Хельсинки храм на сенатской площади. Кафедральный собор святого николая. Интересные факты и дополнительные сведения о храме

Кафедральный собор Святого Николая - главный храм столицы Финляндии Хельсинки. Действующая лютеранская церковь. Популярная достопримечательность города и памятник архитектуры XIX в.

Строительство храма велось в период с 1830 по 1852 гг. во время царствования императора Николая I. Тогда Финляндия находилась в составе Российской Империи как Великое княжество Финляндское. Автор проекта - финский архитектор немецкого происхождения Карл Людвиг Энгель. Архитектурный стиль храма - неоклассицизм. Освящен в честь святого Николая Чудотворца, небесного покровителя Николая I.

Известно, что храм имеет много схожего с известным Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге. Оба храма строились в один период.

После революции 1917 г., когда Финляндия стала независимым государством, храм был переименован в "Сууркиркко" ("Большая церковь"). В 1959 г. переименован в Хельсинкский собор.

Храм является доминантой архитектурного ансамбля Сенатской площади - главной площади города. Тысячи туристов из разных стран ежегодно посещают это популярное место.

Кафедральный собор Хельсинки (по фински собор называется Tuomiokirkko) Главный собор Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии расположен на северной стороне Сенатской площади Хельсинки. Ежегодно храм посещают порядка полумиллиона туристов.

Строительство собора велось в период с 1830 по 1852 года по проекту немецкого архитектора Карла Людвига Энгеля (1778-1840). В 1840 году Энгель скончался и работы возглавил другой немецкий архитектор - Эрнст Лорман (1803-1870). Лорман несколько переработал проект, дополнил центральный купол собора четырьмя небольшими куполами, соорудил два дополнительных боковых павильона, западный для колоколов, а восточный для капеллы, также на крыше собора появились цинковые статуи 12 апостолов, есть сведения что идея украсить крышу статуями апостолов принадлежит Николаю I (1796-1855).

Храм был освящен и открыт 15 февраля 1852 года и получил название церковь Святого Николая небесного покровителя торговли и мореходства, а также святого-заступника императора Николая I инициатора строительства храма. В 1917 году Финляндия обрела независимость и храм переименовали в Большую церковь, в 1959 году когда в Хельсинки появилась епископская кафедра собор стал называться Кафедральным.

История строительства

В 1812 году Хельсинки провозгласили столицей Великого княжества Финляндского в составе Российской империи, Александр I приказал отстроить город согласно его новому статусу. В то время Хельсинки представлял собой небольшой городок с 3500 жителями, и еще не восстановился после последнего большого пожара произошедшего осенью 1808 года, когда сгорело 77 зданий, а это треть города. Реализацией нового проекта по реконструкции города занимался специально созданный комитет, его главой был назначен Йохан Альбрехт Эренстрём (1762-1847) под его руководством был составлен новый прямоугольно-квадратный план застройки Хельсинки. Немецкий архитектор Карл Людвиг Энгель придал городу его характерный облик в стиле классицизма, так в частности по его проекту построены: Сенатский дворец (период строительства 1818-1822) расположен на восточной стороне Сенатской площади сейчас здесь находится Государственный совет символ государственной власти, Главное здание Университета (период строительства 1828-1832) расположено на западной стороне Сенатской площади, Здание библиотеки Университета (период строительства 1836-1845) расположено на западе напротив главного входа в Кафедральный собор, и конечно же сам Кафедральный собор Хельсинки.

Для создания ансамбля Сенатской площади понадобилось сносить старые здания. Деревянная церковь Ульрики Элеоноры построенная в 1724-1727 годах (Ульрика Элеонора шведская королева (1688-1741)) была снесена в 1827 году. Решение о сносе церкви было принято синодом в виду недостаточной вместительности и презентабельности, заодно были снесены городская ратуша, несколько старых зданий и старое кладбище, существовавший рынок перенесли на Торговую площадь, предстояло создать Главную площадь столицы Великого Княжества Финляндского Хельсинки. Сейчас о существовании церкви Ульрики Элеоноры напоминает гранитный медальон с барельефом и надписью в северо-западном углу Сенатской площади и столбики которые указывают место где находился алтарь. О когда-то снесенном кладбище напомнили археологические раскопки на Сенатской площади, во время проведения раскопок осенью 2012 года Городским музеем Хельсинки на глубине 60 см были найдены 260 человеческих останков, 40 из них были взяты для лабораторных исследований их планируется захоронить на хельсинкском кладбище, а остальные останки перезахоронены на том же месте, только на большей глубине не доступной для экскаваторов.

Внешний вид собора

Собор построен на холме в стиле классицизма (возможно неоклассицизма), имеет форму симметричного греческого креста (равносторонний крест), пятикупольный. Центральный купол собора символизирующий Христа, окружен четырьмя куполами символизирующие четырех евангелистов (авторы четырех канонических Евангелий: Матфей, Марк, Лука, Иоанн), с каждой из четырех сторон сооружение выделено треугольным фронтоном и колоннадой с шестью коринфскими колоннами, фасады расчленены пилястрами того же архитектурного ордера и украшены барельефами изображающими события из жизни Христа. Над главным входом в собор начертано имя Бога, «Яхве». На крыше собора по углам фронтонов, над колоннами установлены отлитые из цинка фигуры Двенадцати апостолов (апостол - по греч. посланник).

Западный фронтон, Кафедральный собор Хельсинки
Апостолы Симон Кананит, Петр, Фома

Западный фронтон: Симон Кананит - покровитель кожевников, дровосеков, ткачей в руках пила, Петр – покровитель рыбаков и слесарей в руках у него ключи от Царства Небесного, Фома - покровитель архитекторов, строителей, топографов в руках линейка-угольник.

Южный фронтон Кафедрального собора.
Апостолы Варфоломей, Иоанн и Матфей

Южный фронтон: Варфоломей - покровитель ремесленников в руках нож, Иоанн - покровитель семьи и брака а также покровитель всех имеющих отношение к книгам и издательскому делу в руках чаша и евангелие у ног орел одно из лиц тетраморфа (крылатое существо из видений пророка Иезекииля единого с четырьмя лицами; ангела, льва, быка, орла, у протестантов тетраморф представлен в образе четырех живых существ которые охраняют четыре угла Трона Господа и четырех пределов рая, сейчас истолкованы как символы четырех евангелистов), Матфей - покровитель банкиров, таможенных работников, налоговых служащих, бухгалтеров и финансовых служб в руках письменные принадлежности рядом ангел другое из лиц в тетраморфа.

Восточный фронтон Кафедрального собора Хельсинки.
Апостолы Иаков Алфеев, Павел, Иаков Заведеев

Восточный фронтон: Иаков Алфеев - покровитель людей в безвыходных ситуациях в руках палка, Павел - покровитель проповедников, теологов, церковных журналистов в руках меч, Иаков Заведеев - покровитель паломников, солдат и кавалеристов в руках посох с ракушками.

Северный фронтон, Кафедральный собор Хельсинки
Апостолы Филипп, Андрей, Матфий

Северный фронтон: Филипп - покровитель мелких торговцев, валяльщиков в руках крест и открытая книга Андрей - покровитель рыбаков в руках косой крест (Андреевский), Матфий – защитник плотников, мясников, кузнецов в руках алебарда. Трехметровые статуи выполнены в мастерской S.P. Deravanne в 1845-1847 годах берлинскими скульпторами: Hermann Schievelbein (1817-1867) – апостолы Павел, Петр, Фома, Симон Кананит, Иаков Заведеев, Матфий и August Julius Wredow (1804-1891) – апостолы Андрей, Матфей, Иаков Алфеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей. Цинковые скульптуры апостолов установлены в 1849 году. Со стороны Сенатской площади к собору ведет огромная монументальная гранитная лестница шириной 60 метров. Первоначально собор был покрашен в желтый цвет вписываясь в общий ансамбль с другими зданиями Сенатской площади, однако в конце XIX века был выкрашен в три разных оттенка светло серого цвета. Благодаря расположению на холме и белому цвету окраски создается ощущение, что собор парит над городом. Цвет куполов собора зеленый, это говорит о том что он посвящен Святому.

Внутренний вид собора

Интерьер Кафедрального собора Хельсинки отличается простотой, ничего лишнего, полностью отсутствует та помпезность присущая Православным храмам. Внутреннее пространство выкрашено в белый цвет, по углам центральной части собора находятся памятники величайшим деятелям движения реформации церкви: основателю протестантизма Мартину Лютеру (1483-1546), теоретика лютеранства Филиппу Меланхтону (1497-1560) и первому епископу протестанско-лютеранской церкви в Финляндии с 1554 года Микаэлю Агриколе (1510-1557) в четвертом углу центральной части находится кафедра проповедника. Памятники Лютеру и Меланхтону являются увеличенными гипсовыми копиями с памятника Реформации в Вормсе (Германия) работы Эрнста Ритшеля (1804-1861). Памятник Микаэля Агриколы работа финского скульптора Вилле Вальгрена (1855-1940). Алтарь как и положено располагается в восточной части помещения. Алтарную картину «Положение Христа во гроб» выполнил придворный живописец Николая I Тимофей Андреевич Нефф (1805-1876). Фигуры Ангелов по сторонам от главного алтаря создал немецкий скульптор Густав Блезер (1813-1874). В Кафедральном соборе установлен орган насчитывающий 57 регистров, выполнен на датской фабрике Marcussen & Son в 1967 году от предыдущего органа немецкой фирмы Walcker созданного по проекту Эрнста Лормана в 1846-1847 годах сохранился лишь фасад. Для прихожан в соборе установлены кресла-скамейки во время службы прихожане встают только в особо значимых моментах.

Дополнительный сведения

В 1970 году произведена реставрация крипты (подвальное, полуподвальное помещение под алтарем и хоральными частями т.е. сводчатый нижний этаж) собора по проекту архитектора Тарьи Салмио-Тойвиайнен (Tarja Salmio-Toiviainen). После новой реставрации 1996-1998 года в крипте установили новый алтарь с картиной современного финского художника Каролуса Энкеля (Carolus Enckell). Орган в крипте установлен в 2006 году финским органостроителем Мартти Портан (Martti Porthan) в необарочном духе. Крипта вмещает 500 человек, предназначена для проведения собраний общины, концертов и выставок. Крипта работает в летнее время открыта для всех желающих работает кафе Krypta. В 1996-1998 годах были отреставрированы статуи апостолов на крыше собора, также барельефы, лестница и внутренние помещения. В соборе проходят богослужения, праздничные службы, церемонии бракосочетания. Организуются экуменические богослужения (тенденция к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной церкви), знаменующие открытие и закрытие парламентских сессий, ежегодные торжественные богослужения по случаю Дня независимости Финляндии, торжественные богослужения посвященные присвоению научных степеней на различных факультетах Университета Хельсинки и других учреждений высшего образования. В крипте собора летом можно посетить концерты и выставки.

Информация для посещения собора

Адрес собора Unioninkatu 29, 00170, Helsinki, Finland. Главный вход расположен слева если смотреть на собор с площади напротив входа в Национальную библиотеку с улицы Unioninkatu. Собор открыт для посещений ежедневно с 9.00 до 18.00 (в июле и августе с 9.00 до 00.00) Фотографировать в соборе разрешается. Сувенирный магазин в колокольне собора открыт летом, с понедельника по субботу с 9.00 до 18.00 и по воскресеньям с 12.00 до 20.00. Кафе Krypta открыто ежедневно с июня по август с 11.00 до 17.00, вход в крипту со стороны улицы Kirkkokatu. В соборе ежедневно проходят богослужения (в том числе на английском языке). Каждую среду круглый год в 12.00 проходят органные концерты. В соборе есть бесплатный туалет (слева от входа)

Строгий, но красивый собор Святого Николая иначе именуют Кафедральным. Он выстроен в Хельсинки, и имеет величественный вид. Его история начинается в 1830 году прямо на Сенатской площади. Действует собор и сегодня, принимая прихожан и туристов без выходных, отпусков и праздников.

История строительства Николаевской церкви в Хельсинки

Немногие знают, что собор на Сенатской площади имеет своего побратима в Санкт-Петербурге. Активное воплощение двух этих церковных объектов началось почти одновременно. В их архитектуре можно увидеть много схожего.

В основе собора были чертежи Карла Энгеля. И в 1852 году возведение лютеранской церкви завершилось. И 15 февраля состоялось торжественное представление собора и его открытие.

Этот храм посвятили Святому Николаю. В то время он считался благодетелем Николая Первого и его заступником. В честь данного святого церковь и приобрела собственное имя.

Император Николай Второй во время своего царствования повелел изготовить из цинка 12 скульптур апостолов, чтобы украсить ими собор. В 1917 году с независимостью Финляндии некоторые изменения пришли и в церковь на Сенатской площади. Храм стали именовать «Сууркиркко». В переводе это означало «Большая церковь».

В 1952 году был пышно отмечен столетний юбилей собора. А после образования в 1959 году Хельсинской епархии церковь стали называть Хельсинским собором.

Сегодня в храме есть одна интересная традиция. Во время торжества в честь независимости Финляндии (6 декабря) в самом храме в обед проводят богослужение с обязательным участием действующего президента и членов правительства.

Собор, производящий сильное впечатление

Архитектурный ансамбль собора Святого Николая относится к классицизму. В основании храма симметричный крест, а посредине сверху на крыше собора возвышается купольная башня.

Существует несколько версий о том, какой из действующих соборов послужил прототипом данного творения. Высказывались теории, что это были следующие церкви:

  • Казанский собор;
  • Исаакиевский собор;
  • Церкви-близнецы на Жандарменмаркт.

Купол собора, расположенный по центру, на целых 80 метров возвышается над уровнем моря. Сопровождающие его купола были отстроены после смерти главного архитектора собора.

Фасад церкви усыпан барельефами и пилястрами. На них изображены истории из жизни Иисуса Христа. Над основным входом в величественный собор высечено одно из имен Бога «Яхве».

Необычной считается крыша Кафедрального собора. Именно на ней установлены 12 прекрасных фигур апостолов, сделанных из цинка. Герман Шифельбайн сотворил эти статуи трехметровыми. Сами фигуры были отлиты на заводе S.P. Deravanne в 1845 году. Такой архитектурный прием можно встретить и в Исаакиевском соборе. Но подобные скульптурные украшения применяли и в античной архитектуре.

Фигуре Святого Петра скульпторы добавили ключи от рая. У святого Фомы линейка в руках. Симон Кананит сделан с пилой в ладонях. Иоанн с чашей, а Матфей с письменными принадлежностями. Апостол Варфоломей держит нож в руках. А Павел возвышается с мечом. Иаков в руках сжимает посох. Святой Андрей наделен крестом. Иуду изваяли с дубиной, а Филиппа с книгой. Матфий украшен объемным топором.

Данные предметы для апостолов символизируют их земную жизнь, а некоторые относятся к их мученической смерти. Изначально цвет стен собора был желтым. Но в 19 веке его перекрасили в светло-серый оттенок, а вензеля на стенах сделали белыми.

Что ждет внутри?

Энгель считал лютеранское христианство строгим и спокойным веянием. Поэтому внутренний интерьер храма выполнен в духе архитектурного минимализма.

Панорама внутри собора Святого Николая

Собор способен вместить 1300 человек за раз. По углам главного зала в нишах располагаются памятники реформаторам лютеранства. Алтарь в соборе находится в восточной его части. Густав Блезер изваял позолоченные фигуры ангелов, размещенные рядом с основным алтарем.

Еще в данном соборе есть собственный орган. Он насчитывает 57 регистров. И был привезен с датской фабрики в 1967 году. В крипте храма также имеется собственный орган, но сама крипта может вместить не более 500 слушателей.

Сегодня двери крипты храма Святого Николая открыты для всех. На ее территории работает летнее кафе. После реставрационных работ это помещение преобразилось, и теперь имеет довольно презентабельный вид. В период реставрации крипта обзавелась собственным алтарем с картиной Каролуса Энкеля.

  • Ежегодно церковь посещают 500 00 туристов из самых разных уголков мира.
  • Воздвижение храма длилось целых 22 года. Главный зодчий проекта умер, не дождавшись его завершения.
  • Данный храм является очень важным государственным, архитектурным и религиозным объектом. Поэтому на его территории проводится так много значимых церковных мероприятий.
  • В летнее время в крипте функционирует не только кафе, но и сувенирный магазин в колокольне.
  • Кафедральный собор, который считается украшением города Хельсинки, выглядит так, как будто при его строительстве архитекторы стремились убрать все лишнее. Но его облик смотрится довольно гармонично. А простота убранства идет ему только на пользу.

Как добраться до Кафедрального собора?

Адрес храма в Хельсинки: Unioninkatu 29, 00170. Его можно посетить с 9 утра и до 6 вечера. Летом, в июле и августе время работы собора продляется до 12 ночи.

Телефон: +358 9 23406120

Собор изнутри и снаружи можно фотографировать абсолютно бесплатно. Еще там можно приобрести сувениры и вкусно перекусить. По средам в полдень в церкви играет орган. Исповедуют в соборе вечером, а праздничные службы служат утром.

Венчаться и креститься в соборе можно бесплатно. Эти таинства проводятся на территории небольшой часовни при храме. Также священники церкви проводят регулярные занятия с маленькими прихожанами, приобщая их к законам Божьим.

От железнодорожного вокзала до собора всего два квартала. Их можно пройти пешком. Рядом с Сенатской площадью останавливаются трамваи под номерами «1», «1A», «3B». На метро вашей станцией будет Kaisaniemen.

Кафедрального собора на карте Хельсинки

Видео: Собор Святого Николая в Хельсинке

Кафедральный собор Хельсинки- считается главной церковью Хельсинкской епархии Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии.

История возникновения.

Расположенный в центре Хельсинки, Кафедральный храм служил местом поклонения в течение многих лет. До построения Кафедрального храма Хельсинки на этом месте стояла церковь Ульрики Элеоноры, которая была названа в честь царицы Швеции. Однако церковь Ульрики Элеоноры снесли, для того, чтобы расчистить пространство для нового храма, который был сооружен меж 1830 и 1852 годами. Храм вначале окрестили церковью Св. Николая, в честь будущего русского царя Николаю I, в то время бывшему был Великим князем Финляндии.
В 1959 году Хельсинки присвоили статус епископата, и после этого Николаевский храм переименовали в Кафедральный, который стал главным храмом Хельсинки и Финляндии.

Архитектура .

Кафедральный собор Хельсинки был построен в 1830-1852, чтобы заменить более раннюю церковь, стоявшую на это месте с 1727 года. Церковь выстроена в форме греческого креста, и оригинальный неоклассический дизайн Карла Энгеля был изменен его преемником, Эрнстом Лорманном. Лорманн добавил четыре башенки и два боковых зданиях, одно из которых отвели под колокольню, а во втором обустроили часовню. Церквовь украшена статуями апостолов, отлитыми из цинка, которые возвышаются на крыше, и они являются крупнейшим уникальным собранием скульптур из цинка в мире. Алтарь был расписан в 1880 году, и статуи ангелов, расположенные по обеим сторонам от алтаря и амвона были также спроектированы Карлом Энгелем. Внутри алтарной части сберегаются подаренные императором картины на религиозную тему русско-немецкого живописца Т. К. фон Неффа. Во время возведения храма, под ним образовался просторный сводчатый склеп, который стали применять для проведения различных выставок, концертов и мероприятий.

Окрестности .

Кафедральный собор в Хельсинки находится на Сенатской площади (Senaatintori) и считается в своем роде визитной карточкой Хельсинки. Площадь была выстроена после того, как Финляндия вошла в состав Российской империи.
В центре площади находится монумент российскому императору Александру II, который изображен автором в форме гвардейского офицера во время произнесения торжественной речи. Именно он ввел в обращение финскую марку и придал финскому языку статус государственного. Окружают фигуру Александра II группа скульптур Закон, Мир, Свет и Труд. В самом центре Сенатской площади располагается сооружение Государственного совета, где на сегодняшний день размещается правительство Финляндии.

Туристу на заметку .

Один из самых красивых обычаев Финляндии, который отмечают в Кафедральном соборе – коронование Царицы света, Люсии. Этот праздник отмечают в предрождественские дни все народонаселение Финляндии, каждый год 13 декабря. После коронации, девушка в белоснежном платье и короне, на которой укреплены горящие свечи, выходит из Кафедрального храма и торжественно шествует через весь город к площади Хиеталахдентори. Ее сопровождают подруги. Люсия всей Финляндии выбирается из десяти молодых девушек публичным голосованием.
Каждую неделю в понедельник, вторник и пятницу в 12 часов проходит ежедневная молитва, по средам в 12 часов органный концерт, в четверг в 12 часов Неделя массовых пт в 12 часов ежедневной молитвы, в летнее время орган можно послушать в субботу в 6 вечера, а в воскресенье в церкви в20.00 играет орган, а в 22 часа проходит вечерняя служба.

Визитной карточкой столицы Финляндии города Хельсинки считается расположенная в центре Сенатская площадь (Senaatintori) и стоящий на ней Кафедральный собор 19-го века (Helsingin tuomiokirkko). Площадь была создана после вхождения Финляндии в состав России, поэтому перед собором можно увидеть императору Александру II.

Строительство Кафедрального собора или Собора Святого Николая началось в 1830-м году и продолжалось 22 года. Автором его проекта стал финляндский архитектор немецкого происхождения Карл Людвиг Энгель. , что строительство Кафедрального собора в Хельсинки пересеклось с возведением знаменитого Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, работа над которым была закончена только в 1858-м году. Именно этим объясняется тот факт, что многие черты хельсинского собора имеют схожесть с главным храмом Петербурга.

Собор в Хельсинки выполнен в стиле классицизма и имеет форму греческого креста. Согласно с древними традициями, восходящими еще к римскому собору Святого Петра, масштабное здание венчает большая купольная башня. Ее высота составляет 80 метров. Находящиеся по сторонам центральной башни четыре небольших купола были добавлены позже, после смерти архитектора Энгеля, когда работы над строительством храма были продолжены Эрнстом Лорманном.

Цинковые фигуры 12 апостолов были установлены на крыше собора по приказу Николая II. Они выполнены немецкими скульпторами Августом Вредовым и Германом Шифельбайном. Каждая скульптура имеет высоту 3 метра. Сейчас 12 апостолов Кафедрального собора в Хельсинки являются одной из крупнейших коллекций цинковых скульптур в мире.

На момент открытия, как и остальные здания на Сенатской площади, церковь была выкрашена в желтый цвет. В конце 19 века собор решили выделить из общего фона и выбрали для него белый цвет, который характерен для здания и в его современном облике.

Хельсинский собор имеет весьма аскетичный внутренний интерьер и практически лишен присущей другим большим храмам роскоши. Его зал имеет хорошее естественное освещение и одновременно свободно вмещает 1300 прихожан.

Первоначально Кафедральный собор носил название Николаевский в честь покровителя мореплавателей Святого Николая и императора Николая I, который был инициатором строительства большого храма в Хельсинки. Торжественное открытие церкви Св. Николая состоялось в 1852-м году.

После того, как в 1917 Финляндия стала независимым государством, храм был переименован в Большую церковь (Suurkirkko). Образование Хельсинской епархии состоялось в 1959-м году и храм получил свое теперешнее название – Хельсинский собор.

Сейчас Кафедральный собор Хельсинки является одной из самых популярных туристических достопримечательностей города. Его ежегодно посещает более 400 тысяч туристов. Здесь проводятся службы, праздничные богослужения и концерты классической музыки.

В Хельсинки вы так же можете посетить и — уникальный современный лютеранский храм в скале.