Скандал с «ВИМ-Авиа»: бегство владельцев, задержания и жесткая реакция Путина. Скандал вокруг «ВИМ-Авиа» высветил всю сущность «российской элиты Международные обозначения компании

Хоровод денег. Как семья владельца "ВИМ-авиа" сбрасывала активы перед крахом

Консалтинговую фирму Рашида Мурсекаева за месяц до краха авиабизнеса обанкротил его знакомый Сергей Галан , а дочь Мурсекаева продала Галану свою топливную компанию. Следователи по делу "ВИМ-авиа" выясняют, как совладельцы довели авиакомпанию до краха и куда они могли спрятать активы и деньги. Не исключено, что Рашид Мурсекаев догадывался о скором крахе авиабизнеса и загодя выводил активы, в том числе через родственников и доверенных лиц. По одной из версий, деньги шли в Люксембург – там у зятя Мурсекаева (или у его полного тёзки) обнаружился офшор. А дочь Мурсекаева продала свою топливную фирму с миллиардными оборотами за несколько недель до коллапса "ВИМ-авиа". Месяцем раньше обанкротили фирму, которая создавалась для управления финансами перевозчика. В обоих историях участвовал давний деловой партнёр Мурсекаевых Сергей Галан.

Крепкие узы семейного бизнеса

Большая часть фирм Рашида Мурсекаева завязана на семью. Даже в "ВИМ-авиа" основной владелец не он, а супруга Светлана. Две его сестры, к примеру, владели компаниями, действующими на рынке недвижимости.

Рашид Мурсекаев

А в 2014-м в бизнес подалась и дочь бизнесмена. Анна Амбросова (Мурсекаева) ещё на четвёртом курсе МГИМО основала топливную компанию "ФТ интернешнл". Уже через два года после создания "ФТ интернешнл" зарабатывала 2,5 млрд в год. Вторым совладельцем стал муж Анны, 25-летний выпускник Высшей школы экономики Николай Амбросов. Он – сын давнего делового партнёра Мурсекаева, Евгения Амбросова . Вместе они в начале нулевых управляли крупным морским хабом России – "Дальневосточным морским пароходством". Предположительно, топливная фирма дочери зарабатывала в том числе и на продаже керосина в аэропорту Братск в Иркутской области. Этим аэропортом давно владеет семья Мурсекаевых – сначала через контору "Инвест холдинг", а теперь через "ВИМ-авиа".

Братск – маленький, но важный хаб, который используют трансатлантические рейсы для дозаправки, а российское МЧС – для тушения пожаров в тайге и для наблюдательных полётов. "ВИМ-авиа" же он был нужен как перевалочный пункт для дозаправки и техобслуживания своих китайских рейсов: они начинали свой бизнес с чартерных рейсов в Китай. А этот аэродром на полпути из Москвы в Китай. На нём, говорят эксперты, можно зарабатывать за счёт продажи топлива.

– Основной заработок там – заправка вертолётов и самолётов, – считает руководитель консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак .

Несмотря на хорошие финансовые показатели, в августе этого года Анна Амбросова с мужем неожиданно решили продать "ФТ Интернешнл". Интересно, что у авиакомпании отца к тому времени как раз начинались проблемы с долгами за авиационный керосин. Если предположить, что Мурсекаевы догадывались о скором коллапсе и готовились к бегству за границу, то этот шаг выглядит как избавление от российских активов. Особенно учитывая личность покупателя. Им стал московский бизнесмен Сергей Галан – давний знакомый семьи. Офисы его фирм даже расположены в том же бизнес-центре, что и у Мурсекаевых.

Интересно, что за месяц до выкупа "ФТ Интернешнл" Галан через подконтрольный ему "Технополис" обанкротил ту самую компанию Мурсекаевых, которая изначально владела аэропортом Братск. Речь об "Инвест холдинге". Мурсекаевы создали его 10 лет назад для управления активами и ценными бумагами, словом, для управленческой и операционной поддержки "ВИМ-авиа". Согласно базе Kartoteka.ru, в прошлом году "Инвест холдинг" показал чистую прибыль в 9 млн рублей. Однако почему-то ему не хватило миллиона на то, чтобы вовремя погасить некие обязательства перед "Технополисом". В судебных материалах не говорится, за что именно задолжал "Инвест холдинг".

Офшорные широты

Интерес у следствия могут вызвать и зарубежные активы семьи. Одно время авиакомпанией на 20% владела фирма из Лихтенштейна под названием Hercules Partners Fund . Это может говорить как минимум о том, что у Мурсекаевых там есть связи, а как максимум – что туда выводилась часть прибыли.

А сейчас благодаря базе данных Mossack Foneska удалось выяснить, что человек с таким же именем и фамилией, как у зятя Мурсекаева, связан с офшором в Люксембурге. Это фирма под названием Aloma S.A. Николай Амбросов – её бенефициар. А владелец акций – некая структура под названием The Bearer. Примечательно, что одно из значений этого слова – "опора авиационного двигателя". Следствию предстоит выяснить, действительно ли фирму контролирует зять Мурсекаева или просто его однофамилец. Для этого в Люксембург могут отправить запрос по линии Интерпола.

Aloma выбрала своим банком-корреспондентом крупнейший французский Credit Agricole. "Банк-корреспондент" означает, что через него осуществлялись все расчёты, и, скорее всего, в нём же хранятся средства компании. Она расположена в том же здании, которое занимает люксембургский филиал банка.

Эксперты разделились

Одни эксперты говорят, что весь этот путь банкротств, смен владельцев и офшоров мог служить для вывода активов. Мурсекаевы понимали, что авиакомпании может скоро прийти крышка, и готовили почву для отхода. Так, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уверен, что владельцы "ВИМ-авиа" и не планировали спасать авиакомпанию.

– Владельцы "ВИМ-авиа" действовали по известной мошеннической схеме. Набрали кредитов под гарантии имущества (лайнеров) в четырёх банках (по предварительным данным следствия, это Сбербанк, "Абсолют банк", "ВТБ" и "Зенит"), – рассказал Лайфу Кирилл Кабанов. По словам председателя НАК, скорее всего, большинство денежных средств банков Мурсекаевы вывели за границу. И процесс этот начался не сейчас, а года три назад, когда владельцы начали оформлять кредиты в крупных российских банках, считает Кабанов.

– Есть вопросы к надзирающим органам, которые плохо контролировали движение средств с банковских счетов авиакомпании, – отмечает глава НАКа.

Впрочем, другие специалисты полагают, что Мурсекаевы не планировали спешно покидать страну. По мнению эксперта, главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексея Синицкого , скорее всего, причиной краха "ВИМ-авиа" стала нехватка оборотных средств из-за желания заработать максимум в высокий сезон.

– Владельцы не рассчитали свои финансовые возможности. Денег, которые авиакомпания получила за проданные билеты в осенне-зимний сезон, оказалось недостаточно, чтобы расплатиться с кредиторами, – предполагает Синицкий. – Мог возникнуть кассовый разрыв, и дальше всё просто посыпалось.

Синицкий уверен: Мурсекаевы надеялись, что их поддержат кредитами банки, а аэропорт Домодедово продолжит обслуживать в долг.

– Осень – финансово всегда сложное время года, и владельцы "ВИМ-авиа" не смогли найти выхода из сложившейся ситуации, – резюмирует собеседник. – Но, похоже, они до последнего боролись за живучесть компании и заранее не планировали уезжать из России.

Улетел, но не обещал вернуться

Планировали Мурсекаевы покидать страну или нет, но они это сделали. По данным СК, семья вылетела из России в начале прошлой недели. Предположительно, они улетели в Турцию сразу после того, как публично объявили о доследственной проверке СК. Турция обычно довольно охотно сотрудничает с российским силовыми структурами. Поэтому Лайф в предыдущем материале о "ВИМ-авиа" предположил, что семья может из Турции перебраться в ОАЭ, Великобританию или в Узбекистан.

В России у них остались некоторые недвижимые активы. Так, Светлана Мурсекаева прописана в апартаментах в двух шагах от Арбата. Долями в этой квартире владеют сын Мурсекаева Рашид и дочь Анна. Доходный дом в Скатертном переулке построили в начале прошлого века, а в нулевых отреставрировали и сделали клубным. Теперь в нём всего 12 квартир, каждая в среднем по 200 квадратных метров и ценой не ниже 200 млн. От Арбата по московским пробкам дети Мурсекаевых добирались до места своей учёбы. Оба поступили в МГИМО. Причём Рашида рекомендовали к зачислению всего с 65 баллами за ЕГЭ по русскому языку.

Мурсекаев-младший, в отличие от сестры, ещё не закончил учёбу. По пути в университет он порой нарушает правила дорожного движения. Он лихачит, ездит по встречке и проявляет неуважение к другим водителям. В начале 2017-го он не уступил дорогу машине со спецсигналами. Об этом говорится в материалах столичных судов. Правда, там не сказано, кому точно Рашид не уступал дорогу – "скорой" или полиции. Лайф по судебной базе насчитал у него четыре штрафа на сумму 18 тысяч. Он не оплачивал их вовремя, отчего сумма штрафа удваивалась и ложилась на парня долговым бременем.

В этом смысле Мурсекаев-младший пошёл по стопам отца. Проблемы у Мурсекаева-старшего начались тоже из-за долгов. Это привело к коллапсу его бизнеса, уголовным делам, а тысячи наших соотечественников не могли вовремя вернуться домой. Первая волна претензий обрушилась на его компанию в мае: перевозчик задержал десятки чартерных рейсов по всей стране. Тогда компания оправдывалась тем, что якобы не все самолёты успели вернуться с планового обслуживания.

Вторая волна оказалась для компании и последней. Поставщики топлива и аэропорты заявили, что "ВИМ-авиа" задолжала им более полумиллиарда и больше заливать горючку в долг они не намерены. А в августе-сентябре к "ВИМ-авиа" стали предъявлять претензии все ведомства: Ространснадзор, Росавиация, Роструд, Генпрокуратура, Следственный комитет. Ространснадзор пенял на то, что компания нарушала условия и сроки обслуживания самолётов. Генпрокуратура и Роструд обнаружили космические – более чем в 200 млн – долги по зарплате.

А Следственный комитет вообще возбудил на бухгалтера и гендиректора уголовное дело о мошенничестве. Следствие считает, что авиакомпания знала о нехватке средств на топливо для полётов, но всё равно продавала пассажирам билеты. Из-за этого имущественный вред был нанесён как минимум 2997 пассажирам. Всего же на курортах за рубежом и в РФ из-за коллапса застряло более 40 тыс. пассажиров . Ещё когда претензии СК были на стадии доследственной проверки, семья Мурсекаевых и сбежала за границу.

В пятницу президент Владимир Путин заявил курирующему транспорт вице-премьеру Аркадию Дворковичу , что тот не справляется с ситуацией. А к министру транспорта Максиму Соколову вообще применил дисциплинарные меры – подписал указ о неполном служебном соответствии. Президент раскритиковал подход Минтранса к выработке критериев, по которым ведомство оценивает работу перевозчика.

Скандал вокруг «ВИМ-Авиа» высветил всю сущность капитализма

Путин устроил РАЗНОС министрам из-за проблемы с "ВИМ-Авиа" 28.09.2017

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

ТАТАРСТАН ПОШЕЛ НАВСТРЕЧУ

За последние сутки сразу два федеральных издания — The Bell (бывшая команда РБК) и «Ведомости» — сообщили о том, что «Татнефть» согласилась помочь авиакомпании «ВИМ-Авиа», которая отменяет и задерживает рейсы и может вовсе остановить полеты из-за долгов перед аэропортом Домодедово. В субботу, 23 сентября, следственный комитет России сообщил, что перевозчик отменил или задержал на неопределенный срок свыше десятка рейсов — как внутриросийских, так и международных. Глава следкома Александр Бастрыкин поручил провести по этим фактам доследственную проверку. По данным СК, задержка 15 рейсов от 22 и 23 сентября нанесла ущерб почти 3 тыс. пассажиров.

Главная проблема, по просочившимся в медиа данным, в крупной задолженности перевозчика перед Домодедово за аэропортовые услуги и прежде всего за топливо. Долги только перед аэропортом достигают 500 млн рублей. Здесь навстречу «ВИМ-Авиа» пошла «Татнефть», предоставив Домодедово гарантийное письмо об оплате. Напомним, что поставкой авиатоплива занимается «дочка» «Татнефти» — «Татнефтьавиасервис». Кроме того, по данным The Bell, материальную помощь авиакомпании оказал и банк «Татнефти» «Зенит». По сведениям источника «БИЗНЕС Online», «Татнефть» и «Зенит» действительно являются кредиторами авиакомпании (сколько их всего — неизвестно). По его словам, задолженность «ВИМ-Авиа» перед «Зенитом» превышает 1 млрд рублей. В залоге у банка остаются самолеты и недвижимость. Вчера в Москве — по инициативе Росавиации — состоялся совет кредиторов «ВИМ-Авиа» с участием «Татнефти», «Зенита» и Домодедово, а также целой группы игроков. На встрече было принято решение о реструктуризации долгов авиакомпании, с которым все кредиторы согласились. На какой срок, наш собеседник не уточнил.

Любопытный момент: авиакомпания зарегистрирована в Татарстане, в поселке Богатые Сабы — она сменила прописку с Москвы на Татарстан в феврале этого года. Владельцы «ВИМ-Авиа», согласно официальной информации авиакомпании, — татарский бизнесмен Рашид Мурсекаев с женой Светланой. Отметим, что, согласно базе данных «Контур.Фокус», «ВИМ-Авиа» кредитуется у «Зенита» уже давно: 5% ООО «Авиакомпания „ВИМ-Авиа“» заложено в этом банке согласно кредитному договору от 8 декабря 2016 года.

Банк «Зенит» отказался комментировать ситуацию, а «Татнефть» ответила весьма сдержанно. «Да, мы как поставщики топлива являемся одними из кредиторов, но не больше», — сообщила пресс-служба нефтяной компании в ответ на наш запрос. А глава пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин сообщил «БИЗНЕС Online», что «ни правительство Татарстана, ни «Татнефть» отношения к авиакомпании «ВИМ-Авиа» и ее обязательствам не имеют».

«РУКОВОДИТЕЛЬ ИНТЕРЕСНЫЙ, ТОЛКОВЫЙ, НО НЕ РАССЧИТАЛ СВОИ ФИНАНСОВЫЕ СИЛЫ»

Игроки татарстанского авиарынка говорят, что прекрасно знакомы с владельцем «ВИМ-Авиа». «Я хорошо знаю Рашида Мурсекаева. Он не из Татарстана, он из Барнаула, просто он этнический татарин. Много лет знакомы. Руководитель интересный, толковый, но, к сожалению, не рассчитал свои финансовые силы», — говорит председатель совета директоров ГК «Тулпар» Азат Хаким.

О личном знакомстве с Мурсекаевым говорит и гендиректор «ЮВТ Аэро» Петр Трубаев: «Я желаю только добра этой авиакомпании, тем более что я лично знаю ее руководителя и хотел бы, чтобы они быстрее вышли из этой ситуации. Не хотелось бы, чтобы наши коллеги, попав в такую ситуацию, вышли из нее недостойно».

Источник «БИЗНЕС Online» на авиационном рынке рассказал, как «ВИМ-Авиа» попала в Татарстан. По его сведениям, Мурсекаев планировал развивать грузовые воздушные перевозки по направлению Китай — Европа через Казань и, соответственно, намеревался «подружиться» с казанским аэропортом. Чтобы наладить работу в Татарстане, он по совету своих бизнес-партнеров, крупных бизнесменов, зарегистрировал компанию в Сабах. Однако грузовой проект не пошел (но прописка осталась!), а действующий начал испытывать трудности. Два основных направления работы «ВИМ-Авиа» — чартерная перевозка туристов и «вахтовиков», первая из которых дала сбой. Компания развивалась стремительно, слишком динамично и в конечном итоге «подорвала силы», говорит наш источник.

Впрочем, «ВИМ-Авиа» вступила в отношения с «Зенитом» еще до «переезда» в Татарстан — вероятно, еще в Москве. Напомним, что «Татнефть» два года назад сама вступила в авиационный бизнес, купив воздушные ворота юго-востока Татарстана — аэропорт Бугульмы. В Закамье же базируется и единственная оставшаяся после банкротств «АК „Татарстан“» и «Ак барс Аэро» республиканская авиакомпания «ЮВТ Аэро» (зарегистрирована на частное лицо). Последняя запланировала обновление авиапарка, сейчас компания владеет семью Bombardier и двумя вертолетами. Буквально на днях «ЮВТ Аэро» получила от Росавиации допуск к международным полетам.

ПОЛЕТИМ ЛИ?

Судя по информации нашего источника, после решения о реструктуризации долгов полеты должны возобновиться в нормальном режиме. Судя по онлайн-табло базового аэропорта «ВИМ-Авиа», компания в ближайшие два дня имеет высокую загруженность и планирует рейсы не только по России и ближнему зарубежью, но также в Бельгию и Китай. Сегодня из Домодедово должны улететь 10 самолетов компании в Анталью (Турция), Сочи, Симферополь, Благовещенск, Анадырь, Тайюань (Китай), Певек, Иркутск, Хайкоу (Китай). Еще 9 самолетов должны прилететь в Москву из Антальи, Краснодара, Еревана (Армения), Льежа (Бельгия), Даламана (Турция), Сочи и Симферополя. 26 сентября у «ВИМ-Авиа» запланировало 15 полетов в те же самые города, что и сегодня, и еще 13 обратно.

Пока официальной информации насчет регулярности полетов не дает ни сама авиакомпания, ни власти. Советник руководителя Росавиации Сергей Извольский в беседе с «БИЗНЕС Online» сообщил, что официальная позиция ведомства по ситуации с «ВИМ-Авиа» будет опубликована на официальном сайте Росавиации в течение дня. Он отказался даже приблизительно оценить положение дел, поскольку, по его словам, дело касается «судьбы тысяч пассажиров, которые купили билеты».

Директор по связям с общественностью авиакомпании «ВИМ-Авиа» Елена Федорова сообщила нам, что сейчас авиакомпания участвует в заседании оперативного штаба Росавиации, а также провела ряд консультаций с государственными органами, контролирующими авиационную отрасль. «Проходят переговоры с партнерами авиакомпании. В данный момент достигнуты предварительные соглашения, что должно привести к исправлению ситуации. Разрабатывается план урегулирования ситуации совместно с финансовыми организациями, принявшими решение поддержать авиакомпанию. Авиакомпания приносит пассажирам извинения за доставленные неудобства», — сообщила Федорова в ответ на официальный запрос нашей редакции.

«У НИХ ОЧЕНЬ ГРАМОТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ИМ ВСЕГДА УДАВАЛОСЬ БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМИ»

О вероятной судьбе «ВИМ-Авиа» и о том, чего ждать пассажирам авиакомпании, рассказали эксперты «БИЗНЕС Online».

Азат Хаким — председатель совета директоров ГК «Тулпар Эйр»:

— Ситуация действительно критичная, потому что эти долги у авиакомпании уже не первый год и у них постоянно идут переговоры, они договариваются. Но, видимо, долги стали настолько критичные, что уже аэропорт не пойдет ни на какие уступки. Понятно, что это не просто так на пустом месте возникло. Авиакомпания набрала очень много техники, особенно дорогой — это «Боинг 777». Там очень большие лизинговые платежи, которые нужно оплатить вовремя, и понятно, что авиакомпания просто финансово не тянет такие затраты. Брать в долг топливо для авиакомпании нормально, но в данном случае это уже говорит о том, что финансовое положение очень тяжелое. Если они всем уже должны, то ситуация становится критичной. Они должны лизингодателям, перевозчикам, должны за пролет, и самое плохое, что они еще и должны зарплату сотрудникам. А когда сотрудники работают в долг, то они работают без особого рвения. С большей долей вероятности думаю, что компания будет вынуждена остановить свою операционную деятельность.

Что касается поддержки правительства, то в компании нет доли госучастия, и вряд ли минтранс пойдет навстречу. То, что билеты уже проданы, пассажиров надо перевозить — это мы уже проходили. Будут перераспределять другим авиакомпаниям и вывезут всех. На мой взгляд, минтранс примет более взвешенное решение — субсидировать те авиакомпании, которые потом будут вывозить пассажиров «ВИМ-Авиа».

Олег Пантелеев — главный редактор «АвиаПорт.Ру»:

— Все зависит от того, какие будут взаимоотношения между перевозчиком и кредиторами, причем в том числе поставщиками услуг. Конечно, у нас были прецеденты, когда поставщики услуг прекращали обслуживание авиакомпании, и в связи с этим организация прекращала свою операционную деятельность. Как это ни прискорбно, но риски очень велики, однако никто не заинтересован в остановке авиакомпании, потому что даже для поставщиков услуг совершенно очевидно, что остановка авиакомпании означает то, что значительную часть задолженности вернуть уже не удастся. Кроме того, с точки зрения правительства «ВИМ-Авиа» — это один из немногих перевозчиков, работающих на регулярных линиях на дальневосточном направлении. Авиакомпания летала в Магадан, летала в Благовещенск. С этой точки зрения, конечно, было бы важно, чтобы перевозчик сохранился, потому что это повышает транспортную доступность дальневосточных регионов. Еще раз повторюсь, что многое зависит от кредиторов, и в том случае, если компанию все-таки поддержит правительство и предоставит финансовые гарантии, то это даст возможность авиакомпании продолжить полет. В долгосрочной перспективе пока ничего позитивного не просматривается.

Пассажирам имеет смысл, отправляясь в путешествие, брать с собой запас наличных для того, чтобы оплатить питание, ночлег или транспорт до дома. Нужно постоянно отслеживать показания на табло, где указаны параметры прибытия и отправления рейса, по возможности связаться с представителями авиакомпании. Но стоит заметить, что мы видим по примеру предыдущих проблемных ситуаций, когда та или иная компания была на грани остановки либо вообще прекращала свои полеты, правительство находило возможность перераспределить пассажиров по другим авиакомпаниям. Тем самым в ряде случаев их проблемы были минимизированы. Если у пассажира билет предусматривает возврат средств, то в случае длительной задержки есть смысл осуществить возврат, и с высокой долей вероятности деньги вернутся быстро.

Роман Гусаров — главный редактор отраслевого портала Avia.ru:

— Шансы на выживание у авиакомпании есть всегда, но все зависит от доброй воли и возможностей тех, к кому компания обращается за помощью. Здесь есть и отрицательные, и положительные исходы подобной ситуации. Яркий отрицательный пример — это компания «ТрансАэро», которая набрала столько долгов, что ее поддержка не имела никакого смысла, даже при поддержке она бы оставалась убыточной и накапливала бы долги. Одновременно с этим аналогичные трудности испытывала авиакомпания «Ютэйр». И здесь ситуация сложилась совершенно иначе. Акционеры нашли возможность своими ресурсами поддержать авиакомпанию, проведя переговоры с кредиторами, реструктуризировали долги, оптимизировали структуру компании, сократили примерно на 40 процентов парк воздушных судов. Они уступили позиции на рынке, пошли на ряд жертв, но привели авиакомпанию в положительную зону рентабельности. Да, она стала меньше по объемам, но зато перестала производить убытки, и сейчас она достаточно успешно работает.

Что касается «ВИМ-Авиа», у них очень грамотный менеджмент, им всегда удавалось быть эффективными. Они не склонялись к каким-то авантюрам, особо не рисковали, но всегда достаточно хорошо выдерживали свою финансовую состоятельность. И репутация компании хорошая, у нее никогда не было серьезных сбоев до этого лета, не было проблем с кредиторами. Я думаю, что надо ее поддержать. Никто не заинтересован в сокращении участников рынка. Если такими темпами пойдет и будут уходить по одной, две крупной авиакомпании в год, то мы через несколько лет можем просто остаться с одним перевозчиком. Монополизация рынка никому не интересна — ни государству, ни пассажирам. Поэтому авиакомпанию с хорошей репутацией можно было бы и поддержать. Шансы на выживание я бы оценивал 50/50.

Президент России Владимир Путин выделил два самолета из авиаотряда «Россия», который обслуживает первых лиц государства, для перевозки пассажиров авиакомпании «ВИМ-Авиа» из турецкой Антальи. «Специальный летный отряд «Россия» по поручению президента России направит два борта Ту-214 в Анталью для вывоза пассажиров авиакомпании «ВИМ-Авиа», - сообщила в пятницу, 29 сентября, агентству РИА Новости пресс-секретарь управделами президента Елена Крылова. Она уточнила, что один самолет вылетит в 13.00 мск, второй - в 18.00 мск. Оба самолета будут обслуживаться в аэропорту «Внуково».

Также в пятницу президент Путин подписал указ о наказании министра транспорта Максима Соколова за кризисную ситуацию, сложившуюся с вывозом пассажиров с зарубежных курортов из-за долгов авиакомпании «ВИМ-Авиа». «Объявить дисциплинарное взыскание в виде неполного служебного соответствия министру транспорта РФ Соколову М. Ю.», - говорится в тексте документа, опубликованного в пятницу, 29 сентября, на официальном интернет-портале правовой информации. В указе отмечается, что взыскание объявлено по предложению правительства.

Глава государства объявил о принятых в отношении Соколова мерах дисциплинарного характера 27 сентября на заседании кабинета министров. «И хочу министру сказать: я объявляю вам о неполном служебном соответствии. Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем, что делать с этим неполным служебным соответствием. Если не справитесь, то тоже подумаем», - заявил тогда Путин (цитата по РИА Новости).

Президента России удивили объяснения Соколова, что «ВИМ-Авиа» соответствовала требованиям, которые предъявляются к авиационным перевозчикам. «Если вы выработали такие критерии, то чего они стоят, если ничего не видно за ними? Что это за критерии такие? Критериям соответствует, а работать не может. Десятки тысяч людей, десятки тысяч оказались в очень сложной ситуации. Ну хорошо, если бы это было в первый раз, но это же годами все продолжается», - заявил Путин.

Он также раскритиковал вице-премьера Аркадия Дворковича, который курирует в правительстве транспортную отрасль. «Я обращаю внимание курирующего транспорт вице-премьера: вы недостаточно внимание уделяете этой отрасли, недостаточно. Может быть, вы перегружены слишком? Мы уже говорили об этом», - сказал Путин. Глава государства поручил Дворковичу и Соколову эффективно и в кратчайшие сроки урегулировать ситуацию с авиакомпанией «ВИМ-Авиа», а также подготовить предложения по разрешению проблем в отрасли в целом.

Общая задолженность авиакомпании «ВИМ-Авиа» за услуги, топливо, аэропортовое и наземное обеспечение полетов составляет порядка 1,3 млрд рублей, говорится в распоряжении правительства РФ. «Председатель правительства подписал распоряжение о выделении Росавиации бюджетных ассигнований в размере 98 млн рублей на обеспечение с 28 сентября комплексного обслуживания воздушных судов авиакомпании «ВИМ-Авиа». Наша основная задача на данный момент - обеспечить возвращение людей домой. Это одно из решений, направленных на решение данной проблемы», - отметил вице-премьер Аркадий Дворкович (цитата по РИА Новости).

  • Фигура низшего пилотажа. Почему «ВИМ-Авиа» не удалось «переобуться» в полете

Сложности туризма

Туроператоры готовы профинансировать авиакомпаниям вывоз к местам отдыха пассажиров «ВИМ-Авиа» с датой вылета до 29 октября, сообщает ТАСС со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. По его словам, туроператоры планируют платить авиакомпаниям, чтобы перевозчики брали их клиентов, которых «ВИМ-Авиа» должна была завезти на курорты.

«Туроператоры хотят оплатить повторный завоз и берут на себя гарантию того, что оплатят его для тех пассажиров, которые должны лететь после 16 октября, когда уже не будет рейсов «ВИМ-Авиа». А до 16 октября вывоз будет оформляться из внебюджетных источников, - сказал собеседник агентства. - Глубина этих перевозок - до 29 октября». Он добавил, что «это могут быть любые авиакомпании, сейчас идет обсуждение с туроператорами».

Опрошенные Forbes туроператоры не смогли подтвердить вероятность подобного решения, но подтвердили факт переговоров. При этом они отказались оценивать объемы финансовых потерь операторов и туристов, поскольку ситуация еще может измениться.

Татьяна Круглова, PR менеджер TUI, в беседе с Forbes пояснила, что компания активно ищет пути решения. «Проблемы авиакомпании отразились на нашей деятельности, так как часть наших туров - на базе этого авиаперевозчика. В основном это турецкое направление, по срокам - до конца летнего сезона, а это до 20-х чисел октября по Турции. В данный момент мы оперативно ищем альтернативную перевозку для наших клиентов», - отметила она.

Директор департамента маркетинга, продаж и работы с агентствами туроператора ICS Travel Валерия Романенкова в свою очередь пояснила, что с «ВИМ-Авиа» на зимний сезон туроператор программы не планировал, а по летней программе остались последние два рейса 1 и 8 октября - их мы заменим другим перевозчиком.

«В целом для рынка ситуация, мягко говоря, неприятная. У ряда туроператоров данная авиакомпания занимает большой процент перевозки, кто-то уже запланировал с ней зимний сезон. Конечно, им будет нелегко, так как продажи у многих идут с глубиной. Но, как мне кажется, в момент, когда летние программы уже заканчиваются, а зима еще не стартовала, найти дополнительные емкости у других перевозчиков возможно», - уверена Романенкова.

Побег владельцев и допросы «без сна и еды»

Ситуация с вылетами рейсов «ВИМ-Авиа» в минувшие выходные, после чего авиакомпания официально объявила, что у нее не хватает финансов для продолжения работы. Чартерные рейсы «ВИМ-Авиа» прекратила, но регулярные продолжает выполнять. К вывозу пассажиров под контролем Минтранса и Росавиации подключились другие авиакомпании.

Следователи задержали генерального директора и главного бухгалтера «ВИМ-Авиа» по делу о хищениях. Совладельцы компании Рашид и Светлана Мурсекаевы бежали из страны, сейчас СК устанавливает, где они находятся.

Главный бухгалтер «ВИМ-Авиа» Екатерина Пантелеева в Следственном комитете дала развернутые показания, связанные с массовой отменой рейсов авиакомпанией, сообщила «Интерфаксу» ее адвокат Екатерина Павловская.

«Накануне, будучи допрошенной в качестве свидетеля, моя подзащитная дала следователю очень подробные показания, объясняя причины случившегося. Но никакие хищения она, конечно, не признает. Это абсурд», - сказала адвокат. Павловская рассказала, что ее подзащитная прибыла в СК 27 сентября в пять часов вечера для дачи показаний в качестве свидетеля. После допроса домой ее уже не отпустили, а к одиннадцати часам 28 сентября оформили задержание.

«Так как допрос в качестве свидетеля длился почти всю ночь, без сна и еды, Пантелеева попросила отложить ее допрос в качестве подозреваемой. Он состоится, как ожидается, завтра утром», - резюмировала адвокат. По ее словам, следствие выйдет в суд с ходатайством о мере пресечения ее подзащитной 29 сентября. Тогда же будет решен вопрос с арестом гендиректора «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева. Следственный комитет расследует уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами авиакомпании.

Кто подберет активы

В январе-августе 2017 года «ВИМ-Авиа» перевезла 1 млн 834 тысяч пассажиров (10 место среди авиакомпаний России, рост на 31% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года), средний процент занятости пассажирских кресел -76,1%. По перевозкам грузов и почты авиакомпания занимает 11 место в стране (11 700 тонн).

Выручка авиакомпании в 2016 году составляла 17 млрд 174 млн рублей (рост на 38% по сравнению с 2015 годом), чистая прибыль - 89,1 млн рублей (снижение в 5,7 раза). По состоянию на сентябрь 2017 года парк «ВИМ-Авиа» насчитывает 23 воздушных судна: 12 Boeing 777 (взяты в лизинг в 2015-2017 годах), по четыре - Airbus A319 и Boeing 757, два Airbus A330 и один Boeing 767. Средний возраст самолетов - 19 лет. В июле 2017 года компания подписала соглашение о лизинге 15 новых российских самолетов МС-21.

Основным владельцем является Светлана Мурсекаева, ей принадлежат 99% акций «ВИМ-Авиа», ее мужу Рашиду - 1%. Светлана и Рашид Мурсекаевы объявлены в розыск. По данным «Интерфакса», супруги могут находиться в Турции.

«Аэрофлот» не интересуется активами «ВИМ-Авиа», заявила авиакомпания, комментируя опубликованную в ряде СМИ информацию о начале борьбы за активы и слоты «ВИМ-Авиа» между участниками рынка. «Аэрофлот» опровергает любые домыслы журналистов о том, что компания ведет какую-либо борьбу за активы «ВИМ-Авиа». «Аэрофлоту» не интересны ни самолеты, ни маршрутная сеть, ни другие активы авиакомпании «ВИМ-Авиа», - говорится в сообщении.

Вим-Авиа – крупный авиаперевозчик. Компания зарегистрирована как Общество с ограниченной ответственностью. Сегодня эта организация осуществляет рейсы по разным направлениям. Организовываются регулярные рейсы в другие города России, в разные страны и города Европы и Средней Азии. Базируется компания в московском аэропорту «Домодедово». Код авиакомпании «Вим-Авиа»:

  1. ИАТА – NN.
  2. СКАО – MOV.
  3. Внутренний – НН.

Свою деятельность компания начала в 2002 году . Ее создателем является В. И. Меркулов, который ранее был директором компании «Аэрофрахт». Инициалы полного имени создателя компании были взяты в качестве наименования организации (ВИМ).

Чья авиакомпания «Вим-Авиа»? Сегодня все ее акции принадлежат супругам Рашиду Мурсекаеву и его жене Светлане. Компания специализируется на осуществлении чартерных и регулярных внутренних и международных пассажирских рейсов.

Самолет «Вим-Авиа»

История

Планируя перелет в другой город или страну, первое, что нужно выбрать – перевозчика. Многие при выборе задаются вопросом: что за авиакомпания «Вим-Авиа»? Чтобы понять, что представляет собой данная организация, нужно узнать о том, как она возникла и развивалась.

Право на осуществление пассажирских перевозок компания получила в конце 2003 года . В ноябре было выдано свидетельство эксплуатанта. В то время в парке компании было всего 4 самолета, которые использовались преимущественно для осуществления рейсов в страны Азии. Осуществлялись перелеты в Китай, Таиланд и Вьетнам из Москвы. На воздушных судах осуществлялись не только пассажирские, но и грузовые перевозки.

Спустя 2 года после возникновения перевозчик начал реализовывать масштабный проект по замене и расширению парка самолетов. У Lufthansa были куплены 12 Боингов , которые характеризовались экономичным расходом топлива и повышенным комфортом для пассажиров. После приобретения новых воздушных судов этот перевозчик сумел занять лидирующие позиции среди других авиакомпаний по осуществлению туристических чартерных рейсов в Египет, Тунис и Турцию из Москвы.

Также после расширения транспортного парка Вим-Авиа стала осуществлять рейсы в западную Европу, преимущественно в популярные туристические города и курорты. Таким образом, эта компания сумела опередить по количестве рейсов и пассажирообороту некоторых других перевозчиков, использующих для полета Ил-86. Из-за ограничений по шумности в такие страны, как Италия и Испания, на таких самолетах не могли доставлять пассажиров. Поэтому новые рейсы от компании «Вим-Авиа» стали пользоваться большим спросом среди туристов.

В последующие годы наблюдался постепенный рост пассажирооборота. Увеличивалось и количество рейсов по разным направлениям. В частности, к 2010 году компания осуществляла сезонные авиаперевозки из разных городов России в Грецию, Болгарию, Испанию, Египет, Тунис, Марокко. В 2013 году компания перевезла на воздушных суднах более 1.5 млн челове к. Было осуществлено за 1 год почти 9000 рейсов. В этом же году организация приступила к реализации программы по расширению флота. Было проведено множество переговоров с разными поставщиками авиалайнеров как российскими, так и зарубежными. Компания подписала договор о покупке 4-х новых Аэробусов, которые используются не только для осуществления перелетов по уже действующим направлениям, но и для полетов по новым маршрутам.

В 2015 году количество перевезенных пассажиров уже превзошло 1.6 млн человек. Кроме обычных пассажирских рейсов, перевозчик продолжил реализовывать социально-значимые программы. Осуществлялись авиаперевозки детей-спортсменов, творческих коллективов, детей и родителей в рамках различных социальных проектов.

Форма бортпроводников «Вим-Авиа»

Летный состав и безопасность перевозок

Компания «Вим-Авиа» имеет собственный авиационный учебный центр (АУЦ). Главная задача АУЦ заключается в реализации программ профессионального обучения. Для обучения и повышения квалификации авиационных специалистов перевозчик обладает необходимыми лицензиями и сертификатами. В учебном центре осуществляется обучение, переподготовка и повышение квалификации специалистов, которые работают в компании. Кроме того, специалисты проходят обучение за рубежом.

Проблемная авиакомпания "ВИМ-Авиа", из-за мошеннических действий руководства которой на зарубежных курортах застряли около 38 тыс. пассажиров, а кредиторская задолженность превысила 7 млрд рублей, лишилась своего менеджмента и владельцев.

Генеральный директор "ВИМ-Авиа" Александр Кочнев и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева задержаны в рамках дела о крупном мошенничестве, говорится в сообщении на сайте Следственного комитета РФ. В ближайшее время обоим фигурантам будет предъявлено обвинение, после чего следствие планирует ходатайствовать перед судом об избрании в их отношении меры пресечения.

А совладельцы "ВИМ-Авиа" Рашид и Светлана Мурсекаевы "поспешно покинули страну, и, по имеющейся у следствия информации, находятся за границей", отметили в СК. В связи с этим принимаются меры к установлению их местонахождения. "В настоящее время продолжаются следственные действия, направленные на установление всех лиц, причастных к хищению денежных средств, и обстоятельств преступления", говорится в сообщении пресс-службы.

Супруги Мурсекаевы будут объявлены в розыск по уголовному делу о мошенничестве, сообщили ТАСС в правоохранительных органах. "Их местонахождение пока не установлено. Они будут объявлены сначала в федеральный, а затем, возможно, и в международный розыск", - сказал собеседник агентства. По его словам, Рашид Мурсекаев в четверг должен был явиться на допрос к следователю, накануне ему была направлена повестка.

В рамках возмещения ущерба пострадавшим от этого мошенничества будет наложен обеспечительный арест на имущество совладельцев и руководства компании. Вскоре им может быть заочно предъявлено обвинение и выдана санкция на заочный арест.

Накануне ТАСС сообщили в правоохранительных органах, что следователи допросили Александра Кочнева в качестве свидетеля по делу, а затем его повторно вызвали на допрос. Источник в четверг уточнил, что гендиректор был задержан по результатам допроса в СК. "Это был повторный допрос, накануне его допросили как свидетеля, к следователям он явился сам", - сказал собеседник агентства.

После массовых задержек и отмен рейсов авиакомпании "ВИМ-Авиа" было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество в особо крупном размере"). Официальный представитель СК РФ Светлана Петренко сообщила, что по поручению главы ведомства Александра Бастрыкина дело было передано в центральный аппарат СК.

По данным следствия, с 22 сентября должностные лица авиакомпании, заведомо зная, что средств для закупки топлива не хватает, в том числе в аэропорту Домодедово, не имея договоров с другими поставщиками и, таким образом, не обладая возможностью перевозить пассажиров, продолжали продавать билеты на рейсы. В итоге руководством было получено более 1 млн рублей.

На этой неделе "ВИМ-Авиа" признала, что у нее нет средств для продолжения операционной деятельности, после массовых задержек рейсов из-за задолженности за топливо примерно в 500 млн рублей. Авиакомпания попросила Минтранс "рассмотреть возможность срочного предоставления госгарантий" на 800-840 млн рублей для оплаты топлива и организации вывоза пассажиров из-за рубежа. Владелец компании Рашид Мурсекаев опубликовал видеообращение, в котором извинился перед пассажирами за задержки рейсов из-за нехватки средств.

Самолеты "ВИМ-Авиа" были задержаны в аэропортах за долги в России и за границей - в частности, в Испании, Бельгии, Турции и Франции. Во Внуково из Домодедова перелетели только четыре борта из 29. За вторник-среду "ВИМ-Авиа" выполнила всего около 10 рейсов.

Оказавшиеся "невозвращенцами" российские граждане, которые в основном находятся на курортах Турции и Греции, теперь надеются только на помощь других авиакомпаний.

Греческая EllinAir вернет 245 пассажиров "ВИМ-Авиа" из Ираклиона в Москву, передает ТАСС. Кроме того, к вывозу пассажиров планируется подключить авиакомпанию "Ямал" и "Сибирь".

Для вывоза туристов из Антальи 28 сентября будут задействованы три самолета "ВИМ-Авиа", которые были выпущены накануне из аэропорта Домодедово с дозаправкой во Внуково. Они совершат по два оборотных рейса для доставки из Турции порядка 1,5 тыс. пассажиров.

В Росавиации сообщают, что российским авиакомпаниям, которые перевезут пассажиров регулярных рейсов "ВИМ-Авиа", будет выделено около 200 млн рублей из федерального бюджета на 2018 год. Однако речь идет только о внутренних рейсах "ВИМ-Авиа".

Сама "ВИМ-Авиа", которой Минтсранс на полмесяца восстановил пассажирские авиаперевозки под свои гарантии, также получит от государства полмиллиарда рублей субсидий на авиаперевозку. Впрочем, эксперты уверены, что такие вливания компанию не спасут и это всего лишь отсрочка ее неизбежного конца существования.

В настоящее время у "ВИМ-Авиа", замыкающей топ-10 авиакомпаний РФ по объему пассажирских перевозок, есть шесть банков-кредиторов, а ее долг составляет примерно 7 млрд рублей.

В ночь на четверг было объявлено , что самолеты "ВИМ-Авиа" будут выполнять полеты до середины октября. Пассажирам с датой выполнения регулярного рейса с 16 октября и позже рекомендовано для возврата денег сдавать билеты по месту их приобретения.

В среду Владимир Путин на совещании с членами правительства объявил главе Минтранса Максиму Соколову о неполном служебном соответствии из-за ситуации с "ВИМ-Авиа", а курирующего проблемы транспорта вице-премьера Аркадия Дворковича обвинил в недостаточном внимании к отрасли.

Владельцами "ВИМ-Авиа" являются Светлана и Рашид Мурсекаевы. По данным системы "СПАРК-Интерфакс", выручка компании в 2016 году составила 17,17 млрд рублей, при этом компания отразила в отчетности по РСБУ небольшую прибыль - 89 млн рублей. Согласно данным "СПАРКа", Светлана Мурсекаева недавно заложила часть своей доли ООО "Авиакомпания "ВИМ-Авиа" - 5% уставного капитала - в банке "Зенит".