Мокрый лизинг транспортных средств. "мокрый" лизинг в авиации Лизинг самолета без экипажа предложение

Рост цен на авиационное топливо вынуждает авиакомпании все более активно обновлять парк самолетов. Соответственно, меняется ситуация и на рынке лизинга воздушных судов — лизинговым компаниям нужно быть готовыми к переменам и развивать более гибкие схемы, такие как операционный и возвратный лизинг.


На мировом рынке гражданских самолетов происходят стремительные — по меркам этого рынка — изменения, которые радикальным образом затрагивают и тесно связанный с ним рынок лизинга воздушных судов (ВС). По прогнозам, к 2022 году будет списано почти две трети эксплуатируемого сейчас парка самолетов. При этом средний рост парка составит около 4% в год, то есть за девять лет будет поставлено в общей сложности около 17 тыс. самолетов с газотурбинными двигателями. Причины столь значительных изменений связаны и с меняющейся экономикой авиакомпаний, и прежде всего с резким ростом стоимости авиационного топлива. За 2011-2012 годы авиакеросин подорожал примерно на 38%. Это заставляет авиаперевозчиков отказываться от морально — но не физически — устаревших самолетов с высоким расходом топлива и заказывать новые, высокоэффективные машины. В результате средний возраст мирового парка самолетов снижается, сейчас он составляет 11,9 года, тогда как три года назад — 12,2 года.

У российских авиакомпаний идет вторая волна обновления парка. Первое массовое обновление произошло пять-шесть лет назад, когда советские самолеты классического поколения были заменены на западную технику. Сейчас, как и во всем мире, идет постепенное обновление флота на современные самолеты с более высокой топливной эффективностью.

Поскольку авиакомпаниям требуется высокая гибкость в управлении своим парком самолетов, все более важным становится применение различных форм лизинга, особенно операционного (в России он официально называется арендой), и различных модифицированных схем.

По состоянию на конец 2012 года 54% парка пассажирских ВС (485 машин) использовалось российскими авиакомпаниями по договорам лизинга или аренды. Действующий парк 40 российских авиакомпаний, которые выполняют примерно 99,8% всех авиаперевозок в России, составляет 848 самолетов, из них в собственности авиаперевозчиков находится 363 самолета, в лизинге — 457 самолетов, в аренде — 28. У пятерки крупнейших перевозчиков расклад следующий. "Аэрофлот" — 34 самолета в собственности и 86 в лизинге, "Трансаэро" — 9 в собственности и 82 в лизинге, "ЮТэйр" — 85 в собственности, 21 в лизинге, 7 в аренде, S7 Airlines — 38 самолетов в лизинге, "Уральские авиалинии" — 24 самолета в лизинге.

Можно сказать, что в целом в России состоялось формирование рынка операционного лизинга. Конечно, в этом формировании приняли участие не только авиакомпании, но и зарубежные лизингодатели, в меньшей степени — российские лизинговые компании. Почти 30 иностранных лизинговых компаний обеспечили российским авиаперевозчикам 329 самолетов. В число крупнейших игроков на нашем рынке входят ILFC — 77 самолетов в лизинге, еще 4 заказано, GECAS — 75 самолетов в лизинге, Cramington Aviation Ltd — 22 самолета, AerCap — 20 самолетов, BBAM LLC — 20 самолетов, BOC Aviation — 14 самолетов.

Портфель шести крупнейших российских лизинговых компаний составляют 131 переданный в лизинг и 313 заказанных самолетов, более подробно структура портфеля представлена в таблице (отметим, что ситуация на рынке меняется и некоторые цифры могли измениться, но общую структуру эта таблица отражает).

Отметим ряд особенностей российского сегмента авиационного лизинга. Прежде всего, большинство компаний, которые участвуют в этом бизнесе в России,— универсальные: они работают не только с авиационной, но и с другой техникой. За исключением "Авиакапитал-Сервиса" и "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК), остальные лизингодатели занимаются в том числе лизингом железнодорожной, автомобильной техники и т. д., а вместе с этим самолетами.

Банкам этот рынок становится все более и более интересен, в первую очередь государственным банкам, поскольку у них есть доступ к дешевым деньгам, к тому же у них больше возможностей достучаться до международных институтов. Эта перспектива будет сохраняться до определенного периода, однако до сих пор банковским лизинговым структурам практически не приходилось сталкиваться с процедурами возврата воздушного судна и его вторичного размещения на рынке (ремаркетинг), а это сложнейшие процессы, требующие высокой технической квалификации и знания рынка, в противном случае самолет как актив может резко обесцениться и принести большие убытки.

В основном крупнейшие банковские лизинговые компании — "ВЭБ-лизинг", "ВТБ Лизинг" и "Сбербанк Лизинг" профинансировали текущую потребность рынка. Когда авиакомпании по тем или иным причинам не могли получить технику в операционный лизинг, что наиболее выгодно, они шли в российские банки за финансированием по приобретению, и такие сделки были структурированы в основном через финансовый лизинг. Поэтому портфель банковских лизинговых структур на 80-90% состоит из техники зарубежного производства, приобретенной на вторичном рынке, в том числе примерно половина машин — большие широкофюзеляжные самолеты Boeing 777, 747 и 767.

В активах компании ИФК подавляющее большинство техники составляют российские самолеты, из машин нового поколения в портфеле заказов Ан-148, Ан-158 и МС-21, кроме того, компания ведет переговоры с "Гражданскими самолетами Сухого" относительно конфигурации самолетов Sukhoi Superjet 100, получение которых предварительно планируется на 2015 год. Чтобы сбалансировать свой портфель, ИФК подписала контракт на самолеты Bombardier CSeries, размещение которых предполагается на зарубежном рынке.

Компания "Авиакапитал-Сервис" — дочерняя структура "Ростеха", ее портфель заказов поделен поровну между российскими самолетами МС-21 и Boeing 737NG.

Лизинг авиационной техники — это финансовая услуга для авиакомпаний, поэтому лизингодатели должны умело и оперативно подстраиваться под их запросы. Ситуация вдобавок осложняется тем, что в силу ряда причин нормативного характера развитие в России операционного лизинга сталкивается со сложностями. В частности, в законе "О лизинге" понятие операционного лизинга (аренды) вообще не предусмотрено.

Тем не менее рынок развивается, при этом применяются новые схемы. Например, компания ИФК, будучи одной из наиболее подготовленной к переменам на рынке с точки зрения своей финансовой и технической экспертизы, в контракте с авиакомпанией "Ангара" взяла на себя риски по сохранению остаточной стоимости самолетов в 10-12-летней перспективе — фактически получился операционный лизинг, юридически упакованный в финансовый. То есть сделка структурирована так, что на протяжении периода контракта авиаперевозчик платит по ставкам операционного лизинга, почти не оплачивая основную стоимость самолета, выплата которой отнесена на конец контракта; в этот момент контракт может быть продлен либо самолет будет продан по своей остаточной стоимости (за рубежом подобные схемы называются баллонными, поскольку выплата остаточной стоимости, отнесенная на конец контракта, позволяет снизить лизинговую ставку и, как воздушный шар, вытягивает реализацию сделки).

"ВЭБ-лизинг" и "Сбербанк Лизинг" также подошли к первым контрактам по операционному лизингу с самолетами SSJ 100 для "ЮТэйр" и Boeing 737NG для "Трансаэро" соответственно. Новым словом на российском рынке авиационного лизинга стало развитие так называемого возвратного лизинга (по-английски — sale-leaseback; SLB). При сделке SLB авиакомпания, владеющая самолетом или только заказавшая его, продает этот самолет лизинговой компании, после чего получает его обратно в лизинг. Сделки SLB по своей сути очень близки к операционному лизингу, поскольку авиакомпания точно так же не получает самолет в свою собственность, что обеспечивает ей гибкость в маневрировании парком ВС, и к тому же увеличивает свой оборотный капитал, получив средства от продажи самолета лизингодателю. Это новый продукт для России, но сделки SLB уже есть у "Аэрофлота" и "Трансаэро".

Сделки SLB обычно заключаются на 10-12 лет, это несколько больше, чем при простом операционном лизинге, но при этом они обходятся дешевле для авиакомпании, чем финансовый лизинг. Относительной мерой стоимости лизинга служит так называемый лизинговый фактор (lease factor) — величина месячной лизинговой ставки, выраженная в процентах от цены самолета. При финансовом лизинге характерная величина лизингового фактора в настоящее время составляет 1,1-1,2, при операционном авиакомпания в зависимости от своей финансовой состоятельности может добиться 0,8 и даже 0,78. При сделках SLB характерный лизинговый фактор составляет 0,8-0,93, это ближе к операционному лизингу. Можно ожидать, что лизинговые сделки по новым гибким схемам будут получать все большее распространение.

Алексей Синицкий, главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение"


Позиционирование российских лизинговых компаний на рынке авиатехники

Компания Тип ВС В лизинге Заказано Итого
"Авиакапитал-Сервис" Boeing 737NG 50 50
МС-21 50 50
Итого 100 100
ГТЛК L-410 3 3
Cessna Grand Caravan 3 17 20
Итого 6 17 23
"Ильюшин Финанс Ко." Ан-158 20 20
Bombardier CSeries 300 32 32
МС-21 50 50
Ту-204 16 16
Ту-214 3 3
Ил-96-400Т 3 1 4
Ан-148 9 25 34
Ан-124 3 3
Итого 34 128 162
"Сбербанк-Лизинг" Boeing 747 4 4
Boeing 737CL 6 6
Boeing 737NG 12 12
Ан-148 2 8 10
Ан-140 1 1
Итого 13 20 32
"ВЭБ-Лизинг" Boeing 747 7 7
Boeing 777 9 9
Boeing 767 4 4
Boeing 737NG 1 1
Boeing 737CL 8 8
Airbus A380 4 4
Airbus A321 3 3
Sukhoi Superjet 100 10 44 54
Итого 42 48 90
"ВТБ-Лизинг" Boeing 747 6 6
Boeing 767 2 2
Boeing 777 3 3
Airbus A319 9 9
Boeing 737CL 11 11
Boeing 737NG 1 1
Bombardier CRJ 200 3 3
Ту-204 1 1
Итого 36 36
Общий итог 131 313 444

По объему обслуживания передаваемого имущества лизинг подразделяется на "чистый" и "мокрый".

Мокрый лизинг (wet leasing) предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, за которые несет ответственность лизингодатель. Кроме этих услуг, по желанию лизингополучателя лизингодатель может взять на себя обязанности по подготовке квалифицированного персонала, маркетинга, поставке сырья и др. Если техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и др. лежат на лизингодателе, то говорят о "лизинге, включающем дополнительные обязательства" (wet leasing). Предметом такого вида лизинга, как правило, бывает сложное специализированное оборудование. Wet leasing обычно используют либо изготовители этого оборудования, либо оптовые организации; финансовые учреждения и банки редко обращаются к этому виду лизинга, поскольку в их распоряжении отсутствует необходимая техническая база.

В связи с тем, что в России пока еще не сложился рынок лизинговых услуг и практически нет лизинговых компаний, которые могли бы обеспечить качественное техническое обслуживание объектов лизинга, наиболее распространенным видом лизинга является чистый. Чистый лизинг (net leasing) - это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя лизингополучатель. Поэтому в данном случае расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи. В отношениях "чистого лизинга" участвуют банки, страховые компании и иные финансовые организации, занимающиеся лизинговым бизнесом.

На практике существует множество форм лизинговых сделок, однако их нельзя рассматривать как самостоятельные типы лизинговых операций.

Под формами лизинговых сделок понимаются устоявшиеся модели лизинговых контрактов. Наибольшее распространение в международной практике получили следующие формы лизинговых операций.

  1. Лизинг "стандарт" - при этой форме лизинга поставщик продает объект сделки финансирующему обществу, которое через свои лизинговые компании сдает его в аренду потребителям.
  2. Лизинг "поставщику" - в этом случае продавец оборудования также становится лизингополучателем, как и при возвратном лизинге, но арендованное имущество используется не им, а другими арендаторами, которых он обязан найти и сдать им объект сделки в аренду. Субаренда является обязательным условием в контрактах подобного рода.
  3. Возобновляемый лизинг - в лизинговом соглашении при данной форме предусматривается периодическая замена оборудования по требованию арендатора на более совершенные образцы.
  4. Групповой (акционерный) лизинг - сдача в аренду крупномасштабных объектов (самолеты, суда, буровые платформы, вышки). При таких сделках в роли лизингодателя выступает несколько компаний.
  5. Генеральный лизинг - право лизингополучателя дополнять список арендуемого оборудования без заключения новых контрактов.
  6. Контрактный наем - это специальная форма лизинга, при которой лизингополучателю предоставляются в аренду комплектные парки машин, сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники, тракторов, автотранспортных средств.
  7. Лизинг с привлечением средств - лизингодатель получает долгосрочный заем у одного или нескольких кредиторов на сумму до 80% сдаваемых в аренду активов. Кредиторы - крупные коммерческие и инвестиционные банки, располагающие значительными ресурсами, привлеченными на долговременной основе. Финансирование лизинговых сделок банками осуществляется обычно двумя способами:
  • заем - банк кредитует лизингодателя, предоставляя ему кредит на одну или на целый пакет лизинговых соглашений. Сумма кредита зависит от репутации и кредитоспособности лизингодателя;
  • приобретение обязательств - банк покупает у лизингодателя обязательства его клиентов без права на регресс, учитывая при этом репутацию лизингополучателей и эффективность проекта. Данный способ применяется при крупных разовых сделках с участием надежных заемщиков. Банки при организации финансирования проекта с участием лизинговой компании выступают также в качестве гарантов. Обеспечением банковской ссуды при получении ее лизингодателем (без права обратного требования к лизингополучателю) являются объекты лизинговой сделки и лизинговые платежи.

В США 85% сделок по финансовому лизингу относится к этой форме лизинга.

Это лишь наиболее распространенные формы лизинговых контрактов. На практике имеет место сочетание различных форм контрактов, что увеличивает их число.

Лизинговые операции коммерческих банков,

Покупка самолетов и вертолетов большинству компаний не по карману — это дорогостоящая авиационная техника, стоимость которой может достигать миллионов долларов. Оптимальным решением для большинства компаний, желающих приобрести данный вид транспорта, является лизинг.

Определение

По своей сути это долгосрочная аренда, которая дает возможность выкупить лизинговый предмет в собственность в будущем. Авиализинг часто подразумевает получение в распоряжение не только техники, но и дополнительной инфраструктуры, комплектации и оборудования.

Компания-лизингополучатель имеет возможность приобрести новый или бывший в употреблении самолет/вертолет, а также выбрать марку и модель авиационной техники.

Изначально услугами компаний-лизингодателей пользовались только авиаперевозчики, которые нуждались в расширении или обновлении парка авиатехники. Теперь авиализинг популярен также среди компаний, желающих приобрести самолет для личных потребностей.

Однако частные лица не имеют право приобретать авиатехнику посредством лизинга.

Лизингом авиатехники занимаются не все современные компании-лизингодатели. Те, которые специализируются на данном виде аренды, предлагают различные условия, и изучать их нужно до подписания договора. Обратите внимание на:

Размер переплаты по договору лизинга;

Максимально возможный срок лизинга;

Аванс — нижний и верхний предел;

Обязанности по страховке и регистрации воздушного судна.

Особенности основных компаний-лизингодателей

У данного лизингодателя имеется собственный парк авиатехники. Компания предлагает приобрести новые самолеты. Специализация — магистральные воздушные судна.

Компания предлагает авиационную технику в финансовую аренду на срок до 120 месяцев, с первоначальным платежом 30% от стоимости предмета лизинга. Предельная сумма финансирования 500 млн рублей. Специализация — малогабаритные воздушные судна.

Лидер в авиасегменте лизингового рынка России. Поставляет технику для крупнейших компаний-лизингополучателей.

Минимальный размер аванса составляет 10%, максимальный срок договора до 120 месяцев. Удорожание предмета лизинга составит от 5,4%. Компания предлагает широкий выбор самолетов для деловой авиации, воздушную технику для сельского хозяйства и других нужд.

Виды лизинга воздушных судов

Авиализинг развивается намного динамичнее, чем остальные направления, ведь стоимость данной техники высока, и купить ее за счет собственных финансовых средств способно небольшое количество компаний. Однако авиатехника имеет свои особенности оформления, регистрации, регулярного техобслуживания, поэтому авиализинг разделяют на три вида:

1. Оперативный

Разделяют две разновидности оперативного лизинга:

Сухой — когда самолет арендуется без инфраструктуры, экипажа и технического обслуживания. Техника используется по сертификату компании-лизингополучателя.

Мокрый — когда воздушный транспорт арендуется вместе с персоналом и обслуживанием. Срок аренды от одного месяца до 2-х лет.

Практика показывает, что после лизинга подержанные самолеты часто продаются на условиях рассрочки.

2. Финансовый

Отличается от оперативного усложненной схемой оформления и длительным сроком лизингового договора. Финансовый авиа-лизинг обходится дешевле, но при этом компания, получившая в аренду самолет/вертолет, несет ответственность за эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт воздушного судна.

Это форма долгосрочной финансовой аренды, поэтому лизингополучателя более тщательно проверяют на платежеспособность. Финансовый лизинг часто доступен только крупнейшим авиакомпаниям с высоким кредитным рейтингом. При расторжении договора раньше срока компанию ждут серьезные штрафные санкции.

3. Возвратный

Данный вид авиализинга не столь популярен как предыдущие. Это сравнительно новый формат, который пока не прижился в России. Суть в том, что компания-лизингополучатель должна самостоятельно договариваться с авиапроизводителем о выгодных условиях поставки воздушных судов.

После подписания договора, компания передает права на заказанную у производителя авиатехнику лизинговой фирме для получения финансирования. При этом компания-лизингополучатель дает обязательство взять в долгосрочную аренду заказанные самолеты на ранее оговоренных условиях.

Преимущество возвратного авиализинга — скидки от компании-производителя на воздушные суда и заказ техники с необходимыми параметрами. Данный формат подходит для крупнейших авиаперевозчиков, которых устраивает длительный срок аренды.

Часто на практике лизингополучатели выбирают лизинговые компании на конкурсной основе, чтобы получить максимально выгодные условия возвратного лизинга.

Плюсы приобретения авиатехники в лизинг

Лизинг дает возможность оперативно и на выгодных условиях получить в долгосрочную аренду необходимую авиатехнику. При этом нужно собрать сравнительно небольшой пакет документов и нет необходимости беспокоиться об остаточной стоимости воздушного судна (самолета/вертолета).

Достоинства лизинга особенно оценят авиакомпании-новички, которые еще не успели приобрести достаточную известность. С помощью арендованной техники они могут расширить географию присутствия на рынке авиаперевозок. Оперативный авиализинг позволяет авиаперевозчикам обновлять парк раз в 6-7 лет, а вот финансовый дает серьезные налоговые преференции.

Требования к компании-лизингополучателю

Чтобы оформить в лизинг магистральный самолет, компания-лизингополучатель должна обладать сертификатом эксплуатанта и быть финансово стабильной.

Коммерческую авиатехнику могут приобрести компании среднего размера. Но здесь есть обязательные условия — не менее одного года деятельности и наличие финансовой прибыли.

Требования к авиатехнике

Самыми жесткими будут требования при оформлении операционного лизинга, а при финансовом лизинге они практически отсутствуют.

Ключевые требования:

Новое состояние или в бывшем употреблении

Тип — самолет, вертолет

Возраст — до 15 лет

Соответствие марки, модели воздушно судна с видом деятельности лизингополучателя.

Особенности

Лизингополучателю придется смириться с тем, что страхование авиатехники по КАСКО будет дорогим. Также придется выполнять ремонт самолета при его возврате.

Оценка эффективности лизинга с учетом состояния финансового рынка

С результатами годового показателя ROI 12-15%, при эксплуатации воздушных судов, лизинг, как средство вложения денежных средств, является одним из наиболее прибыльных сегментов. Аренда коммерческих пассажирских самолетов с учетом применения первого и второго циклов, наиболее подходит инвесторам и кредиторам из-за более стабильных условий, минимального риска и получения постоянной прибыли.
Тем временем, операции с грузовыми самолетами обычно осуществляются по второму варианту, с показателем ROI около 12%. Поэтому оценка эффективности эксплуатации воздушных судов должна, проводится с учетом понимания тенденций развития авиационной индустрии.

Лизинг - вид финансовых услуг, форма кредитования при приобретении основных фондов предприятиями или очень дорогих товаров физическими лицами.

Финансовый анализ

Точный расчет возврата вложенных денежных средств (ROI) должен опираться на индивидуальные показатели эффективности эксплуатации воздушного судна, его размеры и тип. А стоимость некоторых моделей самолетов колеблется от 48 млн. долларов (Boeing 737-800) до 210 млн. долларов (Airbus A380), а также годового показателя ROI, который находится в пределах от 3% до 15% соответственно.

Средний показатель долговой нагрузки находится в промежутке от 70% до 85%, что обуславливает денежные затраты инвестора в размере до 40 млн. долларов на Boeing 737-800, в то время как оставшаяся часть средств, должна быть погашена в зависимости от договоренности между сторонами. В некоторых случаях уровень обеспеченности сделок падает до 50-65%, так как инвесторы стремятся снизить риски вложения средств, за счет покупки воздушного судна ранее находившегося в эксплуатации или покупателей имеющих определенные финансовые затруднения.

Важную роль в определении цены сделки играет остаточная стоимость самолета. С учетом данных специализированных компаний, базовая стоимость авиалайнера снижается приблизительно на 4-9% в год. Кроме того следует учитывать амортизационные расходы. Следовательно, после 5 лет эксплуатации, самолет будет стоить около 70%, через 10 лет – 50%, 15 лет – 35%, в конечном итоге через 25 лет остаточная стоимость будет равна 10%. Произойдет списание остаточной стоимости полностью с возможностью выручить денежные средства при продаже запасных частей при разборке самолета.
При участии в лизинговых операциях необходимо постоянно отслеживать состояние воздушных судов их техническое состояние и остаточную стоимость. При достижении порога экономической эффективности принимать срочное решение о дальней шей эксплуатации самолетов.

Изменение законодательства

В то время как ООН, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) поддерживают и способствуют развитию современных стандартов регулирования эксплуатации воздушного флота. Национальные и региональные организации продолжают играть важную роль в создании условий эксплуатации воздушных судов. Это касается, прежде всего, коммерческих воздушных судов, их эксплуатации с учетом различных законодательных актов регламентирующих возможность осуществления полетов в зависимости от срока использования самолетов. Например, в Китае, Индии, Индонезии и Турции введены ограничения на импорт коммерческих пассажирских и грузовых воздушных судов со сроком эксплуатации свыше 10 и 15 лет, в то время как в других развивающихся странах к эксплуатации допускаются самолеты со сроком свыше 15-20 лет.

Другой важный фактор, который необходимо учитывать – это разнообразная поддержка, предоставляемая предприятиями местной авиационной промышленности и органами государственной власти. Характерным примером, может служить решение правительства России в марте 2014 года, отменить налог на импорт некоторых моделей самолетов (Boeing 737, Airbus 320) для местных перевозчиков, что позволило им сократить затраты на 40% (около 1 млрд. долларов). При проведении регулирования, следует учитывать не только действующее законодательство, но и геополитическую ситуацию в различных странах мира. Существует множество факторов влияющих на развитие авиационной промышленности. Целесообразное проведение регулирующих мер в сочетании с национальными и региональными правилами, а также тесное сотрудничество с местными органами власти и управления авиацией, позволяет свести к минимуму влияние рисков и обеспечить максимальную эффективность работы.

Выбор оператора

Поскольку оператор является главной составной частью в процессе эксплуатации и обслуживании воздушного судна, инвестор должен тщательно подходить к выбору оператора, от работы которого зависит эффективность эксплуатации воздушных судов, их сервисного обслуживания и ремонта. Поскоку правильная эксплуатация воздушного судна, позволит экономить на внеплановых капитальных ремонтах. Самолеты при правильном использовании и обслуживании после окончания срока аренды, должны иметь максимально возможную остаточную стоимость, позволяющую заключить новый договор аренды на выгодных условиях. Поэтому перед подписанием договора аренды, инвестор должен тщательно оценить потенциал оператора, его финансовые и оперативные возможности.

Стоимость самолетов и вертолетов очень высока. Она может достигать многих десятков или даже сотен миллионов долларов. За счет собственных средств подобные покупки могут позволить себе далеко не все организации. Большинство фирм предпочитает прибегать к услугам лизинговых компаний.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Понятие

Слово лизинг можно перевести как аренда. Часто под ним подразумевается возможность получение техники или оборудования в аренду с правом дальнейшего выкупа в собственность или без такого.

Лизинг авиационной техники часто предусматривает возможность получения не только воздушного судна, но и необходимо инфраструктуры или оборудования.

Лизингополучателю предлагается на выбор приобретение нового или б/у самолета или вертолета. При этом существует возможность получить именно ту марку и модель, которая необходима клиенту.

Первоначально к услугам авиационного лизинга прибегали только перевозчики, которым требовалось расширение или модернизация парка воздушных судов. Сегодня этот вариант используют также фирмы, приобретающие самолет или вертолет для собственных нужд.

Важно! Частным лицам приобретение самолета или вертолета в лизинг недоступно.

Где оформить

На рынке работает огромное количество лизинговых компаний, которые часто связанны с крупнейшими российскими или иностранными финансовыми институтами. Но лизингом авиационной техники занимаются далеко не все.

Каждая из компаний предлагает собственные условия, которые клиент должен внимательно изучить до момента подписания договора.

Рассмотрим, на какие особенности следует обращать при оформлении авиационного лизинга:

  • размер удорожания;
  • максимальный срок лизинга;
  • минимальный и максимальный авансовый платеж;
  • обязанности по страхованию и регистрации ВС.

Приведем в таблице особенности популярных компаний, предлагающих авиационный лизинг.

Компания Особенности
МКБ-Лизинг Размер авансового платежа от 10%, срок до 10 лет, удорожание от 5,44% в год. Специализируются на самолетах для малой и бизнес-авиации, а также различной летающей техники для с/х, нефтяных и других хоз. нужд
Сбербанк Лизинг У компании есть собственный авиапарк, возможно приобретение в лизинг новых ВС. Специализируются на магистральных самолетах и вертолетах.
ВТБ24 Лизинг Максимальная сумма 500 млн. рублей, срок – 10 лет, минимальный аванс – 30% от стоимости. Специализируются на малогабаритных самолетах и вертолетах
ВЭБ Лизинг Крупнейший лизингодатель РФ в авиационном сегменте. Специализируются на поставке техники для крупнейших эксплуатантов.

Виды авиационного лизинга

Авиационный лизинг развивается быстрее других направлений из-за высокой стоимости воздушных судов и невозможности приобретения техники сразу в собственность большинством компаний.

В тоже время авиационный лизинг существенно отличается от других видом этой услуги из-за особенностей оформления техники и ее регистрации, а также необходимости дорогостоящего регулярного обслуживания.

Рассмотрим основные виды авиационного лизинга:

  • оперативный;
  • финансовый;
  • возвратный.

Видео: Авиационное финансирование

Оперативный

Вариант, когда компания получает самолет в аренду на срок до 10 лет, является наиболее распространенным в России. Небольшие сроки удобны лизингополучателям при обновлении парка самолетов и вертолетов.

Большинство российских перевозчиков берет воздушные суда в так называемый «сухой» лизинг, т.е. арендует его без экипажа и наземного обслуживания. В этом случае ВС эксплуатируется по сертификату лизингополучателя.

Бизнесу часто удобнее другой особенный вид оперативного лизинга – «мокрый». В этом случае самолет передается вместе с экипажем и техническим обслуживанием. Для такого лизинга характерен срок от 1 месяца до 2 лет.

При операционном лизинге уделяется большое внимание выбранному самолету или вертолету. Инвесторам интересно получить в залог ликвидную технику с возможностью повторной сдачи в аренду по окончанию договора.

Часто по достижении определенного возраста самолеты реализуются, иногда с возможностью получения рассрочки на платежи.

Финансовый

Более дешевой альтернативой операционного лизинга является финансовый лизинг. Его особенностью является длительный срок соглашения. При этом лизингополучатель осуществляет все текущие операции по эксплуатации и обслуживанию воздушного судна.

Технически оформляется финансовый лизинг значительно сложнее. В этом случае самолет или вертолет приобретается непосредственно под клиента и его выбор лизингодатель обычно не оспаривает.

При финансовом лизинге предъявляются повышенные требования к платежеспособности лизингополучателя, так как его, прежде всего, рассматривают как форму долгосрочного кредитования.

Обычно взять воздушное судно в финансовый лизинг могут часто только крупные авиакомпании, имеющие возможность отвечать по своим долгам. Расторгнуть такое соглашение без уплаты больших штрафов невозможно.

Возвратный

Практика возвратного лизинга появилась относительно недавно и широкого распространения в России не получила. По нему компания самостоятельно договаривается о подходящих условиях поставки с авиапроизводителем.

После подписания контракта, авиакомпания обращается в лизинговую компанию для передачи прав на заказанные самолеты и получение финансирования. Взамен авиаперевозчик обязуется взять технику в аренду на заранее согласованных условиях.

Эта практика подходит главным образом для крупных авиаперевозчиков, которые таким образом могут получить значительные скидки от производителя, недоступные большинству финансовых структур и получить желаемую технику с точным согласованием параметров.

Обычно для возвратного лизинга характерны черты финансового лизинга, т.е. длительный срок и переход права собственности по окончанию действия договора. Хотя принципиально возможен и операционный возвратный лизинг.

Крупные авиаперевозчики устраивают между лизинговыми компаниями конкурс по возвратному лизингу. Это позволяет получить еще более привлекательные условия и дает эффект двойной экономии.

Выгода от приобретения авиационной техники в лизинг

Далеко не все компании, которым необходима авиационная техника, могут позволить себе приобрести ее за счет собственных средств. Кредиты на такие суммы также часто недоступны из-за отсутствия длительной положительной кредитной истории у молодых фирм.

Благодаря лизингу технику можно получить достаточно быстро без поисков различного вида обеспечений и с достаточно небольшим набором документов. Кроме того, оперативный лизинг позволяет лизингополучателям не сильно беспокоить об остаточной стоимости воздушного судна.

Особенно удобны варианты лизинга для авиаперевозчиков, появившихся на рынке относительно недавно и не успевших добиться достаточной известности. Услуга позволяет максимально быстро расширить присутствие на рынке и оперативно реагировать на его потребности.

При оперативном лизинге компания может спокойно менять самолеты раз 5-7 лет, а при финансовом получить значительные налоговые преференции и оптимальный источник инвестиций.

Требования к лизингополучателю

В большинстве российских компаний получить авиационную технику в лизинг могут только профессиональные авиаперевозчики. Хотя некоторые компании готовы выдавать в лизинг и небольшие самолеты.

В зависимости от типа самолета меняются требования к лизингополучателю. Если приобретается магистральный самолет, то он доступен только лизингополучателям с сертификатами эксплуатанта, имеющим хотя бы относительную финансовую стабильность.

Коммерческие самолеты и вертолеты доступны для покупателей даже из представителей среднего бизнеса. Но обязательным условием будет срок ведения деятельности фирмой более 1 года и наличие прибыли.

Таблица. Требования к лизингополучателю.

Требования к воздушному судну

В каждой лизинговой компании существуют определенные требования к воздушным судам. Они существенно ужесточаются при операционном лизинге и фактически отсутствуют при финансовой аренде для крупных авиаперевозчиков.

Таблица. Основные требования к воздушному судну

Особенности

Клиенту, решившему приобрести авиационную технику в лизинг, придется смириться с некоторыми особенностям характерными для подобного вида сделок. Прежде всего, это дорогостоящее страхование по программе КАСКО.

Часто дополнительно необходимо перечислять отчисления в резервный фонд лизингодателя и проводить фактически капитальный ремонт воздушного судна в случае его возврата.