Загадочная балаклава. Старт в науке Почему называется город балаклава в крыму

Вид на город из башни крепости Чембало

Балаклава, словно лупа, собирающая воедино поток солнечных лучей, соединяет в одной точке на карте красоту природы, богатое историческое прошлое и славное настоящее как популярного южного курорта. Памятники старины придают этому поселению удивительное очарование, а многочисленные пляжи, яхт-клубы, кафе, рестораны и гостиницы – дух современности, который невидимыми нитями притягивает отдыхающих, и которые приезжают сюда с удовольствием, нисколько не сомневаясь, что отпуск на южном берегу Крыма выдастся ярким, интересным, насыщенным и скучать им вряд ли придется.

Недалеко от Балаклавы находятся Крымские горы с их проторенными туристическими тропами. А с развалин древней генуэзской башни Чембало, которые расположены на Крепостной горе, открываются прекрасные виды на окрестности, в том числе и сам город-курорт. Отсюда просматриваются мыс Айя, выступающий в море на 13 км и ограничивающий южный берег Крыма с запада, овраг Шайтан-дере, разделяющий горы Спилия и Крепостную, знаменитая Балаклавская бухта, при входе в которую берег делает несколько изящных поворотов, и, конечно, красивая водная гладь. Моря здесь так много, что его хочется обнять как что-то самое дорогое и родное. Или, наоборот, соединиться с ним в одно целое, растворив в его ласковых волнах все тревоги, печали и заботы.

Климат и погода

Если не знать, что находишься в Балаклаве, может показаться, что отдыхаешь где-то во Франции, Италии или Испании – настолько местный климат сходен со средиземноморским. Летом на курорте преимущественно сухо, осадки если и выпадают, то очень редко. Однако знойная погода отдыхающими переносится легко, поскольку щедрость солнца разбавляется сухим воздухом и прохладными бризами, дующими с моря. Среднемесячный показатель температур варьирует в пределах +20°…+22° Цельсия. Бывает и очень жарко: 36-38 градусов выше нуля. Самым сухим месяцем в Балаклаве традиционно выдаётся май.


С наступлением осени резких перепадов погоды ожидать не приходится, это время года здесь мягкое и теплое, с бархатным сезоном, который держится вплоть до середины октября. Столбики термометра в этот период показывают 25-27 градусов со знаком плюс, что вполне сопоставимо с летними температурами. Когда в свои права вступает зима, приходит холод, но леденящим его не назвать: от –5 до +8 °С. Что касается температуры воды, то она летом достигает +20...+26 °С, а осенью не опускается ниже отметки +20.

А вот весна в Балаклаве ощутимо прохладная, тепло не может пробиться сюда практически до середины апреля. Но уже в мае температура может взметнуться до летних высот в 30-32 градуса выше нуля, что для многих служит своего рода сигналом: пора начинать купальный сезон! Самым жарким месяцем является июль, на который приходится разгар курортного сезона. Население города, насчитывающее 24 300 человек, летом увеличивается в разы – за счет отдыхающих, приезжающих, в основном, из других регионов России.


История Балаклавы

В древних письменных источниках упоминания о поселении на месте нынешней Балаклавы встречаются не раз. Одним из самых первых можно назвать поэму Гомера «Одиссея», в которой автор, описывая события XII века до нашей эры, указывает на красивую, но узкую гавань, окруженную с обеих сторон непрерывной стеной скал, и что «там племя мы встретили кровожадное Лестригонов». Понятно, что Гомер говорит о Балаклавской бухте.


Еще одно известное упоминание встречается в древнегреческом эпосе, повествующем о двух друзьях – Пилате и Аресте, прибывших к этим берегам спустя десятилетие после экспедиции Одиссея. Молодые люди, согласно сюжету, намеревались выкрасть статую Артемиды, что оказалось делом нелегким, так как тут обитали уже упомянутые лестригоны. Историки впоследствии сошлись во мнении, что речь идет о племени тавров, от которых Крым получил одно из своих ранних названий – Таврида (или Таврия), использовавшееся вплоть до Средневековья.

Господству тавров и скифов пришел конец только в 145 году н. э., когда правителям Херсонеса помог император Антонин Пий и остатки племен оказались отброшенными на север и восток полуострова, а в самой Балаклаве усилилась власть Римской империи. В 240 году римляне покинули Таврию, передав поселение и все рычаги управления грекам, которые до этого момента реального влияния не имели и занимались преимущественно торговлей.

В 1204 году, когда с карты исчезла Византийская империя, торговыми путями в Крым завладели генуэзцы, начавшие строить в Балаклаве крепость. Они также ввели в бухте постоянное дежурство военных кораблей, готовых мгновенно отразить атаку любого врага и встать на защиту столицы – Херсонеса. Но будущий курорт всё же пал, только случилось это только в 1475 году под натиском турок. Осада с их стороны была долгой, и вот Османская Порта закрепилась в этих краях на долгие годы. Отвоеванное поселение турки называли «Баликайя».

Спустя двести лет город был захвачен казаками, частично разграбившими его. Особенно пострадали османские жилища, которые были преданы огню, а вот греческие в целом остались нетронутыми. Закрепляться здесь казаки, судя по всему, не планировали, поскольку после недолгого присутствия они, прихватив всё ценное, вернулись на остров Хортица, где находилась их столица.


В 1773 году, когда шла первая Русско-турецкая война, наши суда «Таганрог» и «Корона» атаковали корабли султана как раз возле Балаклавы, разгромив их полностью и вынудив к отступлению. Эта победа стала первым военным успехом России на Черном море. Он оказался достигнутым в условиях, когда наша страна уступала Османской империи в мощи. После триумфального сражения Балаклаве суждено было стать первым российским портом на территории Крымского полуострова. Екатерина II, посетившая его через пять лет, писала, что поселение является «ключом к Крыму» и приказала военным строить здесь укрепления.

Черная полоса в истории Балаклавы настала в 1854 году, когда ее осадила английская эскадра. Русские моряки оказали ожесточенное сопротивление. Часть прорвала окружение врага и добралась до Ялты, где базировалась наша армия, а часть сдалась на милость победителю. Однако хорошим это не закончилось: одни моряки были убиты, других англичане использовали на тяжелых работах по восстановлению города. Дух захватчиков удалось сломить только через год, когда во время сражения они понесли большие потери. Правда, Балаклаву они удержали, назвав место боестолкновения с русскими «Долиной смерти».



Англичане планировали обосноваться здесь надолго. Они построили в городе первую деревянную набережную, благоприятствовали ремеслам и торговле. Ими же была построена первая на всем полуострове 13-километровая железная дорога, соединявшая Балаклаву с Сапун-горой. Но местное население активно сопротивлялось оккупантам. Они его боялись и в одиночку британские матросы практически не ходили – только группами. Нередкими были убийства, и столь же часто осуществлялись публичные казни через повешение. В 1856 году, не выдержав «хорошей» жизни, чужеземцы начали спешно покидать Балаклаву, основательно ее разграбив. Железную дорогу и то разобрали, продав туркам.

Восстановление города после иностранного владычества растянулось на годы, завершившись лишь в 1871-м. Сюда стала стекаться русская аристократия, сделавшая его одним из любимых мест отдыха. Первая гостиница – «Гранд Отель» – построена в Балаклаве спустя шестнадцать лет. Еще через год князь Феликс Юсупов-старший (он же граф Сумароков-Эльстон) построил охотничий домик на противоположном берегу бухты. Балаклава как курорт продолжала набирать популярность, но дальнейшему развитию помешала Первая мировая война. Сначала ее оккупировали немцы, затем французы.



Российский суверенитет над городом был восстановлен только в 20-е годы. Его возрождение началось с 1931 года, когда в Балаклаве было построено первое в Советском Союзе водолазное училище. С началом Великой Отечественной войны город держал оборону практически год, и когда Красная Армия оставила его, то разрушенным практически до основания. В 1945 году здесь с визитом побывал премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, почтивший память соотечественников, погибших в «Долине смерти».


В 50-е годы Балаклава дважды «сменила прописку». Сначала в феврале 1954 г. в связи с передачей Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР, потом в 1957-м, когда она была переведена под юрисдикцию Севастополя. В 1963 году здесь было завершено строительство базы тактических подводных лодок «Объект 825 ГТС», длившееся целое десятилетие. Эти суда несли на своем борту ядерное оружие. Балаклава в связи с этим получила статус режимного (закрытого) города.

После распада СССР в 1991 году будущий курорт вместе со всем полуостровом остался в составе Украины согласно существовавшим на тот момент международно признанным границам между бывшими советскими республиками. Секретная база подлодок оказалась разграбленной, а корабли Черноморского флота РФ были передислоцированы на другие базы.

В ноябре 2013 года на Украине в связи с Майданом начался политический кризис и к власти пришли националистические силы. Ответом населения полуострова на эти события в 2014 году стал мартовский референдум о независимости, по результатам которого власти новообразованной Республики Крым и Севастополя обратились к России с просьбой о воссоединении, и она была удовлетворена. Так спустя шесть десятилетий Балаклава вернулась в свою историческую гавань и получила новый импульс развития – уже как популярный курорт, где рады каждому отдыхающему.

Достопримечательности Балаклавы

Балаклава издавна манила к себе исследователей и путешественников, поэтов и писателей. Извилистая бухта притягивала их как магнитом, и все они вдохновлялись удивительной и просто фантастической красотой здешней природы, ласково шелестящим волнами морем, величием древних руин и древней архитектурой. С годами ничего не поменялось: старинный городок по-прежнему привлекает к себе романтических натур, которые совмещают отдых на пляжах с изучением местных достопримечательностей.


Одним из самых узнаваемых символов Балаклавы, с которого обычно начинают знакомство с городом, является крепость Чембало. Ее башни покровительственно возвышаются над поселением и, будучи видимыми с любой его точки, придают местному ландшафту неповторимый колорит. Свою историю объект ведет еще со времен присутствия тут генуэзцев, то есть с 1347 года. Колонизаторы построили на вершине горы так называемый Верхний город, носивший имя Святого Николая, в замке которого жил консул. Периметр Нижнего города (он же крепость Святого Георгия) очертили величественные 18-метровые башни. Со стороны одной из них, верхней, отлично просматривается Балаклавская бухта, со стороны второй – панорама прибрежных гор вплоть до мыса Айя.

Еще одним культовым сооружением города является Свято-Георгиевский монастырь, расположившийся на мысе Фиолент. Его строения и двор находятся на 200-метровой высоте, а первое письменное упоминание об обители относится к 1578 году, хотя монастырь наверняка намного старше. В свое время на его землю ступали члены императорской фамилии, поэт Пушкин, писатель Чехов и другие знаменитые личности. Особенно впечатляет тот факт, что монастырь находится на самой кромке обрыва, напоминая гигантскую птицу, которая вот-вот воспарит над скалами и морем. Неповторимое зрелище, которое во время визита в Балаклаву обязательно стоит увидеть своими глазами!

Отдельного упоминания заслуживает и сам мыс Фиолент, одно из красивейших мест на западе Крыма. Оно считается легендарным – в том смысле, что тут рождались многие легенды. В античные времена эллины построили тут храм Артемиды, жрицей в котором, согласно мифам, была дочь царя Агамемнона, приходившегося сыном микенскому правителю Атрею и царице Аэропе. Только служила она в храме поневоле, будучи пленницей. Ее освободили Пилад и Орест, в их честь назвали потом две прибрежные скалы.

Немало легенд связано и со сказочным мысом Айя. Он расположен в месте, относящемся к числу наиболее труднодоступных на всем южном берегу полуострова. По преданиям, отвесные скалы были населены чудовищами, пугавшими древних мореплавателей. Может, они и сегодня еще там – кто знает. Только перспектива возможной встречи с ними никак не пугает современных любителей приключений, продолжающих тянуться к этому уголку дикой, по-настоящему девственной природы. Мыс Айя, удаленный от проторенных дорог, изобилует редкими представителями флоры и фауны, многие из них занесены в Красную книгу. Тут встречаются и виды, которых нигде больше не обитают.

Двигаясь на восток от Айя, оказываешься в поистине удивительном и живописном месте – урочище Батиламан. До начала прошлого века на его склоны не ступала нога человека. С течением времени цивилизация хотя и добралась сюда, но особенно ничего не изменила. Окружающие Батиламан горы покрыты густым лесным покрывалом, спускающимся к самому берегу. Воздух здесь ничем не загрязнен и обладает целебными свойствами, а в чистой морской воде любят резвиться дельфины. На территории урочища расположены базы отдыха, пансионаты и детские здравницы. Летом то тут то там вырастают, как грибы после дождя, палаточные лагеря, в которых поселяются поклонники «дикого» отдыха.

Побывав в историческом центре Балаклавы, сохранившем дух старого города, не пройдите мимо храма Святых Двенадцати апостолов. Он был возведен еще в 1794 году, что дает все основания считать его самым старым действующим храмом на полуострове. Построили церковь генуэзцы, использовав фундамент византийских времен. Если учесть возраст фундамента, то культовое сооружение и вовсе можно отнести к раннему Средневековью, а именно VI веку н. э. Храм Святых Двенадцати апостолов отличается оригинальной архитектурой, в котором удивительно гармонично соединились крестокупольное здание в классическом стиле и портик с четырьмя колоннами.

Любоваться архитектурным обликом Балаклавы можно и на знаменитой набережной Назукина, которая тоже относится к туристическим достопримечательностям города. Парадный облик ей придают здания, построенные на рубеже прошлого и позапрошлого столетий. Шагая по ее брусчатой мостовой, вы увидите многочисленные кафе, в которых присутствует аристократический дух старой Балаклавы, до революции 1917 года жившей своей особенной размеренной жизнью.

С историей этого небольшого курортного города связаны имена многих выдающихся личностей. Среди них были писатель Александр Иванович Куприн, который прожил в Балаклаве год, и поэтесса Лариса Петровна Косач-Квитка, известная под псевдонимом Леся Украинка, написавшая здесь немало своих произведений. Обоим литераторам в Балаклаве установлены памятники. Жил здесь и архитектор Михаил Александрович Врангель, ставший впоследствии главным архитектором Севастополя и восстановивший город русской славы буквально из руин.

Отдых и развлечения

Отдых в Балаклаве невозможно представить без местных пляжей. И это несмотря на то, что побережье здесь крутое и скалистое, больше подходящее для использования в оборонных целях, чем для купания и загорания под солнцем. Однако между, казалось бы, неприступных скал все же нашлись ровные прибрежные участки, на которых оборудованы великолепные пляжи.


Знакомство с ними начнем с Городского и Мраморного пляжей, которые ввиду своего нахождения в Балаклавской бухте получили название «внутренних». Первый из них находится недалеко от руин генуэзской крепости Чембало, второй – на противоположном берегу, напротив мыса Айя. Пляжи эти небольшие, их протяженность 50 и 100 метров соответственно. У Городского покрытие бетонное, у Мраморного – галечное. Отдыхать здесь предпочитают «ленивые» туристы, то есть не желающие оказаться слишком далеко от города. И платят за это некоторым дискомфортом, так как в бухту постоянно заходят катера и корабли.

Одним из самых удаленных является Яшмовый, или Монастырский пляж. Он не только самый популярный среди отдыхающих, но и самый благоустроенный в Балаклаве. Это место отдыха раскинулось рядом с легендарным мысом Фиолент, и к нему с плато проложена каменная лестница с 800 ступенями, которую без преувеличения можно назвать отдельной достопримечательностью. Названный каменно-галечный пляж протянулся на целых полкилометра, располагает всей необходимой инфраструктурой для комфортного пребывания.

Ближайший к Балаклаве пляж находится на Васильевской балке и называется Васили. Он раскинулся западнее бухты и южнее известнякового карьера, по длине уступает Яшмовому – всего 200 метров. При этом инфраструктура столь же развита. Пляж Васили имеет галечное покрытие (камешки отличаются неодинаковыми размерами), кое-где прерываемое песчаными «проплешинами».

А вот самым большим в Балаклаве является Золотой пляж, протянувшийся на 800 метров. Несмотря на звучное название, он покрыт не песком соответствующего цвета, а галькой. К тому же, здесь много валунов. Западнее него находится Ближний пляж, название которого тоже не отражает реальность (ближе других к городу, как мы уже сказали, расположен Васили). Он достаточно длинный и широкий, на нем тоже созданы все условия для полноценного отдыха.

Помимо отдыха на пляжах в Балаклаве можно найти еще немало интересных развлечений по душе, например дайвинг. Для занятий им природой здесь предусмотрено всё: есть и прозрачная вода, и красивые скалы, и богатый подводный мир. А выбор места для погружения – мыс Айя, Золотой пляж, мыс Фиолент, пляж Батиламан и ряд других – остается за вами. Попробовать себя в дайвинге могут даже те, кто никогда этим не занимался. Практически в каждом клубе новичкам предлагают пробные погружения в сопровождении инструктора. Специального обучения не требуется, вас лишь проинструктируют.

Морские глубины в окрестностях курорта скрывают немало интересного, начиная от обломков скал и заканчивая многочисленными пещерами, гротами и расщелинами. Особенное умиление вызывают подводные обитатели, среди которых водоросли и актинии, не говоря уже о стайках разноцветных рыбок, стремительно, словно метеор, проносящихся рядом. Не останутся «в накладе» и поклонники рэк-дайвинга – так называется тип погружения, при котором производится спуск на затонувшие суда либо другие объекты. Перед ними в безмолвном величии предстанут корабли времен Крымской и Великой Отечественной войн: русские и советские, немецкие, итальянские и французские.

Балаклава, конечно, курорт морской, но на суше туристам тоже не придется скучать. Одним из самых популярных видов отдыха можно назвать конные прогулки, которые проводятся с разной продолжительностью и по заранее заданным маршрутам. Скакунов для этих целей берут в конюшне села Оборонное, что недалеко от города. Альтернатива конным вояжам – катание с ветерком на мотоциклах с объездом самых живописных мест. После такого активного и насыщенного отдыха обязательно нужно восстановить силы, то есть вкусно и сытно поесть. С этим проблем в Балаклаве уж точно не возникнет, принимая во внимание, что баров и ресторанов, предлагающих гостям разнообразное меню, здесь немало.

Оздоровление в Балаклаве

В этот замечательный город на южном побережье Крыма приезжают не только для того, чтобы понежиться на пляжах или заняться подводным спортом. Балаклава – настоящая находка для тех, кто хочет поправить свое здоровье. Её сухой и мягкий климат считается целебным уже сам по себе.

Пешие прогулки по холмистой местности благотворно скажутся на сердечно-сосудистой системе, не говоря уже об опорно-двигательном аппарате. Насыщенный морской солью и соединениями йода воздух полезен для всего организма, и прежде всего для щитовидной железы и органов дыхания. Морской воздух способствует укреплению иммунитета, поэтому сюда рекомендуется приезжать с детьми, часто подхватывающими различные вирусные инфекции.

Специализированное лечение и оздоровление предоставляется в местных санаториях-профилакториях, где постояльцы могут получить целый комплекс процедур – разумеется, согласно медицинским показаниям. В каждом подобном учреждении оборудованы сауны, массажные кабинеты и залы для лечебной физкультуры. Более активные курортники, если им позволяют здоровье и возраст, могут воспользоваться спортивными залами, бассейнами и теннисными кортами.

Что привезти на память?

Большинство балаклавских сувенирных магазинчиков сосредоточено на набережной Назукина, поэтому искать их долго не придется. Самым ходовым местным сувениром являются шапки-балаклавы, обязанные своим названием, как ни странно, британским солдатам. Несмотря на то, что климат на полуострове далеко не арктический, английские вояки времен Крымской войны постоянно мерзли и спасением для них от холодов становились именно эти головные уборы.

Туристы любят покупать в местных лавках различную кухонную утварь из дерева и керамики, а также магниты и украшения, сумки и футболки, полотенца и даже картины маслом. Последние вообще ценятся очень дорого – от нескольких тысяч рублей за холст. Мелкие презенты вполне по карману каждому: магнит на холодильник или брелок на ключи стоят от 100 рублей и выше. На сувениры нередко наносят изображения горных и морских пейзажей Балаклавы.

Отдыхающие, особенно представительницы прекрасного пола, запасаются эфирными маслами и чаями, для приготовления которых использовались произрастающие только здесь лекарственные растения. А вот представители сильной половины человечества обязательно заглядывают в фирменные магазины вин города Инкерман, которых в Балаклаве два. Самые популярные «винные» покупки – это бутылочка «Красной Ривьеры» или «Легенды Инкермана».

Что касается шоппинга в традиционном понимании – с посещением супер- и гипермаркетов, где представлен широкий ассортимент дорогих вещей и бытовой техники известных марок – то в Балаклаве осуществить его не получится, так как в городке нет ни крупных торговых центров, ни брендовых бутиков.

Отели и проживание в Балаклаве

Для полноценного и цивилизованного отдыха на этом курорте действительно созданы все условия – как природные, так и рукотворные. И чтобы ничего его не подпортило, каждому туристу нужно заблаговременно, еще до отъезда, определиться с местом проживания. На выбор отдыхающих как бюджетные, так и элитные отели и гостиницы. Причем и те, и другие помимо уютных номеров могут предложить постояльцам отличный сервис.

В число самых известных балаклавских гостиниц входят «Листригон» и «Дионис», среди отелей – «Рыбацкая слобода» и «Домик у моря». Как вариант, можно остановиться во время отпуска в частном секторе. И хотя цены на съемные квартиры в сезон достаточно высоки, они всё равно ниже, чем в пансионатах. Окончательный выбор зависит как от ваших предпочтений, так и от кошелька.

Лучшими мини-гостиницами Балаклавы считаются трехзвездочный «Даккар» (22 номера), «Гомер» (18 номеров) и «Гостевой дом «KuprInn» (6 номеров). Все они находятся на восточной стороне бухты. Две последние стоят на расстоянии 250 и 200 метров от набережной, а первая расположилась в самом ее конце. Отдельного упоминания заслуживает отель «Бухта мечты», который находится в Ласпинской бухте, между мысами Айя и Сарыч, и располагает тремя бассейнами и собственным пляжем.

Как добраться

Балаклава в административном отношении является частью одноименного района Севастополя и одновременно находится на наибольшем удалении от своей «метрополии», поэтому путешествие туда-обратно без преувеличения можно назвать не внутригородской, а пригородной поездкой.

Прямых автобусных рейсов Севастополь-Балаклава в течение дня осуществляется четыре. Отправка с автовокзала в центре города, время в пути – от получаса до 40 минут. Следует помнить, что в летнее время это направление перегружено, поэтому многим приходится дожидаться следующих рейсов.

Прямое автобусное сообщение связывает Балаклаву и со столицей Крыма – Симферополем. Автобусы отправляются ежедневно с автостанции «Аэропорт», он находится по адресу: площадь Аэропорта, 1. Рейсов обычно немного, их количество увеличивается только летом в связи с ростом спроса на билеты. Время в пути – около двух часов.

История Балаклавы – древнего крымского города, которому в 2004 г. исполнилось 2500 лет, удивительна. Название «Балаклава» восходит к тюркскому «балык-ювэ», что в переводе означает «сачок для рыбы, рыбье гнездо». В самом центре города находится знаменитая Балаклавская бухта. Гладь воды в ней настолько ровная,что словно «налита до краев». У выхода из бухты – скала Крепостная с руинами крепости Чембало. На противоположном берегу – гора Таврос, внутри которой находится бывший подземный завод для подводных лодок, нынче музей.

Тавры в Балаклаве

Название горы напоминает о древнейших обитателях этих мест – о племенах тавров. Они облюбовали отроги Главной гряды Крымских гор приблизительно в 8 в. до н.э. «Таврос» в переводе с греческого — «горец».

Балаклава — закрытый город

В годы «холодной войны» появился уникальный секретный объект – подземный ремонтный завод для подводных лодок. Именно поэтому еще 2 десятилетия назад немногие из гостей Крыма слышали название Балаклава.

Въезд сюда был запрещен, а сам город не наносился на карты. После распада СССР начался процесс демилитаризации Балаклавы, и город быстро развивается как туристско-рекреационный центр. Население Балаклавы 23 тыс. человек. Город является центром Балаклавского муниципального округа г. Севастополя.

Балаклава сегодня

С каждым годом увеличивается число отечественных и иностранных туристов, посещающих этот уголок Крыма. В 2004 г. во время празднования 250-летия города, была проведена капитальная реконструкция набережной, появился новый памятник Лесе Украинке на пл. 1 Мая.

Появились в Балаклаве новые гостиницы и рестораны. Все предприятия питания здесь специализируются на приготовлении рыбных блюд и блюд из морепродуктов. Наиболее известные и популярные среди туристов: ресторан «Избушка рыбака», ресторан «Балаклава», почетными гостями которого в разное время были Б. Ельцин, киноартисты Г. Куценко, Н. Караченцев, режиссер Алла Сурикова, журналисты Николай Сванидзе и Леонид Парфенов. Пользуется популярностью и таверна яхт-клуба «Золотой символ».

Каждое лето Балаклава становится огромной съемочной площадкой (здесь снимались ленты «Водитель для Веры», «Сафо», «Танкер Танго», «Девятая рота», «Шик», многие музыкальные клипы, включая ролик на песню Александра Рыбака «Небеса Европы»). В городке ежегодно проводятся фестиваль бардовской песни «Балаклавские каникулы», международный фестиваль молодежной музыки «Жемчужный рай» и др. При желании вы всегда можете посмотреть на набережную Балаклавы .

Севастополь, как утверждают местные жители, - один из самых солнечных городов юга России. Две тысячи часов в год здесь жарит солнце. Сейчас, конечно, на носу зима - но и воспоминания о лете согревают.

В иные летние дни на солнцепёке западной набережной Балаклавской бухты долго не выдержишь. Казалось бы, а что здесь делать: яхты и рыбные ресторанчики на другой, прогулочной стороне. Зато на этой - можно попасть в музей, который так и называется - «Балаклава». Туда идут не только чтобы познакомиться с историей подводных лодок и рассмотреть макеты кораблей - летом там спасаются от зноя.

Недалеко от Балаклавы, в другом севастопольском пригороде с романтическим иноземным названием Голландия, сейчас находятся корпуса Севастопольского политехнического института. Стела, установленная здесь, сообщает, что полвека назад в этих зданиях работали знаменитые совет-ские учёные Курчатов и Александров . Для всех, кто знаком с историей советской науки, здесь сразу очевидно, над чем могли работать два выдающихся совет-ских физика-ядерщика в 1940-1950-х гг.

Много лет в совет-ские времена Севастополь был закрытым городом, о чём горожане вспоминают с ностальгией и сочиняют об этом чуть ли не мифы. Так вот, город объявлялся закрытой территорией, пожалуй, даже не столько из-за базирования Черноморского флота, сколько из-за размещения здесь ядерного оружия и проводившихся исследований в этой области.

После взрывов американских атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки одним из ответов на исследования США в области ядерного оружия стало строительство совет-ского подводного флота с ядерным оружием на борту. Был приказ Сталина : найти место, где можно спрятать подводные лодки с ядерными ракетами. С водными и сухими доками, хранилищем торпедного арсенала. Искали несколько лет. А решение лежало чуть ли не на поверхности. Балаклавская база стала этим уникальным гидросооружением.

Вход на секретную базу подводных лодок. Фото: / Андрей Дорофеев

Что спрятали в горе Таврос?

Много веков Балаклава была не просто рыбацким посёлком, но и военным портом. Сначала его облюбовали генуэзцы, построив неприступную крепость Чембало. Было время, стоял здесь и турецкий гарнизон. В годы Крымской войны в Балаклаве был английский лагерь. Недалеко отсюда элитная «Лёгкая бригада» британской кавалерии пыталась совершить свою знаменитую, но обречённую на провал атаку - и была разбита защитниками Севастополя.

Балаклавская бухта действительно не видна с моря. У моряков есть даже поговорка: «Берег слева, берег справа - по-средине Балаклава». Так вот, сюда в 1953 г. для осуществления директивы о создании парка подводных лодок на Чёрном море и выдвинулись военные строители.

Главный водный канал внутри комплекса. В случае ядерного удара здесь могли укрыться от 7 до 9 подлодок. Фото: / Андрей Дорофеев

Внутри горы Таврос построили секретную военную базу, в которой могли укрыться от неприятельских глаз до полутора десятков подводных лодок. При необходимости их здесь же ремонтировали и дополнительно загружали торпедами.

В любое время года внутри горы прохладно (не выше 10-15 градусов тепла) и сыро. База подлодок, созданная на глубине нескольких десятков метров, - один из самых секретных военных объектов СССР, спроектированный ещё под руководством Лаврентия Берии , когда тот курировал атомную программу страны. База способна выдержать прямое попадание 100-килотонной атомной бомбы, в 5-6 раз мощнее тех, что сброшены на Японию. Считалось, что она практически не поддаётся разрушению.

Макет торпедного отсека подлодки. Фото: / Андрей Дорофеев

База была сразу же засекречена и получила ничего не говорящее название «Объект 825 ГТС». Её строили 8 лет. Горная порода оказалась настолько труднопроходимой, что обратились к московским метростроевцам. С их помощью вырезали и удалили 120 тонн породы. В пустотах сформировали огромные подземные камеры, открытые для воды помещения.

Дошедших до наших дней, можно найти в поэме Гомера "Одиссея", в ней Гомер описывает события 12 веке до нашей эры:

"В гавань красивую там мы вошли. Ее окружают
Скалы с обеих сторон непрерывной стеною.
Около входа высоко вздымаются друг против друга
Два выбегающих мыса, и узок вход в эту гавань.
Там племя мы встретили кровожадное Лестригонов"
Как сходятся историки - это было племя Тавров, обитавших в то время в этим местах.

Второе упоминание о Балаклаве, тоже находится в греческом эпосе, про двух друзей Аресте и Пилате которые прибыли сюда спустя 10 лет после высадки Одиссея. На берегах Бадаклавы, где живут кровожадные листригоны, им нужно было выкрасть статую Артемиды.
Первое греческое название Балаклавы - Сюмболон Лимен, что означает "Бухта предзнаменования".
Следующее название, которое встречается в истории - это название, под которым мы сейчас и знаем город, Балаклава. Название Балаклава имеет два перевода с татарского - "Рыбье гнездо" и "Рыбная погода".

Первое историческое упоминание о Балаклаве датируется 1 веком н.э. Плинием Старшим. Путешествуя по Тавриде (одно из первых названий Крыма, просуществовавшее до средневековья), описывает Балаклаву как рыбацкий поселок и местом сбора пиратов.
В конце 1-го века нашей эры, римское войско под предводительством Плавтия Сильвана победило Тавро- скифов под Херсонесом. После победы римляне возводят в Балаклаве храм Юпитеру и называют город Сюмболон.

В 145 году н.э. император Антонин Пий помогает правителям Херсонеса в сражениях с остатками Тавров и скифов, последние были отброшены в северную и восточную часть Крыма. В это время в Балаклаве усиливается крепость и упрочняется римское господство. Все важные должности занимают римляне, греки занимаются в основном торговлей. Римляне живут в Балаклаве до 240 года, в этом году они покидают территорию Таврии и передают город грекам.

В 1204 г. пала Византия и генуэзцы захватили торговые пути в Крым. В Балаклаве начинают строить крепость и защитные сооружения для охраны торговых судов, крепость носит стратегическое назначение, является ключом к столице, Херсонесу. В Балаклавской бухте постоянно несут дежурство военные корабли, готовые в любой момент отбить вражеское нападение.

В 1475 г. город, после долгой осады, пал под натиском Османской империи, летописцы приписывают к этому периоду появление первого упоминания названия Баликайя. И на долгие годы Османская империя закрепилась там.

В 1624 г. Балаклаву захватили казаки, город был частично разграблен, греческие поселения в городе практически не пострадали, Османские были разграблены и сожжены. Крепость и город казаки долго не удерживали, после разграбления вернулись с награбленным в свою столицу, на остров Хортицу.


В 1773 году 23 июня турецкие корабли были атакованы возле Балаклавы 2-мя русскими кораблями "Корона" и "Таганрог", и после 6 часов сражения турецкие корабли полностью разгромленные - отступили. Это была первая Русско-Турецкая Война и первая морская победа на Черном море, выигранная в меньшинстве она принесла большую славу Русскому морском флоту. После сражения Балаклава стала первым в истории портом Российского флота на территории Крыма.

В 1787 г. Балаклаву посетила Императрица Екатерина II, она писала, что Балаклава это ключ к Крыму и распорядилась обустроить военные укрепления.

В 1854 г., в октябре, в Балаклаву вошла эскадра Английского морского флота, после ожесточенного сопротивления часть оборонявшихся сдалась, часть сумев выбраться из окружения добралась до места базирования русской армии в Ялте. Те, кто сдался на милость победителей, были или убиты или занимались черновыми работами по восстановлению или обустройству города.


В 1855г. возле Балаклавы состоялось кровавое сражение, хотя русские войска не одержали в нем победы, боевой дух англичан был подавлен, с огромными потерями англичане удержали Балаклаву, а место сражения назвали "Долина смерти".
Во время пребывания англичан в Балаклаве, была отстроена первая деревянная набережная в городе, позже она стала называться набережной Назукина. Появилось множество торговых лавочек, ремесленников.
В это же время англичане начали строительство первой железной дороги в Крыму, она соединяла с Балаклавой, протяженность составила практически 13 км.
На протяжении всего периода нахождения англичан , в городе все время было не спокойно, постоянные убийства, виселица не пустовала и на день. Английские матросы, по одному практически не перемещались по городу, а в окрестности выходили только группами, очень сильное было сопротивление местными жителями.

Уже в 1856 году порт в спешном порядке покидают англичане, город практически заново разграбили, а отстроенную железную дорогу разобрали и продали туркам.
Восстановление города полностью завершилось в 1871 году, город становится одним из популярных курортов русской аристократии.

В 1887 в городе была открыта первая гостинца "Гранд Отель" и через год князь Юсупов построил на противоположном берегу бухты охотничий домик, Балаклава набирает свою популярность.

В период 1-й мировой войны Балаклава была оккупирована Германией, потом перешла под интервенцию Франции и в двадцатые годы перешла под власть большевиков. Население города было не большое, с началом первой мировой войны около 400 человек. Город практически опустел.

В 1931 году было построено первое водолазное училище в СССР, город снова как феникс возрождался.
В период второй мировой войны оборону города держали практически год, русские войска оставили город практически стертым с лица земли.

В 1945 году город посетил английский премьер Уинстон Черчилль, с коротким визитом, почтить память войнам погибшим в "Долине смерти".


В 1953 - 63 гг. в Балаклаве построена под скалой база для подводных лодок, секретное название - , одно из монументальных сооружений СССР. Там находились тактические подводные лодки с ядерным вооружением.

В 1957 г. Балаклаву из-за секретности объекта перевели под юрисдикцию г. .

В 1990, после распада СССР, Балаклава вошла в состав Украины, секретный бункер был разграблен, корабли РФ, были передислоцированные на другие базы РФ.

В 2014 году вместе с Крымом вошла в состав РФ и получила новый виток своей истории.

Балаклава на карте Крыма

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вхождение Крыма в состав России в мире оценивается неоднозначно. Во многих западных государствах это событие рассматривается как акт оккупации Россией полуострова Крым. Игнорируется воля большинства крымчан, проголосовавших на референдуме за воссоединение с Россией.

В современном мире присоединение Крыма к России - самый актуальный вопрос. 18 марта 2014 г. был подписан межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России, в соответствии с которым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты— Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Владимир Познер в своем интервью сказал, что «никакого экономического интереса Крым не представляет. Дело в городе Севастополе, где расположен российский Черноморский флот. Вот что имеет большое значение». По мнению специалистов, Черноморский флот не может тягаться по мощи с Тихоокеанским, а уж тем более с Северным. Но в историческом плане существование российского флота на Черном море, по словам доктора исторических наук Андрея Союстова, себя полностью оправдывает и будет оправдывать.

"Во-первых, это средство, которое могло позволить державе прибрать к рукам черноморские проливы и - вековечная мечта - выбраться в Средиземное море из бутылки черноморского бассейна. Второе - это всегда та сила, что препятствует неприятелю добраться до наших южных границ кратчайшим путем, по морю» . Автор данной работы целиком и полностью согласен с мнением тех ученых и публицистов, которые считают, что Крым был и является стратегической базой России в Причерноморье. В Крыму находятся немало таких объектов, которые могут усилить обороноспособность нашего государства. Одним из таких объектов является Балаклава.

Летом 2014 г. мы посетили ряд мест на Крымском полуострове. Экскурсии произвели на меня огромное впечатление. Особенно поразил город Балаклава, а именно секретный объект 825, историю которого я постарался отобразить в данной работе.

После распределения кораблей и баз Черноморского флота, Балаклава вместе с заводом досталась Украине. Но сегодня наша страна получила весь Крым, а значит, и Балаклаву в состав Российской Федерации.

Научное исследование мы посвящаем «Объекту 825 ГТС». Поскольку многие архивные документы до сих пор засекречены, нам пришлось собирать информацию по крупицам. Кроме того, летом мы с семьей съездили в Крым, чтобы посетить Балаклаву и на месте узнать некоторые подробности.

Цель работы : определить место секретного «Объекта 825 ГТС» в историческом и современном аспектах.

В соответствии с целью работы мы определили задачи исследования:

    Проследить историю селения Балаклава с древности до наших дней.

    Исследовать историю секретного объекта Балаклавы с 1953 по 2014 годы.

    Сопоставить полученные данные с результатами практических наблюдений.

    Охарактеризовать современное состояние и перспективы развития балаклавского объекта.

Перспективы исследования.

В процессе проведения исследования нами были изучены документальные материалы, обобщены и систематизированы сведения по личным наблюдениям, анализу документальной литературе, Интернет-ресурсам, СМИ.

Материал работы можно использовать в качестве дополнения на уроках истории, обществознания, географии.

Глава 1. Из истории местечка Балаклава

Балаклавская бухта - уникальное творение природы. Узкой лентой вдается она в глубину суши, отделяясь от моря узким входом. При входе в бухту скалистый берег делает несколько поворотов. Поэтому со стороны открытого моря гавань не видна. За право обладать удобной Балаклавской гаванью непрерывно боролись азиатские и европейские народы

Первый исторический народ Крыма, оставивший следы своего пребывания на древней земле Балаклавы именуется таврами. Античные писатели характеризуют тавров как дикий народ, приносящий человеческие жертвы.С Балаклавой связан один из знаменитых мифов древней Греции - о посещении Одиссея страны лестригонов (так называл тавров Гомер).

Первое историческое упоминание о Балаклаве датируется 1 веком н.э. Плинием Старшим. Путешествуя по Тавриде (одно из первых названий Крыма, просуществовавшее до средневековья), описывает Балаклаву как рыбацкий поселок и местом сбора пиратов[ 6, 21].

В конце 1-го века нашей эры, римское войско под предводительством ПлавтияСильвана победило Тавро- скифов под Херсонесом. После победы римляне возводят в Балаклаве храм Юпитеру и называют город Сюмболон.

В 145 году н.э. император Антонин Пий помогает правителям Херсонеса в сражениях с остатками Тавров и скифов, последние были отброшены в северную и восточную часть Крыма. В это время в Балаклаве усиливается крепость и упрочняется римское господство. Все важные должности занимают римляне, греки занимаются в основном торговлей. Римляне живут в Балаклаве до 240 года, в этом году они покидают территорию Таврии и передают город грекам.

В 1204 г. пала Византия и генуэзцы захватили торговые пути в Крым. В Балаклаве начинают строить крепость и защитные сооружения для охраны торговых судов, крепость носит стратегическое назначение, является ключом к столице, Херсонесу. В Балаклавской бухте постоянно несут дежурство военные корабли, готовые в любой момент отбить вражеское нападение.

В 1475 г. город, после долгой осады, пал под натиском Османской империи, летописцы приписывают к этому периоду появление первого упоминания названия Баликайя. И на долгие годы Османская империя закрепилась там.

В 1624 г. Балаклаву захватили казаки, город был частично разграблен, греческие поселения в городе практически не пострадали, Османские были разграблены и сожжены. Крепость и город казаки долго не удерживали, после разграбления вернулись с награбленным в свою столицу, на остров Хортицу.

В 1773 году 23 июня турецкие корабли были атакованы возле Балаклавы 2-мя русскими кораблями "Корона" и "Таганрог", и после 6 часов сражения турецкие корабли полностью разгромленные - отступили. Это была первая Русско-Турецкая Война и первая морская победа на Черном море, выигранная в меньшинстве она принесла большую славу Русскому морском флоту. После сражения Балаклава стала первым в истории портом Российского флота на территории Крыма.

В 1787 г. Балаклаву посетила Императрица Екатерина II, она писала, что Балаклава это ключ к Крыму и распорядилась обустроить военные укрепления.

В 1854 г., в октябре, в Балаклаву вошла эскадра Английского морского флота, после ожесточенного сопротивления часть оборонявшихся сдалась, часть, сумев выбраться из окружения, добралась до места базирования русской армии в Ялте. Те, кто сдался на милость победителей, были или убиты или занимались черновыми работами по восстановлению или обустройству города.

В 1855г. возле Балаклавы состоялось кровавое сражение, хотя русские войска не одержали в нем победы, боевой дух англичан был подавлен, с огромными потерями англичане удержали Балаклаву, а место сражения назвали "Долина смерти".

В период 1-й мировой войны Балаклава была оккупирована Германией, потом перешла под интервенцию Франции и в двадцатые годы перешла под власть большевиков. Население города было не большое, с началом первой мировой войны около 400 человек. Город практически опустел.

В 1931 году было построено первое водолазное училище в СССР, город снова как феникс возрождался.

Во время второй обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны Балаклава с ее удобной гаванью оказывается столь же привлекательной для немцев, как и для англичан в 1854 г. На ее захват немцы бросили 72-ю пехотную дивизию, поддержанную танками. Первый удар врага принял на себя батальон НКВД, прорвавшийся к городу 4 ноября 1941, а также бойцы 514-го стрелкового полка Приморской армии и морские пехотинцы. Понеся большие потери, защитники Балаклавы были вынуждены отступить в район Генуэзской крепости. Крепость Чембало вновь, как и в древности становится последним оборонительным рубежом Балаклавы. Защитники Генуэзской крепости, заняв 20 ноября оборону, за несколько месяцев отбили до 70-ти штурмов фашистов, не потеряв ни одного человека. Оборона Балаклавы длилась с 4 ноября 1941года по 29 июня 1942г. А в 1944 году, 15-16 апреля, советские войска вышли к оборонительным рубежам противника,и уже 18 апреля Балаклава была освобождена.

В 1945 году город посетил английский премьер Уинстон Черчилль, с коротким визитом, почтить память воинам погибшим в "Долине смерти".

После войны жизнь в Балаклаве круто изменилась. В бухте была размещена дивизия подводных лодок, и Балаклава превратилась в одну из секретнейших военных баз в стране. Размещенные в Балаклаве субмарины оснастили в 60-е годы ядерным оружием, а на западном берегу бухты был построен в толще скалы подземный завод по ремонту подводных лодок. В 1953 - 63 гг. в Балаклаве построена под скалой база для подводных лодок, секретное название - «Объект 825 ГТС», одно из монументальных сооружений СССР. Там находились тактические подводные лодки с ядерным вооружением.

В 1957 г. Балаклаву из-за секретности объекта перевели под юрисдикцию г. Севастополь.

В 1990, после распада СССР, Балаклава вошла в состав Украины, секретный бункер был разграблен, корабли РФ, были передислоцированные на другие базы РФ. В марте 1995г. из Балаклавы была выведена последняя российская подводная лодка, а в 2003году ушла в Севастополь подводная лодка «Запорожье», принадлежащая Военно-морским силам Украины

В 2014 году Балаклава вместе с Крымом вошла в состав РФ и получила новый виток своей истории.

Невозможно описать все стороны истории Балаклавы. Для этого мы рекомендуем вам книгу Шавшина Владимира Георгиевича «Балаклава: Исторические очерки». В ней можно узнать более подробно обо всех периодах истории Балаклавы, вплоть до начала 90-х годов ХХ века.

Глава 2. История Балаклавской бухты и объекта 825 ГТС

Балаклава - небольшой городок на побережье Черного моря. Балаклавская бухта - уникальная бухта Чёрного моря, идеально подходящая для организации порта, базирования подводных лодок. Ширина бухты составляет 200-400 метров, а глубина не более 17 метров. Географическая уникальность бухты способствует отсутствию в ней штормов, что является отличным условием для швартовки. Благодаря уникальности входной части бухты — её извилистости она абсолютно незаметна со стороны открытого моря, что является огромной стратегической выгодой(Приложение 1).

Во времена Советского Союза, это было супер засекреченное место - база подводных лодок с уникальным заводом по ремонту подводных лодок, который был выдолбленный в скале Балаклавской бухты. Сейчас Балаклава, это база Черноморского военного флота и город, где сохранилось много интересных исторических памятников.

В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы— СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия.

Незадолго до своей смерти Иосиф Виссарионович Сталин утвердил комплексный план защиты от атомного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны.Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус— город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь[ 7].

Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200—400м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз— со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. Проект балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок вождь рассматривал и визировал лично. Времени на размышления у него почти не оставалось: по данным советской разведки, в США уже развернулось бешенное подземное строительство. Под сколы и в шахты прятали командные пункты и баллистические ракеты, ангары и военные заводы: Целые города уходили в земные недра, ветвясь там, как кротовые норы.

В гонке вооружений Советский Союз не мог отставать от Соединенных Штатов. Летом 1957 года в Балаклаве появились специалисты Минспецмонтажа. В этом же году было создано специальное строительное управление №528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Все было настолько засекречено, что даже местные жители ни о чем не подозревали. Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. В предельно сжатые сроки сооружены подземные убежища для субмарин-"малюток" (проект 615) и военный завод "Металлист" для их ремонта.

Работы в горе Таврос велись круглосуточно, как у шахтеров, в четыре смены. Шаг за шагом, кубометр за кубометром, день за днем, год за годом. Общая выработка скального грунта превышала 25 тысяч кубометров. В толще западного утеса возникали рукотворные расщелины и пещеры, которые превращались в подземные дороги, причалы, шлюзовые камеры, цеха, арсеналы, хранилища, кабинеты(Приложение 2).

В случае ядерной угрозы это подземное царство было рассчитано для укрытия 10 тысяч человек и целого дивизиона субмарин. В автономном режиме они могли находиться в течение 3 лет!

Подземный завод строился в противоатомном отношении I категории устойчивости с пробивкой скального грунта высокой степени защищенности и обеспеченности. Он имел большие производственные площади, в том числе сухой док и подводной канал для одновременного захода семи подводных лодок (как в надводном, так и в подводном положении). Вся заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время.

Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы .

Глава 3. Описание, внутреннее строение и назначение объекта

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты— вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями(Приложение 3).

Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

В скальную штольню субмарины забирались своим ходом через канал длиной более 600 метров, глубиной - 8,5. Это уникальнейшее сооружение располагается как в подводной части Балаклавской бухты, так и на уровне воды в скале, высота которой достигает 130 метров. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной в 300 метров. Самый большой диаметр штольни - 22 метра.

Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим батопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло полностью "закупоривать" подземный объект. Такой же батопорт, но только меньшего размера, установили в подземном сухом доке. Когда лодка входила в надводном положении, батопорт закрывался, из него откачивали воду и доковали лодку. Выход на северную сторону также перегораживался батопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море. Вход в тоннель с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не обнаружит штольню даже на близком расстоянии. Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Его защита позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, что равнялось "пяти Хиросимам". Для смягчения ядерного удара все подземные сооружения, включая водный канал, имели закругленную форму.

По мнению военных "верхов", при гипотетическом ядерном взрыве в центре Балаклавы, помимо огненного шквала до нескольких тысяч градусов, огромных уровней радиации в десятки тысяч рентген, столб воды мог подняться на десятки метров, засосав в горло бухты сотни миллионов тонн воды и затопив все живое. Весь удар должен был принять на себя передвижной батопорт, который закрывал и открывал морской вход в подземный комплекс. Максимальная высота внутренней полости комплекса достигала 10 метров, а высшая точка скального грунта над ним - 26 метров. Кроме загрузки боезапаса, подводные лодки могли подзарядить в заводе свои аккумуляторные батареи, пополнить запасы воды и топлива. Придя с боевой службы, субмарины могли пройти все необходимые виды техобслуживания, ремонта, а затем выйти в полном снаряжении из подземного комплекса.

В секретных цехах насчитывалось от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Еще 50 человек входили в подразделения водной охраны и несли постоянную службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока. Общая площадь всех подземных сооружений превышала 15 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки, был шире самой Балаклавской бухты. Отдельные помещения достигали высоты трехэтажного дома(Приложение 4).

В 1961 году Хрущев взял курс на сокращение Вооруженных Сил СССР. При посещении Севастополя и Черноморского флота Никита Сергеевич по-своему оценил уникальность подземного сооружения в Балаклаве. Масштабность и универсальность подземного комплекса настолько поразили Хрущева, что он приказал переоборудовать его под... склады для вина. И только благодаря настойчивым просьбам и неоднократным специальным докладам в ЦК КПСС Главнокомандующего ВМС СССР адмирала Кузнецова подземный завод по ремонту подводных лодок удалось достроить.

Трудно представить, как внутри огромной горы, состоящей из твердых мраморных пород, всего за четыре года продолбили 600-метровый канал. Ведь уровень канала на 7 метров ниже уровня моря! Какие инженерные технологии применялись для создания эго искусственного детища, до сих пор остается загадкой. Известно лишь, что первоначальные работы вели представители Черноморского флота СССР. Рабочей силой обеспечивал военный горно-подземный строительный батальон, а затем основные работы выполнил коллектив Московского метрополитена.

Рядом со штольней были построены склад ракетного оружия и хранилища ядерных боеприпасов. Подземный склад для топлива, построенный в виде подземных вертикальных емкостей, позволял хранить до 4 тысяч тонн нефтепродуктов. Под защитой многометровой толщи скального грунта из хранилища по узкоколейной дороге к подземному причалу подвозили торпеды, ракеты, артиллерийские боеприпасы и другой необходимый груз. Здесь же разместилась мастерская по профилактическому осмотру и ремонту узлов и деталей кораблей. Западный выход из канала закрывался специальным сооружением - сборными железобетонными плитами толщиной 2 метра, длиной - 10 и высотой - 7 метров.

Весь подземный комплекс с мощной системой шлюзования и жизнеобеспечения является, пожалуй, единственным в мире историческим памятником инженерно-технического искусства времен "холодной войны". На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990 год) никто из местных жителей даже не подозревал о существовании секретной штольни - "Объекта №825 ГТС", который официально назывался городской телефонной станцией.

Многие уже догадывались, почему Балаклава перестала быть климатологическим курортом, несмотря на очень жесткий режим секретности: въехать в бухту не могли даже коренные севастопольцы. Говорят, одного зеваку, случайно проехавшего свою остановку, сняли с автобуса при подъезде к бухте и едва не замордовали в застенках КГБ. А двое бывших рабочих, годами живших на одной лестничной площадке, только после горбачевской гласности узнали о том, что они трудились на одном и том же заводе, в одном и том же месте, но только в разных бригадах.

Глава 4. Балаклавский объект в 90-е годы

Военные "хозяйничали" в бухте вплоть до развала Советского Союза. Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении. Когда массивные противоатомные гермодвери "гостеприимно" распахнулись перед всеми желающими, "демилитаризацией" бухты занялись "хваткие хозяйственники": откручивали, снимали и вывозили все, что могли. В подземные шахты ринулись толпы добытчиков лома цветных и черных металлов. Первым делом были похищены все чугунные крышки, закрывавшие всевозможные коммуникационные колодцы, смотровые люки, технологические шахты, тоннели, потерны и прочие переходы. В некогда засекреченный завод можно было без особых проблем въехать не только на грузовике, но и на небольшом подъемном кране. От бывших цехов, способных в кратчайшие сроки вернуть в строй покалеченную субмарину, остался один-единственный станок, который уже никогда не заработает: силовые кабели вырезаны до последнего метра, а все детали "ушли" на металлолом (Приложение 5).

Относительно мало пострадали только уникальные фильтровентиляционные камеры и туалеты: редкий обыватель мог приспособить их в "хозяйственных" целях. Сантехника в подземных объектах, как и во всех бомбоубежищах, отличалась прочностью и простотой, но отнюдь не престижностью и комфортом. Говорят, из подземного города вывезли несколько сотен тысяч тонн металла и "выкачали" не один миллиард гривен.

Сегодня о былой подземной мощи напоминает лишь облезлая надпись "Счастливого плавания!", расположенная, вероятно, на месте бывшей казармы. Подземные укрытия превратились в опасные тропы с коварными "волчьими ямами" почти на каждом шагу. В многочисленных помещения валяются и торчат металлические детали, не заинтересовавшие "кладоискателей", но вполне способные покалечить незадачливого туриста. Единственное, что не угрожает, - это электрический ток: от многокилометровых кабельных трасс осталось лишь воспоминание. Заброшенный южный батопорт под действием неких неведомых сил распался на две части, одна из которых свалилась в канал, перегородив вход. На изъеденном ржавчиной изломе видно, какую огромную работу проделали во время сборки этого батопорта, сколько стальных листов требовалось сварить и сшить (Приложение 4).

Глава 5. Современное состояние секретного объекта

На почерневших стенах подземного города еще можно увидеть следы от выжигания ворованного цветного металла. Грабеж бывших заводских цехов продолжался бы и по сей день, если бы военные не решили создать музей - "в назидание потомкам". Его немногочисленные сотрудники сразу же превратились в зорких стражей уцелевшего добра.

Весть о наличии в Балаклаве уникального подземного памятника быстро облетела все посольства, аккредитованные в России и Украине. Когда иностранные гости прибыли в бухту, они пришли в ужас и не поверили собственным глазам: неужели советский человек мог такое создать? В 2001-2012 годах в подземном городе бухты побывали посол Китая Ли Гиобанг, посол Италии Брунетти Гетц, посол Израиля Анна Азари... Говорят, что ведущий комментатор американской телекомпании Майкл Лафтин после выхода на поверхность не удержался и перочинным ножом выцарапал свое имя на стене бетонной патерни туннеля). Не устояла перед соблазном сделать то же самое и племянница знаменитого Уинстона Черчилля - графиня Кларисса.

В соответствии с планом международного "Трейд-клуба" подземный комплекс посетили торговые атташе и представители деловых кругов из 43 стран мира. После обзора бывшего подземного завода они предложили сделать из него музей "холодной войны". Чтобы превратить бывшие закрытые военные объекты в "открытую" зону туризма, нужно около полумиллиарда долларов. Именно такую цифру называют в Севастопольской городской администрации сторонники суперпроекта "Балаклава - международный туристический и рекреационный центр".

Сегодня к осмотру открыты зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. Экспонатами музея являются модели боевых кораблей и образцы техники и вооружений из Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища, которое прекратило свое существование в 1993 году в результате распада СССР. Модели созданы курсантами и передавались в дар музею училища(Приложение 6).

Десятилетний юбилей музея праздновался в июне 2013 года с участием ветеранов-подводников, бывших работников подземного завода, а также представителей властей, вооружённых сил и школьников.

У входа в главную штольню предлагают воздвигнуть шестиэтажное здание в виде носовой части подводной лодки: там будут отведены места не только для демонстрации бывшей военной техники (ракет и торпед), но и для увеселительных заведений - ресторанов и дискотек. Архитектурно-художественное решение музейного комплекса задумано так, чтобы сохранить таинственность горы Таврос. Музейные экспозиции будут освещены под таким углом, чтобы создать видимость подземного пространства. Но сначала нужно решить проблему водной очистки бухты. Во многих местах дно покрыто многометровым слоем ила, в котором, кроме всевозможных отходов и шлаков, могли затаиться боевые снаряды и мины.

В недавнем интервью заместитель Председателя Правительства РФ по оборонной промышленности Дмитрий Рогозин высказал уверенность о том, что в в Крыму все оборонные объекты будут восстановлены и использованы по назначению. Не известна судьба Балаклавы. Если честно, мне бы хотелось, чтобы этот объект оставили под музей. Пусть будет мир. Не надо войны.

Заключение

Данное исследование мы посвятили секретному «Объекту 825 ГТС», находящемуся в городе Балаклава. Мы проанализировали и проследили историю этого секретного объекта с 1953 по 2016 годы. В целях получения более точной информации я посетил местечко Балаклава и сам секретный объект, изучил доступные документы, зафиксировал особо важные сведения с помощью фотоаппарата и аудиозаписи. Всё это дало возможность охарактеризовать современное состояние объекта и увидеть перспективы его

развития.

Секретный объект в Балаклаве - это уникальная постройка не только в истории нашего государства, но и всего мира.

Все поставленные в работе задачи были в основном выполнены

Была исследована история Балаклавы и ее секретного объекта, охарактеризовано современное состояние объекта и определены перспективы его дальнейшего развития.

Считаем, что данная работа будет интересна не только специалистам, но и обычным людям.

Многие вопросы остались за страницами исследования, однако надеюсь его продолжить в заданном направлении.

Список используемой литературы

    Андреев А.Р., История Крыма.-М., 1997.- 254с.

    Верхотуров Д.Н., Крым. Военная история: От Ивана Грозного до Путина.-М., 2014.-288с

    Военно-энциклопедический словарь.-М., 2012.-506 с.

    Прохоров Д., Храпунов Н., Краткая история Крыма.- Симферополь., 2013.-400с.

    Сухоруков В., Знаете ли вы Крым.- Симферополь., 2013.-324с.

    Черкашин Н.А. Подземная гавань субмарин.Совершенно СЕКРЕТНО №8/147 - 2001г. Статья о знаменитом объекте №825 в Балаклаве.

    Шавшин В.Г., Балаклава: исторические очерки., 2004.- 264 с.

    Эхо Москвы: На Украине могут появиться новые базы Черноморского флота (радиоинформация)

    www.pomnivoinu.ru/home/reports/1259/

    virtual-sevastopol.ru/balaklava-muzei.html

    http://anastgal.livejournal.com/909772.html

    http://fishki.net/30823-7-zabroshennyh-chudes.html

    http://www.viza-yalta.com/country.php

    http://ru.wikipedia.org

    http://www.youtube.c

Приложение 1

Географическое месторасположение Балаклавы (Крым)

Приложение 2

История создания объекта (редкие кадры-фото автора)

Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. В предельно сжатые сроки сооружены подземные убежища для субмарин-"малюток" (проект 615) и военный завод "Металлист" для их ремонта.

Приложение 3

Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Огромная подземная бухта могла укрыть бригаду из 14 подводных лодок проекта 615 и три тысячи человек - население всей тогдашней Балаклавы.

Приложение 4

Под землей довольно прохладно, температура около +12 градусов. Смотришь, как в канале плещется вода, и пытаешься представить себе, сколько же человеческого труда было когда-то затрачено на постройку всего этого!

В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей и автономно существовать 3 года.

Минно-торпедная часть комплекса. Здесь проверяли и обслуживали боекомплект подводных лодок, проводили регламентные работы, после чего доставляли мины и торпеды в арсенал.

505-метровый тоннель является наиболее масштабной частью объекта.

Со стороны бухты— вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы

Выход при необходимости перекрывался батопортом (плавучим затвором судопропускного сооружения), вес которого достигал 150 тонн.

Когда гуляешь по основным коридорам, то с виду все хорошо, но стоит свернуть чуть в сторону...

Это заброшенный темный коридор, сохранившийся с 50-х гг.

Головная часть торпеды.

Макет дизельной подлодки проекта 613 в разрезе.

Действующая радиоуправляемая модель противолодочного корабля.

В одном из стендов

Модель современного корабля

Вход в подводную лодку

1-2.Вход в секретный объект. Можно проехпть на катере, но мы пошли пешкоь, чтобы дучше увидеть и прочувствовать.

Торпеда и тележка для перевоза торпед

Туннели, по которым проплывали подлодки.

Карта Балаклавской бухты с военными обозначениями

Торпеды лежат на тележке, которая стоит на специальном вращающемся перекрёстке.

Пульт управления и рабочие готовы к загрузке торпеды

Одна из подводных лодок.

Моряки проверяют: всё ли сделано правильно.

Место, откуда в море ночью выплывали подводные лодки.