Куда ехать на машине в черногории. Самостоятельная поездка в Черногорию: советы туристам. Монастырь Морача – парк «Биоградская гора»

В идеале использовать вот этот маршрут (он построен на основе одной из самых популярных экскурсий в Черногории Макси Монтенегро тур (Цетине+Ловчен+Негуши) :

Если Google карты или навигатор отказываются прокладывать маршрут Ловчен — Котор, то стройте маршрут по-частям. Дорога Котор — Ловчен есть, она хорошего качества и очень интересная. Над Котором серпантин из 26 петель, дорога узкая, иногда разъехаться со встречными машинами сложно. Но тем не менее, это не мешает там ездить большим экскурсионным автобусам. Едьте смело, но не торопитесь, едьте осторожно.

Маршрут очень интересный , дорога не напрягает. Очень красивые виды на Будванскую ривьеру. В 2017 году дорогу над Будвой отремонтировали, участок Будва — Цетинье в отличном состоянии. Над Будвой делают много видовых площадок вдоль дороги. И виды, которые здесь открываются на всю Будванскую ривьеру одни из самых лучших в Черногории.


Отличная видовая площадка с шикарными видами на всю Будванскую ривьеру

Цетинье - небольшой милый городок, культурная столица Черногории, но особо интересного там ничего нет. Несколько музеев, храмы. Приятно прогуляться по его аккуратным улочкам, окунуться в его уютную атмосферу. Здесь тихо и спокойно. Можно посидеть в одной из кафешек в центре, покушать или заказать мороженное, выпить кофе.

Машину можно поставить на большой бесплатной парковке в центральной части города. Бесплатная парковка в центре (42.38713, 18.92652)
Такие машины там можно встретить в Черногории
Симпатичная церковь в Цетинье
Сооружение в Цетинье, один из музеев
Один из домов в центре Цетинье
Центральная улица Цетинье
Здание в центре Цетинье Очень симпатичная площадь в Цетинье

На гору Ловчен (координаты: 42.399902, 18.837514), к мавзолею Негоша от Цетинье идет очень приятная, качественная дорога собственно через сам парк Ловчен . Встречных, да собственно, и попутных машин очень мало. Открывайте окна, наслаждайтесь природой, и дышите прекрасным свежайшим горным воздухом! Это национальный парк, местные машины здесь ездят редко, в основном в выходные. Основная дорога Котор — Цетинье проходит в стороне. Недалеко от мавзолея есть развилка, на которой можно свернуть к городу КОТОР. Т.е к мавзолею идут 2 дороги - от Цетинье и от Котора. Перед мавзолеем есть бесплатная стоянка для авто (координаты: 42.398000, 18.840162) . Она не большая, но когда нет мест, машины выстраиваются просто вдоль дороги. Вход в сам мавзолей стоит несколько евро, за мавзолеем есть смотровая площадка, с которой открывается вид на Боко которскую бухту. Если погода будет ясная, то с верхней точки увидите всю Черногорию! Нам с ясной погодой не очень повезло, но в целом очень понравились виды, ну и не жарко было, это тоже плюс!

Далее мы направились в сторону Котора. Вид на Котор с верхней точки серпантина просто, а б а л д е н ы й!!! Это что-то! Не передать ни словами, ни фото, ни видео! Очень рекомендую (опять же лучше в ясную погоду)!



ЗДЕСЬ . Координаты: 42.40086, 18.7935 . Вход - бесплатный - фотографируйся - не хочу! Когда мы были на этой площадке, еще и гром грохотал (на видео немного слышно) Тем, у кого не большой опыт вождения, на серпантине будет не уютно, а местами, возможно и страшно (см. конец видео). Дорога местами очень узкая. Но таких дорог в Черногории очень много - это и дорога в монастырь Острог, и вдоль Скадарского Озера, и на реку Црноевича.
Про эту видовую площадку я написал в статье . По моему мнению, — это одно из самых интересных мест в Черногории!

В целом маршрут очень понравился. Если Вы на машине, то очень рекомендую проехаться по этому маршруту! Масса положительных впечатлений Вам обеспечена! На мой взгляд, это один из основных маршрутов, которые обязательны для знакомства с Черногорией!

Ехать можно и в обратном направлении: Котор — Ловчен — Цетинье — Будва. Но именно первый вариант Будва — Цетинье — Ловчен — Котор мне понравился больше.

Наше видео. Как мы поднимались на машине из Котора на эту видовую площадку:

Каждый турист-новичок задает мне один и тот же вопрос - Что первым делом стоит увидеть в Черногории?
Я всегда отвечаю - Бока Которский залив . Причины:

1 - Невероятно красивое сочетание гор и синего залива.

2 - Свежие морепродукты

3. Архитектура из Венецианской эпохи

4. Возможность коротких походов в горы, прогулок на катере, яхте.

Где арендовать авто в Будве, Которе, Тивате или Херцег-Нови? Советую воспользоваться сервисом MyRentaCar или же обратитесь к ребятам из котора - balkanets.com

Я попытась коротко дать рекомендации по маршруту с ссылками на старые посты:
Тиват - Котор - Прчань - Столив - паром Лепетане Каменари - Херцег-Нови - Рисан - Пераст
Маршрут на карте . Посмотреть все за 1 день может и не удасться. Тогда разобьете на 2 дня.


ТИВАТ
Утро я советую начать с яхт-марины Порто Монтенегро . Неспешная прогулка вдоль роскошных лодок даст правильный заряд на весь день. Если захочется познать историю Тиватского залива - отправляйтесь в Музей Морского наследия и в подводную лодку "Герой" ()

Проходя мимо 5-звездочного отеля Regent , можно сделать шикарные фото для Инстаграма.

Мой обязательный ритуал - латте в ресторане Al Posto Giusto . Прекрасная европейская кухня, есть легкие супы, салаты, пицца и горячий яблочный штрудель с двумя шариками ванильного мороженого! Также рядом нравится ливанский ресторан , в нем лучше останавливаться на обед, либо закажите кофе по-ливански в джезве и с кардамоном, принесут с восточными сладостями.

Набережная Порто Монтенегро плавно перетекает в набережную Тивата - Pine . Тут круглый год дядька торгует вареной кукурузой и сладкой ватой, иногда я включаю в себе ребенка и покупаю! А еще на днях вернулся в Тиват старый парусник "Ядран", на нем ходил сам Тито!

КОТОР

Если вы попали в старый Котор одновременно с парочкой лайнеров, то вам захочется спрятаться как страус подальше от многотысячной толпы.

И тут есть чудесная тропа вдоль города, можно подняться в трех местах у бастионов. Самая легкая и понятная лестница - у отеля Cattaro и дискотеки Maximus (на карте). Второй вход - у Летнего театрау Речных ворот - . Третья лестница находится у Южных ворот Гурдича - . Тропа бесплатная, народа - единицы, виды - шикарные!

Будете заглядывать в окна домов обычных жителей, а не в рестораны... фоткать рыжие крыши.
Есть у меня пару исторических очерков о Которе - и .

ПРЧАНЬ

Мы припарковали арендованную Шкоду у маяка, чтобы прогуляться у любимого храма Богородицы .

Ах, какой домик и глициния! Все читатели моего блога знают, что Прчань для меня - № 1 в бухте.

О храме Богородицы и городке читайте

Еще 500 м вперед, и мы тормозим у рыбного ресторана "Бокешки гушти"
Удивительно - будний апрельский день, а два ряда столов заняты

Позади виднеется брошенный санаторий. За это я и люблю Прчань - старинная архитектура + тишина

Заказываем жаренные кальмары, пиво и зеленый салат

Если будет много времени, просто погуляйте по набережной, либо заберитесь к

За Прчанью следует городок Столив . Вроде ничего примечательного, но летом тут работает отличное пляжное кафе и гальку новую завозят, советую! Из легких походов в гору рекомендую забраться в заброшенную деревню , виды от церкви Святого Ильи шикарные, подъем вверх займет минут 20

Люди в Столиве в середине апреля уже принимали солнечные ванны! В бухте пляжи с инвентарем все бесплатные, лежаки обычно стоят напротив мини-отелей или у кафе.

ПРОЛИВ ВЕРИГЕ - самая узкая часть Которской бухты. Отсюда видны два острова - Богородицы на рифе и Святого Георгия

Вид оттуда на соседний г. Игало. Там можете посетить виллу Тито, экскурсии есть на русском, 3 евро, вся

В центре старого города по сей день развивается российский флаг!

Самый зеленый и цветочный город у моря - это однозначно Херцег-Нови

Что посмотреть в старом городе и окрестностях .

Мы же припарковали авто чуть выше набережной, спустились к Морской крепости и пошли гулять вдоль моря

На фото - туннель, где в 20 веке ходил поезд в сторону Дубровника. А в море находятся остатки Венецианской Цитадели, они там со времен землетрясения 1979 г

Херцег-Нови - это смесь югославской архитектуры, старинных крепостей и ярких домиков, в отличие от серого и грозного Котора. Если вы видели центр города в прошлые поездки, то поднимитесь на авто на границе двух стран или в деревню .

МОРИНЬ

Этот городок известен рестораном "Чатовича Млини". Но я туда редко наведываюсь, уж очень пафосно и дорого, хоть и живописно. Советую летом делать паузу в кафе Tramontana , там еще пляж отличный с бесплатными лежаками. Мы же в Морине притормозили на 5 минут, чтобы посидеть на лавочке с видом на залив

РИСАН
Этот город обычно туристы пропускают, а вы только взгляните на улочку, вымощенную из речной гальки! Она самая старая в Рисане, поговаривают о 12 веке постройки. Уходит ввысь от рынка. Когда-то на ней торговали солью, отчего называли Габела (с итал. - акцизный сбор на соль). По бокам улицы расположилось три десятка дворцов, почти все заброшены. В отличие от Котора, Будвы и Пераста, этот город попал на два столетия под Османскую власть.

Пройдя 50 м по Габеле, справа увидите арку, пройдите до заброшенного дворца Ивеличей - фамилии, известной в Российской империи, многие были генералами, капитанами. Самый известный - Марко Ивелич пришел на службу к графу Орлову, стал сенатором России.

Дворец заброшенный, вроде как хотели забрать польские археологи и восстановить, но пока не судьба... Рядом обратила внимание на двери в соседний дом, якорь говорит о присутствии моряка

Что еще посмотреть в Рисане? В центре стоит православная церковь Св. Петра и Павла. Ее строили почти 2 столетия, последний архитектор итальянец погиб в храме, на него обрушилась часть свода. Иконостас заказывали в России, в городе Козлове, а оклады для икон делали венецианские мастера.

Прогулявшись еще пару минут, вы попадете к Римским мозаикам 2 века н.э. Вход - 3 евро, дают брошурку на русском о достопримечательности. Римские мозаики и развалины были открыты в 1930 году, это бывшая вилла знатного горожанина. Сейчас выставлено 5 мозаик, на реставрации еще 2. Прочла в новостях, что скоро будет позволено делать венчания на римских мозаиках. Получить дополнительную информацию можно тут - [email protected]

В Рисане есть пляж, правда, вторую половину лета он цветет...

У церкви Св. Николая в центре города (1 евро), чтоб увидеть крыши города
- Посетить музей города и найти картину, как капитан Марко Мартинович обучал морским наукам русских бояр, присланных Петром I. История говорит, что из 17 человек никто в море работать не стал, но это явно побудило батюшку-царя на создание собственной Морской школы, на подобии венецианских или голландских.
- Погулять по лестницам поперек города, можно забраться к православной церкви, там красивые виды

В музее Пераста несколько этажей и комнат - одежда моряков, оружие, медали и грамоты, предметы интерьера дворцов.
Вход - 2,5 евро. Мне экспозиция понравилась. Но для начала советую прочесть книгу "Второй арап Петра великого" Дмитрия Чегодаева , чтобы познакомиться с историческими персонажами и событиями
здесь .

Если вы присмотритесь к рукописям - они сделаны на итальянском языке, 5 веков при Венецианском и Австрийском правлении в Которской бухте официальным языком был итальянский. Как они сохранили сегодня сербский - вопрос... То ли "спасибо" родителям, то ли из-за миграции людей. Мне сказали в музее, что все 12 знатных семей Пераста не оставили в 21 веке потомков, их дворцы то ли брошены, то ли проданы другим людям. В последствии с гор к морю спустились черногорцы и герцеговинцы, привнеся сербский язык

Вот этот макет дворца епископа можете увидеть в натуральную величину, даже пробраться через забор сможете:)

Маршрут по Которской бухте можно смело разбить на 2 дня, а в пик летнего сезона лучше выезжать после обеда, чтобы не было пробок у Котора и ушли круизные лайнеры с десятком тысяч людей

Закончу пост красочной фотографией из Пераста. Мне кажется, что весь Бока-Которский залив создан для Инстаграма и творческих людей. Желаю вам прияных путешествий по бухте, это будет любовь с первого взгляда!

Экскурсии на Скадарское озеро, продаваемые в турагенствах Черногории и на набережной Будвы, меня не впечатляют… Проводят их банально, без погружения в местный быт, а ведь вокруг водоема расположилось много поселений. И самое обидное — не показывают настоящие красоты озера. Я постараюсь исправить ситуацию, описав несколько маршрутов на авто самостоятельно по Скадарскому озеру. Взять машину в аренду в Черногории советую в MyRentaCar.com

Сегодня расскажу о панорамном маршруте Будва — Бар — Острош — Муричи — Годинье — Вирпазар . Он займет весь день, плюс требует опытного водителя, местами будут узкие серпантины с глухими поворотами. Маршрут вдоль Скадарского озера из Будвы на карте .


Если вы впервые в Черногории, то посмотрев все и ее ривьеры, отправляйтесь в старый Бар. Здеcь чувствуется восточный колорит во всем- в посуде, еде, подаче кофе, в присутствии мечетей… недаром Османская империя 300 лет правила этим городом.


Вход в старый Бар за крепостные стены платный — 2 евро. Сегодня город нежилой, является музеем под открытым небом. При нажатии фото — открывается галерея


Обязательно прокатитесь к набережной Бара, она широкая и приятная для прогулок. А по вечерам тут шикарные закаты.


На набережной стоит дворец короля Николы. Но вместо скучного музея я бы посоветовала присесть на кофе с пирожным и насладиться морским бризом. Из Бара путь держим на объездную дорогу, уходящую в сторону албанской границы. По пути встречаются живописные деревеньки с садами и огородами. Угостились спелыми гранатами, свисающими над дорогой.

Проехали поселок с красивым названием Владимир, который местное население на албанском называют совсем иначе и повернули к ресторану Panorama . Обедать там не стали, торт насытил нас до вечера 🙂 Но вам советую — кухня национальная, есть домашние сыры и оливки, роскошные виды на Албанию, Черногорию, Большой Ульцинский пляж и деревни


Дорога узкая, но асфальтированная. Приведет вас прямиком к воздушной границе двух стран. На карте точка обозначается Viewpoint Štegvaš — передо мной видно практически в полном объеме Скадарское озеро с небольшими островками. А за спиной — вид на зеленые поля и морское побережье.


Тут же стоит огромный плакат — «панорамный маршрут между двух живописных берегов». Я на фото выше в самой правой верхней токе. Потом мы поедем налево вдоль озера, в сторону Вирпазара. Сразу предупреждаю — дорога не для слабонервных 🙂 Если у вас нет опыта езды по узким серпантинам, то лучше возьмите водителя, гида либо ограничтесь экскурсией на лодке


На другом берегу — албанские поселения. Озеро на 1/3 принадлежит соседней стране


Наша следующая остановка — поселение Острош с этническим албанским населением. Читала про него 3-хлетней давности новости, что жители постепенно уезжают отсюда, водопровод не проведен, дорогу новую не строят, Интернета нет, врачи приезжают изредка, в школе детей в 4 раза меньше, чем во времена Югославии… Эх, жалко, такой красивый край пропадает, а какие каштаны здесь вкусные! Подпишитесь на Инстаграм — VisitKraja если любите подобные деревушки и природу.


К нам подошел местный житель, сказал, что каштановые леса поделены на участки между жителями. Тут их жарят на гриле, в сыром виде я часто вижу в продаже в супермаркетах. Только имейте в виду, что не все каштаны в мире съедобные 🙂 Кстати, в Которском заливе в Столиве можно сейчас пособирать их, в ноябре там будет устроен праздник в честь каштанов


В конце октября сюда пришла настоящая осень, учитывая что мы на какой-то высоте над уровнем моря, да еще и во влажной области, то природа совершенно иная, нежели на море. На фото — покрасневшее дерево хурмы. Через месяц оно полностью скинет листву, оставив оранжевые плоды. По-черногорски хурма — «япанско ябуко»


Около часа мы ехали по каштановому лесу, в нем было много грибов, но я не рискнула собирать. Здесь встречаются каштановые деревья, которым 500-1000 лет


С фруктами, медом, каштанами в этом крае все хорошо! Да и козий сыр с Остроша я ела в разных ресторанах — он невероятный! Еще в том регионе можете увидеть остатки старинной православной церкви — Пречиста Краинска 10 века постройки


И узкая асфальтированная дорожка ведет на горку к 12 колодцам, если не знать точно локацию — не найти. Народ живет над огромной водной гладью Скадарского озера, но деревня долго жила без воды, за ней ходили на пригорок… По сей день 2 колодца используют по прямому назначению


Над поселком Муричи часть нашей компании закупилась у бабушки домашними специалитетами. Дорога все время виляет. Панорамы на озеро открываются через раз. Но и деревеньки интересно поразглядывать. Можете спуститься летом в Муричи , там есть пляж, работают рестораны, кэмпинг для палаток, можно на лодке или байдарке сплавать до соседних островов, посетить средневековый монастырь Бешка


Следующий интересный пункт маршрута — деревенька Годинье , известная частными винодельнями

Покажу летние фото с этого места. Godinje делится на нижнее поселение, появившееся после землетрясения 1979 г, и на верхнее старое. Всем советую заехать именно на горку, прогуляться по каменным лестницам, заглянуть в заброшенные домики


Дома построены встык к друг другу, по тоннелям люди могли попасть в другой конец деревни, не выходя на улицу и убежать так от турков, к примеру


В туннелях сохраняется прохлада около +20 даже летом, там обычно хранили бочки с вином, овощи

У меня есть давнее желание прокатиться по Балканам на автомобиле, но как-то оно не складывается все время, потому что хочется делать это не спеша, а зачастую у меня не получается выделить на поездку даже пару недель, все чаще получаются небольшие вылазки в страну с обзорным знакомством. Вот и в этот раз, удачно отхватив билеты до Тивата, я решил немного прокатиться по Черногорию, заодно почувствовать вкус Балкан, что приведет к более активной реализации своего путешествия по ним. Начну я свой рассказ с краткого рассказа, что надо знать при поездки по Черногорию на автомобиле, а также какие трудности с этим у меня были связаны.

Свою поездку я решил начать прямо от аэропорта и все это в итоге вылилось вот в такой маршрут:

Перед тем как отправиться в Черногорию я долго выбирал, где бы арендовать машину, просматривал различные крупные компании, но в итоге наткнулся на русскоязычных ребят, которые занимаются прокатом машин в Черногории. В итоге это был очень правильный выбор, условия оказались шикарными, получение и передача машины быстрые и вообще всем буду их рекомендовать. Но чтобы никто не заподозрил меня в продажности, ссылку ставить не буду, хоть они ее и достойны.

Выбрал я такого малыша с однолитровым двигателем и механической коробкой передач и всего 100 км пробега на одометре. В принципе у меня не было особых проблем за все время своего автопутешествия, хотя мне бы заранее стоило учесть пару моментов. Во-первых, я пару лет катался только на механики, и первые пару часов я очень тяжко вспоминал, что существует еще педаль сцепления и надо самому переключать передачи. В начале это доставляло дискомфорт, но потом навыки вернулись и уже первый день по возвращению в Россию я пытался вручную переключать автомат, а ногой искал третью педаль. Во-вторых, 1 литр двигателя бензина хоть жрет мало, но все же маловат для быстрого маневрирования по серпантину, особенно тяжело машине давались затяжные подъемы, когда я ехал в самое высокогорное поселение Балкан - город Жабляк. В-третьих, машина была компактная, что было удобно при поездках по городу и поиску парковочных мест, но в последний день выдалась непогода с сильным ветром, который заметно так влиял на мое движение по серпантину вдоль побережья, особенно в момент выезжания из-за горы или попадания на другой открытый участок, я даже начал немного из-за этого нервничать, но все прошло отлично. Зато ее малолитражность позволила значительно сэкономить на топливе.

Кратко, что стоит знать о правилах дорожного движения. В городе можно ездить со скоростью 50 км/ч, за городом - 80, не штрафуется превышение на 9 км. На самом деле важно обращать внимание на знаки, т.к. небольших деревень попадается много, поэтому особенно длинных участков дороги с большой скоростью ехать не получалось. Опять же Черногория страна холмистая, а на серпантинах резво катаются только местные, да и ограничения там тоже зачастую меньше максимально разрешенных скоростей.

За все время мне нигде не попалось камер фиксации скорости, обычно это были типичные сотрудники полиции с «фенами» в руках. Я старался везде кататься так, чтобы меня не за что было штрафовать, но один раз меня все равно остановили, но это было из-за того, что я как-то неудачно петлянул на дороге прямо перед сотрудниками, чем и вызвал их подозрение. Говорят, что в стране допускается 0,3 промилле алкоголя, что позволяет сделать в обед пару глотков пива, но я таким не злоупотреблял. В общем меня остановили, что-то сказав на местном, я, разумеется, ничего не понял, но протянул комплект документов на машину + международные права. Интересно, что в Черногории можно спокойно кататься с нашими российскими правами, но я сделал себе международные, потому что в планах на год есть не только поездки по Черногорию. Однако международные права не понравились инспектору, и он потребовал с меня другие, в итоге, показав ему отечественные я был отпущен с наставлением в следующий раз не давать что-то другое, кроме российских прав. А я даже думал, что их не надо с собой брать.

Еще их интересных особенностей правил в Черногории можно отметить запрет на использование противотуманных фар, то есть при езде должны быть включены ходовые огни или ближний свет, а противотуманки можно использовать только по их прямому назначению. При заездах в многочисленные туннели, народ дружно включает свет, который потом также дружно выключает.

В остальном правила схожи с нашими, надо быть пристегнутым и нельзя разговаривать по телефону. Из особенностей вождения можно отметить то, что включать поворотники здесь почему-то очень не любят, разве что на светофорах в городе.

С бесплатными парковками здесь большие проблемы, поэтому иногда приходилось парковать за несколько кварталов от места, куда мне надо. Есть платные парковки, но одно дело, когда там стоит шлагбаум и живой человек берет 0,8 евро за каждый час стоянки, а другое дело, когда попадаешь на платную парковку в Подгорице, где надо оплатить при помощи SMS, которые можно отправить только с местного номера. В конечном итоге я везде умудрялся припарковаться бесплатно.

Одной из проблем оказалось планирование автомобильных маршрутов по Черногорию, сидя за ноутбуком в Туле очень просто построить маршрут, прикидывай сколько километров за день ты будешь проезжать, сколько мест посетишь и прочее. На деле же навигатор показывает время движения, совершенно не беря во внимание, что вся дорога проходит со серпантину, а еще будет туман и возможен дождь. В итоге, даже не смотря на отличные дороги, расстояние, которые ты планировал преодолеть за 1 час, ты едешь 2,5 часа, в кафе ты ждешь обед на полчаса дольше, а потом сидишь и грустно думаешь, какую следующую точку из первоначального маршрута стоит удалить. По этой причине я не попал в несколько мест, которые планировал первоначально.

Это, наверное, все, что касается использование автомобиля в Черногории, дальше будут уже стандартный для набор постов из поездки, в которых я также постараюсь рассказать, где я зря потратил время и деньги, что можно было бы и не смотреть, посетим заброшенную резиденция знатного рода Бизанти, куда уж без этого, и, конечно же, где в Черногории спрятался очередной шарокот 😊

Началось всё с того, что когда-то давно лет 12-13 назад, а может и еще больше, услышал я про такую страну как Черногория, тогда еще самое молодое государство, в принципе, как и сейчас. И что-то меня зацепило, начал узнавать про эту страну, шерстил интернет, тогда толком еще не понимал, что я вообще хочу. Просто рассматривал красивые места в интернете. Потом уже в более сознательном возрасте я понял, что хочу туда. Тогда это была мечта, которая впоследствии стала целью. Хотелось улететь еще летом 2018, но пришлось поменять работу и отпуска было не видать до этого года.

В это путешествие планы были проехать «немного дальше» в Евразию от практически самой восточной точки до самой западной. Идея этого маршрута была задумана после путешествия в 2011 году, когда мы проехали от Японского моря до Северного моря в Нидерландах и Бельгии. В этом же году продвинулись до Атлантического океана на мыс Рока в Португалии. Итак, все по порядку.

24.01.2018 40679 242


Но просто Турции мне было мало. А если ехать вокруг Черного, то под удар попадают и Болгария, Румыния, Молдавия. Блин, ну а потом Украину надо обходить, а это и Венгрия, Чехия, Польша. А если идти вокруг, так может взять западнее и ударить по Греции, Черногории, ну а там и Италия рядом. А над ней Швейцария. И понеслось. И понеслось. Да так, что стран вышло 17.


После холодной сибирской зимы 2017 года, наступила чуть менее холодная весна. Всем сразу захотелось погреться на море. Прошедшие, с нашей последней поездки по трем Закавказским странам, десять месяцев, намекали на то, что давно бы пора съездить в отпуск. К сожалению, горячую путевку, ни в какой Таиланд, в этот раз словить не удалось. А отдавать за тур 130000 рублей на 10 дней, в формате ВВ, как-то сильно не хотелось. Поэтому наши взоры были обращены в сторону западных морских курортов. Случайно на глаза попадается достаточно выгодное предложение от авиакомпании S7 по Черногории. Немного поразмыслив, мы решаем провести пару отпускных недель в этой европейской стране. Авиаперелет из Кемерово в Тиват и обратно обходится на двоих взрослых и двоих детей (6 и 9 лет) всего в 69 тысяч рублей. Тариф «Эконом базовый» без багажа, но с ручной кладью по 10 кг на каждого пассажира, чего вполне хватает для необходимых на отдыхе вещей. Для сибиряков, учитывая два перелета в сумме по 8 часов каждый, это очень выгодный вариант.


Оформили болгарские визы, срок около недели, (70 евро - взрослая; 35 евро - детская; включая медицинское страхование), грин-карта (около 30 евро). Прошерстив интернет и взяв во внимание рассказы друзей, зарезервировали на сайте booking.com апартаменты в г. Жабляк (на 2 суток по 35 евро/сутки), в г. Котор (на 3 суток по 30 евро/сутки).


Расскажу про 3-дневную экскурсию по Черногории на прокатной Mazda2 в сентябре 2016 года. Машину я бронировал заранее в известной прокатной фирме в Будве и получил почти то, что ожидал: Mazda2 1.5 МТ 2015 года без дефектов, без неисправностей и БЕЗ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА. Отсутствие запаски для нашего маршрута было неприятным сюрпризом, Я попросил менеджера дать другую машину, неважно дороже или дешевле, но с запаской, чего сделать он в этот день не смог, типа все расписано. Ну что - смотрю с унынием на маленький баллончик с химией, который заботливо положили в нишу для докатки и в путь. Все время поездки, а особенно ночью, на горной дороге в голове эта мысль: «Быть аккуратнее, объезжать камни, мы без запаски». Сама Mazda2 управляется блестяще, а после рестайлинга получила новый интересный дизайн и хороший для компактной машины уровень комфорта. Для удобства страта в горку встроена «противооткатная» система. С чем же связано, что у нас Mazda2 не прижилась?


Краткие выводы: Балканы - регион, как будто специально созданный для путешествий. Очень красивая и разнообразная природа, сосредоточенная на относительно небольшой территории; тёплый климат и море; адская смесь культур и вер; богатая история; вкусная и недорогая (по сравнению с западной Европой) кухня; дружественное отношение к россиянам и близкий для понимания язык (кроме Албании) делают отдых на Балканах насыщенным и незабываемым. Мы с огромным удовольствием снова приедем туда и, может быть, не один раз.


Отпуск на июнь намечался относительно большой для нас - 3 недели, в связи с чем было решено ликвидировать эту топографическую несправедливость и прокатиться по бывшим федеративным республикам Югославии. Я понимал, что даже 3 недель не хватит, чтобы более-менее обстоятельно увидеть все 6 молодых государств, образовавшихся после распада СФРЮ. Однозначно хотелось познакомиться с братской Сербией, отдохнуть 3-4 дня на море в Черногории, обязательно посетить загадочную Боснию и Герцеговину, ну а дальше как получится. При этом такие транзитные шенгенские страны как Польша, Словакия и Венгрия тоже не хотелось бы пролететь не глядя, без остановок.


Чуть более месяца назад вернулся из своего очередного путешествия по Черногории. В предыдущий раз я приезжал туда весной прошлого года, и с того момента в этой чудесной стране произошли определенные и довольно-таки значимые, в том числе и для российских туристов изменения, о которых я бы хотел рассказать. Полагаю, что эта инфа окажется полезной многим, кто намеревается в ближайшее время посетить Монтенегро.


Желание посетить Болгарию появилось у меня после случайно найденного в интернете официального туристического портала этой страны: http://bulgariatravel.org/. На этом сайте указаны практически все достопримечательности Болгарии с их описанием, фотографиями, часами работы, стоимости экскурсий, указанием GPS координат. Многие считают, что кроме моря там ничего интересного нет. А ведь в Болгарии много пещер, водопадов, термальных источников, скалы, ущелья, древние города, крепости и т. д. Достопримечательностей хватит не на одну поездку.