Гибель «Титаника»: хроника катастрофы, версии. Почему затонул Титаник? Добавить свою цену в базу Комментарий Пророческие предсказания фантаста

Ровно 100 лет назад в водах Северной Атлантики произошла одна из крупнейших морских катастроф в истории, и уж точно самая знаменитая. 14 апреля 1912 года произошло одно из масшабнейших кораблекрушений мира. Во время своего первого рейса Британский пароход компании «Уайт Стар Лайн», крупнейший пассажирский лайнер мира на момент своей постройки, второй из трёх пароходов-близнецов типа «Олимпик» под названием Титаник столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул…

На борту «Титаника» находилось 1316 пассажиров и 892 члена экипажа, всего 2208 человек. Из них выжило 706 человек, погибло свыше 1500. Катастрофа «Титаника» стала более чем легендарной…

КАКИМ ОН БЫЛ

Заложен «Титаник» был 31 марта 1909 года на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вольф», а вот– спустя два года – 31 мая 1911 года, и еще почти через год – 2 апреля 1912 года – прошёл ходовые испытания… До роковой поездки оставалось меньше двух недель…

Закладка киля «Титаника». Самое начало истории.

Представить размеры «Титаника» поможет контурный сравнительный рисунок:

Обратите внимание, насколько еще один известнейший современный лайнер Queen Mary 2 больше «Титаника». И насколько «Титаник» грандиозе в сравнении с другими силуэтами… Если оперировать цифрами. можно сказать, что высота корабля от киля до верхушек труб составляла 53 целых и 4 десятых метра.

Почему «Титаник» считали непотопляемым… благодаря пятнадцати водонепроницаемым переборкам в трюме. По идее. они создавали шестнадцать водонепроницаемых отсеков. с помощью еще множества перегородок, делящихся – в итоге на 46 водонепроницаемых отсеков.

По идее, «Титаник» был построен так, что мог оставаться на плаву при затоплении любых двух из его 16 водонепроницаемых отсеков, любых трёх из первых пяти отсеков, или же всех первых четырёх отсеков… Но… только по идее…

На фото «внутренности» корабля: его паровые машины, турбины, трубинный вал и ротор.

Шлюпки

Одним из примечательных моментов в катастрофе «титаника» стало то, что находящимся на борту людям катастрофически не хватало шлюпок… Оказывается, это потому, что в формальном соответствии с действовавшими требованиями Британского кодекса торгового мореплавания пароход имел 20 спасательных шлюпок, которых было достаточно для посадки 1178 человек, то есть для 50 % людей, находившихся в этот момент на борту и 30 % от плановой загрузки. Это учитывалось с расчетом на увеличение прогулочного места по палубе пассажиров парохода.

Стапель и деки «Титаника».


На стапели – «Титаник» и его брат-близнец «Олимпик».


Вот такой был вал винтов «Титаника».


Корпус «Титаника» готов! На втором же фото – начало спуска «Титаника» на воду!


«Титаник» медленно уходит со стапелей.


На воду спущен!


Буксировка «Титаника» к доковой стенке.


Монтаж котлов на «Титанике».


Утро перед официальным спуском на воду. Фото передает всю монументальность лайнера…


Буксировка «Титаника» через фарватер Белфаста.


«Титаник» на пути в Англию.

Знаменитости на борту «Титаника»

В первом и последнем путешествии лайнера приняли участие многие знаменитости того времени, включая миллионера и крупного промышленника Джона Джейкаба Астора IV и его жену Мэделин Астор, бизнесмена Бенджамина Гуггенхайма, владельца универмага «Macy’s» Исидора Штрауса и его супругу Иду, эксцентричную миллионерку Маргарет Молли Браун, получившую после гибели судна прозвище «Непотопляемая», сэра Косма Дафф Гордона и его жену, популярную в начале века модельера леди Люси Дафф Гордон, бизнесмена и игрока в крикет Джона Тайера, британского журналиста Уильяма Томаса Стида, графиню Ротскую, военного помощника президента США Рчибальда Бутта, киноактрису Дороти Гибсон и многих других…


Прием пассажиров на борт… Кто знает, может, в шлюпке сейчас та самая «непотопляемая» Молли Браун!


Одна из знаменитейших фотографий корабля – «Титаник» уходит в плавание…

Из песни о “Титанике”:

На верхней палубе играет оркестр,
И пары танцуют фокстрот,
Стюард разливает огонь по бокалам
И смотрит, как плавится лед.
Он глядит на танцоров, забывших о том,
Что каждый из них умрет…


«Титаник» на пути в Нью-Йорк… Справа от него еще один гигант кораблестроения – «Океаник».


Буксировка «Титаника» – в океан.


«Титаник» с берега Ирландии. Две последние фотографии лайнера ДО крушения.

КАК ОН УТОНУЛ

Моменту столкновения лайнера с айсбергом посвящено множество произведений, как в кино, так и в живописи. Но мы ориентируемся на факты и приводим хронологию от… и до…:

Путь «Титаника»…

Среда , 10 апреля 1912 года
12:00 - «Титаник» отходит от причальной стенки Саутгемптонского порта и едва избегает столкновения с американским лайнером «Нью-Йорк».
19:00 - остановка в Шербуре (Франция) для взятия на борт пассажиров и почты.
21:00 - «Титаник» вышел из Шербура и направился в Квинстаун (Ирландия).

Четверг , 11 апреля 1912 года
12:30 - остановка в Квинстауне для взятия на борт пассажиров и почты; один член команды дезертирует с «Титаника».
14:00 - «Титаник» отбывает из Квинстауна с 1316 пассажирами и 891 членом экипажа на борту.

Воскресенье , 14 апреля 1912 года
09:00 - «Карония» сообщает о льдах в районе 42° северной широты, 49-51° западной долготы.
13:42 - «Балтик» сообщает о наличии льдов в районе 41°51′ северной широты, 49°52′ западной долготы.
13:45 - «Америка» сообщает о льдах в районе 41°27′ северной широты, 50°8′ западной долготы.
19:00 - температура воздуха 43° по шкале Фаренгейта (6 °C).
19:30 - температура воздуха 39° по шкале Фаренгейта (3,9 °C).
19:30 - «Калифорниэн» сообщает о льдах в районе 42°3′ северной широты, 49°9′ западной долготы.

21:00 - температура воздуха 33° по шкале Фаренгейта (0,6 °C).
21:30 - второй помощник капитана Лайтоллер предупреждает судового плотника и вахтенных в машинном отделении о том, что необходимо следить за системой пресной воды - вода в трубопроводах может замёрзнуть; он велит вперёдсмотрящим наблюдать за появлением льдов.
21:40 - «Месаба» сообщает о льдах в районе 42°-41°25′ северной широты, 49°-50°30′ западной долготы.
22:00 - температура воздуха 32° по шкале Фаренгейта (0 °C).
22:30 - температура забортной воды понизилась до 31° по шкале Фаренгейта (−0,56 °C).
23:00 - «Калифорниэн» предупреждает о наличии льдов, но радист «Титаника» обрывает радиообмен раньше, чем «Калифорниэн» успевает сообщить координаты района.
23:40 - В точке с координатами 41°46′ северной широты, 50°14′ западной долготы (впоследствии выяснилось, что эти координаты были рассчитаны неверно) на расстоянии около 450 метров прямо по курсу был замечен айсберг. Несмотря на манёвр, через 39 секунд произошло касание подводной части судна, и корпус судна получил многочисленные мелкие пробоины на длину около 100 метров. Из 16 водонепроницаемых отсеков судна 6 были прорезаны (в шестом течь была крайне незначительна).

«– Перед нами лёд! – закричал Флит и тут же ударил в колокол, висевший в «вороньем гнезде». Три удара были сигналом, означавшим, что прямо по курсу находится какой-то объект. Одновременно он бросился к телефону, соединяющему «воронье гнездо» с мостиком. Шестой помощник Дж. П. Муди отозвался почти мгновенно.
– Лёд прямо по курсу – выкрикнул Флит.
– Спасибо, – ответил Муди (его вежливый ответ стал потом частью легенды).»

Понедельник , 15 апреля 1912 года
00:05 - отдан приказ расчехлить спасательные шлюпки и созвать членов экипажа и пассажиров к местам сбора.
00:15 - с «Титаника» передан первый радиотелеграфный сигнал о помощи.
00:45 - выпущена первая сигнальная ракета, и спущена на воду первая спасательная шлюпка (№ 7).

01:15 - допущены на палубу пассажиры 3 класса.
01:40 - выпущена последняя сигнальная ракета.
02:05 - спущена последняя спасательная шлюпка (складная шлюпка D).
02:10 - переданы последние радиотелеграфные сигналы.
02:17 - гаснет электрическое освещение.

02:18 - «Титаник» быстро погружаясь разламывается на три части (об этом стало известно в 1996 году после экспедиции Наржоле)[источник не указан 30 дней].
02:20 - «Титаник» затонул.
03:30 - из спасательных шлюпок замечают сигнальные ракеты, выпущенные с «Карпатии».

04:10 - «Карпатия» подобрала первую шлюпку с «Титаника» (шлюпку № 2).
08:30 - «Карпатия» подобрала последнюю (№ 12) шлюпку с «Титаника».
08:50 - «Карпатия», взяв на борт 704 человека, спасшихся с «Титаника», берёт курс на Нью-Йорк.

Видео: Как на самом деле утонул “Титаник”

Первые новости о гибели «Титаника».

Кстати, в первые дни газеты сообщали неверную информацию о числе жертв, основанную на противоречивых слухах.

Погибшие и выжившие в катастрофе

Спаслись почти все женщины и дети из кают 1 и 2 классов. Больше половины женщин и детей из кают 3 класса погибли, поскольку им было трудно найти путь наверх через лабиринты узких коридоров. Погибли также почти все мужчины. Трагедия семьи Полсон унесла жизни матери Альмы и всех её четырёх малолетних детей, которых в Нью-Йорке напрасно ждал отец Нильс.

Уцелело 323 мужчины (20 % всех взрослых мужчин) и 331 женщина (75 % всех взрослых женщин), в том числе Виолетт Джессоп, Дороти Гибсон, Молли Браун, Люси Дафф Гордон и другие.

В мае 2006 года в возрасте 99 лет умерла последняя американка-очевидец, выжившая при крушении «Титаника». Об этом сообщило бостонское похоронное бюро. Она скончалась накануне в своём доме. Шведка по происхождению Лиллиан Гертруд Асплунд (швед. Lillian Gertrud Asplund), которой во время катастрофы было пять лет, потеряла в ней отца и трёх братьев. Выжили её мать и брат, которому тогда было три года. Они были пассажирами третьего класса и спаслись в шлюпке № 15. Асплунд была последней, кто помнил о том, как произошла трагедия, однако она избегала публичности и редко говорила об этом событии.

Последняя из пассажиров «Титаника», Миллвина Дин, которой на момент гибели лайнера было два с половиной месяца, скончалась 31 мая 2009 года. Её прах был развеян по ветру 24 октября 2009 года в порту Саутгемптона, откуда «Титаник» начал свой единственный рейс.

Документы и фотографии

1. Британский пассажирский лайнер «Титаник» отплывает из Саутгемптона, Англия, в свой первый и последний рейс, 10 апреля 1912 года. Перед тем, как отправиться в Нью-Йорк, «Титаник» зашел в Шербур (Франция) и Квинстаун (Ирландия).

Через четыре дня пути 14 апреля 1912 года в 23:40 по местному времени лайнер столкнулся с айсбергом в 603 километрах к югу от Ньюфаундленда. В 2:20 «Титаник» разломился на две части и затонул. В то время на его борту все находились около тысячи человек. Люди, которые оказались в ледяной воде, вскоре умели от гипотермии. (Frank O. Braynard Collection)

2. Пассажирский лайнер «Титаник» отбывает в свой первый и последний рейс в Нью-Йорк из Квинстауна, Ирландия, 1912 год. На борту лайнера находились самые богатые люди того времени: миллионеры Джон Джейкоб Астор IV, Бенджамин Гуггенхайм и Исидор Штраус, а также более тысячи эмигрантов из Ирландии, Скандинавии и других стран, которые собирались начать новую жизнь в Америке. Катастрофа повергла в шок весь мир. Расследование причин крушения Титаника, которое началось через несколько дней после катастрофы, поспособствовало значительному усовершенствованию системы безопасности судоходства. (United Press International)

3. Рабочие покидают судостроительную верфь «Харленд энд Вулф» в Белфасте, где в период с 1909 по 1911 год был построен «Титаник». На момент спуска на воду «Титаник» являлся крупнейшим пассажирским лайнером в мире. На этом снимке 1911 года «Титаник» находится на заднем плане. (Photographic Archive/Harland & Wolff Collection/Cox)

4. Обеденный зал на «Титанике», 1912 год. Лайнер был спроектирован и построен по последнему слову техники и служил воплощением роскоши и комфорта. На его борту находился спортзал, бассейн, библиотеки, рестораны высокого класса и роскошные каюты. (The New York Times Photo Archives/American Press Association)

5. Комната для пассажиров второго класса на борту «Титаника», 1912 год. Более 90% пассажиров второго класса составляли мужчины, которые остались на борту тонущего лайнера, так как первыми в спасательные шлюпки садились женщины и дети. (The New York Times Photo Archives/American Press Association)

6. «Титаник» отплывает из Саутгемптона, Англия, 10 апреля 1912 года. Некоторые специалисты считают, что причиной катастрофы «Титаника» стало низкое качество заклепок корпуса, которые использовались при строительстве лайнера. (Associated Press)

7. Капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит, управлявший крупнейшим лайнером своего времени во время его первого рейса. Длина «Титаника» составляла 269,1 метра, ширина — 28,19 метра, водоизмещение – более 52 тысяч тонн. Высота лайнера от киля до вершины дымовых труб составляла 53,3 метра, 10,5 из которых находились ниже ватерлинии. «Титаник» был выше большинства городских зданий того времени. (The New York Times Archives)

8. Недатированный снимок первого помощника капитана «Титаника» Уильяма МакМастера Мэрдока, которого почитают как героя на родине, в шотландском городе Долбитти. Однако же, в фильме «Титаник», получившем множество премий «Оскар», персонаж Мэрдока предстает трусом и убийцей. На церемонии, посвященной 86-й годовщине гибели «Титаника», исполнительный вице-президент кинокомпании «20th Century Fox» Скотт Нисон вручил школе города Долбитти чек на сумму 8 тысяч долларов США, чтобы принести извинения родственникам офицера. (Associated Press)

9. Предположительно, айсберг, с которым 14 апреля 1912 года столкнулся пассажирский лайнер «Титаник». Фотография была сделана с борта кабельного судна «Mackay Bennett», которым управлял капитан DeCarteret. Судно «Mackay Bennett» одним из первых прибыло на место катастрофы «Титаника». По словам капитана DeCarteret, это был единственный айсберг вблизи места крушения океанского лайнера. (United States Coast Guard)

10. Пассажиры и некоторые члены экипажа эвакуировались в спасательных шлюпках, многие из которых отплывали заполненными лишь на часть. Эта фотография спасательных шлюпок, приближающихся к судну «Карпатия», была сделана пассажиром «Карпатиии» Луисом М. Огденом. Снимок был представлен на выставке документов, имеющих отношение к катастрофе «Титаника», которые Уолтер Лорд завещал Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия. (National Maritime Museum/London)

11. Спасательное судно «Карпатия» подобрало 712 выживших пассажиров «Титаника». На фотографии, сделанной пассажиром «Карпатии» Луисом М. Огденом, видны спасательные шлюпки, которые приближаются к «Карпатии». Этот снимок также экспонировался на выставке документов, которые Уолтер Лорд завещал Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия. (National Maritime Museum/London)

12. Хотя на «Титанике» были продвинутые меры безопасности, такие как водонепроницаемые отсеки и водонепроницаемые двери с дистанционным управлением, на корабле не хватало спасательных шлюпок для всех пассажиров. Лодок хватало только на 1178 человек – это лишь треть всех пассажиров и экипажа. На этом фото вы видите спасение пассажиров с «Титаника». (Paul Treacy/ EPA/PA)

13. Репортеры берут интервью у пассажиров затонувшего «Титаника», которые сошли на берег с борта спасательного судна «Карпатия», 17 мая 1912 года. (American Press Association)

14. Семилетняя Ева Харт со своим отцом Бенджамином и матерью Эстер, 1912 год. Ева и её мать спаслись с тонущего «Титаника», но её отец погиб во время крушения британского лайнера в ночь на 15 апреля 1912 года. (Associated Press)

15. Люди стоят на улице, ожидая прибытия судна «Карпатия». (The New York Times Photo Archives/Times Wide World)

16. Огромная толпа людей собралась возле конторы пароходной компании «White Star Line» на Бродвее в Нью-Йорке, чтобы узнать последние новости о крушении лайнера «Титаник», 14 апреля 1912 года. (Associated Press)

17. Отдел новостей газеты «The New York Times» во время гибели «Титаника», 15 апреля 1912 года. (The New York Times Photo Archives)

18. Люди читают сводки возле конторы газеты «The Sun» в Нью-Йорке после крушения «Титаника». (The New York Times Photo Archives)

19. В двух посланиях, которые были отправлены из Америки страховщикам «Lloyds of London» в Лондон, ошибочно утверждалось, что другие суда, в том числе «Вирджиния», находились поблизости и оказывали помощь во время катастрофы «Титаника». Эти лоты будут проданы с молотка на аукционе «Кристис» в Лондоне в мае 2012 года. (AFP/ EPA/Press Association)

20. Выжившие пассажиры «Титаника» Лаура Франкателли и её наниматели леди Люси Дафф-Гордон и сэр Космо Дафф-Гордон стоят на борту спасательного судна «Карпатия». Франкателли рассказала, что слышала ужасный грохот, а затем – крики о помощи, когда её лодка отплывала от тонущего океанского лайнера «Титаник» в ту трагическую ночь в 1912 году. (Associated Press/Henry Aldridge and Son/Ho)

21. Пассажирский лайнер «Титаник» незадолго до отправления в свой первый и последний рейс, 1912 год. (New York Times Archives)

22. На фото, обнародованном аукционным домом «Henry Aldridge & Son/Ho» в Уилтшире, Великобритания, 18 апреля 2008 года, запечатлен крайне редкий артефакт – пассажирский билет на «Титаник». (Henry Aldridge & Son/Ho)

23. Экспонат, завещанный Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия, Уолтером Лордом, — телеграмма Маркони. Мисс Эдит Рассел (журналистка и выжившая с «Титаника» писала в журнал «Women’s Wear Daily»: «Спаслась на «Карпатии», сообщите матери», «Карпатия», 18 апреля 1912 года. (National Maritime Museum/London)

24. Обеденное меню ресторана на борту «Титаника», подписанное выжившими пассажирами. Уолтер Лорд завещал этот документ Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия. (National Maritime Museum/ London)

25. Нос затонувшего «Титаника», 1999 год. (P.P. Shirshov Institute of Oceanology)

26. Один из винтов пассажирского лайнера «Титаник». Снимок был сделан во время экспедиции на место кораблекрушения 12 сентября 2008 года. Пять тысяч артефактов будут проданы на аукционе, который состоится 11 апреля 2012 года, почти через 100 лет после катастрофы «Титаника». (RMS Titanic, Inc., via Associated Press)

27. Правый борт носовой части «Титаника». Этот снимок был обнародован Океанографическим институтом Вудса Хоула 28 августа 2010 года. (Premier Exhibitions, Inc.-Woods Hole Oceanographic Institution)

29. Часть борта «Титаника», цепи и дополнительный якорный бун. Доктор Роберт Боллард, который нашел обломки «Титаника» почти 20 лет назад, вернулся на место трагедии, чтобы посмотреть на ущерб, причиненный кораблю и его сокровищам мародерами и искателями легкого обогащения. (Institute for Archaeological Oceanography & Institute for Exploration/University of Rhode Island Grad. School of Oceanography)

30. Огромный винт затонувшего «Титаника» лежит на дне Атлантического океана. Снимок не датирован. Первые туристы, которые посетили место кораблекрушения в сентябре 1998 года, увидели винт и другие части знаменитого лайнера. (Ralph White/Associated Press)

31. Этот 17-тонный фрагмент корпуса «Титаника» был поднят на поверхность во время экспедиции на место кораблекрушения в 1998 году. (RMS Titanic, Inc., via Associated Press)

32. 17-тонный фрагмент пассажирского лайнера «Титаник», который был поднят со дна океана во время экспедиции на место кораблекрушения, 22 июля 2009 года. 11 апреля 2012 года этот экспонат будет продан на аукционе вместе с 5 тысячами других артефактов. (RMS Titanic, Inc., via Associated Press)

33. Золотые карманные часы «Waltham American» — личная вещь Карла Асплунда – на фоне картины «Титаника», нарисованной Си Джем Эшфордом. Тело нашли на теле Карла Асплунда, затонувшего вместе с «Титаником». (Kirsty Wigglesworth Associated Press)

34. Деньги с «Титаника». Владелец одной из самых богатых коллекций вещей, найденных на «Титанике», выставил ее на аукцион в 2012 году – в год 100-летия со дня крушения знаменитого лайнера. (Stanley Leary/Associated Press)

35. Фотографии Феликса Асплунда, Сельмы и Карла Асплунда и Лиллиан Асплунд в Девизесе, Уилтшир, Англия. Эти фото – часть коллекции имеющих отношение к «Титанику» вещей Лиллиан Асплунд. Лиллиан было 5 лет в апреле 1912 года, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом и затонул во время своего первого путешествия. Девочка спаслась, но ее отец и трое братьев и сестер были среди тех 1514 человек, которые погибли. (Kirsty Wigglesworth/Associated Press)

36. Артефакты, найденные на месте крушения «Титаника», экспонируются на выставке «TITANIC The Artifact Exhibit» в Калифорнийском научном центре: бинокль, расческа, посуда и треснувшая лампа накаливания, 6 февраля 2003 года. (Michel Boutefeu/Getty Images,Chester Higgins Jr./The New York Times)

37. Очки, найденные среди обломков «Титаника». Полная коллекция найденных на месте крушения «Титаника» артефактов будет выставлена на аукционе в апреле 2012 года – через 100 лет после трагедии. (Bebeto Matthews/Associated Press)

38. Золотая ложка с «Титаника». (Bebeto Matthews/Associated Press)

39. Хронометр с капитанского мостика «Титаника» выставлен в Научном музее в Лондоне. Это один из более 200 предметов, поднятых со дна океана в том месте, где затонул «Титаник». Посетители выставки в музее могут пройти всю историю знаменитого лайнера в хронологическом порядке – от чертежей до его строительства до момента гибели после столкновения с айсбергом. (Alastair Grant/Associated Press)

40. Прибор для измерения скорости «Титаника» и лампа Gimbal – одни из артефактов, представленных в музее в Нью-Йорке. 11 апреля аукцион «Guernsey’s» распродаст полную коллекцию вещей с «Титаника», куда входят более 5000 предметов. (Mario Tama/Getty Images)

41. Представленные в нью-йоркском музее предметы с затонувшего «Титаника». (Chang W. Lee/The New York Times)

42. Чашка и карманные часы – одни из многих предметов, найденных на «Титанике», а также пуговица с флагом компании «White Star Line» и небольшой иллюминатор. (Don Emmert/AFP/Getty Images, Brendan McDermid/Reuters, Michel Boutefeu/Getty Images-2)

43. Эти ложки с «Титаника» — часть выставки в музее Южного Норуолка, штат Коннектикут. (Douglas Healey/Associated Press)

44. Позолоченная сумочка – один из предметов с «Титаника». (Mario Tama/Getty Images)

45. Номер журнала «National Geographic» за прель 2012 года и его онлайн версия для ipad, в котором можно увидеть новые фотографии с затонувшего лайнера, который до сих пор покоится на дне океана на глубине 3784 м. Мало какие катастрофы так затронули общество и причем так надолго, как гибель «Титаника». (National Geographic)

46. С двумя торчащими из грязи и песка пропеллерами корма «Титаника» покоится на дне океана в 600 метрах к югу от носа корабля. (COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, Woods Hole Oceanographic Institution)

47. Первый полный снимок легендарных обломков. Мозаика фото состоит из 1500 снимков высокого разрешения, сделанных с помощью сонарных исследований. (COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, WHOI)

48. Правый борт корабля. Первым на дно океана опустился нос «Титаника», так что передняя его часть зарылась в песке, навсегда закрыв смертельные раны, осталенные айсбергом. (COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, WHOI)

49. Изуродованная корма в профиль. (COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, WHOI)

50. Корма «Титаника», вид сверху. Это сплетение металла представляет собой загадку для ученых. Как сказал один из них: «Если вы расшифруете это, вы полюбите Пикассо». (COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, WHOI)

51. Два двигателя «Титаника» видны через трещину в корме. Эти огромные сооружения, покрытые ржавчиной, когда до продвигали вперед самый большой на то время лайнер в мире. (COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, WHOI)

1 сентября 1985 года экспедиция, под руководством директора Института океанологии города Вудс-Холл, штат Массачусетс, доктора Роберта Балларда, обнаружила место залегания «Титаника» на дне Атлантического океана на глубине 3750 метров. Вот первые фото «Титаника» ПОСЛЕ трагедии:

Вот, собственно, и все… Конечно, можно было бы сказать, что Кэмерон, собирается снять свой фильм еще и в 3D – аккурат к столетию со дня катастрофы, можно было бы вспомнить и другие произведения, от книг до других фильмов, но зачем…

Это самый большой корабль за всю историю антарктического туризма. Огромное круизное судно так же, как и печально знаменитый «Титаник», не обладает ледовой защитой и будет плавать в малоисследованных водах, что делает рейс в Антарктику весьма рискованным мероприятием».

компиляция по материалам рунета – FOX

105 лет назад, 15 апреля 1912 года, "непотопляемый корабль", "самый огромный и роскошный океанский лайнер" на первом же своем рейсе врезался в айсберг и унес с собой на дно океана более полутора тысяч пассажиров. Казалось бы, за много десятков лет уже не осталось тайн и секретов об этой страшной катастрофе. И все же давайте вспомним как это было.

Капитан Эдвард Смит на борту "Титаника". Фото: New York Times

Первая официальная версия

Два правительственных расследования, которые провели по следам катастрофы, постановили что именно айсберг, а не дефекты корабля, стали причиной гибели лайнера. Обе следственные комиссии заключили, что затонул "Титаник" не частями, а целиком - крупных разломов не было.

Вину за эту трагедию полностью переложили на плечи капитана корабля - Эдварда Смита, который погиб вместе со своей командой и пассажирами атлантического лайнера. Эксперты упрекали Смита в том, что корабль шел со скоростью 22-х узлов (41 км) по опасному ледяному полю - в темных водах, недалеко от берегов Ньюфаундленда.

Открытие Роберта Балларда

В 1985 году океанографу Роберту Балларду после длительных безуспешных поисков все-таки удалось отыскать останки корабля на глубине около четырех километров на дне океана. Тогда же он открыл, что на самом деле "Титаник" раскололся пополам до потопления.

Спустя пару лет обломки корабля впервые подняли на поверхность и тут же появилась новая гипотеза - для строительства "непотопляемого корабля" использовали низкопробную сталь. Однако по мнению экспертов, низкопробной оказалась вовсе не сталь, а заклепки - важнейшие металлические штифты, связывающие вместе стальные пластины корпуса лайнера. А найденные обломки "Титаника" и вовсе свидетельствуют, что корма корабля не вздымалась высоко в воздух, как считали многие. Считается, что "Титаник" разделился на части, находясь сравнительно ровно на поверхности океана - это явный знак просчетов конструкции корабля, которые утаили после катастрофы.

Просчеты конструкции

"Титаник" построили в сжатые сроки - в ответ на производство конкурентами нового поколения скоростных лайнеров.

"Титаник" мог держаться на плаву, даже если 4 из его 16 водонепроницаемых отсеков были бы затоплены - это удивительно для корабля таких гигантских размеров.

Однако в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года всего за несколько дней дебютного рейса лайнера вскрылась его ахиллесова пята. Корабль, из-за своих габаритов, не был достаточно поворотлив, чтобы суметь избежать столкновения с айсбергом, о котором кричали дозорные последнюю минуту. "Титаник" не столкнулся с роковым айсбергом лоб в лоб, а проехал по нему правым боком - лед пробил дыры в стальных пластинах, затопив шесть "водонепроницаемых" отсеков. И уже через пару часов корабль полностью заполнился водой и пошел ко дну.

По мнению экспертов, изучающих потенциальное слабое место "Титаника" - заклепки, установили, что из-за того, что время поджимало строители стали использовать низкопробный материал. Когда лайнер наткнулся на айсберг, слабые стальные стержни в носу корабля не выдержали треснули. Считается, что не случайно вода, затопив шесть отсеков, скрепленных стержнями из низкосортной стали, остановилась ровно там, где начались заклепки из высококачественной стали.

В 2005 году очередной экспедиции, изучающей место катастрофы, по обломкам днища удалось установить, что во время крушения корабль накренился всего на около 11 градусов, а вовсе не 45, как долгое время считалось.

Воспоминания пассажиров

Из-за того, что корабль накренился совсем немного, у пассажиров и команды было ложное чувство безопасности - многие из них не понимали серьезности ситуации. Когда вода достаточно затопила носовую часть корпуса, корабль, оставаясь на плаву, раскололся надвое и затонул в минуты.

Чарли Джугин, шеф-повар "Титаника", стоял вблизи кормы во время крушения корабля и не заметил никаких признаков разлома корпуса. не заметил он также и всасывающей воронки или колоссального всплеска. По его сведениям, он спокойно отплыл от корабля подальше, даже не намочив волос.

Однако некоторые пассажиры, сидевшие в спасательных шлюпках, утверждали, что видели корму "Титаника", высоко поднятую в воздухе. Однако это могло быть лишь оптической иллюзией. При наклоне в 11 градусов, торчащих в воздухе пропеллерных винтах, "Титаник" высотой в 20-этажное здание казался еще выше, а его крен в воду - еще больше.

Как затонул "Титаник": модель в реальном времени

В Нью-Йорке продали меню последнего обеда на потерпевшем крушение в 1912 году лайнере "Титаник". За него выручили 88 тысяч долларов (около 1,9 миллионов гривен).

Компания "Blue Star Line" объявила о строительстве "Титаника-2". По словам конструкторов, судно станет точной копией знаменитого лайнера, затонувшего в 1912 году. Однако лайнер оснастят современными средствами безопасности. Финансировать проект взялся австралийский горный магнат Клайв Палмер.

Теперь этот 105-летний крекер считается самым дорогим в мире.

Оказывается, крекер производства "Спиллерз энд Бейкерз" под названием "Пилот" входило в комплект для выживания, который размещался на каждой спасательной шлюпке. Позже один из таких продуктов достался человеку, который держал его в качестве сувенира. Это был Джеймс Фенвик, пассажир судна "Карпатия", которое поднимало выживших после кораблекрушения.

СПРАВКА

В ночь на 15 апреля 1912 года "Титаник" столкнулся с айсбергом и затонул. Он плыл в Атлантическом океане по пути из Саутгемптона (Англия) в Нью-Йорк. Тогда погибли около 1,5 тысяч человек, в основном, пассажиры третьего класса. Всего на нем было более 2,2 тысяч человек.

Крушение пассажирского лайнера «Титаник», во время которого погибли 1517 из 2229 пассажиров и членов экипажа (официальные данные немного разнятся), стало одной из самых масштабных морских катастроф мирного времени. 712 выживших пассажиров «Титаника» подобрало спасательное судно «Карпатия».

Лишь немногие катастрофы вызывали подобный резонанс и имели столь сильное влияние на общественное сознание. Катастрофа изменила отношение к социальной несправедливости, повлияла на правила осуществления пассажирских перевозок в Атлантическом океане, способствовала ужесточению требований к наличию достаточного количества спасательных шлюпок на борту пассажирских судов и привела к созданию Международной ледовой службы.

14 апреля 2016 года исполняется 104 года со дня катастрофы «Титаника», который стал одним из самых знаменитых кораблей в истории. Теме крушения «Титаника» посвящено множество книг и фильмов, выставок и мемориалов.

Британский пассажирский лайнер «Титаник» отплывает из Саутгемптона, Англия, в свой первый и последний рейс 10 апреля 1912 года. Перед тем как отправиться в Нью-Йорк, «Титаник» зашел в Шербур (Франция) и Квинстаун (Ирландия). Через четыре дня пути, 14 апреля 1912 года, в 23:40 по местному времени лайнер столкнулся с айсбергом в 603 километрах к югу от Ньюфаундленда.

В 2:20 «Титаник» разломился на две части и затонул. В то время на его борту находилось около тысячи человек. Люди, которые оказались в ледяной воде, вскоре умерли от гипотермии. (Frank O. Braynard Collection)

Пассажирский лайнер «Титаник» отбывает в свой первый и последний рейс в Нью-Йорк из Квинстауна, Ирландия, 1912 год. На борту лайнера находились самые богатые люди того времени: миллионеры Джон Джейкоб Астор IV, Бенджамин Гуггенхайм и Исидор Штраус, а также более тысячи эмигрантов из Ирландии, Скандинавии и других стран, которые собирались начать новую жизнь в Америке.

Катастрофа повергла в шок весь мир. Расследование причин крушения «Титаника», которое началось через несколько дней после катастрофы, способствовало значительному усовершенствованию системы безопасности судоходства. (United Press International)

Рабочие покидают судостроительную верфь «Харленд энд Вулф» в Белфасте, где в период с 1909 по 1911 год был построен «Титаник». На момент спуска на воду «Титаник» являлся крупнейшим пассажирским лайнером в мире. На этом снимке 1911 года «Титаник» находится на заднем плане.

Обеденный зал на «Титанике», 1912 год. Лайнер был спроектирован и построен по последнему слову техники и служил воплощением роскоши и комфорта. На его борту находился спортзал, бассейн, библиотеки, рестораны высокого класса и роскошные каюты.

Комната для пассажиров второго класса на борту «Титаника», 1912 год. Более 90% пассажиров второго класса составляли мужчины, которые остались на борту тонущего лайнера, так как первыми в спасательные шлюпки садились женщины и дети.

«Титаник» отплывает из Саутгемптона, Англия, 10 апреля 1912 года. Некоторые специалисты считают, что причиной катастрофы «Титаника» стало низкое качество заклепок корпуса, которые использовались при строительстве лайнера.

Капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит, управлявший крупнейшим лайнером своего времени. Длина «Титаника» составляла 269,1 метра, ширина — 28,19 метра, водоизмещение — более 52 тысяч тонн.

Высота лайнера от киля до вершины дымовых труб составляла 53,3 метра, 10,5 из которых находились ниже ватерлинии. «Титаник» был выше большинства городских зданий того времени.

Недатированный снимок первого помощника капитана «Титаника» Уильяма Макмастера Мэрдока, которого почитают как героя на родине, в шотландском городе Долбитти. Однако же в фильме «Титаник», получившем множество премий «Оскар», персонаж Мэрдока предстает трусом и убийцей.

На церемонии, посвященной 86-й годовщине гибели «Титаника», исполнительный вице-президент кинокомпании 20th Century Fox Скотт Нисон вручил школе города Долбитти чек на сумму 8 тысяч долларов США, чтобы принести извинения родственникам офицера.

Предположительно, айсберг, с которым 14 апреля 1912 года столкнулся пассажирский лайнер «Титаник». Фотография была сделана с борта судна-кабелеукладчика Mackay Bennett, которым управлял капитан Декартерет.

Судно Mackay Bennett одним из первых прибыло на место катастрофы «Титаника». По словам капитана Декартерета, это был единственный айсберг вблизи места крушения океанского лайнера.

Пассажиры и некоторые члены экипажа эвакуировались в спасательных шлюпках, многие из которых отплывали заполненными лишь частично. Эта фотография спасательных шлюпок, приближающихся к судну «Карпатия», была сделана пассажиром «Карпатиии» Луисом М. Огденом.

Снимок был представлен на выставке документов, имеющих отношение к катастрофе «Титаника», которые Уолтер Лорд завещал Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия.

Спасательное судно «Карпатия» подобрало 712 выживших пассажиров «Титаника». На фотографии, сделанной пассажиром «Карпатии» Луисом М. Огденом, видны спасательные шлюпки, которые приближаются к «Карпатии».

Этот снимок также экспонировался на выставке документов, которые Уолтер Лорд завещал Национальному морскому музею в Гринвиче.

Хотя на «Титанике» были продвинутые меры безопасности, такие как водонепроницаемые отсеки и водонепроницаемые двери с дистанционным управлением, на корабле не хватало спасательных шлюпок для всех пассажиров.

Лодок хватало только на 1178 человек — это лишь треть всех пассажиров и экипажа. На этом фото вы видите спасение пассажиров с «Титаника».

Репортеры берут интервью у пассажиров затонувшего «Титаника», которые сошли на берег с борта спасательного судна «Карпатия», 17 мая 1912 года.

Семилетняя Ева Харт со своим отцом Бенджамином и матерью Эстер, 1912 год. Ева и ее мать спаслись с тонущего «Титаника», но ее отец погиб во время крушения британского лайнера в ночь на 15 апреля 1912 года.

Люди стоят на улице, ожидая прибытия судна «Карпатия».

Огромная толпа людей собралась возле конторы пароходной компании White Star Line на Бродвее в Нью-Йорке, чтобы узнать последние новости о крушении лайнера «Титаник», 14 апреля 1912 года.

Люди читают сводки возле конторы газеты The Sun в Нью-Йорке после крушения «Титаника».

В двух посланиях, которые были отправлены из Америки страховщикам Lloyds of London в Лондон, ошибочно утверждалось, что другие суда, в том числе «Вирджиния», находились поблизости и оказывали помощь во время катастрофы «Титаника».

Эти лоты будут проданы с молотка на аукционе «Кристис» в Лондоне в мае 2012 года.

Выжившие пассажиры «Титаника» Лаура Франкателли и ее наниматели леди Люси Дафф-Гордон и сэр Космо Дафф-Гордон стоят на борту спасательного судна «Карпатия». Франкателли рассказала, что слышала ужасный грохот, а затем — крики о помощи, когда ее лодка отплывала от тонущего океанского лайнера «Титаник» в ту трагическую ночь в 1912 году.

Пассажирский лайнер «Титаник» незадолго до отправления в свой первый и последний рейс, 1912 год.

На фото, обнародованном аукционным домом Henry Aldridge & Son/Ho в Уилтшире, Великобритания, 18 апреля 2008 года, запечатлен крайне редкий артефакт — пассажирский билет на «Титаник».

Экспонат, завещанный Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия, Уолтером Лордом, — телеграмма Маркони. Мисс Эдит Рассел (журналистка и выжившая с «Титаника») писала в журнал Women’s Wear Daily: «Спаслась на “Карпатии”, сообщите матери». «Карпатия», 18 апреля 1912 года.

Обеденное меню ресторана на борту «Титаника», подписанное выжившими пассажирами. Уолтер Лорд завещал этот документ Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия.

Нос затонувшего «Титаника», 1999 год.

Один из винтов пассажирского лайнера «Титаник». Снимок был сделан во время экспедиции на место кораблекрушения 12 сентября 2008 года. Пять тысяч артефактов будут проданы на аукционе, который состоится 11 апреля 2012 года, почти через 100 лет после катастрофы «Титаника».

Правый борт носовой части «Титаника». Этот снимок был обнародован Океанографическим институтом Вудса Хоула 28 августа 2010 года.

Часть борта «Титаника», цепи и дополнительный якорный буй. Доктор Роберт Боллард, который нашел обломки «Титаника» почти 20 лет назад, вернулся на место трагедии, чтобы посмотреть на ущерб, причиненный кораблю и его сокровищам мародерами и искателями легкого обогащения.

Огромный винт затонувшего «Титаника» лежит на дне Атлантического океана. Снимок не датирован. Первые туристы, которые посетили место кораблекрушения в сентябре 1998 года, увидели винт и другие части знаменитого лайнера.

Этот 17-тонный фрагмент корпуса «Титаника» был поднят на поверхность во время экспедиции на место кораблекрушения в 1998 году.

17-тонный фрагмент пассажирского лайнера «Титаник», который был поднят со дна океана во время экспедиции на место кораблекрушения, 22 июля 2009 года. 11 апреля 2012 года этот экспонат будет продан на аукционе вместе с 5 тысячами других артефактов.

Золотые карманные часы Waltham American — личная вещь Карла Асплунда — на фоне картины «Титаника», нарисованной Си Джем Эшфордом. Часы нашли на теле Карла Асплунда, затонувшего вместе с «Титаником».

Деньги с «Титаника». Владелец одной из самых богатых коллекций вещей, найденных на «Титанике», выставил ее на аукцион в 2012 году — в год 100-летия со дня крушения знаменитого лайнера.

Фотографии Феликса Асплунда, Сельмы и Карла Асплунда и Лиллиан Асплунд в Девизесе, Уилтшир, Англия. Эти фото — часть коллекции вещей Лиллиан Асплунд, имеющих отношение к «Титанику».

Лиллиан было 5 лет в апреле 1912 года, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом и затонул во время своего первого путешествия. Девочка спаслась, но ее отец и трое братьев и сестер были среди тех 1514 человек, которые погибли.

Артефакты, найденные на месте крушения «Титаника», экспонируются на выставке TITANIC The Artifact Exhibit в Калифорнийском научном центре: бинокль, расческа, посуда и треснувшая лампа накаливания. 6 февраля 2003 года.

Очки, найденные среди обломков «Титаника». Полная коллекция найденных на месте крушения «Титаника» артефактов будет выставлена на аукционе в апреле 2012 года — через 100 лет после трагедии.

Золотая ложка с «Титаника».

Хронометр с капитанского мостика «Титаника» выставлен в Научном музее в Лондоне. Это один из более 200 предметов, поднятых со дна океана в том месте, где затонул «Титаник».
Посетители выставки в музее могут пройти всю историю знаменитого лайнера в хронологическом порядке — от чертежей для его строительства до момента гибели после столкновения с айсбергом.

Прибор для измерения скорости «Титаника» и лампа Gimbal — одни из артефактов, представленных в музее в Нью-Йорке.

Представленные в нью-йоркском музее предметы с затонувшего «Титаника».

Чашка и карманные часы — одни из многих предметов, найденных на «Титанике», а также пуговица с флагом компании White Star Line и небольшой иллюминатор.

Эти ложки с «Титаника» — часть выставки в музее Южного Норуолка, штат Коннектикут.

Позолоченная сумочка — один из предметов с «Титаника».

Номер журнала National Geographic за апрель 2012 года и его онлайн-версия для iPad, где можно увидеть новые фотографии с затонувшего лайнера, который до сих пор покоится на дне океана на глубине 3784 м. Мало какие катастрофы так затронули общество, причем так надолго, как гибель «Титаника».

Корма «Титаника» с двумя торчащими из грязи и песка пропеллерами покоится на дне океана в 600 метрах к югу от носа корабля.

Первый полный снимок легендарных обломков. Мозаика фото состоит из 1500 снимков высокого разрешения, сделанных с помощью сонарных исследований.

Правый борт корабля. Первым на дно океана опустился нос «Титаника», так что передняя его часть зарылась в песок, навсегда закрыв смертельные раны, оставленные айсбергом.

Изуродованная корма в профиль.

Корма «Титаника», вид сверху. Это сплетение металла представляет собой загадку для ученых. Как сказал один из них: «Если вы расшифруете это, вы полюбите Пикассо».

Через трещину в корме видны два двигателя «Титаника». Эти огромные сооружения, покрытые ржавчиной, когда-то приводили в движение самый большой на то время лайнер в мире.

Широта: 55.75, Долгота: 37.62 Часовой пояс: Europe/Moscow (UTC+02:30) Расчет фазы Луны на 1.04.1912 (12:00) Чтобы рассчитать фазу Луны для Вашего города зарегистрируйтесь или войдите .

Характеристики Луны на 15 апреля 1912 года

На дату 15.04.1912 в 12:00 Луна находится в фазе «Убывающая Луна» . Это 28 лунный день в лунном календаре. Луна в знаке зодиака Рыбы ♓ . Процент освещенности Луны составляет 5%. Восход Луны в 04:39, а закат в 16:32.

Хронология лунных дней

  • 27 лунный день c 04:33 14.04.1912 по 04:39 15.04.1912
  • 28 лунный день c 04:39 15.04.1912 и до следующего дня

Влияние луны 15 апреля 1912

Луна в знаке зодиака Рыбы (±)

Луна в знаке Рыбы . Способности к умственной концентрации несколько ослаблены, воображение то и дело стремится увлечь наше сознание в мир иллюзий, поэтому любые требующие конкретики дела с трудом находят свое воплощение в реальности.

Лучше потратить это время на активный отдых, увлекательное путешествие или посвятить себя искусству. Правда, юридические вопросы или дела, связанные с вложением денег, идут без особых осложнений.

28 лунный день (+ )

15 апреля 1912 года в 12:00 - 28 лунный день . Благоприятный день для любых «земных» дел: от приобретения нового автомобиля до ремонта квартиры. Возможно появление некоторых (не особенно важных) проблем, связанных с ослаблением здоровья. Полезно прислушаться к советам партнеров - это пойдет на пользу и позволит избежать неприятностей.

Убывающая Луна (+ )

Луна находится в фазе Убывающая Луна . Четвертая лунная фаза - последняя фаза лунного месяца. Период четвертой четверти, который завершается новолунием. Для данного периода свойственна неторопливость, мягкость, некая вялость. Это время довольно пассивно.

Силы и энергия в данное время стремительно идут на убыль. В следствии этого в четвертую лунную фазу рекомендовано оканчивать дела, а также управлять текущими. Свежие мысли и идеи следует отодвинуть на начало последующего лунного месяца. Оптимальное время для подведения итогов.

В четвертую лунную фазу общая активность уменьшается. В данный период целесообразно уменьшить физические и психические нагрузки. Рекомендовано сторониться конфликтов, как в делах бизнеса, так и в личных отношениях. Типично повышение вероятности ссор и расставаний.

Люди в этот период крайне чувствительны, впечатлительны, в большой степени склонны к обидам. Это состояние отражается и в сфере бизнеса. Поэтому в деловой сфере значительные встречи желательно приостановить до следующей фазы лунного месяца.

Влияние дня недели (±)

День недели - понедельник , этим днем управляет «ночное Солнце» - Луна. Его называют тяжелым днем совсем не потому, что он следует сразу за вольготными выходными. В этот день нас захлестывают эмоции. Поэтому удачи чередуются с неудачами, успехи - с поражениями. Все становится ненадежным, относительным. Вплоть до того, что верные друзья могут подвести вас, а недруги... помочь.

В понедельник астрологи советуют во всем полагаться только на свою интуицию, так как доводы рассудка в этот день не действуют. Деловые договоренности, заключенные в этот день, как и сердечные победы, уже завтра могут обернуться зыбкой неопределенностью.

Однако все ловушки и препятствия понедельника могут обойти те, кто «сердцем чует», что надо сделать. Доверяющие своей интуиции, как правило, в этот день добиваются успеха.

А те, кто отложил на понедельник какие-то важные дела, вынуждены потом все переделывать, так как разум над понедельником не властен.

В 1912 году при загадочных обстоятельствах затонул крупнейший океанский лайнер «Титаник». В 1997 году его «поднял» из небытия американский кинорежиссер Джеймс Камерон, буквально на остове печально знаменитого судна, обнаруженного в 400 милях от берегов Ньюфаундленда, сняв суперфильм о трагическом плавании. Говорят, фильм обошелся постановщику в 200 миллионов долларов. О причинах гибели «Титаника» до сих пор спорят, выдвигая версию за версией...

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в эфире над Северной Атлантикой прозвучал принятый тогда международный радиотелеграфный сигнал бедствия CQD, что можно расшифровать как «Come quick, danger» - «Идите скорее, опасность!» Следующими буквами, которые передал радиотелеграф, были MGY - позывные «Титаника», самого большого в мире лайнера, совершавшего свой первый рейс из Европы в Америку.

Впервые сигнал прозвучал в 23.40, затем повторялся в течение двух часов снова и снова. Его отстукивал морзянкой главный радист Филлипс по указанию капитана Эдварда Смита.

Что же произошло в ту трагическую ночь в холодных водах Северной Атлантики? Об этом мир узнал из радиотелеграмм о помощи, переданных с «Титаника», правда, скупыми словами: «Немедленно идите на помощь. Мы столкнулись с айсбергом...» Далее указывались координаты. Сигнал принял английский пароход «Карпатия», находившийся ближе всех, в 58 милях, от «Титаника». На всех парах он поспешил к месту кораблекрушения. Увы, когда в 4 часа 10 минут утра пароход подошел к месту трагедии, «Титаник» уже ушел под воду, на поверхности были обнаружены несколько шлюпок с людьми. Как потом установили, из 2207 человек было спасено 703 человека.

Некоторые подробности драмы, разыгравшейся на море в ту роковую ночь, стали известны, когда «Карпатия» в четверг, 18-го апреля, в 8 часов 37 минут вечера подошла к пирсу в Нью-Йорке. Репортеры на набережной осаждали спасшихся с «Титаника». Впрочем, разобраться тогда, что же все-таки произошло с лайнером, было трудно, даже невозможно. Каждый, кто спасся, излагал свою версию, зачастую абсолютно невероятную. То ли от возбуждения, то ли от испытанного страха уцелевшие пассажиры «Титаника» давали волю своему воображению. Их рассказы скорее походили на фантастический вымысел. Газетчики, однако, подхватывали эти легенды, «обрабатывали» их и печатали в газетах. Некоторые из легенд, которые возникли в те первые дни после катастрофы, дожили до наших дней. Например, рассказ о том. как одна дама категорически отказалась расстаться со своим догом: о том, как семеро оркестрантов до последнего момента играли мелодию гимна «Ближе к тебе, о Господи»; о том, что якобы капитан Смит и его первый помощник покончили жизнь самоубийством, или о том, как некая миссис Браун командовала шлюпкой с пистолетом в руке.

Постепенно, однако, стала вырисовываться истинная картина того, что произошло с «Титаником». Если бы кому-либо из пассажиров, находившихся на борту корабля, сказали бы, что на море все может быть - кораблекрушения, к несчастью, случаются довольно часто - тот рассмеялся бы в ответ. Все были уверены в непотопляемости судна. Да и как было усомниться в этом, когда капитан Смит накануне плавания самоуверенно заявил, что сам Господь не сможет потопить этот корабль. Но «корабль морей», высотой с одиннадцатиэтажный дом, вопреки заверению капитана, погиб, столкнувшись с айсбергом. Впрочем, некоторые основания заявить о непотопляемости судна у капитана были. Не говоря о том, что это был самый фешенебельный корабль в мире с роскошными зимними садами, теннисными кортами и полем для игры в гольф, бассейнами, турецкими банями и, конечно, с великолепными гостиными и каютами, он был разделен водонепроницаемыми переборками на водонепроницаемые отсеки. К тому же у него было двойное дно. По проекту при аварии, случись такая, корабль остался бы на плаву даже если полностью оказались бы затопленными любые два из шестнадцати водонепроницаемых отсеков. Не предусмотрели строители лишь того, что коварный острый подводный выступ айсберга сдерет бортовую обшивку ниже ватерлинии на протяжении аж ста метров (общая длина судна равнялась 268 метрам). Борт был все равно что вскрыт, как консервная банка. Таким образом все 16 водонепроницаемых перегородок оказались бесполезными. Вода хлынула внутрь чуть ли не по всему корпусу. Агония тонущего лайнера продолжалась с 23 часов 40 минут до 2 часов 20 минут. То, что произошло за эти два часа сорок минут, подробно описано во многих книгах (например, в книге Уолтера Лорда «Последняя ночь «Титаника», выдержавшей в США более десяти изданий.). У нас, в частности, об этом кораблекрушении рассказал Лев Скрягин в книге «Гибель «Титаника», изданной в 1991 г.

Одна из последних зарубежных книг на эту же тему - «Загадка «Титаника» Вольфа Шнейдера. Он подробно, с протокольной точностью описывает последние минуты гибнущего корабля, приводит массу документов, схем, а также фотографий как погибших, так и уцелевших при катастрофе. На обложке воспроизведена репродукция знаменитой картины Вилли Штефера «Гибель «Титаника». Среди фотографий - снимки многих людей, оказавшихся пассажирами того рокового рейса. Это фото миллиардеров и миллионеров, большей частью погибших, и их жен. оставшихся в живых, - Штрауса, Гуггенхейма, Астора, Уайденера, Тэйера, Райерсона и др., а также капитана Смита (погиб), радистов Филлипса (погиб) и Брайда, всех семерых музыкантов из судового оркестра во главе с его руководителем Хартли (все погибли), капитана «Карпатии» Рострона. ее радиста Коттама. Здесь же представлено фото и владельца компании, которой принадлежал. «Титаник», то есть виновника трагедии, Брюса Исмея - это он выбрал опасную трассу, по которой плыл «Титаник», ради того, чтобы как можно быстрее совершить переход через океан. Ему удалось спастись; он занял место в шлюпке вместо женщины и на всю жизнь остался с клеймом труса.

Из публикуемых в книге иллюстраций можно представить не только техническую оснастку корабля, но и как выглядели его помещения - салоны, гостиные и т.д.

ЕЩЕ ОДНА ВЕРСИЯ

Прошло восемьдесят лет. И вот снова на страницах газет и журналов замелькали фотографии этих самых салонов и гостиных. С той только разницей, что теперь фотообъектив запечатлел их под водой, так как они выглядят сегодня на дне, где покоится легендарный «Титаник».

Дело в том, что долгие годы не могли отыскать его останки на дне. Наконец, спустя 72 года с момента катастрофы. «Титаник» был найден. В 1985 году американскому специалисту по глубоководным исследованиям доктору Роберту Балларду удалось с помощью электронно-акустической аппаратуры обнаружить его останки в 680 километрах юго-восточнее Ньюфаундленда. Он лежит на глубине 3800 метров. Удалось даже сделать несколько снимков с помощью телеуправляемой подводной камеры. На снимках, которые появились в газетах и журналах, предстал разломившийся надвое корпус корабля. После этого ученые и инженеры США и Франции предприняли целых пять экспедиций к останкам «Титаника». Были использованы глубоководные роботы и миниподлодка «Наутилус» Французского научно-исследовательского института по эксплуатации богатств моря. На них совершили множество погружений. Данные экспедиций обработали и пришли к выводу, что можно попытаться поднять часть затонувшего лайнера. Наряду с «сувенирами» с «Титаника», как окрестила пресса находки, сделанные в корпусе затонувшего судна, - монетами, посудой, часами. цепочками, люстрами, расческами, заколками и даже портфелем - удалось поднять небольшие обломки корабля.

И тут прозвучало сенсационное заявление (первое в ряду последующих). Результаты анализа причин катастрофы были представлены осенью 1993 года на конференции американских специалистов в области судостроения, которая проходила в Нью-Йорке. Вывод гласил: гибель «Титаника» можно было предотвратить, если бы конструкторы судна при его постройке не погнались бы за удешевлением. Конструкторы британской верфи «Харленд энд Уолф» в Белфасте, как отметили на конференции, произвели клепку корпуса судна в соответствии с принятыми в то время стандартами. Однако, заявили специалисты к всеобщему удивлению, для корпуса «Титаника» была использована сталь недостаточно высокого качества. При низких температурах эта сталь стала хрупкой, и корпус судна треснул как стекло при столкновении с ледяной горой. Качественная же сталь лишь гнется или деформируется при ударах. Инженер-кораблестроитель В. Гарцке, выступивший на конференции с обобщенными результатами последних исследований, заявил, что катастрофа по этой причине была заранее предрешена.

В подтверждение своей версии он предложил по-новому оценить характер шумов, сопровождавших затопление судна. Некоторые из уцелевших после катастрофы рассказали во время следствия тогдашнему ведомству по расследованию морских аварий о странных тресках в трюме «Титаника». Тогда, однако, эти показания восприняли как нормальные шумы в машинном отделении или как скрипы в стенках охлаждавшихся водяных котлов. В.Гарцке пришел к совершенно иному выводу: причина этих шумов заключалась в том, что происходило разрушение стальных пластин корпуса. Подхватив и развив эту мысль, некоторые инженеры-судостроители прямо заявили, что если бы британские кораблестроители изготовили корпус «Титаника» из стали более высокого качества, то авария не обошлась бы так дорого и не погибли бы сотни людей. Иначе говоря, экономия средств усугубила, а может быть, и послужила первопричиной страшной трагедии.

Если бы не погоня за дешевизной, то столкновение с айсбергом кончилось бы в крайнем случае образованием не столь большой пробоины и в нее не проникло бы такое количество воды. К тому же было бы больше времени на организацию спасения людей.

Статья Георгия Польского

Мистическое предсказание Моргана Робертсона


26 октября 1896 года в Нью-Йорке стояла не по сезону теплая погода. Около 11 часов утра к двери, на которой висела табличка «Издательство Арчибальд Уэлш и К°», подошел высокий худощавый моряк лет шестидесяти. На нем был потертый форменный сюртук и аккуратно вычищенные, но порядком изношенные ботинки. Седую голову украшала видавшая виды морская фуражка с чуть треснутым лаковым козырьком. Он постоял несколько секунд у двери, но потом решительно взял в руку висевший молоточек и постучал. Вскоре дверь открылась, и возникла фигура немолодого негра, одетого весьма небрежно.

Вам кого, сэр?

Мне нужно срочно повидать мистера Арчибальда Уэлша.

Он умер два года назад.

Простите, тогда я хотел бы увидеть того, кто занял его кресло.

Значит, вам нужен мистер Малкольм Бест. Как прикажете доложить?

Капитан Морган Робертсон.

Через несколько минут моряк оказался в маленькой комнатушке, заваленной стопами перевязанных книг и пачками бумаги. За столом сидел довольно молодой рыжеволосый господин с огромной сигарой во рту. Это был хозяин издательства Малкольм Бест.

Капитан Робертсон коротко рассказал о себе. После многих лет плаваний на кораблях он вышел на пенсию и занялся литературным трудом. Писал и публиковал в различных газетах небольшие рассказы из морской жизни. А сейчас принес с собой фантастическую повесть под названием «Тщетность». Тут Бест его перебил.

Вы мне первому показываете свой труд?

Робертсон на мгновение запнулся, но, взяв себя в руки, спокойно ответил:

Я был в трех издательствах. В двух мне сразу отказали. В третьем, ознакомившись с повестью, сказали, что хотя повесть интересная, но она не подходит по профилю издательства. Мне указали на ваше, сославшись на то, что здесь был выпущен ряд книг на морскую тематику.

Бест молча посмотрел на капитана, сбросил пепел в блюдце, переполненное окурками, и сказал:

О чем ваша повесть? Только, если можно, покороче.

Это можно. В ней рассказывается о том, что в Англии построили гигантский пассажирский пароход и назвали его «Титан». Строительство сопровождалось невиданно широкой рекламной шумихой: самый большой, самый комфортабельный, самый быстроходный! В первом же рейсе «Титан» натолкнулся на айсберг и затонул. Погибло около полутора тысяч человек. Я прошу обратить особое внимание на описанную в повести панику, возникшую на корабле. Мне пришлось пережить кораблекрушение пассажирского судна, капитаном которого я был, и в мою память навсегда врезались душераздирающие сцены. Может быть, поэтому именно эта часть повести, как я полагаю, мне особенно удалась.

Посмотрим, - без особого подъема произнес Бест и протянул руку за рукописью. - Только я прошу вас не обольщаться и не строить радужных планов. Соблаговолите посетить меня через две недели. Мы обсудим ваш труд и в случае благоприятного решения заключим с вами договор, Но имейте в виду - материальное положение издательства далеко не блестящее.

Сэр, я прекрасно понимаю...

К тому же, если бы на вашем месте сидел бы уже знаменитый автор...

Повторяю, мне все понятно.

Короче говоря, после некоторых колебаний рукопись капитана Робертсона была все же одобрена - книга появилась в 1898 году. Капитан получил небольшой гонорар и очень переживал, что его повесть плохо расходится. А мистер Малкольм Бест часто вспоминал нехорошими словами чопорного английского капитана, который втянул его в эту глупую авантюру.

Однако через 14 лет запыленные экземпляры книги разошлись за мгновение. Уже висевшее на краю финансовой пропасти издательство «Арчибальд Уэлш и К°» быстро отпечатало второе издание, которое тоже буквально расхватали.