Я работал на корабле «Брюсов

Прогуливаясь по Крымской набережной и парку искусств «Музеон» всегда смотрела на корабль «Валерий Брюсов» и думала, что же придумают, ресторан?отель?или вовсе забросят, ан нет-открыли его и там много-много всего, вход свободный! Когда зашли,сразу что-то напомнило,то ли пространство «Артплей» на Курской,то ли дизайн-завод «Флакон»,оказалось что проект действительно разработан командой завода «Flacon» и творческой мастерской «the Dreamers United». Из того,куда я успела заглянуть, пока дочка бегала по палубе-это мини- театр для детей до 7 лет «Просто шутка»,они зазывают на спектакль каждое воскресенье в 10-30,11-30 и 12-40 «История из ничего»(каюта 202), языковая лаборатория «MyPeople» для любого возраста, Арт-кофейня Mams&Paps с интересным дизайном и напитками для детей и взрослых. А еще там проходят концерты и смотрят кино. Есть магазины дизайнерской одежды,ателье,галерея картин…Пробежались мы по каютам почти галопом,задержались только в детском театре-светлое помещение,ярко-красиво,приветливый персонал,рассказали о спектакле,пригласили. И в греческом кафе «Sito» порадовало настоящим греческим салатом и “пенерли”, или, как мы их можно назвать”лодочками с мясом и сыром”, выпекаются они на наших глазах.! Цены вполне демократичны-кофе,например,100 рублей. В общем,тем,кто любит оливки,масло и греческий соус-можно зайти.Самая верхняя палуба открытая,натянут прозрачный тент,там сцена для различных мероприятий. Дерево и металл-отлично смотрится,виды на Москву-потрясающие!Красиво и функциональное место, где можно приодеться, поесть-попить, посмотреть кино, научиться чему-то и поплясать. И всё это на свежем воздухе и на воде! Половина кают пока,правда, в стадии открытия,но заглянуть стоит.


Знаменитый корабль "Валерий Брюсов", простоявший на Крымской набережной почти четверть века, по решению суда вчера утром уплыл из центра столицы. Навсегда. Причина? У теплохода не было договора водопользования. Так городские власти продолжают очищение берегов Москвы-реки от потенциально опасных судов и дебаркадеров, зачастую просто уродующих всю акваторию.

"Валерий Брюсов" уходит из Москвы-реки, город всерьез взялся за расчистку ее акватории. Фото: Александр Корольков

Убирать суда, плотно облепившие набережные еще в девяностых, столичные власти начали в 2013 году. Вообще-то дебаркадер - это строение на берегу для посадки в судно, например, речной вокзал или пристань, но в столице в них превратили отслужившее свое корабли, пришвартовав их навечно и не всегда там, где это разрешено. Во многих располагались офисы, гостиницы, рестораны. Как пояснили "РГ" в пресс-службе "Организатора перевозок", все они исключены из государственного судового реестра, то есть кораблями больше не являются, а значит, и на воде им делать им нечего.

В общей сложности за три года от своих причалов уплыли 38 домов-кораблей, из них 12 - из самого центра: с Фрунзенской, Краснопресненской, Космодамианской и Бережковской набережных. Большую часть - 28 - хозяева убрали сами, 10 пришлось вывозить городу, теперь их владельцы должны московскому бюджету 80 миллионов рублей за демонтаж, транспортировку и хранение.

"Валерий Брюсов" - корабль-легенда - продержался дольше всех в одном из самых культовых и посещаемых туристами мест Москвы. За четверть века чего здесь только не перебывало! И гостиница, и казино, и развлекательный центр, и, конечно, ресторан. Он не числился дебаркадером, но и к нему возникло много вопросов. "Московская межрегиональная транспортная прокуратура провела проверку законности размещения судна "Валерий Брюсов", пришвартованного на Крымской набережной", - сообщил Игорь Семериков, начальник управления эксплуатации "Организатора перевозок". - Установлено, что теплоход эксплуатируется без договора водопользования, что нарушает ст. 11 Водного кодекса РФ. Суд удовлетворил требования прокуратуры в полном объеме и обязал собственника - ОАО "Московский туристический флот" - освободить набережную".

За три года от столичных причалов уплыли 38 таких же, как "Брюсов", домов-кораблей

За "Брюсовым" скоро наступит очередь "Ласточки-2" на Лужнецкой набережной и "А. Блока" на Краснопресненской. У первого нет договора причаливания, второй вообще пришвартован к набережной, не приспособленной для этого. "На незаконно установленных судах возможно несоблюдение необходимых норм безопасности, - заявил Игорь Семериков. - Нахождение на таких судах опасно как для посетителей, так и для тех людей, которые там работают. Жалуются и жители окрестных домов - и на шум с судов "Ласточка-2" и "А. Блок", и на загрязнение ими акватории". Ведь большинство этих судов все отходы спускают прямо в воду.

В настоящее время на реке в пределах столицы остается еще 29 дебаркадеров, 17 из них - маломерные. Но и им надо готовиться скоро в последний рейс.

Теплоход «Валерий Брюсов» пришвартовался у Крымской набережной в 1993-м году. В разное время там помещались гостиница, ресторан, казино и даже, по информации «Комсомолки», бордель. С 2014-го на судне разбили арт-центр с несложным названием - «Корабль Брюсов». Он располагается у «Парка Горького», в саду «Музеон».

В 2015-м году, рассказала ViVA la Cloud директор столичной розницы Babylon Мария Чиргадзе, на «Брюсове» открылся первый магазин сети. «Нежно покачиваясь на волнах, Водный („Водным“ называется „Бабилон“ на „Брюсове“. Таков нейминг магазинов сети - здесь и далее в скобках прим. ред.) открывает свои двери для тех, чей скейт тормозит сам, лишь завидев корму Брюсова», - говорится в описании магазина на сайте компании. И в соседней, и в противоположной каютах корабля находятся обувные магазины.


12-го апреля ТАСС сообщил , что «Валерий Брюсов» обязали отчалить с набережной. Всё началось с Московской транспортной прокуратуры - чиновники установили , что «судно работает без договора водопользования» и подали на владельцев в суд. Тот, по данным ТАССа, согласился с тезисами надзорной службы - и предписал убрать корабль. ViVA la Cloud не удалось найти решения суда в официальных онлайн-рубрикаторах.

Сами владельцы говорят о ситуации как о решенном деле - «Корабль Брюсов» закроет двери 15-го мая. Сейчас проекту «нужно найти новое место» для корабля, приводятся в пресс-релизе (имеется в распоряжении издания) слова владельца судна Николая Матушевского. В материале «Комсомолки», однако, утверждается, что «Брюсова» «увезут на кладбище кораблей, где натрут на мелкой терке на иголки». Чтобы тот пролез под мостами, у теплохода снимут рубку и фальштрубы.

Администрация «Брюсова» предложила арендаторам переехать в креативное пространство «Хлебзавод» (у метро Дмитровская,), рассказала ViVA la Cloud пиар-директора корабля Сира Лобян. Это будет «не бесплатно, но с сохранением прежних условий», подчеркнула она. «Бабилон» на эти условия не согласился. «Нам не очень нравится эта локация, - пояснила ответственная за розницу сети Мария Чиргадзе. - Магазин будет работать до 13 мая. Мы его просто закроем, не станем никуда перевозить». В

Последние новости с Крымской набережной. Корабль, пришвартованный к парку искусств «Музеон», скоро отправят в самый далекий затон столицы. И речь идет не о том корабле, на котором стоит Петр Первый. А о том, который беленький и остроносый. С каютами. Палубами. И российским флагом. Туристы охотно делают селфи на его фоне. Да и москвичи тоже. Кто-то проходит внутрь, чтобы перекусить. Или присмотреть какую-нибудь обновку. Потому что на борту несамоходного судна есть даже магазины и кафе. В центр Москвы его пригнали в 1993 году из Австрии . В то время «Брюсов » был не только рестораном, но и гостиницей.

А в последние годы из него сделали целый арт-объект! Ребята из команды дизайн-завода «Флакон» пришли в «Музеон», на территории которого стоит корабль, и попросили дать им несколько палуб и кают. Ну чтобы проводить там различные мероприятия. Занятия йогой и хореографией. Кинопоказы. Лекции. Дискотеки. Выставки. В общем, создать внутри этой бандуры культурный центр. В «Музеоне» сказали, что они не против, но собственник корабля - «Московский туристический флот». Ребята обратились туда и вскоре, заплатив за аренду энную сумму, получили разрешение. Сколько именно заплатили, активисты не признаются. Говорят, что коммерческая тайна. С тех пор прошло два года. И только сейчас выяснилось, что «судно работает в формате арт-центра на воде и эксплуатируется без договора водопользования». Так сказано в официальном сообщении московской прокуратуры.

СЕМЬ НЕРАВНОДУШНЫХ ЛЮДЕЙ

В общем, оказалось, что «Валерий Брюсов», несмотря на громкую фамилию, не имеет права стоять на Крымской набережной. Почему такую проверку провели только сейчас, остается только гадать.

Кроме этого, собственнику придется выплатить в госказну штраф в размере 50 тысяч рублей, - добавили «КП » в надзорном ведомстве. - И еще 10 тысяч заплатит лично гендиректор «Мостурфлота ».

Да, действительно, прокуратура закрывает «Брюсова», - подтвердил один из активистов арт-корабля. - Но мы унывать не намерены. Будем искать другое место для дислокации.

- А чем вы вообще занимаетесь?

Арт-корабль придумали для того, чтобы организовывать на нем культурные мероприятия. Если они были платными, мы оформляли все необходимые документы. Но были и бесплатные. По сути, это первый в мире креативный кластер! И мы рады, что нам дали возможность развернуться. Ну а то, что прокуратура закрывает корабль, не беда. Мы свою деятельность сворачивать не намерены.

- А кто вы? И сколько вас?

Мы группа неравнодушных молодых людей. Все работаем в разных местах. Сейчас семь человек.

ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН

- «Корабль Брюсов» - одно из последних судов, которое уберут с территории Москва-реки, - рассказал «КП» владелец дизайн-завода «Флакон» Николай Матушевский. - Сейчас перед проектом стоит задача сохранить дружественные взаимоотношения со всеми партнерами и найти новое место для корабля. Среди возможных локаций будущего действия проекта рассматриваются Ростов -на-Дону , Нижний Новгород , Чебоксары . Также мы открыты для любых предложений со стороны регионов, которые будут готовы взять в управление этот проект.

Кораблю «Валерий Брюсов», между прочим, уже 32 года. Хотя бывалые моряки говорят, что для такого судна это не возраст.

Если, конечно, за ним, как следует следить, - рассказал «КП» руководитель международной ассоциации общественных организаций ветеранов военно-морского флота и подводников Андрей Шаров . - Все зависит от условий содержания и от отношения экипажа. Вон, паруснику «Крузенштерн » чуть ли не сто лет уже, а все на ходу. В данном случае судно используется не по назначению. А это почти всегда ведет к гибели корабля.

Возле парка «Музеон» знаменитый теплоход простоит еще около месяца. По крайней мере, так говорят представители дизайн-завода «Флакон» (в «Мостурфлоте» этого не сообщают).

КОРАБЛЬ «ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ»

Пассажирский круизный теплоход

Дата постройки: 1984 год

Состояние: не эксплуатируется, стоечное судно

Судно выведено из эксплуатации в 1992 году

С июня 1993 года пришвартовано в качестве стоечного судна у Крымской набережной на Москва-реке в Москве

Пассажировместимость: 100 пассажиров, 14 человек экипаж


Неделю назад с большой помпой сообщалось об изменении судьбы корабля "Валерий Брюсов": "теплоход, стоящий на приколе у Крымской набережной, превращается в содружество модных магазинов и сервисов, зону отдыха на воде и место встречи творческих коллективов... Замшелые каюты с кроватками освободили место для шоу-румов, мест для наведения красоты, кафетериев и культурных маленьких мест. Кроме того, на борту есть несколько роскошных пространств для театра, танцев, йоги и валяния дурака на Москве-реке"
Разве можно было остаться равнодушной к такой информации? Я не осталась и в ближайшее воскресенье после открытия мы отправились смотреть на все это своими глазами.
Забегая вперед, скажу, что результат осмотра мягко говоря, не вполне соответствовал информации, тем не мене, мы остались довольны. Впрочем, если знать историю "Брюсова" и его собратьев, о которой я тоже расскажу, то без оттенка грусти не обойтись...

Первая попытка проникновения была неудачной: мы пришли слишком рано, теплоход открыт с 12 часов; хорошо бы конечно об этом можно было узнать где-то еще, кроме трапа, но увы...
Через полтора часа возвращаемся. Теперь можно заходить.

Первым делом обходим палубы числом три. На баке.

Примерно на том же месте, палубой выше

Ну не могу не снять такой раритет:)

Вид на Крымскую набережную

Потом переходим к изучению "арт-пространства". М-да, кажется, с открытием (напомню, оно состоялось неделей раньше) явно поторопились. Подавляющее большинство помещений примерно в таком состоянии, как на фото ниже, и мы откровенно лишние, будучи, кажется единственными посетителями среди рабочих и ремонтников.
Кстати, девушка на ресепшене (доделанном и вполне приличном) на прямой вопрос, когда все это откроется, замялась и сказала, что наверное к августу.

Есть уже готовые помещения, вроде этого салона, правда они закрыты и не функционируют (снято через стеклянную дверь)

Чуть ли не единственное функционирующее заведение - вот этот магазинчик подарков и мелочей.

А еще в твиндеке (нижний из доступных ярусов, под нижней палубой) делают вот такие леденцы ручной работы. Где-то выше их должны продавать, но где именно, мы не нашли. Зато нам дали продегустировать: вкусно, но к зубам липнет немилосердно

А еще на "Брюсове" есть , которое уже работает и понравилось очень (о нем - отдельный пост). А напоследок - немного из истории корабля.
"Брюсов" и четыре его собрата по серии были построены в Австрии в 1984-86 гг. Эта серия была одной из последних (из тех, что сегодня ходят по рекам России) и самых комфортабельных: даже сауна предусмотрена. Судьба у них сложилась разная. "Светлов" и "Демьян Бедный" и сегодня трудятся на Лене, "Есенин" - в Волжском бассейне.
"Александр Блок", проплавав совсем недолго, встал на прикол на Краснопресненской набережной и на 24 года превратился в плавучую гостиницу, а потом ресторан с казино; однако потом и сейчас вновь в строю. Примерно так же, как и "Блок" (ресторан, гостиница, казино, еще кое-что) с 1993 года существовал и "Брюсов".
Вот он угадывается через окно филиала Третьяковки за надписью "Караоке"

Теперь вместо караоке и ресторана будет общедоступное арт-пространство для хипстеров. Что ж, наверное так лучше.
И все же без этой песенки в рассказе о судьбе "Брюсова" не обойтись...