Первый раз в аэропорту — что делать? Что нужно знать перед первым полетом Первый раз на самолёте

Авиабилеты куплены, чемоданы упакованны, до начала отпуска остались считанные дни, но вместо радости вы начинаете волноваться. Волнение нарастает с каждым днем, ведь вы летите в первый раз и все что вас сейчас волнует как же себя вести в аэропорту, как же все будет проходить, не потеряетесь ли вы, не перепутаете ли вы самолет и т.д. Можете перестать волноваться, вы только что нашли самую подробную инструкциюпервый раз в аэропорту ” для новичков, которая ответит на все волнующие вас вопросы.

Итак до вылета, после покупки авиабилета, перед посадкой в самолёт нужно пройти следующие необходимые процедуры:

1. Таможенный контроль, до или после регистрации
2. Регистрацию и сдать багаж
3. Паспортный контроль
4. Досмотр службы безопасности

Все легко и просто, опоздать на самолёт или потеряться в аэропорту крайне сложно, главное внимательно прочитать и исполнить нашу самую подробную инструкцию ”первый раз в аэропорту “.

И так – маршрут выбран, авиабилет куплен, вещи уложены, деньги приготовлены, документы проверены несколько раз (в паспорте должна быть ваша личная подпись). Вы не забыли положить деньги на телефон и подключить роуминг. Все это нужно проверить перед выходом из дома. Вещи разделены на багаж и ручную кладь. Ручная кладь – это часть вещей, которые будут лежать рядом с вами в салоне самолета во время полета. Это может быть крупная электронная техника (ноутбук, фотоаппарат, видеокамера), хрупкие сувениры. Сдавать их в багаж категорически не рекомендуется – при погрузке и загрузке они могут пострадать.

Не пытайтесь провезти выше указанные предметы в ручной клади

Запрещено провозить в ручной клади:
- жидкости во флаконах более 100 миллилитров
- легко воспламеняющиеся и взрывоопасные вещества (ацетон, лак для волос и так далее)
- колющие и режущие предметы (ножи, маникюрные ножницы и т.п.)
- тяжёлые вещи, превышающие установленный лимит по весу для ручной клади

Информацию о данных ограничениях нужно прочитать на сайте авиакомпании, особенно если летите с пересадкой. В некоторых зарубежных аэропортах жёсткие правила безопасности (например, в странах Евросоюза, при контроле безопасности могут изъять тушь для ресниц).

Ни в коем случае не пытайтесь пронести в ручной клади колюще режущие предметы. Минимум они у вас будут изъяты, максимум вам гарантирован разговор со службой безопасности аэропорта. Ящик для сборки колюще режущих предметов в аэропорте города Лима, Перу

Уточняем, что если вы летите в бизнес классе, то вам разрешается бесплатно провезти – не более 30 килограмм; в эконом классе – не более 20 килограмм. Имейте в виду, что вес сумки или чемодана входит в вес багажа. При перевесе придётся доплатить по тарифам авиакомпании. До регистрации, в зале вылета есть специальные приспособления где за определенную плату ваши вещи тщательно и надежно запакуют в прозрачный полиэтилен. Это гарантирует вам неприкосновенность и сохранность ваших вещей, сданных в багажное отделение и максимум спокойствия во время полета.

Практически во всем мире (отелях, транспорте, турагентствах) вас поймут на английском. Если вы летите заграницу, то желательно внимательно прочитать в интернете информацию о стране, об обычаях, о достопримечательностях. Выучить несколько фраз на местном языке, чтобы можно было объясниться в аэропорту или с полицией, в случае возникновения проблемы. Или подготовить эти фразы на листике, также можно взять с собой словарь или разговорник.

Независимо вы в первый раз в аэропорту или вы регулярный авиапассажир мы предлагаем внутрь багажа положить копии всех документов и пришить к чемодану бейдж с именем, фамилией и контактным телефоном (для параноиков в нескольких экземплярах и разных местах), на случай потери багажа. Для продвинутых полезно сканы всех дорожных документов выложить на свою электронную почту, и при необходимости воспользоваться электронными копиями. Это мелочь избавит вас в будущем от крайне редких неприятных случайностей.

Ручная кладь в самолете. Всегда кладите паспорта, важные документы, деньги и пластиковые карты в ручную кладь

Важно! Никогда не складывайте документы, деньги и пластиковые карты в сдаваемый багаж.

Итак вы готовы к множеству новых и интересных впечатлений, приступаем к регистрации. Причем регистрацию в аэропорту вы можете пройти двумя способами, это онлайн регистрация и регистрация старым способом.

Вариант 1 – онлайн регистрация в аэропорту:
Всё больше авиакомпаний предлагают онлайн-регистрацию через интернет. Её можно пройти в любое время в течении суток перед вылетом и не менее чем за час до вылета по расписанию, не приезжая в аэропорт. В этом случае вы можете зарегистрироваться с любого компьютера, имеющего доступ в интернет. Онлайн регистрацию могут пройти все пассажиры: летящие с багажом или без, группой или с детьми, независимо от того, летят они эконом или бизнес классом. Для прохождения онлайн регистрации нужно открыть сайт авиакомпании, найти вкладку в которой написано онлайн – регистрация и кликнуть на ней. Затем заполнить, обычно это:

Номер электронного авиабилета или код бронирования
- аэропорт вылета
- имя и фамилия пассажира
- дата вылета

После ввода нужной информации для регистрации, система сформирует посадочный талон, который нужно обязательно распечатать (это и будет документ, который нужно предъявить в аэропорту на выходе при посадке в самолет). В аэропорту для онлайн зарегистрированных пассажиров нужно сдать багаж у специальной стойки и не стоять в огромной общей очереди, а если вы летите только с ручной кладью, то сразу подойти на досмотр службы безопасности и паспортный контроль.

Вариант 2 – обычная регистрация:
Вы решили воспользоваться традиционной формой регистрации по приезду в аэропорт. Регистрация на рейс открывается стандартно за три часа до вылета и закрывается за 50 минут до вылета по расписанию. Первопроходцам нужно прибыть за 2 или 3 часа раньше, это позволит избежать суеты, спешки, беспокойства, путаницы и волнений. Время вылета и прибытия на авиабилетах всегда указывается только местное. Об этом нужно помнить при подготовке к путешествию. Иначе можно опоздать на самолет или вообще сорвать поездку.

Регистрация в аэропорту обычным способом с очередью

При входе в аэропорт нужно пройти сквозь ворота металлодетектора, багаж просканируют на самодвижущей ленте – это проходит быстро. Внутри аэропорта находится табло (информационный монитор) с вылетами. На нем по-английски написано Departures – вылеты. В распечатке электронного авиабилета находим номер рейса Flight(например UN777) город назначения и на табло находим свой рейс. Еще раз уточняем направление и запоминаем номер стойки регистрации, где и обменяют авиабилет на посадочный талон, который является пропуском на самолёт. Примечание – если вы приехали слишком рано, ваш рейс ещё могут не показать на табло.

Подойдя к стойке регистрации check-in вы предъявляете паспорт, билет и озвучиваете пожелания по поводу посадочного места в самолёте(у прохода, у запасного выхода, у окна и т.д.) С учетом ваших пожеланий и возможностей вам выдадут талон с посадочным местом. Потом взвесят и примут ваш багаж. И на багаж и на билет приклеят бирку с номером. Убедитесь в том, что на ваш багаж наклеена бирка, на которой будет указана ваша фамилия и номер рейса, а на билет багажная квитанция.

На посадочном талоне находится важная информация – дата и время вылета, номер рейса, время посадки, номер выхода посадочной зоны (Gate) и главное, номер вашего места в салоне самолёта. Время посадки неоднократно будут повторять по громкой связи в аэропорту. Громко и чётко каждые 10-15 минут.

Посадочный талон. Кликните на фото для увеличения

С паспортом и посадочным талоном проходите в зону таможенного досмотра. Это самая дотошная проверка перед посадкой. Таможенный контроль признан выяснить есть ли у вас при себе предметы старины, крупные суммы денег, наркотические вещества, оружие,акцизные товары и прочее. Это вы обязаны задекларировать в таможенной декларации. Поэтому перед паспортным контролем заполняете таможенную декларацию если есть, что декларировать, если же нет, декларация не потребуется.

Для удобства пассажиров в международных аэропортах два типа пересечения границ: зелёный и красный коридоры. Вы самостоятельно выбираете коридор. 99 процентам туристов нечего декларировать, поэтому свободно можете пройти зелёным коридором.

Указатель зеленого коридора для выхода из аэропорта. Данный коридор подходит 99% туристов

Сотрудники таможни имеют право попросить вас предъявить ваш багаж на досмотр, но это крайне редкая практика. Поэтому перед паспортным контролем заполняют таможенную декларацию в том случае, если есть что декларировать, если же нет, декларация не потребуется. Затем нужно пройти в зону паспортного контроля. Пограничник проверит ваш посадочный талон и паспорт.

После паспортного контроля нужно пройти личный досмотр. При прохождении контроля безопасности нужно предъявить паспорт, посадочный талон и билет. Сотрудники авиационной безопасности подскажут вам что нужно делать. Внимание! Если у вас имеются имплантированные аппараты, не заходите в зону стационарного металлоискателя. Сначала обратитесь к инспектору службы авиационной безопасности и объясните ему свою ситуацию.

Пройдя досмотр вы попадает в зал ожидания посадки. Теперь можно расслабиться и прогуляться по залу ожидания, прикупить сувениров и ждать объявления посадки. После объявления нужно подойти к выходу, указанному в посадочном талоне, и предъявить этот талон дежурному. Вам понадобится только посадочный талон и возможно ещё раз паспорт. В аэропортах с плотным трафиком иногда не объявляют о начале посадки. Поэтому нужно всегда помнить о времени посадки и в указанное время самостоятельно подойти к нужному выходу (Gate) Посадка на самолет проходит либо на автобусе, либо через специальную гармошку, соединяющую самолет со зданием терминала.

После приземления в аэропорту, вы проходите те же процедуры, что и при посадке. Сначала паспортный контроль: пограничник проверит паспорт, посадочный талон, наличие визы или разрешение на въезд. Затем получаете багаж и проходите таможенный контроль. Если свой багаж не обнаружили или он повреждён, необходимо обратиться к сотруднику аэропорта (Lost and found).

К видите ничего сложного, даже если вы в первый раз в аэропорту .

Летайте с удовольствием!

Итак, пришло время оторвать свою пятую точку от стула и совершить что-нибудь в реальном мире.

Допустим, что вам нужно куда-то долететь самолётом. Предположим также, что вы до этого ни разу не летали воздушным транспортом. Ничего страшного. Всё когда-то бывает впервые. Не имеет значения, сколько вам лет. Пусть вам будет 20 лет, 30 лет, 40 или 50, ничего страшного в том, что вы ещё ни разу не летали самолётами. Что же нам делать? Как лететь на самолёте? Для начала нужно понять, что нам собственно нужно делать.

Аэропорты обычно расположены за пределами городов, поэтому сначала посмотрите, каким транспортом можно до него добраться. Для Москвы это будет аэроэкспресс. Билеты на поезда аэроэкспресс можно приобрести на их сайте . Там же вы можете найти инструкцию по его использованию и способы оплаты. Самым сложным будет сориентироваться на месте, куда идти и в какой поезд садиться. Тут очень сильно поможет ваш навык красноречия. Ищите стойку с надписью «Информация». Там сидит живой человек. Скажите ему, что летите в первый раз, поэтому не знаете, куда идти. Он вам без проблем всё расскажет, главное будьте предельно вежливы и доброжелательны, тогда проблем возникнуть не должно.

На сами же самолёты билеты обычно покупаются на сайтах самих авиакомпаний. Узнать, какая авиакомпания занимается перелётами в нужном вам направлении можно, например, на Яндекс Авиабилеты . Находите нужную компанию, покупаете билет. Тут ничего особо сложно нет. Не забудьте прочитать правила авиакомпании, они могут иногда отличаться.

В аэропорт лучше прибыть заранее. Особенно для вашего первого полёта. Лучше прибыть даже за три-четыре часа до вылета, тогда будет больше времени, чтобы сориентироваться, осмотреть аэропорт и понять, что тут происходит.

И вот вы стоите перед зданием аэропорта. Размер аэропорта может отличаться в зависимости от статуса и города, но в целом нам предстоит пройти четыре этапа:

В аэропортах обычно бывает две очень полезные вещи: стойка информации и табло с рейсами и состоянием.

Стойка с надписью «Информация» полезна тем, что там сидит живой человек, у которого можно спросить, что вам дальше делать, чтобы всё-таки полететь. Не стесняйтесь спрашивать у него. Каким бы глупым не был вопрос, человек у стойки вам, скорее всего, сможет помочь. Можете даже в начале разговора после приветствия сказать, что летите в первый раз.

Табло с рейсами и их состоянием тоже полезно. Найдите на нём строчку с номером вашего рейса. Там могут быть следующие состояния:

  • check in - идёт регистрация на рейс
  • delayed - задерживается
  • go to gate <число> - идите к воротам/гейту с указанным числом
  • gate changed to <число> - ворота/гейт изменены на …
  • boarding - идёт посадка

Регистрация на рейс

Регистрироваться на рейс можно и по интернету на сайте авиакомпании. Обычно онлайн регистрация начинается за 24 часа.

Однако если вы летите впервые, то регистрация в аэропорту может показаться вам проще. Регистрация в аэропорту начинается обычно за 2 часа до вылета. На табло напротив вашего рейса будет надпись “check in” с указанием стойки, к которой нужно идти. Если совсем ничего не понятно, то идём к стойке, где написано «Информация», и просим помочь сориентироваться, что вам сейчас делать, куда идти.

Подходим к нужной стойке регистрации, даём паспорт и бумажку, которую распечатали при покупке билета на сайте авиакомпании.

Во время регистрации вам взвесят багаж. В салон самолёта можно обычно брать небольшой рюкзак до 10 кг и строго определённых размеров. Остальное придётся сдавать в багаж. Чемоданы и сумки, которые сдаёте в багаж лучше обернуть плёнкой и закрепить её изолентой. Подобная упаковка багажа защитит сумки от грязи, а также затруднит кражу, или хотя бы затруднит заметание следов после кражи. Обёртывать можно самому, или это можно сделать платно с помощью специальных устройств. Если будете обёртывать сами, то не жалейте плёнку, так как при погрузке багаж будут просто закидывать в самолёт, ибо задача погрузчиков состоит в том, чтобы сделать это быстро. На ручную кладь сделают специальную бирку с пометкой, что это ручная кладь.

Имейте в виду, что для ручной клади имеются довольно сильные ограничения, что в ней можно проносить на борт, да и для остального багажа тоже. Лучше ознакомиться с ними на сайте авиакомпании.

Когда всё закончится с регистрацией, вам дадут посадочный талон, после чего спросите у человека, который проводил регистрацию, куда дальше идти. Поверьте, он вам подскажет, а не пошлёт. Навык красноречия и тут вам поможет.

Досмотр

Ну, тут стоят такие рамки, через которые нужно пройти. А ещё там есть лента и специальные пластмассовые коробки.

Ручную кладь кладём на ленту, туда же все металлические предметы. И ремень с металлической пряжкой тоже туда. Потом проходим через рамку.

Возможно, вас попросят включить телефоны и ноутбук и показать экран. Я не понял, чем им может помочь меню выбора операционной системы в моём ноутбуке, но этого оказалось достаточно.

Надеваем ремень, распихиваем ключи и мелочь обратно по карманам и идём дальше.

Посадка на самолёт

Мы оказываемся в какой-то зоне с сиденьками, скамейками, магазинами, кафешками, торговыми автоматами и прочей ерундой с довольно высокими ценами.

Нам ничего из этого не нужно, поверьте. Просто обойдите всё и найдите свой gate. Он у вас написан на посадочном талоне, который вам выдали при регистрации на рейс. Если не можете понять, что написано на посадочном талоне, то найдите какого-нибудь сотрудника аэропорта и спросите у него. Он вам обязательно поможет.

Ждём посадки. Время посадки написано у вас в билете, а также текущее состояние рейса можно посмотреть на электронном табло в зале.

Не пропустите время посадки. К назначенному времени подойдите к гейту (ох уж эти англицизмы). Убедитесь, на на гейте написан именно ваш рейс. Становитесь в очередь. Здесь вам нужен будет только посадочный талон. Даёте его человеку, он отрывает его часть, а другую возвращает вам. Проходите в самолёт и ищите своё место. Садитесь.

Сам полёт

Если вы не провалили ни один из предыдущих квестов, то вы оказываетесь в салоне самолёта. Дальше всё гораздо проще. Просто будьте внимательны. Перед посадкой будет очень подробный инструктаж, как пристёгиваться и т. д.

Просто летим до места назначения.

По прибытии выходим из самолёта вместе со всеми и садимся в автобус, который стоит рядом с трапом (туда все зайдут, так что не ошибётесь). Этот автобус подвезёт вас от посадочной полосы к зданию аэропорта.

Услугами авиакомпаний сегодня пользуются все больше и больше наших соотечественников - чтобы полететь в отпуск, в командировку, или к родственникам на другой край страны. Но далеко не все из них знают, как нужно правильно вести себя в самолете, дабы полет не превратился в ад ни для вас, ни для соседей по салону и бортпроводников. Основные правила поведения в самолете мы решили изложить далее - старайтесь по максимуму их придерживаться!

Не мешаем никому вокруг

Зачастую мы совершаем какие-то мелкие действия для своего собственного комфорта и забываем, что они могут значительно помешать кому-то из окружающих. Для этого и существуют правила поведения - они, не требуя от вас ничего сверхъестественного, позволяют комфортно себя чувствовать и вам, и другим людям. Все это касается и этикета в аэропорту и в самолете.

Например, забирая вещи с ленты транспортера, не перегораживайте дорогу следующим за вами людям. Сумку с важными вещами, документами и деньгами носите с собой, чтобы ничего не терять и не создавать проблем в аэропорту самому себе. Чемоданы не нагромождайте перед собой, а ставьте рядом, зафиксировав их в вертикальном положении.

Убираем металлические предметы

Правила поведения нужно соблюдать не только в самолете, но и в аэропорту. Чтобы не задерживать очередь, и не оказаться подвергнутым долгому досмотру и придиркам со стороны секьюрити, заранее упростите для себя процедуру прохождения через металлодетектор. Для этого стоит достать из карманов все предметы с металлическими деталями и поместить их либо в сумку, либо в верхнюю одежду - и то, и другое все равно будет проходить через рентгеновский сканер.

Не грубим стюардессам

Если бортпроводник говорит вам, что нужно пристегнуть ремни, выключить мобильный телефон или другое электронное устройство, поднять спинку кресла и т.п. - значит, будет правильно именно так и поступить. Даже если вам такие ограничения не нравятся - вы пошли на них добровольно, преступив порог салона самолета. К тому же, правила поведения в самолете придумали не бортпроводники - они лишь следят за тем, чтобы пассажиры им следовали, поэтому не заслуживают грубости и оскорблений. Также помните, что стюардессы - обслуживающий персонал, но не ваши личные горничные, которыми можно помыкать как вздумается, и фамильярно к ним обращаться.

Не блокируем проход

Такое нередко происходит, когда человек засыпает в такой позе, которая потом не дает встать с места и выйти пассажирам, сидящим ближе к окну. Позаботьтесь о том, чтобы соседи смогли осторожно вас обойти в случае необходимости, либо готовьтесь к тому, что вас подвинут без вашего согласия - и не обижайтесь.

Еще один совет - приобрести подушку для перелетов, чтобы ваша голова не скатывалась на плечо к попутчику.

Осторожно откидываем кресло

Обязательно предупреждайте сидящих сзади пассажиров о том, что вы собираетесь откинуть спинку кресла назад. Кроме того, что вы можете напугать человека резким движением, так еще и способны испортить его имущество - вдруг в этот момент у него на коленях стоит открытый ноутбук, или напиток, который упадет и зальет ему одежду и технику.

Не перебарщиваем с алкоголем

Многие авиаперевозчики допускают возможность распития спиртных напитков на борту самолета, однако пассажиры должны контролировать его количество. Известно, что пассажиров в состоянии сильного алкогольного опьянения могут принудительно высадить из самолета, ведь такие люди могут угрожать безопасности других пассажиров, персонала самолета и общей безопасности на борту. А даже если вам кажется, что вы выпили в меру, то помните, что сидеть рядом с тихим соседом, от которого несет алкоголем, никому не будет приятно.

Соблюдаем гигиену

Этикет в самолете включает в себя и соблюдение правил гигиены. Все мы знаем, как неприятно бывает даже пятнадцать минут ехать в переполненном автобусе рядом с потным пассажиром - а представьте, каково терпеть это в течение целого полета? Не поленитесь и примите душ дома, прежде чем отправитесь в аэропорт, и о дезодоранте не забудьте.

Учтите, что и сильный запах парфюма, кажущийся вам приятным, может стать причиной того, что вашему соседу станет дурно. Также ограничьте употребление пищи, которая обладает стойким запахом - это, например, чеснок или острые маринованные овощи.

Следим за детьми

Это можно внести в правила поведения не только в самолете, но и в любом другом транспорте и общественном месте. Не позволяйте своим детям вести себя как дома, бегать между кресел, кричать, громко смеяться и другими способами шуметь и мешать пассажирам. Полет сам по себе является для многих довольно стрессовым делом, изматывающим как морально, так и физически, а если к этому добавится постоянный шум в виде детских криков, то голова может разболеться даже у самого терпеливого пассажира.

Поэтому помните, что какими бы маленькими и милыми не были детки, вы несете за них ответственность. Постарайтесь заранее им рассказать, что делать в самолете можно, а что нельзя, и в случае необходимости будьте готовы их успокоить.

Если же вы выступаете не в роли родителя, а в роли раздраженного пассажира, тоже не забывайте о правилах этикета в самолете. Не кричите на детей и не пытайтесь их успокоить самостоятельно, а сначала обратитесь к родителям и пообщайтесь с ними в спокойном тоне.

Не утруждаем соседей болтовней

Даже если вам скучно и очень хочется с кем-то поболтать, не навязывайтесь к своим попутчикам с беседами. Кто-то ведь любит в самолете поспать, кому-то хочется послушать музыку либо посмотреть фильм, один хочет молча полюбоваться видом из окошка, а другой просто-напросто не любит общаться с незнакомцами. Возможно, сосед даже будет с вами говорить из вежливости, но его нежелание непременно будет бросаться в глаза - постарайтесь вовремя это заметить и прекратить докучать попутчику. Уважайте личное пространство каждого человека и помните о том, как вести себя в самолете правильно.

Что делать, если это не вы, а ваш попутчик оказался назойливым болтуном? Однозначно - не грубите. Мягко скажите, что хотели бы насладиться полетом за прослушиванием музыки или чтением, либо просто молча наденьте наушники или выньте из сумки книгу или журнал.

Если же и вы, и ваш сосед не прочь поболтать, не забывайте о комфорте остальных пассажиров. Ваши громкие и оживленные разговоры могут им мешать. В этом случае рекомендуется пройти в конец салона, чтобы пообщаться там, никому не докучая.

Планируем походы в туалет

Старайтесь успеть посетить туалет до того, когда бортпроводница начнет развозить еду и напитки, иначе и вам проход перекроет тележка, и вы помешаете стюардессе обслужить пассажиров. Конечно, у вас может случиться экстренная ситуация, требующая отлучиться по нужде именно в этот момент, но в остальном постарайтесь планировать посещение уборной заранее.

Кстати, еще один важный пункт правил поведения в самолете при походе в туалет - не занимайте комнату надолго! Как только вы закончили свои дела, сразу же выходите, ведь в салоне обычно немало желающих пробраться в уборную после вас. И, конечно же, соблюдайте чистоту и не оставляйте после себя мусора, а по необходимости пользуйтесь ершиком - это ведь совсем не трудно.

Вежливо покидаем салон

И, наконец, после приземления не летите впереди планеты всей, чтобы поскорее покинуть салон. Если вы сидите в середине или в конце самолета, дайте возможность выйти впереди сидящим - ничего страшного не случиться, если вы подождете, самолет ведь уже приземлился, а вы тем временем сможете внимательно собраться, прихорошиться и не забыть никакие вещи под креслом.

Многие новички, которые летят в самолете впервые, не знают, что нужно делать по приезду в аэропорт. Об основных этапах — прохождении регистрации, досмотра, паспортного контроля и посадке — рассказывает автор этого ролика:

Некоторые люди не летают на самолетах только потому, что они ни разу этого не делали. Это не страх опасности, не боязнь высоты, а просто паника перед чем-то неизвестным. И многие не понимают, какого удовольствия они себя лишают, ведь летать очень приятно и интересно, а главное - быстро. И во многих случаях это единственный способ добраться в нужное место. Не стоит пренебрегать техническим прогрессом, ведь уже далеко в прошлом лошади и кареты, недели и месяцы пути.

Лично меня поначалу пугали не самолеты, а аэропорт. Как в него попасть, куда бежать, как ничего не перепутать и вообще... Давайте представим, что вы оказались в аэропорту впервые. Порядок действий будет примерно одинаков, разве что досмотр и паспортный контроль в некоторых случаях меняются местами.

Первый раз в аэропорту

Во сколько нужно приехать? Регистрация на рейс начинается за два часа до вылета. Почему так рано? Нужно успеть пройти большое количество процедур, требующих времени. Можно приехать еще раньше на всякий случай. Но лучше не позже, особенно, если вы летите в первый раз.

Вход

В нашей стране, в отличие от многих других, усилена антитеррористическая безопасность. Поэтому старайтесь закладывать время, которое вы потратите на то… чтобы зайти внутрь аэропорта. Часто там возникают очереди. Вас уже там осмотрят и просканируют ваши вещи, даже если вы просто пришли в качестве провожатого. Выйти обратно можно, но попасть обратно в аэропорт получится только снова через досмотр.

Табло и зона регистрации

Табло вылета и прилета - это, пожалуй, самый романтичный объект в аэропорту, причем даже не раз воспетый. На табло указываются номер, пункт назначения, время вылета рейса. Обязательно сверяйте номер рейса. Однажды мы чуть не запутались с рейсами - , которые отправлялись с разницей в 15 минут.

Иногда в одно и то же время могут отправляться несколько рейсов, тоже следите. Еще путаницу вносит то, что часто авиакомпании отправляют совместные рейсы. Не ориентируйтесь на название авиакомпании, и даже иногда время не показатель. Направление и номер - вот то, что вам нужно увидеть. Также на табло обозначается, на какую стойку регистрации нужно идти и в каком состоянии регистрация: открыта ли она или, не дай бог, закончилась. Регистрация на рейс, как я уже говорила, начинается за 2 часа до вылета и заканчивается за 40 минут до него.

Подготовка багажа

Ни на одном «добром» портале я не нашла полезной инфы о подготовке багажа.

Обычно про запрещенные предметы и вес багажа «умные» лайфхакеры пишут где-то в абзацах про досмотр, не учитывая то, что с багажом мы расстаемся значительно раньше, и это подразумевает совсем другую последовательность действий.

Багаж летит отдельно от вас

Вы можете лететь и без багажа, а положить все вещи в ручную кладь, если это позволяет авиакомпания. Так обычно делаю я, это значительно ускоряет расставание с аэропортом по прилете. В таком случае ваш чемоданчик или рюкзак должен подходить по определенным габаритам и не превышать норму по весу.

Габаритный и негабаритный багаж

Габаритный - подходящий по стандартным размерам. Выражаясь русским языком, стандартный чемодан или сумка. Негабаритный подходит по весу, но не по размеру, и оформляется отдельно. Кстати, теряется чаще всего именно негабаритный багаж.

Если вас волнует эта тема, то смело заходите на сайт авиакомпании и проверяйте, что у них можно, а что нельзя. Иначе никак. Ибо разные авиакомпании по-разному относятся к багажу. Понятное дело, что такие предметы, как гитара, огромная коробка или плазменный телевизор сложно назвать габаритным багажом. За оформление негабаритного багажа отдельных денег не попросят.

Дополнительное место

Вы можете докупить дополнительное место для багажа, это стоит отдельных денег. Но читерство никто не отменял, к примеру, золотая карта «Аэрофлота» позволяет провозить бесплатно два багажа одновременно, ну и в принципе такая карта - это труЪ и зависть.

Упаковка

Чемоданы обычно забрасывают в самолет достаточно варварским образом, поэтому если вам хочется продлить жизнь своему походному другу, вы можете его упаковать за отдельную плату. Багаж обмотают специальной пленкой специально обученные люди в специальных местах. Найти их несложно.


Если вы везете что-то ценное, желательно обмотать багаж. В аэропорту обычно бывает несколько паковален с разной ценой. Естественно, самые дорогие расположены ближе всего к центральному входу. Вас обмотают примерно за 700 рублей, или 10–15 EUR. Помимо официальных упаковщиков есть еще «человеки-пауки», которые предложат такую же услугу в 2–3 раза дешевле. Немного побродите по аэропорту, многозначительно взирая на паковальни, и эти предприимчивые хитрецы найдут вас сами.

Перевес

Если у вас (о ужас!) перевес, то готовьте денежку. Ну и времени на оформление дополнительного багажа и перевеса понадобится от 20 до 40 минут точно.

Ваш багаж должен проходить по габаритам и весу, как я уже говорила, допустимым в определенной авиакомпании, а также в него желательно положить все, что нельзя брать на борт, то есть жидкости, аэрозоли, и острые предметы.

Ощупайте себя. Деньги, паспорт, прочие документы и посадочный талон необходимо буквально приклеить к себе. Ни в коем случае не оставляйте деньги в багаже (есть и такие случаи), а без паспорта вы в принципе далеко не улетите. Лучше всего хранить такие необходимые предметы в маленькой сумке или кармане, в общем, при себе.

Регистрация

Можно зарегистрироваться на рейс из дома заранее. Это дает определенные преимущества. Например, можно выбрать лучшие места в самолете.


Регистрация - это элементарно, Ватсон. При регистрации на регулярный рейс обычно не просят ничего, кроме паспорта: у сотрудников уже есть все данные, ибо Большой Брат давно следит за тобой... Один единственный раз испанцы попросили распечатку моего электронного билета, потому что в их базе мое имя написали не с той буквы. Но это скорее исключение, чем правило. На регистрации вы временно прощаетесь с вашим багажом. Багаж ставится на ленту и взвешивается. После всего этого вам выдается посадочный талон с указанием вашего гейта (выхода), вашего места в самолете и бирка для получения багажа. Ни в коем случае не теряйте посадочный. Теперь он ваш царь и бог.

Возможно, вас спросят, что вы берете в самолет. Вносимые вами на борт пожитки именуются ручной кладью. Вот чего не должно быть в ручной клади:

  • Жидкостей . Некоторые думают, что на борт в принципе нельзя пронести ничего жидкого, но это не так. До 100 миллилитров любого жидкого вещества спокойно можно провозить с собой.
  • Острых, колющих и режущих предметов . Если в вашей ручной клади оказались ножнички, штопоры и ножи, то скорее всего вас попросят расстаться с ними на досмотре. Про диабетиков узнавали. Шприцы можно. Но при наличии (цитата) «справки от врача в свободной форме».
  • Аэрозолей . Все лаки, пшикалки и брызгалки должны лететь в багажном отделении.

Ручная кладь может весить до 10 килограммов. Требования к габаритам у всех авиакомпаний примерно одинаковые. Есть даже специальные чемоданы, подходящие под размеры ручной клади. На самом деле, если вы летите регулярным рейсом, на борт можно пронести почти все. Однажды мы везли огромную корзинку, гигантские пяльца, размером с хулахуп и… соломенные снопы. Они были легкие, но объемные, за ними нас почти не было видно. Однако сотрудники «Аэрофлота» отнеслись к снопам лояльно, даже пожелали нам хорошо провести мероприятие.


Помимо специального чемодана на борт можно взять достаточно большую сумку или рюкзак. Так как в командировки мы везем на себе кучу реквизита, то все личные вещи обычно помещаются в небольшую сумочку.

Досмотр

На досмотре можно потерять достаточно много времени, так как там будут люди, спешащие не только на ваш рейс. Вы берете специальный лоток и укладываете на него все: ручную кладь, вещи, гаджеты, ноутбук (в Европе его просят доставать из сумки и называют его лэптоп, на минуточку!), все металлические предметы и обувь, если она на толстой подошве или каблуке. Здесь легко расстаться с жидкостями или аэрозолями, если их объем превышает норму. Например, вы пытаетесь протащить литр шампуня - скорее всего его изымут. Крема, гели, токсичные вещества, острые предметы - скажите им «адьос», если не переложили в чемодан. Так мы расстались с «Энтеросгелем» в аэропорту Хитроу, там было очень строго.


Вся эта история связана, опять же, с антитеррористической безопасностью, подобные правила были введены в 2007 году. На борт (еще раз) - не больше 100 миллилитров жидкости в совокупности, то есть можно взять с собой маленький крем, спрей от насморка, пробник духов и жидкость для линз, в общем, кучу жидкостей, но главное, чтобы в сумме их было не больше сотни мл. Да, и желательно забыть про шутки о наркотиках и оружии. В аэропорту шуток не понимают.

Если вы не хотите терять кучу времени и делать себе нервы, а также смущать тетенек с грустными лицами и сканерами в руках, то в принципе не стоит навешивать на себя все железные украшения, оставшиеся от бабушки-цыганки, ремни с массивными пряжками и надевать обувь на толстой подошве или каблуке: разденут и разуют как нечего делать. А это, согласитесь, не самая приятная процедура. Вот, кстати, ссылка на дико смешное видео , где товарищ не понял, что от него хотят, и просканировался вместе со своим багажом.

Паспортный контроль

Паспорт и посадочный талон держите при себе, лучше в руке. На паспортном контроле также лучше избежать глупых шуток. Фотографировать зону паспортного контроля запрещено. Поэтому, если что-то вдруг показалось вам забавным (например, ваше собственное лицо, и вы запилили себяшку), вас попросят удалить фотографии.

Официальное лицо в будке может задавать вопросы. Например, о цели путешествия. Будет листать ваш паспорт в поисках виз и штампов. Мне несколько раз делали замечания, что, дескать, я все время не смотрю на пограничника, а ковыряюсь в телефоне (лучше ни на что постороннее не отвлекаться от этого важного процесса), и про то, что паспорт подмочен (да, я однажды уронила его в Куру в , и несколько печатей расплылись). Да и просто вы можете не понравиться. Кстати, если у вас биометрический паспорт или виза, возможно, вас попросят приложить палец к инфракрасному считывателю.

Зона ожидания

При повторном прочтении собственного текста я живо заменила слово «желательно» на «обязательно». Вам строго обязательно нужно сразу же найти ваш гейт (выход). Иногда это бывает непросто. Иногда между гейтами ездят специальные поезда, как в мадридском Барахасе или лондонском Хитроу. Иногда пишут страшные цифры: сколько к выходам идти. Иногда это бывает цифра 15, то есть минут. Но выдыхайте: в российских аэропортах такого не встречалось. На вашем билете будет указан номер выхода и бординг тайм, то есть время начала посадки. Лучше не уходить от греха подальше от нужного выхода далеко, иначе можно пропустить важную информацию. Выход может поменяться, рейс может задержаться, да мало ли что еще. Контролируйте ситуацию.


Обычно в зоне ожидания что-то есть. Например, «Дьюти-фри». Что такое «Дьюти-фри» не нужно объяснять русскому туристу, который как правило начинает готовиться к отпуску, распивая спиртные напитки из этого блестящего, вкусно пахнущего и сияющего маркета. Поверье, что в «Дьюти-фри» дешевле, является лишь поверьем. Например, алкоголь и вкусняшки зачастую дороже, чем в супермаркетах, сигареты продают только блоками, косметика соответствует рыночной стоимости. Однако в чем не стоит сомневаться, так это в качестве продукции. Покупать хороший парфюм, профессиональную косметику, подарочные упаковки конфет лучше в «Дьюти-фри». Кстати, при покупке вас попросят предъявить ваш посадочный, поэтому не убирайте его далеко.


Ну и, конечно же, в зоне ожидания есть всякие кафешки. Если только вы не в берлинском Тегеле, например, который больше похож на место, где в «Икее» пакуют покупки. Недешевое удовольствие кушать там, но обычно я беру воду в автомате. В самолете сухой воздух и хочется пить. Купленное в этой зоне что-либо годно для проноса на борт.

Посадка в самолет

В зависимости от аэропорта ваш путь от гейта на борт может быть таким:

  • телескопический трап,
  • автобус,
  • пешком.

Если аэропорт маленький, то вы можете пойти пешком, обычно небольшое расстояние. Автобус иногда приходится ждать, в них жарко и тесно. Идеально, если вы идете по телескопическому трапу - это такой воздушный мост из аэропорта в самолет.


Если у вас много ручной клади, лучше вставайте в очередь на гейт пораньше, чтобы успеть занять багажные полки. Иногда рядом с вами может не быть свободных мест, поэтому придется искать пустую полку вдали от своего кресла. В умных аэропортах существует разделение по группам, чтобы не создавались очереди на гейт. В таком случае номер вашей группы также указан на посадочном талоне. Но лично я любитель ждать до последнего: вскакиваю на гейт, когда основная масса людей уже зашла в самолет.

Первый раз в самолете

И вот вы такой счастливый сидите в самолете и, возможно, трясетесь от страха, что вот-вот эта махина взмоет в воздух. Мгновенно это не произойдет. Какое-то время вы будете упаковываться. Какое-то время экипаж будет готовиться. Потом красивые стюардессы начнут показывать, как и что нужно делать в экстренной ситуации. В это время самолет начнет двигаться к взлетной полосе. Раньше я всегда любила момент взлета, когда железная птица разгоняется так, что вас вжимает в кресло, и потом отрывается от земли, а теперь я часто засыпаю еще до взлета. Главное, если страшно, примите удобную позу. Удача, если у вас есть с собой подушка под голову, потому что внешний комфорт и внутренний неотделимы.

Места

Что касается мест внутри самолета, то здесь действует простой закон: чем ближе вы к голове, тем меньше вас будет трясти в турбулентности. Турбулентность, или болтанка - это колебания самолета, вызванные вихревыми потоками ветра, нисходящим и исходящим. Это нестрашно. Обычная болтанка, возникающая при пролете через некоторые виды облаков, ничем не опасна. Самолет спроектирован так, чтобы выдерживать возникающие при этом перегрузки. В общем, когда трясет самолет - это не техническая поломка, и не пилот сошел с ума, это просто временное явление, которое нужно принять и простить. И не стоит настраивать себя на ужас: много раз летала так, что не трясло вовсе. Поскольку в начале самолета тряска ощущается меньше, бизнес-класс расположен именно там.

Что касается «у окна или не у окна», то здесь момент спорный. Если вы ни разу не летали, то вам, возможно, кажется, что увлекательная картинка в иллюминаторе творится на протяжении всего перелета. Однако это не так. Самое интересное - это взлет и посадка, когда вы видите город, превратившийся в игрушечный. А далее самолет набирает высоту и поднимается выше облаков. За окошечком будут однообразные слепящие белые облака, если летите днем, или бесконечная темь, если ночью. Если вы не являетесь большим любителем воткнуться лбом в стену и захрапеть, то окно незачем. Нет ничего плохого в том, чтобы выбрать место у прохода, - удобно ходить в туалет, не перешагивая через спящих соседей.

Отлично, если вы летите в полупустом самолете. После взлета, когда разрешено бродить по салону, загляните в хвостовую часть: там могут оказаться три свободных кресла. Я называю это «плацкарт». На них можно растянуться, накрыться пледом и поспать. Никто вам слова дурного не скажет - проверено.


Особый шик при регистрации - получить места у аварийного выхода. Просите, и дадут, если они еще свободные. В большинстве самолетов расстояние до следующего кресла очень дальнее, а столик выдвигается из подлокотника. Конечно, на вас будет большая ответственность - спасать пассажиров в случае экстренной эвакуации, поскольку вы там будете самый первый к выходу. Но зато вы можете вытянуть ноги и балдеть.

Еда

Все зависит, конечно же, от авиакомпании и особенности рейса. Если у вас есть возможность зарегистрироваться заранее, то, возможно, вам было также предложено выбрать меню. Крупные международные авикомпании предлагают специальное меню: кошерное или вегетарианское. Не пробовала заказывать меню заранее, но знаю, что так можно.

Однажды брала вегетарианский обед на борту British Airways. Салат с киноа, авокадо и тофу были гораздо вкуснее, чем обычный обед, в который входила черствая булочка с майонезом. Впрочем, в любом случае не ждите от эконом-класса кулинарных изысков. К сожалению, бизнес-классом лететь не довелось, но посвященные знают, что там вкусно, особенно если это «Аэрофлот». К счастью, у последних вкусно даже в экономе, иногда перепадала и красная рыбка.


Самая смешная самолетная еда в моей жизни была организована «дочкой» немцев Lufthansa, компанией Air Berlin. К сожалению, они перестали летать из Москвы. Я на всю жизнь запомнила прекрасный сухой паек, состоящий из очень острых чипсов и стакана сока. А самый ужасный обед был у Air Moldova: какой-то невнятный сэндвич.

Если вы летите днем или вечером, шансов поесть получше гораздо больше: ночью и ранним утром можно максимум рассчитывать на булочку. Конечно, и от времени перелета многое зависит. Обыкновенная пропорция - это чем дольше лететь, тем больше еды дадут. В любом случае, самолетная еда не претендует на что-то невероятное, поэтому, если у вас есть возможность что-то захватить в самолет, захватите. К шоколаду и печенькам обычно нет претензий.


И, конечно, стоит сказать, что на высоте нам естся и пьется совсем не так, как на земле, еда кажется вкуснее. Кстати, есть целый стереотип о том, что чаще всего в самолете пьют томатный сок. Мол, он кажется нам вкуснее, чем на земле, и лучше утоляет жажду. В самолете хочется пить постоянно, так как, повторюсь, воздух в салоне очень сухой. К тому же, сытный томатный сок имеет более насыщенный вкус, который нам нравится. Лучше всегда запастись бутылочкой воды, главное, не перед зоной досмотра, а после: купленную в зоне ожидания воду можно пронести на борт. А что касается алкоголя, почти на всех международных рейсах есть и вино, и шампанское, и пиво. Бортпроводники могут просто вам не предложить сие. Но если есть острое желание подвыпить, спросите, и вам организуют баночку неплохого пива - проверено на себе у British Airways.

Взлет и посадка

Если ваш самолет поднялся в воздух, и все прошло успешно, можете расслабиться до момента посадки. По статистике, 90 % неисправностей самолета происходят именно при взлете и посадке. Именно поэтому певица Елка страстно желает, чтобы пилот «хорошо взлетел и крайне удачно сел». При взлете и посадке просят пристегнуть ремни, привести кресло в вертикальное положение, убрать столики и открыть шторки. Все это делается для того, чтобы при экстренной ситуации было меньше препятствий для осуществления программы по спасению.


Когда со мной первый раз летел знакомый, ему очень сильно не нравились маневры самолета, когда борт поворачивает и оказывается одним крылом ниже, а другим выше. Если вы это увидели и испугались, знайте, что ничего страшного в этот момент не происходит, просто самолетик поворачивает.

Если вы летите на курорт, то скорее всего вы начнете снижаться прямо над синью вод. Опять же, паника в таком случае излишня, аэропорты курортов действительно находятся прямо на берегу. Суша появится, не переживайте!


Некоторые считают, что мягкость посадки зависит от авиакомпании или типа самолета. Ничегошеньки подобного, всем рулит пилот, вернее пилоты, так как обычно управление делится между ними поровну. Лучше всего меня посадила в черногорский недолюбленная, разоренная и всячески печально известная авиакомпания «Когалымавиа», когда у них был контракт с оператором TUI.

Важная деталька: рассчитывайте время правильно. Как только самолет приземлится, какое-то время он будет ехать по взлетной, кружить по аэропорту, пока не остановится. Еще какое-то время пройдет, прежде чем вас выпустят из самолета. Еще примерно полчаса (или больше) займет паспортный контроль на международном рейсе и получение багажа на любом. Поэтому не стоит заказывать такси ко времени прилета.


Не стоит тут же вскакивать и бежать из самолета. Даже можно не вставать. Какое-то время вы будете ждать, когда откроются «двери в новую страну».

В аэропорту страны прибытия

Далее вас ждет почти все то же самое, что и при вылете: трап или автобус, паспортный контроль и получение багажа. Вставайте в очередь, где написано All Passports, и вам поставят печать (наконец-то!) с названием аэропорта. Далее идем по стрелочкам к багажу, который уже наверняка соскучился по вам так же, как и вы по нему. Над багажной лентой обычно пишут номер рейса и откуда прилетел самолет, так что ошибиться сложно. К тому же, очень редко бывает, что два и больше самолета прилетают минута в минуту, поэтому наверняка вам туда, где стоит больше всего людей. Если аэропорт уж очень большой, то есть и табло, на котором указано, где искать багаж.


Если лента прокрутилась уже стопятьсот раз, а ваш чемодан так и не появился, да еще и все пассажиры ушли, то здесь что-то не так. Тогда вы идете к представителям своей авиакомпании с корешком посадочного (именно на нем бирка с номером вашего багажа) и скорее всего все решается благополучно. Ну и далее вы, заштампованные, обагаженные и счастливые можете направляться к выходу (по стрелочкам) и начинать покорять новые земли!

Надеюсь, вы смогли узнать об авиаперелетах что-то новое и теперь с наслаждением предвкушаете тот момент, когда бортпроводник объявит, что ваш самолет готов к взлету.

17.09.2018 , 16:50 32872

Самолет, регистрация, металлоискатели, большие очереди - так все сложно. Куда идти? Что делать? Давайте разберемся и по-простому разложим по полочкам, что и когда нужно делать отправляясь в полет первый раз.

Для начала четко для себя определим обязательные процедуры в аэропорту:

  • Регистрация;
  • Таможенный контроль;
  • Паспортный контроль;
  • Контроль службы безопасности;
  • Посадка на самолет.

Регистрация

Информационное табло

Первое что нужно сделать в аэропорту - это найти информационное табло. Как правило, его видно при входе в здание аэровокзала. На этом табло найдите свой номер рейса. Пункт назначения нескольких рейсов может совпадать, время вылета может быть изменено, поэтому ищем строго по номеру рейса. Подробнее о том, как ориентироваться и какую информацию можно найти на онлайн-табло в аэропорту, читайте здесь .

На регистрацию нужно проходить только после того, как напротив номера вашего рейса появится надпись check-in . Если есть надпись on-time, значит рейс вылетает по расписанию и никаких изменений нет. Также рядом пишется время начала регистрации. Если рейс задерживается, появляется надпись delayed и пока не загорится надпись check-in на регистрацию проходить нельзя.

Регистрация начинается за 3 часа до вылета и заканчивается за 30-45 минут, поэтому если вы собираетесь лететь впервые, и не знаете что и как, приезжайте заранее! После того как появилась надпись check-in будет назначен номер стойки регистрации.

Стойка регистрации

Сверяем еще раз номер рейса, какой номер стойки регистрации и идем туда, где меньше очередь. На стойке регистрации предоставляем билет и собственный паспорт. Если билет приобретали в электронном виде, нужно показать только паспорт. А еще зарегистрироваться можно онлайн. Подробнее о процедуре регистрации на самолет, .

На стойке регистрации можно выбрать место в салоне. Если не боитесь высоты, выбирайте место у окна, если страшно смотреть сквозь облака - в проходе. Если вы высокого роста, выбирайте место у аварийного выхода, там больше места для ног.

Около стойки на весах взвешиваем багаж и ручную кладь. После взвешивания, на багаж прикрепляют бирку со штрих-кодом. По этим биркам по прилету вы получите свой багаж. После того, как вам выдали посадочный талон и бирки от вашего багажа - регистрация закончена.

Таможенный контроль

Если у вас международный перелет, вам нужно пройти либо по зеленому коридору, либо по красному. Дело в том, что есть вещи, которые облагаются пошлиной. Список предметов попадающих в эту категорию, можно найти заранее.

Зеленый коридор, обозначается зеленой вывеской с надписью nothing to declare . Идем туда, если у вас нет предметов, облагаемых пошлиной.
Красный коридор для тех, у кого есть предметы, облагаемые пошлиной. Проходим и заполняем таможенную декларацию. Там много нюансов, поэтому лучше подготовиться к заполнению заранее.

Паспортный контроль

Этот этап занимает пару минут, нужно предоставить паспорт, если рейс по стране, и загранпаспорт, если рейс международный.

Контроль безопасности

Это крайняя проверка, на которой выявляют наличие запрещенных предметов с помощью металлоискателей, сканеров и визуального осмотра. Для прохождения этого этапа проверки, нужно выложить все свои металлические предметы и электронные устройства. Также проверяется верхняя одежда, головные уборы и обувь. Вместо обуви дают бахилы. Далее пассажир проходит через металлоискатель, и если нарушений не выявлено, ему возвращаются все вещи.

Посадка на самолет

Вот и все, проверки пройдены, и мы оказываемся в зоне ожидания посадки. После объявления о посадке на самолет, следует пройти к выходу gate . Этот номер указан в посадочном талоне. После проверки посадочного талона, вам останется корешок с указанием места. На корешке написан номер ряда и буква. Маркировку мест можно найти сверху над креслами. Если вдруг возникнут вопросы, можно всегда обратиться к бортпроводникам.

Вот вы знаете, что делать и куда идти в аэропорту. Как и в любом другом незнакомом месте, всегда помогут коммуникации. Если в чем-то сомневаетесь, спросите соседа справа или слева. Как говорится: «Язык до Киева доведет!» Также для своих путешественников Билетик Аэро подготовил памятку: как ориентироваться в аэропорту, если вы не владеете языком . Возможна она станет вашим помощником.

Приятных вам путешествий и попутного ветра!