разы превосходить городской пейзаж, избегать храмовых мотивов, отображать всю монументальность и цельность новостроя.

Выбрав победителем проект Бориса, Отец народов сделал ряд замечаний, одним из которых было завершить Дворец в Москве верхушкой в виде высокой колонны. А колонну необходимо венчать серпом и молотом, подсвечивающихся изнутри с помощью электричества. Рассматривая небоскреб как памятник Ленину, архитекторы приняли решение завершить московский Дворец Советов монументальной скульптурой лидера большевиков.

Памятник Ильичу планировался как советский вариант Колосса Родосского. Конечный вариант постройки утвердили в феврале 1943 г. На нем здание Советов выглядит как самое большое здание на земле. Высота здания составляла 415 м, высота памятника Ленину – 100 м, а объем 7500 тыс. м3, как итог, это было самое высокое здание в мире на тот момент.

С трудом можно представить, но памятник Ленину можно было бы увидеть с расстояния 70 км. Задача перед зодчими стояла сложная: выразить в Колоссе идею нового государства, гарантировавшего процветание и благосостояние, и, прежде всего, построение социализма.

Гонка в строительстве между Москвой и Берлином

Одновременно с реализацией идеи Дворца Советов в Москве в Берлине возводили не менее монументальное здание – Купольный Дворец (Дом собраний). Адольф Гитлер также, как и Иосиф Сталин занимался переустройством столицы. В планах должны были появится монументальные сооружения: рейхсканцелярия, верховное командование вермахта, партийная канцелярия, дворец самого Гитлера и Дом собраний.

В отличии от большевиков фюрер отказался сносить постройки с историческим значением – старый рейхстаг, здесь предлагали начать масштабную стройку. Он предложил использовать старое здание под библиотеку. Новое здание парламента должно было вместить гораздо большее число депутатов.

Размеры Купольного дворца были колоссальными – 21 млн. м 2 . Гитлер был в неописуемом восторге от мысли возведения монумента такого масштаба. Надо отметить, что немецкий диктатор очень сильно расстроился, когда узнал высоту Дворца Советов, так как Дом собраний существенно уступал по этому показателю. В этот момент между вождями началось своеобразное соревнование: кто сможет выше и дороже построить будущий символ процветания страны.

Фюрер, пытаясь примериться с мыслью, что Купольный Дворец не сможет превзойти Сталинский небоскреб, решил для себя, что его дворец будет уникальным творением архитекторов тысячелетнего рейха. В годы войны Гитлер на время оставил реализацию своих архитектурных замыслов, но никогда не забывал о конкуренции с Дворцом Советов СССР. В планы немецкого диктатора входило уничтожение высотки после захвата Москвы.


Здание Советов в Москве. Кадр из фильма “Шпион”

Возведение Дворца Советов в Москве стало самостоятельной отраслью науки. В рамках проекта проводились специализированные исследования, функционировали опытные лаборатории, создавались целые заводы для производства строительных материалов. К началу 1940 г. был вырыт невероятного размера котлован, в грунт вмонтировали арматуру из специальной стали.

В СССР на строительстве своего главного символа денег не экономили. Удивительным было даже то, что стройка началась без каких-либо финансовых и технических расчетов. Внутреннее убранство интерьера измерялось лишь количественным показателем, без пересчета на рубли. Например, одних только картин предполагалось 18 тыс. м 2 .

Война нарушила все планы архитекторов и художников. В 1941 г. возведение Дворца было остановлено и более не возобновилось, несмотря на все «попытки» Хрущева. Родоначальник уродливых 5-этажек под снос провел заведомо проигрышный конкурс на предмет размещения Сталинского Дворца Советов на участке, занимаемом сейчас МГУ на Воробьевых горах. Задача конкурса была в том, чтобы гармонично вместить монументальное здание высотой в 415 м в облик города. Естественно, это было невозможно сделать, в следствии чего идею возведения гиганта «зарубили».


Вид с памятника Ленина. Кадр из фильма “Шпион”

Стройка после Великой Победы

На бумаге же работа не прекращалась даже в годы Великой Отечественной войны. Иофан, находясь в эвакуации, продолжал оттачивать Дворец Советов на бумаге, а также выдвигал предложения использовать отдельный элемент здания для строительства небоскреба в Свердловске.

Во время войны все строительные мощности Управления Дворца Советов были переброшены на второй, по значимости для Сталина, проект – Московское метро. Метрополитен строили ударными темпами и вводили очередную станцию ровно в срок.

После окончания войны вождь загорелся новой идеей – строительством высоток, облик которых был заимствован из чертежей Дворца Советов Бориса Иофана. По замыслу Сталина главный город страны планировалось наполнить высотками, чтобы поражать иностранцев своим величием и подтверждать статус сверхдержавы.


Слева – Наркомат тяжелой промышленности по проекту Мельникова. По центру – здание Наркомата тяжелого машиностроения по проекту Чичулина.

Архитектурную концепцию здания советов в Москве должны были поддержать Сталинские высотки. Они перекликались с ним, то отдаляя, то приближая к себе архитектурную перспективу центра столицы.

Пропорции и силуэт зданий должны были быть оригинальными и своей архитектурно-художественной композицией гармонировать с исторической застройкой и силуэтом будущего Дворца Советов. Справедливости ради, надо сказать, что это было сделать крайне проблематично, потому как Московский Кремль на фоне такого монолита, смотрелся бы по меньшей мере странно.

Построение Дворца Советов в Москве отодвигалось с каждым новым съездом партии. Почему-то, Иосиф Сталин постоянно затягивал возведение гиганта, при этом, очевидных причин на то не было. Но вот удивительное – строительство высоток вождь всячески форсирует.

Несмотря на то, что Дворец Советов в Москве так и не возвели, работы по его строительству дали весьма позитивные результаты в дальнейшем. Управление строительства Дворца Советов приобрело огромный опыт на протяжении всего проектирования здания и в дальнейшем стало, своего рода, элитным строительным подразделением. Этому отделу поручили возведение стратегически важного объекта – Останкинской башни.

«Клоунада» Хрущева

«Сила всегда привлекает людей с низкой моралью, на смену гениальным диктаторам неизменно приходят мерзавцы. В этом есть своя закономерность» – А.Эйнштейн.

После смерти вождя народов, каким-то случайным образом страну возглавил «главный палач СССР» Н. С. Хрущев. В тщетных попытках избавиться от Сталинского прошлого и хоть как-то выглядеть на его фоне не столь жалким руководителем, он подготовил доклад «О культе личности и его последствиях», в котором обвинил Иосифа Сталина в неуважении к Владимиру Ильичу Ленину потому, как Дворец Советов в Москве, запланированный еще 30 лет назад так и не был построен и это должно быть исправлено. По своей никчемности и низости Хрущев может уступить только Горбачеву. Если первый разрушал страну по глупости, то второй – делал это целенаправленно, за деньги.

Естественно, Хрущев и не собирался возводить монументальное сооружение. Появление гиганта означало бы победу Сталинской эпохи и являлся бы кульминационным моментом всех его архитектурных преобразований. Хрущев же осуждал Сталина и поэтому не мог позволить этому свершится. Решение этого вопроса он нашел, как и подобает такому человеку, крайне циничное. Был объявлен конкурс на проект нового Дворца Советов, но с весьма занимательными критериями.

Достаточно привести краткий отрывок из описания конкурса: «свободны от формалистических, реставраторских, эклектических тенденций и подражания современной капиталистической архитектуре». Все расплывчато и абстрактно. Конечно же, благодаря таким формулировкам можно любому проекту сказать: «Вы нам не подходите!».

Несмотря на это, в конкурсе приняли участие многие известнейшие архитекторы: Б. Иофан, Д. Чечулин, И. Жолтовский и другие. Теперь же, все их чертежи и работы не проходили «конкурсный» отбор. Неудивительно, что не было выбрано ни одного проекта, способного удовлетворить таким критериям.

Хрущевская «клоунада» закончилась запланированным фарсом, а СМИ уже во всю боролись с собственной – советской архитектурой. В итоге, Дворец Советов в Москве так и остался главным гигантом СССР, но только на бумаге.


Одна из самых грандиозных строек СССР - это незаконченный Дворец Советов, который пытались возвести в 30-е и 50-е годы. Цель его сооружения заключалась в демонстрации мощи и величия социализма.

Начало работ

Впервые идея строительства здания подобного масштаба возникла в 1922 во время Первого съезда Советов. Целью строительства было показать величие города, указать на то, что он является центром мира, создать единую композицию из высотных зданий в центре столицы. Дворец Советов так и не был построен, однако благодаря этому замыслу активно начала развиваться отечественная архитектура, появилось новое направление, которое назвали «сталинским классицизмом».

1931 год ознаменовался масштабным интернациональным конкурсом, целью которого было выявить лучшего архитектора и сам проект здания, который и стал бы центром города Советов предполагал не только возведение памятника на крыше самого большого строения в городе, но и окружение его величественными зданиями, которые должны были указывать на величие державы и поражать воображение рядовых граждан страны.

Помимо профессионалов, участие в конкурсе принимали и обычные граждане, а также работы архитекторов из других государств. Однако большая часть проектов не удовлетворяла выдвинутым требованиям или не отвечала идеологии страны, поэтому конкурс продолжили уже среди реальных претендентов из пяти групп, в число которых входил Б. М. Иофан.

За два года проведения конкурса участники создали более 20 проектов. Результаты конкурса были объявлены 10 мая когда комиссия постановила принять проект Б. М. Иофана, а также использовать лучшие приемы и части проектов других архитекторов, привлекая их к работе над проектом здания.

Строительство и война

1939 год стал началом строительства. Очередной съезд партии постановил закончить его в 1942 году, но этому не суждено было свершиться.

Конечно, замысел была грандиозным. Помимо того, что Дворец Советов СССР должен был возвышаться на 420 метров в высоту, высота его потолков внутри должна была составлять около 100 метров. Зал, где планировались проводить сессии Верховного Совета, вмещал в себя (согласно проекту) 21 000 людей, а вот малый зал смог бы принять 6 000 гостей.

Главный архитектор был не в восторге от того, что на здании придется установить статую Ленина, поскольку архитектура строения сразу бы померкла рядом с величественностью вождя. Однако под давлением соавторов проекта ему пришлось уступить.

Стройка началась без особых проблем, однако с все работы были приостановлены. Со временем Дворец Советов остался без металлического каркаса. Он был изъят для нужд промышленности, которая на тот момент остро нуждалась в металле.

После окончания войны все ресурсы, оставленные для строительства здания, были использованы для восстановления страны, поэтому стройка так и не началась.

После его режим подвергся жесткой критике, собственно, как и сам проект стройки. Поэтому Хрущев решил провести конкурс на новый проект и архитектора. Однако ничего интересного и нового конкурс не выявил, поэтому строительство так и не было продолжено.

На сегодняшний день от грандиозной стройки всех времен остался только фундамент, на котором сегодня располагается Храм Христа Спасителя. Бункер здания Дворец Советов, который находится под храмом, содержит в себе множество ходов и тайн, однако добраться туда не так просто, как хотелось бы.

Дворец Советов - это плод любви модернистского ар-деко и сурового советского неоклассицизма.Разработанный в 30-х годах прошлого столетия, проект этого сооружения впечатляет своим экстерьером и по сей день (правда, на картинках). Стоэтажный 420-метровый Дворец Советов должен был стать самым высоким сооружением мире.

Строительство его началось в 1937 году и скоропостижно закончилось в сентябре 1941-го, когда стройматериалы, предназначавшиеся для дворца, пошли на военные нужды. После войны строительство решили не возобновлять, не до того было.

Главный Туркменский канал

1950 год ознаменовался началом великой всесоюзной стройки. Главный Туркменский канал был спроектирован с целью обводнения и мелиорации засушливых земель Туркмении, увеличения посевочных площадей хлопка, а также с целью проложить судоходное сообщение между Волгой и Амударьей. Предполагалось провести 25% стока вышеупомянутой Амударьи по высохшему руслу Узбоя до города Красноводска.

Цель действительно впечатляющая, особенно если учесть, что длина проектируемого канала составляла около 1200 км, ширина - не менее 100 м, глубина - 6-7 м. Помимо основного канала также проектировалась сеть ирригационных каналов общей протяженностью в 10 000 км, около 2000 водоёмов, три ГЭС. При строительстве планировалось задействовать 5000 самосвалов, 2000 бульдозеров, 2000 экскаваторов, 14 земснарядов. В качестве рабочей силы было решено использовать заключенных и местных жителей. На 1953 год на стройке числилось 7268 вольнорабочих и 10 тысяч заключенных.

Конечно, вышеперечисленными средствами правящая верхушка не ограничивалась. На эту стройку работала вся страна, о чем нам красноречиво говорит цифра в 1000 (!) вагонов грузов, которые поставлялись сюда со всех уголков Союза ежемесячно.

Сразу после смерти вождя строительство ГТК было остановлено по инициативе Берии. А затем и вовсе прекращено из соображений нерентабельности. Но к этому времени на строительство объекта было безвозвратно потрачено более 21 млрд советских рублей, или 2,73 трлн современных российских.

Трансполярная магистраль (стройка 501-503)

Человек года (1940, 1943) по версии журнала Times (речь о Сталине, если что) свои амбиции по географическому признаку не ограничивал. По его инициативе в послевоенное время, с 1947-го по 1953-й, крупная строительная организация с незамысловатым названием «ГУЛАГ» работала над грандиозным проектом - Трансполярной магистралью.

Целью данного строительства было соединение западного севера (Мурманск, Архангельск) с восточным севером (Чукотка, побережье Охотского моря).

Ввиду крайне сжатых сроков строительство велось параллельно с проектно-изыскательскими работами, что не могло не сказываться на качестве возводимого железнодорожного полотна.Всего на стройке было задействовано приблизительно 80 тысяч человек, не считая охраны.В 1953 году работы были остановлены, а в 1954-м - посчитана их стоимость: примерно 1,8 млрд советских рублей.

Сахалинский тоннель (стройка 506-507)

Еще одна колоссальная стройка, прервавшая свое существование вместе со смертью Сталина - Сахалинский тоннель.

Стартовавшее в 1950 году строительство по плану должно было финишировать уже в 1955-м. При длине тоннеля в 10 км сроки были более чем сжатые. От социализма к коммунизму пятилетними шагами! А шагала страна конкретно на этой стройке ногами более 27 тысяч человек все тех же заключенных и вольнорабочих.И весной 1953 года стройка закрылась.

Поворот сибирских рек

Оговоримся сразу: собственно реки никто разворачивать не собирался. Планировалось лишь перенести часть стока некоторых сибирских рек, например Оби и Иртыша, в засушливые области СССР - по земледельческим причинам.

Проект стал одним из самых грандиозных проектов ХХ столетия. Более двадцати лет над ним трудились 160 научных и производственных организаций СССР.

Первый этап работ подразумевал строительство канала длиной 2500 км, шириной от 130 до 300 м и глубиной 15 м. Второй этап представлял собой изменение направления течения Иртыша на 180 градусов. То есть воды Иртыша планировалось направить в обратном направлении с помощью насосных станций, гидроузлов и водохранилищ.

Разумеется, этому проекту не было суждено воплотиться в жизнь. Здравый смысл взял верх над имперскими амбициями - советские академики все же уговорили руководство страны оставить сибирские реки в покое.

Башня Никитина - Травуша 4000 (проект)

В 1966 году инженеры Никитин (между прочим, главный конструктор Останкинской телебашни) и Травуш предложили проект самого высокого небоскреба в мире. Причем строить его планировали в Японии. Теоретически небоскреб был великолепен: его высота составляла 4 км! Башня делилась на четыре сетчатые секции в километр длиной и с диаметром у основания 800 м. Башня, будучи по задумке жилым зданием, должна была вмещать до 500 тысяч человек.

В 1969 году проектная работа была остановлена: заказчики вдруг опомнились и потребовали уменьшить высоту здания до 2 км. Потом - до 550 м. А потом и вовсе отказались от царь-башни.

Терра-3

Останки сооружения 41/42В с комплексом лазерного локатора 5Н27 стрельбового комплекса 5Н76 «Терра-3». Фото 2008 г.

«Терра-3» - это не что иное, как проект зональной системы противоракетной и противокосмической обороны с лучевым поражающим элементом. Он же научно-экспериментальный стрельбово-лазерный комплекс. Работы над «Террой» велись с 60-х годов прошлого века. К сожалению, уже в начале 70-х ученые стали понимать, что мощности их лазеров недостаточно для того, чтобы сбивать боеголовки. Хотя спутники она сбивала, этого у нее не отнять. Проект как-то сам сошел на нет.