На чём российские олигархи перемещают свои тела по миру. Роман Абрамович: биография и личная жизнь. Состояние и яхты Романа Абрамовича Личные самолеты олигархов

Даже кризис не заставил крупных предпринимателей отказаться от персональных самолетов . Они хоть и дороги в содержании, но больше денег летающие бизнесмены ценят свой комфорт.

Boeing 767-300 Романа Абрамовича




Роман Абрамович (в центре) и Эдуард Россель (справа)


Миллиардер предпочтет рассказать о подробностях ведения бизнеса, может не скрывать марку своего дорогого автомобиля. Но о личном самолете наверняка умолчит. Шумиха в таком вопросе ни к чему. Передвижение олигархов собственным авиатранспортом - их личное дело. Юридически такие полеты приравнены к чартеру. Несколько раз предприниматели заикались перед правительственными чиновниками, что неплохо бы для них, столь значимых для экономики страны людей, заменить разрешительный порядок использования воздушного пространства уведомительным. Но пока результата нет. Вот и в новых правилах, которые вступят в силу 1 ноября, использовать уведомительный порядок за час до вылета будет позволено только частной авиации, летающей не выше 300 метров. Может, позже вспомнят и о миллиардерах. Их самолеты рассчитаны на большие высоты и серьезные скорости.

Тема табу


Флот личных воздушных судов россиян, в принципе, не велик. Еще меньше самолетов из сферы деловой авиации. Стать бизнес-джетом может любая машина - были бы деньги. Но обычно под ним понимают небольшой реактивный самолет VIP-класса, чаще всего иностранного производства с ограниченным, не более 19, количеством кресел. По подсчетам экспертов клуба «Бизнес Авиация», одного из крупнейших отечественных продавцов «деловых» и административных самолетов, реальных владельцев бизнес-джетов в России чуть более 450. Так и состоятельных людей, согласно рейтингу миллиардеров «Ф.» , не намного больше. «Смело берите верхнюю половину перечня - эти персоны наверняка имеют в собственности самолеты, - отметил один из собеседников журнала. - Но это абсолютно табуированная для обсуждений тема. Никто не знает более-менее достоверных данных о собственниках самолетов».

Персональный самолет - как маяк. Позволить себе его могут далеко не все. А пристального внимания большие деньги, как известно, не любят. Не случайно почти все борта не значатся напрямую в собственности тех, в чьих интересах они «работают», а зарегистрированы на коммерческие структуры. Богатые россияне предпочитают оставаться в тени и не спешат подхватывать почин властей, разрешивших проводить регистрацию на физическое лицо, чего еще несколько лет назад не позволялось.

Владельцами авиатранспорта также являются некоторые политики и артисты. Считается, что у Филиппа Киркорова есть американская Cessna Citation III. «Единоросс», член комитета Госдумы по труду и социальной политике Григорий Аникеев честно указал в налоговой декларации владение самолетом Falcon 2000 Ex Easy . Губернатор Калининградской области Георгий Боос также не стал скрывать, что в 2009 году приобрел небольшой джет на 9 мест. А недавно и президентский авиаотряд обзавелся иностранными самолетами из категории административных Falcon по цене $50 млн за штуку. Французская машина класса heavy jets в пять раз экономичнее по прямым затратам на рейс тяжеловесного лайнера Ил-96-300. Скажем, перелет президента или премьера из Москвы домой - в Питер - обойдется казне в 80–90 тыс. рублей вместо 450–460 тыс.

И дом, и офис


На джетах перемещаются по стране и миру предприниматели мега-уровня, способные купить несколько крылатых машин, - Олег Дерипаска , Михаил Прохоров, Виктор Вексельберг. Роман Абрамович владеет не столько джетом, сколько самолетом, который обычно применяется в коммерческой авиации - Boeing 767-300. Такие лайнеры есть в парках всех крупных авиакомпаний, в том числе «Аэрофлота» и «Трансаэро». Суждения о точном количестве бортов в частной собственности только приблизительные. Например, сколько в стране используется Cessna, известно от плейнспоттеров (людей, чье хобби - фотографирование и подсчет летательных аппаратов). Они зафиксировали в аэропортах порядка 40 судов данного производителя с различными регистрационными номерами. Из них не менее двух десятков принадлежат неназываемым частным владельцам.

Преимущественно из джетов состоит флот фирм, занимающихся организацией VIP-перевозок. Таких компаний в стране, по разным данным, насчитывается несколько десятков. Кстати, наличие собственного борта у Владимира Лисина источники не подтверждают, уверяя, что миллиардер № 1 пользуется услугами VIP-авиакомпании, базирующейся во Внукове-3. Но, как правило, клиентура у арендованных самолетов иная. «Их услугами пользуются около 4,5 тыс. человек - бизнесмены, либо не желающие приобретать самолет, либо летающие не настолько часто, чтобы иметь свой борт», - говорит президент клуба «Бизнес Авиация» Сергей Морозов. В любом случае, это люди, которые готовы заплатить за перелет в Европу около 30–40 тыс. евро. Для миллиардеров же в данном случае важен комфорт, у них сформировался определенный уровень запросов. «Если они будут прибегать к услугам таких компаний, то каждый раз это окажется новый, непривычный самолет с чужими стюардессами, возможно, неудобной компоновкой, - поясняет эксперт. - Свой самолет - самолет под себя, как дом и офис одновременно».

Без террористов


Тема повышения престижа за счет самолета как дорогой игрушки осталась в докризисных временах. Потребность, конечно, есть. Но большинство предпринимателей, наигравшись в статусность в прежние годы, используют джеты по назначению - для бизнеса. По подсчетам клуба «Бизнес Авиация», перед началом кризиса в 2008 году в московской зоне число вылетов деловой авиации достигло 150–200 в сутки, что сопоставимо с регулярными рейсами за тот же период.

Одна из причин, по которой состоятельные люди приобретают собственные самолеты, - сложные маршруты. «Допустим, надо в сжатые сроки побывать в Москве, Лондоне, Ницце, Афинах и Санкт-Петербурге, - рассуждает Сергей Морозов. - Никакая крупная регулярная авиакомпания не справится с такой задачей». Зачастую в место назначения и вовсе не попасть обычным самолетом. Согласно результатам исследования, проведенного в 2009 году Galaxy And Mass Assembly совместно с National Business Aviation Association, до 80% полетов бизнес-джеты совершают в аэропорты, где нет регулярного расписания или оно ограничено двумя-тремя рейсами, которые обслуживают небольшие турбинные суда.

Но даже если речь идет о перелетах в центры с развитой авиационной инфраструктурой, возникают сложности со стыковкой рейсов в разных городах, немало времени уходит на обычную предполетную регистрацию, досмотр багажа, заблаговременное прибытие в аэропорт, как правило, удаленный от населенного пункта. Персональный же самолет необязательно парковать на крупном аэродроме, и он будет ждать задержавшегося пассажира столько, сколько нужно. Здесь ограничение связано только со временем отдыха экипажа.

Известно, что президент банка «Авангард» Кирилл Миновалов самостоятельно пилотирует свою Cessna. Его бизнес-интересы связаны с солодовенным и стекольным бизнесом. Предприниматель часто проводит переговоры с партнерами в Европе, куда долетает из Москвы за час (с учетом часовых поясов). За день он проводит по несколько встреч в разных городах или даже странах ЕС, а к вечеру возвращается в Россию. Убедительный пример того, как наличие самолета позволяет эффективно управлять собственным временем. Другая немаловажная причина пользоваться персональным воздушным судном - абсолютная и контролируемая безопасность, когда предприниматель уверен в отсутствии террористов на борту.

Кризис не помеха


«Надо помнить, что любой владелец бизнес-джета летает не в одиночестве, а вместе с менеджерами и охраной, - напоминает аналитик БКС Севастьян Козицын. - Если бы такой человек пользовался рейсовым или чартерным самолетом, ему приходилось бы выкупать полсалона для своей команды».

Если не брать верхушку «золотых» миллиардеров, то российский парк джетов состоит из корпоративных машин, которые используются прежде всего в интересах юридических лиц, уверен руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт.ру» Олег Пантелеев: «Когда мы говорим о личности Романа Абрамовича, ясно, что его Boeing - машина для одного, но если мы имеем в виду прагматичных бизнесменов типа Олега Дерипаски, то он не станет тратиться на содержание самолета только для своих личных нужд».

Для таких предпринимателей собственный борт становится вложением в повышение эффективности бизнеса и коммуникативных возможностей компании. Поэтому олигархи продолжают покупать самолеты, несмотря на кризис. «Правда, с 2008 года произошел провал в спросе как в отношении аренды, так и приобретения самолетов в собственность. По моей оценке, произошло падение более чем на 50%», - рассуждает Петр Кошелев, коммерческий директор авиакомпании Jet-2000, предлагающей услуги по менеджменту и аренде бизнес-джетов. Например, в одной крупной компании, продающей джеты, сообщили: в 2009 году она не провела ни одной сделки по продаже самолетов. Много машин было выставлено на продажу, но никого они не заинтересовали. Хотя самолет на вторичном рынке можно было приобрести с дисконтом в 20–50%. Так, по наблюдениям экспертов, от собственных судов безуспешно пытались избавиться совладельцы Sibir Energy Шалва Чигиринский и Mirax Group Сергей Полонский. Зато успех сопутствовал Льву Леваеву, израильскому бизнесмену, владеющему в России компанией AFI Development: свой Bombardier Global 5000 он продал за $46 млн. На первичном рынке ситуация аналогичная. По данным американского производителя джетов Gulfstream Aerospace Corporation, во второй половине прошлого года из России не поступило ни одного заказа, в то время как обычно компания ежегодно продавала российским олигархам до десятка лайнеров.

Впрочем, восстановление рынка столь эксклюзивных услуг уже началось: медленно, но уверенно увеличивается спрос на «вторичке», следом за ним постепенно оживет и первичный рынок, отмечают эксперты. Если же говорить об интенсивности полетов на джетах, по мнению Сергея Морозова, она уже приблизилась к докризисной: «Предприниматели, конечно, стали экономнее, но я бы сказал - в рамках некоего тренда, потому что все вокруг экономят, но статистика рейсов нашего клуба говорит о другом - летают, как и раньше».

Кусок самолета


В этом отечественные бизнесмены не отличаются от зарубежных. Активность полетов деловой авиации в странах ЕС также почти приблизилась к уровню 2009 года, подсчитали в Евроконтроле, лишь в апреле интенсивность вновь снизилась на 34% год к году из-за извержения исландского вулкана. Зато уровень покупок джетов в полной мере не восстановился. По данным Ассоциации производителей авиации общего назначения (GAMA), в I квартале 2010 года мировые поставки этого типа судов составили 164 единицы, что на 14,1% ниже показателя за тот же период прошлого года. Правда, зарубежный рынок гораздо насыщеннее джетами, чем российский, - только в США зарегистрировано около 13 тыс. частных джетов. Конечно, не все они принадлежат резидентам: из-за либерального законодательства в Штатах зарегистрированы суда многих иностранцев, в том числе и значительная часть принадлежащих россиянам 450 самолетов.

Рэнкинг владельцев бизнес-джетов


Место

Персона

Статус

Оценка состояния, $ млрд

Марка воздушного судна

Цена на первичном рынке, $ млн*

Роман Абрамович

Владелец Millhouse Capital , председатель Думы Чукотского АО

17,00

Boeing 767-300

Сулейман Керимов

Владелец Nafta Moskva , член Совета федерации

14,50

Boeing 737-7BJ/W BBJ

50–52

Gulfstream G-V

Давид Якобашвили

Совладелец «Вимм-Билль-Данна»

0,53

Gulfstream G550

Bombardier Challenger 604

26–28

Михаил Прохоров

Президент группы «Онэксим»

17,85

Gulfstream GV-SP

Falcon 900 EX

28–30

Шалва Чигиринский

Экс-совладелец Sibir Energy

0,17

Gulfstream G550

Рустам Тарико

Председатель совета директоров и владелец
банка «Русский стандарт»

1,60

Boeing 737-7BJ/W BBJ

50–52

Андрей Скоч

Совладелец «Металлоинвеста»,

депутат Госдумы

2,45

Airbus A319-115CJ

Михаил Фридман

Основной владелец и председатель наблюдательного совета «Альфа-групп»

14,30

Bombardier Global Express

Олег Дерипаска

Гендиректор и владелец «Базового элемента»

13,80

Gulfstream GV-SP

Сергей Пугачев

Владелец Объединенной промышленной корпорации, член Совета федерации

2,40

Falcon 2000 Ex Easy

Gulfstream IIB

Григорий Аникеев

Депутат Госдумы от «Единой России»

н.д.

Falcon 2000 Ex Easy

Вагит Алекперов

Президент и совладелец «Лукойла»

10,65

Falcon 900EX

28–30

Як-142 (переделка Як-42)

2–2,5

Алексей Мордашов

Генеральный директор и основной владелец
«Северстали»

10,00

Bombardier Challenger 604

26–28

Владимир Потанин

Президент «Интерроса»

9,95

Gulfstream

25–33

Владимир Богданов

Гендиректор «Сургутнефтегаза»

0,12

Gulfstream IV-SP

25–31

Владимир Евтушенков

Председатель совета директоров и основной владелец АФК «Система»

6,50

Embraer-135BJ Legacy

23–25

Игорь Макаров

Основной акционер «Итеры»

19,70

Embraer-135BJ Legacy

23–25

Виктор Вексельберг

Председатель наблюдательного комитета
и основной владелец «Реновы»

8,35

Bombardier BD-700 Global Express

22–24

Кирилл Миновалов

Президент и владелец банка «Авангард»

0,56

Cessna 750 Citation X

Игорь Возяков

Коллекционер и меценат (бывший топ-менеджер «Транснефти»)

н.д.

Learjet 60

19–20

Несмотря на финансовые сложности, бизнесмены ни в одной стране не готовы отказаться от пользования персональными бортами. По миру бизнес-рейсами перемещаются сотни тысяч состоятельных, но обедневших за кризис иностранцев. Поэтому еще более активно, чем раньше, за границей развивается форма совместного владения судном. Это так называемая «частичная собственность», а не «частная»: заказчик оплачивает часть стоимости самолета и получает за это на какой-то период времени приоритетный и более дешевый фрахт. «Такой вариант близок к схеме долевого владения, когда человек покупает не самолет, а некоторое количество летных часов на нем, что позволяет оптимизировать собственные расходы», - заявляет Олег Пантелеев. Например, в Европе долевое владение составляет около 10% рынка частной авиации. Естественно, такой совладелец не несет в полной мере и расходов на содержание машины, которые могут достигать 3–5% в месяц от стоимости машины. В России покупки самолетов вскладчину не слишком популярны - немало еще тех, кто способен купить самолет целиком.

Даже кризис не заставил крупных предпринимателей отказаться от персональных самолетов . Они хоть и дороги в содержании, но больше денег летающие бизнесмены ценят свой комфорт.

Boeing 767-300 Романа Абрамовича




Роман Абрамович (в центре) и Эдуард Россель (справа)


Миллиардер предпочтет рассказать о подробностях ведения бизнеса, может не скрывать марку своего дорогого автомобиля. Но о личном самолете наверняка умолчит. Шумиха в таком вопросе ни к чему. Передвижение олигархов собственным авиатранспортом - их личное дело. Юридически такие полеты приравнены к чартеру. Несколько раз предприниматели заикались перед правительственными чиновниками, что неплохо бы для них, столь значимых для экономики страны людей, заменить разрешительный порядок использования воздушного пространства уведомительным. Но пока результата нет. Вот и в новых правилах, которые вступят в силу 1 ноября, использовать уведомительный порядок за час до вылета будет позволено только частной авиации, летающей не выше 300 метров. Может, позже вспомнят и о миллиардерах. Их самолеты рассчитаны на большие высоты и серьезные скорости.

Тема табу


Флот личных воздушных судов россиян, в принципе, не велик. Еще меньше самолетов из сферы деловой авиации. Стать бизнес-джетом может любая машина - были бы деньги. Но обычно под ним понимают небольшой реактивный самолет VIP-класса, чаще всего иностранного производства с ограниченным, не более 19, количеством кресел. По подсчетам экспертов клуба «Бизнес Авиация», одного из крупнейших отечественных продавцов «деловых» и административных самолетов, реальных владельцев бизнес-джетов в России чуть более 450. Так и состоятельных людей, согласно рейтингу миллиардеров «Ф.» , не намного больше. «Смело берите верхнюю половину перечня - эти персоны наверняка имеют в собственности самолеты, - отметил один из собеседников журнала. - Но это абсолютно табуированная для обсуждений тема. Никто не знает более-менее достоверных данных о собственниках самолетов».

Персональный самолет - как маяк. Позволить себе его могут далеко не все. А пристального внимания большие деньги, как известно, не любят. Не случайно почти все борта не значатся напрямую в собственности тех, в чьих интересах они «работают», а зарегистрированы на коммерческие структуры. Богатые россияне предпочитают оставаться в тени и не спешат подхватывать почин властей, разрешивших проводить регистрацию на физическое лицо, чего еще несколько лет назад не позволялось.

Владельцами авиатранспорта также являются некоторые политики и артисты. Считается, что у Филиппа Киркорова есть американская Cessna Citation III. «Единоросс», член комитета Госдумы по труду и социальной политике Григорий Аникеев честно указал в налоговой декларации владение самолетом Falcon 2000 Ex Easy . Губернатор Калининградской области Георгий Боос также не стал скрывать, что в 2009 году приобрел небольшой джет на 9 мест. А недавно и президентский авиаотряд обзавелся иностранными самолетами из категории административных Falcon по цене $50 млн за штуку. Французская машина класса heavy jets в пять раз экономичнее по прямым затратам на рейс тяжеловесного лайнера Ил-96-300. Скажем, перелет президента или премьера из Москвы домой - в Питер - обойдется казне в 80–90 тыс. рублей вместо 450–460 тыс.

И дом, и офис


На джетах перемещаются по стране и миру предприниматели мега-уровня, способные купить несколько крылатых машин, - Олег Дерипаска , Михаил Прохоров, Виктор Вексельберг. Роман Абрамович владеет не столько джетом, сколько самолетом, который обычно применяется в коммерческой авиации - Boeing 767-300. Такие лайнеры есть в парках всех крупных авиакомпаний, в том числе «Аэрофлота» и «Трансаэро». Суждения о точном количестве бортов в частной собственности только приблизительные. Например, сколько в стране используется Cessna, известно от плейнспоттеров (людей, чье хобби - фотографирование и подсчет летательных аппаратов). Они зафиксировали в аэропортах порядка 40 судов данного производителя с различными регистрационными номерами. Из них не менее двух десятков принадлежат неназываемым частным владельцам.

Преимущественно из джетов состоит флот фирм, занимающихся организацией VIP-перевозок. Таких компаний в стране, по разным данным, насчитывается несколько десятков. Кстати, наличие собственного борта у Владимира Лисина источники не подтверждают, уверяя, что миллиардер № 1 пользуется услугами VIP-авиакомпании, базирующейся во Внукове-3. Но, как правило, клиентура у арендованных самолетов иная. «Их услугами пользуются около 4,5 тыс. человек - бизнесмены, либо не желающие приобретать самолет, либо летающие не настолько часто, чтобы иметь свой борт», - говорит президент клуба «Бизнес Авиация» Сергей Морозов. В любом случае, это люди, которые готовы заплатить за перелет в Европу около 30–40 тыс. евро. Для миллиардеров же в данном случае важен комфорт, у них сформировался определенный уровень запросов. «Если они будут прибегать к услугам таких компаний, то каждый раз это окажется новый, непривычный самолет с чужими стюардессами, возможно, неудобной компоновкой, - поясняет эксперт. - Свой самолет - самолет под себя, как дом и офис одновременно».

Без террористов


Тема повышения престижа за счет самолета как дорогой игрушки осталась в докризисных временах. Потребность, конечно, есть. Но большинство предпринимателей, наигравшись в статусность в прежние годы, используют джеты по назначению - для бизнеса. По подсчетам клуба «Бизнес Авиация», перед началом кризиса в 2008 году в московской зоне число вылетов деловой авиации достигло 150–200 в сутки, что сопоставимо с регулярными рейсами за тот же период.

Одна из причин, по которой состоятельные люди приобретают собственные самолеты, - сложные маршруты. «Допустим, надо в сжатые сроки побывать в Москве, Лондоне, Ницце, Афинах и Санкт-Петербурге, - рассуждает Сергей Морозов. - Никакая крупная регулярная авиакомпания не справится с такой задачей». Зачастую в место назначения и вовсе не попасть обычным самолетом. Согласно результатам исследования, проведенного в 2009 году Galaxy And Mass Assembly совместно с National Business Aviation Association, до 80% полетов бизнес-джеты совершают в аэропорты, где нет регулярного расписания или оно ограничено двумя-тремя рейсами, которые обслуживают небольшие турбинные суда.

Но даже если речь идет о перелетах в центры с развитой авиационной инфраструктурой, возникают сложности со стыковкой рейсов в разных городах, немало времени уходит на обычную предполетную регистрацию, досмотр багажа, заблаговременное прибытие в аэропорт, как правило, удаленный от населенного пункта. Персональный же самолет необязательно парковать на крупном аэродроме, и он будет ждать задержавшегося пассажира столько, сколько нужно. Здесь ограничение связано только со временем отдыха экипажа.

Известно, что президент банка «Авангард» Кирилл Миновалов самостоятельно пилотирует свою Cessna. Его бизнес-интересы связаны с солодовенным и стекольным бизнесом. Предприниматель часто проводит переговоры с партнерами в Европе, куда долетает из Москвы за час (с учетом часовых поясов). За день он проводит по несколько встреч в разных городах или даже странах ЕС, а к вечеру возвращается в Россию. Убедительный пример того, как наличие самолета позволяет эффективно управлять собственным временем. Другая немаловажная причина пользоваться персональным воздушным судном - абсолютная и контролируемая безопасность, когда предприниматель уверен в отсутствии террористов на борту.

Кризис не помеха


«Надо помнить, что любой владелец бизнес-джета летает не в одиночестве, а вместе с менеджерами и охраной, - напоминает аналитик БКС Севастьян Козицын. - Если бы такой человек пользовался рейсовым или чартерным самолетом, ему приходилось бы выкупать полсалона для своей команды».

Если не брать верхушку «золотых» миллиардеров, то российский парк джетов состоит из корпоративных машин, которые используются прежде всего в интересах юридических лиц, уверен руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт.ру» Олег Пантелеев: «Когда мы говорим о личности Романа Абрамовича, ясно, что его Boeing - машина для одного, но если мы имеем в виду прагматичных бизнесменов типа Олега Дерипаски, то он не станет тратиться на содержание самолета только для своих личных нужд».

Для таких предпринимателей собственный борт становится вложением в повышение эффективности бизнеса и коммуникативных возможностей компании. Поэтому олигархи продолжают покупать самолеты, несмотря на кризис. «Правда, с 2008 года произошел провал в спросе как в отношении аренды, так и приобретения самолетов в собственность. По моей оценке, произошло падение более чем на 50%», - рассуждает Петр Кошелев, коммерческий директор авиакомпании Jet-2000, предлагающей услуги по менеджменту и аренде бизнес-джетов. Например, в одной крупной компании, продающей джеты, сообщили: в 2009 году она не провела ни одной сделки по продаже самолетов. Много машин было выставлено на продажу, но никого они не заинтересовали. Хотя самолет на вторичном рынке можно было приобрести с дисконтом в 20–50%. Так, по наблюдениям экспертов, от собственных судов безуспешно пытались избавиться совладельцы Sibir Energy Шалва Чигиринский и Mirax Group Сергей Полонский. Зато успех сопутствовал Льву Леваеву, израильскому бизнесмену, владеющему в России компанией AFI Development: свой Bombardier Global 5000 он продал за $46 млн. На первичном рынке ситуация аналогичная. По данным американского производителя джетов Gulfstream Aerospace Corporation, во второй половине прошлого года из России не поступило ни одного заказа, в то время как обычно компания ежегодно продавала российским олигархам до десятка лайнеров.

Впрочем, восстановление рынка столь эксклюзивных услуг уже началось: медленно, но уверенно увеличивается спрос на «вторичке», следом за ним постепенно оживет и первичный рынок, отмечают эксперты. Если же говорить об интенсивности полетов на джетах, по мнению Сергея Морозова, она уже приблизилась к докризисной: «Предприниматели, конечно, стали экономнее, но я бы сказал - в рамках некоего тренда, потому что все вокруг экономят, но статистика рейсов нашего клуба говорит о другом - летают, как и раньше».

Кусок самолета


В этом отечественные бизнесмены не отличаются от зарубежных. Активность полетов деловой авиации в странах ЕС также почти приблизилась к уровню 2009 года, подсчитали в Евроконтроле, лишь в апреле интенсивность вновь снизилась на 34% год к году из-за извержения исландского вулкана. Зато уровень покупок джетов в полной мере не восстановился. По данным Ассоциации производителей авиации общего назначения (GAMA), в I квартале 2010 года мировые поставки этого типа судов составили 164 единицы, что на 14,1% ниже показателя за тот же период прошлого года. Правда, зарубежный рынок гораздо насыщеннее джетами, чем российский, - только в США зарегистрировано около 13 тыс. частных джетов. Конечно, не все они принадлежат резидентам: из-за либерального законодательства в Штатах зарегистрированы суда многих иностранцев, в том числе и значительная часть принадлежащих россиянам 450 самолетов.

Рэнкинг владельцев бизнес-джетов


Место

Персона

Статус

Оценка состояния, $ млрд

Марка воздушного судна

Цена на первичном рынке, $ млн*

Роман Абрамович

Владелец Millhouse Capital , председатель Думы Чукотского АО

17,00

Boeing 767-300

Сулейман Керимов

Владелец Nafta Moskva , член Совета федерации

14,50

Boeing 737-7BJ/W BBJ

50–52

Gulfstream G-V

Давид Якобашвили

Совладелец «Вимм-Билль-Данна»

0,53

Gulfstream G550

Bombardier Challenger 604

26–28

Михаил Прохоров

Президент группы «Онэксим»

17,85

Gulfstream GV-SP

Falcon 900 EX

28–30

Шалва Чигиринский

Экс-совладелец Sibir Energy

0,17

Gulfstream G550

Рустам Тарико

Председатель совета директоров и владелец
банка «Русский стандарт»

1,60

Boeing 737-7BJ/W BBJ

50–52

Андрей Скоч

Совладелец «Металлоинвеста»,

депутат Госдумы

2,45

Airbus A319-115CJ

Михаил Фридман

Основной владелец и председатель наблюдательного совета «Альфа-групп»

14,30

Bombardier Global Express

Олег Дерипаска

Гендиректор и владелец «Базового элемента»

13,80

Gulfstream GV-SP

Сергей Пугачев

Владелец Объединенной промышленной корпорации, член Совета федерации

2,40

Falcon 2000 Ex Easy

Gulfstream IIB

Григорий Аникеев

Депутат Госдумы от «Единой России»

н.д.

Falcon 2000 Ex Easy

Вагит Алекперов

Президент и совладелец «Лукойла»

10,65

Falcon 900EX

28–30

Як-142 (переделка Як-42)

2–2,5

Алексей Мордашов

Генеральный директор и основной владелец
«Северстали»

10,00

Bombardier Challenger 604

26–28

Владимир Потанин

Президент «Интерроса»

9,95

Gulfstream

25–33

Владимир Богданов

Гендиректор «Сургутнефтегаза»

0,12

Gulfstream IV-SP

25–31

Владимир Евтушенков

Председатель совета директоров и основной владелец АФК «Система»

6,50

Embraer-135BJ Legacy

23–25

Игорь Макаров

Основной акционер «Итеры»

19,70

Embraer-135BJ Legacy

23–25

Виктор Вексельберг

Председатель наблюдательного комитета
и основной владелец «Реновы»

8,35

Bombardier BD-700 Global Express

22–24

Кирилл Миновалов

Президент и владелец банка «Авангард»

0,56

Cessna 750 Citation X

Игорь Возяков

Коллекционер и меценат (бывший топ-менеджер «Транснефти»)

н.д.

Learjet 60

19–20

Несмотря на финансовые сложности, бизнесмены ни в одной стране не готовы отказаться от пользования персональными бортами. По миру бизнес-рейсами перемещаются сотни тысяч состоятельных, но обедневших за кризис иностранцев. Поэтому еще более активно, чем раньше, за границей развивается форма совместного владения судном. Это так называемая «частичная собственность», а не «частная»: заказчик оплачивает часть стоимости самолета и получает за это на какой-то период времени приоритетный и более дешевый фрахт. «Такой вариант близок к схеме долевого владения, когда человек покупает не самолет, а некоторое количество летных часов на нем, что позволяет оптимизировать собственные расходы», - заявляет Олег Пантелеев. Например, в Европе долевое владение составляет около 10% рынка частной авиации. Естественно, такой совладелец не несет в полной мере и расходов на содержание машины, которые могут достигать 3–5% в месяц от стоимости машины. В России покупки самолетов вскладчину не слишком популярны - немало еще тех, кто способен купить самолет целиком.

А нглийский фотограф Ник Глейс около 3-х лет снимал интерьеры самолётов африканских диктаторов. Их имена фотограф не называет, но, по слухам, это были, к примеру, король Свазиленда, президент Нигерии и глава Зимбабве. Впрочем, у российских олигархов и их начальника Путина I не менее впечатляющие летающие дворцы.

Фотографии интерьеров самолётов африканских правителей были представлены на английском Брайтонском фестивале. Ник Глейс, который потратил около 3-х лет на эти снимки, признавался, что согласование разрешений на съёмку каждого из объектов у него поначалу занимало около 3-х месяцев. Однако затем Глейс показал предыдущий снимок одному из африканских царьков. Тот сразу согласился на съёмку своего летающего дворца – «чтобы показать миру, что у него самолёт не хуже, чем у соседа». Кроме того, очередной диктатор получал эксклюзивную информацию, как выглядит летательный аппарат его конкурента по кричащей роскоши. В дальнейшем Глейс пользовался именно этой тактикой.

В то время как большинство негров чёрной Африки умирали от нищеты и болезней, их правители отделывали свои самолёты буквально золотом. Причины такой кричащей роскоши в 2002 году объяснил король Свазиленда Мсвати III: «Роскошный самолет нужен для повышения престижа государства и привлечения иностранных инвестиций». Этот самолёт и его отделка обошлись королю в 300 млн. долларов.

Глейс говорит, что самый дешёвый самолёт (вместе с отделкой) из снятых им был стоимостью около 100 млн. долларов. Но чаще всего аппараты обходились в 300-400 млн. долларов. Они отделывались золотом, шкурами, на их стенах висели картины импрессионистов стоимостью по несколько миллионов долларов. По словам Глейса, основными маршрутами африканских диктаторов были перелёты в Европу, в основном во Францию, Швейцарию и Англию. Обратно самолёты летели, забитые одеждой от кутюр, произведениями искусства и дорогими винами.

Впрочем, такой образ жизни правителей Африки считается там нормой. Как и в прочих слаборазвитых и колониальных странах, кричащее богатство повышает престиж диктатора и любовь народа к нему. Вот так, к примеру, выглядит особняк диктатора Зимбабве Мугабе:

Этот особняк в столице Хараре обошёлся диктатору в 300-400 млн. долларов. Его спроектировали французы, а строили марокканцы. Стоит напомнить, что в Зимбабве 90% граждан этой страны живут ниже границы нищеты, экономика практически отсутствует, а инфляция побила мировой рекорд, превысив 1 000 000% за год.

Впрочем, самолёт российского соуправителя Владимира Путина I нисколько не уступает в роскоши летательным аппаратам африканских диктаторов. Ранее сообщалось, что в 2001 году британская компания Diamonite Aircraft Furnishings Ltd выиграла тендер на право выполнить интерьер президентского самолета Ил-96. Общая стоимость российского борта №1 может достигать 300 млн. долларов (т.е. как у короля Свазиленда Мсвати III).

Но самого Мсвати III и Путина перебил подчинённый последнему «бизнесмен» (назначенный владельцами британских офшоров на эту роль) Роман Абрамович.

Самолетов у него было в своё время два. Один – старенький Boeing-737, приспособленный под рабочие полеты между Чукоткой, Москвой и Лондоном (сейчас, по слухам, это самолёт продан). Кроме того, у него есть Boeing-767. После отделки интерьера, установки ванн, плазменных панелей и прочего необходимого в полете оборудования стоимость покупки этого летающего дворца перевалила за 1 млрд. долларов. Сподручные Абрамовича даже установили на самолёте противоракетную систему.

На 2010 год Абрамовичу принадлежало уже 4 самолёта.

(Один из редких снимков Абрамовича в самолёте; главная принадлежность российского достатка – Ковёр – на месте)


(На этом фото видно Абрамовича, садящегося в свой Боинг-737)


(А это Боинг-767 Абрамовича в аэропорту австрийского Инсбрука)


(Ещё один самолёт Абрамовича – Фалькон; на этом фото запечатлён прилёт «бизнесмена» в Манчествер на полуфинальный матч Кубка Англии между его клубом «Челси» и «Блэкберн Роверс)

(Фотографии самолётов Абрамовича взяты с сайта airliners.net; за наводку на гелерею летающих дворцов «олигарха» спасибо российскому фотографу Мите Алешковскому)

Всего же российским «олигархам» принадлежит около 450 самолётов. Некоторые приобретения были символичными. Так, опальный ныне Михаил Ходорковский раньше тоже летал на эксклюзивном самолете. Его выбор пал на фешенебельный Gulfstream-5. По слухам, этот выбор оценил министр финансов Алексей Кудрин и приобрел самолёт бывшего «олигарха».

(А ведь когда-то Абрамович был простым советским парнем…)

Самые дорогие предметы роскоши: виллы, яхты, автомобили, телефоны с платины и бриллиантов, - уже не столь актуально для богатейших людей планеты. Последнее веяние моды для миллиардеров - частный самолет, обустроенный лучшими дизайнерами мира.
Именно приобретение личного сверхзвукового самолета является на сегодняшний день главным критерием, отличающим по настоящему богатого и влиятельного человека от просто состоятельного. Ведь кому положены персональные авиалайнеры? Правильно: президентам и первым лицам государства: Бараку Обаме (США) и Владимиру Путину (Россия), Нурсултану Назарбаеву (Казахстан) и Ильхаму Алиеву (Азербайджан), Исламу Каримову (Узбекистан) и Елизавете II (Великобритания), не говоря уже о премьер-министрах Израиля, Канады, Италии и т.д.
Согласитесь, быть в чем то похожим на этих лиц - не самый плохой предмет подражания, особенно когда твой авиалайнер ничем не хуже, а в чем-то даже получше, чем у "официальных государственных лиц".
Какие марки самолетов выбирают современные миллиардеры и мультимиллионеры России, и кто из них выигрывает в битве за самое престижное воздушное судно? - разбирались аналитики раздела "Новости России " журнала "Биржевой лидер".

Чей дороже: частные самолеты богатейших людей России

Вслед за миллиардерами, чьи имена несколько лет не покидают рейтинг богатейших людей мира журнала Forbes, которые давно почувствовали комфорт передвижения частыми самолетами, воспользоваться преимуществами бизнес-джетов поспешили и их "коллеги"-миллиардеры из России.
По словам организаторов выставки JetExpo, сегодня в России зарегистрировано 158 реактивных бизнес-самолетов, а к 2020 году на территории России и стран СНГ это количество увеличится до 525 единиц.
Самый дорогой частный самолет принадлежит бывшему губернатору Чукотского АО, ныне - владельцу футбольного клуба "Челси" и просто миллиардеру Роману Абрамовичу. Boeing Business Jet (BBJ) производства США в зависимости от комплектации и отделки салона стоит от 47 до 310 миллионов долларов и вмещает 62 пассажиров. Крейсерская скорость авиасудна - 850 км/ч, практическая дальность - 10 220 - 11 270 километров в зависимости от количества пассажиров. Это не единственное воздушное судно, на котором передвигается Абрамович. Еще одна гордость его авиапарка - Boeing BBJ767, который стоит немного меньше - всего 180 миллионов долларов США (скорость 860 км/ч, дальность - 5 990 километров).



Не отстает от "коллеги" и самый богатый человек России 2012 года по версии издания Bloomberg, владелец 20-ти миллиардного состояния Алишер Усманов. Он имеет самолет Airbus ACJ340 (производитель - Франция), стоимостью в 300 миллионов долларов (вместительность салона - 75 человек, скорость - 881 км/ч, дальность - 14 300 километров) и Airbus ACJ319 (80 миллионов долларов), который разгоняется до скорости 895 км/ч и имеет практическую дальность 11 650 киламетров.

Более скромные запросы у "алюминиевого короля" России Олега Дерипаски. Он отдал предпочтение самолету Gulfstream V, изготовленному в США. Стоимость воздушного судна - 35 миллионов долларов США (крейсерская скорость 850 км/ч, дальность полета 12,5 тысяч километров).

Президент частного инвестиционного фонда "Группа ОНЭКСИМ", политик и миллиардер Михаил Прохоров для путешествий и деловых поездок выбрал самолет Embraer Legacy 600, изготовленный в Бразилии. Стоит предмет роскоши 27 миллионов долларов США, взять на борт в поездку можно до 19 человек; скорость его составляет 834 км/ч, практическая дальность, в зависимости от количества пассажиров - от 2 610 до 5 926 километров. Также в автопарке новоиспеченного политика находится Dassault Falcon 2000 стоимостью в 25 миллионов долларов США (скорость - 880-911 км/ч, дальность - 5 778).

Президент и совладелец крупнейшей нефтяной компании "ЛУКойл" Вагит Алекперов передвигается на частном самолете Bombardier Challenger 605 (производитель - Канада). Судно рассчитано на 12 человек и стоит 25 миллионов долларов США. крейсерская скорость - 850 км/ч, практическая дальность - 7 491 километр.

Что "за бугром"?

Богатые и знаменитые, миллиардеры со всего мира Билл Гейтс, Мукеш Амбани, звезды шоу-бизнеса первой величины, как легендарная Мадонна; постановщик нашумевшего "Властелина колец" Питер Джексон или режиссер Стивен Спилберг - давно поняли, что дорогие "игрушки" в виде личного самолета являются не только неотъемлемым атрибутом красивой жизни, но и невероятно комфортным средством передвижения.
Нередко, богатейшие люди планеты подчеркивают свой статус при помощи напыщенного интерьера предметов роскоши, и помимо привычных для частных самолетов класса люкс кожаных сидений и двуспальных кроватей, в салонах воздушных суден появляются вещи, которые в несколько раз превышают стоимость самого средства передвижения. Так:
- Дональд Трамп - счастливый обладатель Boeing 727-23, приобретенный за 100 миллионов долларов США. Интерьер салона самолета обошелся владельцу значительно выше, ведь он выполнен в стиле декаданс с позолоченными застежками ремней безопасности и хрустальными люстрами. Ванная комната украшена фарфором и драгоценными камнями.
- Султан Брунея, приобрел Boeing 747-430 за 100 миллионов долларов, а на украшение и позолоту интерьера потратил... 120 миллионов. Мебель в салоне самолета выполнена из тончайшей кожи голубого цвета.
- дорогие "игрушки" - не только мужская прерогатива. В частном самолете Boeing 737 BBJ владелицы израильского банка "Апоалим" Шерри Арисон имеется спальня, детская комната, конференц-зал с плазменными телевизорами и скоростным Интернетом.
Самолет - это не роскошь, а средство передвижения , - пояснил в интервью "Биржевому лидеру " известный канадский эксперт Академии Masterforex-V Евгений Ольховский, - перефразируя известную с советских времен шутку об автомобиле. Если у человека крупная корпорация, имеющая отделения в разных уголках мира, ему необходимо с ближайшим окружением иметь самолет в котором он мог бы в большей безопасности продолжить свою работу и в воздухе, не быть зависим от коммерческих рейсов.
Конечно, это еще и престиж. А то, что некоторые частные авиалайнеры стали произведениями искусства - личное дело вкуса и размеров банковского депозита их владельцев и собственников. В любом случае - владеть самолетом - дорогая и затратная вещь.

На чем летают русские олигархи? Наверняка, многих интересует этот вопрос. Ведь в силу серьезности своего бизнеса, транспорт миллиардеров тоже становится серьезнее. Поэтому мы решили удовлетворить любопытство читателей. Авиапарк наших русских миллиардеров поистине широк – от ЯК-142 до Boeing 767-300. Чего здесь только нет – птички на любой вкус.

Крупный банкир совладелец Альфа-Групп, обладатель 3-ей строчки рейтинга Forbes Михаил Фридмана в 2005 году купил себе свой личный самолет Bombardier Global Express. Такая игрушка стоила бизнесмену €40 млн.

Bombardier Global Express

У владельца холдинга ТСК, Тельмана Исмаилова, имеется не только золотой отель Mardan Palace (Турция), но и как оказалось, даже золотой самолет Falcon 7X VP-BVY. Хотя, официальных данных, что джет принадлежит именно Исмаилову нет, скорее всего владелец всё же он. Все факты говорят в пользу этого. Именно этот самолет Тельман присылал в Швейцарию, за накуралесившими на стритрейсе сыновьями. Сколько стоит такое чудо не известно.

Falcon 7X VP-BVY

Крупный бизнесмен и один из совладельцев «Вимм-Билль-Данн», Давид Якобашвили, владеет самолетом Bombardier Challenger 604. Стоит такая птичка около $30 млн.. Кроме того, мультимиллионеру еще принадлежит бизнес-джет Gulfstream G550 стоимостью $55 млн..


Gulfstream G550

Самый богатый сенатор России и одновременно крупный бизнесмен, Сергей Пугачев, в своем распоряжении имеет два самолета: Falcon 2000 Ex Easy за $25 млн. и Gulfstream IIB стоимостью $10 млн..

Falcon 2000 Ex Easy



Gulfstream IIB

Хозяин Норникеля и бывший партнер Михаила Прохорова, Владимир Потанин, также не обошелся без своего летательного транспорта. Миллиардеру принадлежит самолет Gulfstream V за $33. млн.

Gulfstream V

Конечно, такие игрушки может позволить себе не каждый, ведь цена самолета составляет 10-ки миллионов долларов. Однако, это не просто каприз олигарха. Аргументом в пользу таких покупок является еще и тот факт, что обычные рейсы трудно использовать для деловых поездок когда тебе нужно посетить сразу несколько мест. Наличие своего самолета решает проблему. Плюс ко всему, крупные бизнесмены таким образом повышаю свою безопасность. Ведь где большие деньги, там и большой риск.

Хозяин Северстали Сергей Мордашов приобрел для деловых полетов роскошный лайнер Bombardier Challenger 604 за $28 млн..

Bombardier Challenger

Владелец банка "Русский стандарт" и одноименного водочного бренда, Рустам Тарико, предпочел самолет Boeing 737-7BJ/W BBJ стоимостью $50-52 миллиона.

Нефтяной магнат Вагит Алекперов пользуется комфортом Falcon 900EX за $30 млн.. Также в авиафлоте миллиардера был замечен более скромный самолет Як-142, который стоит $2,5 млн..




Руководитель инновационного центра Сколково и владелец холдинга Ренова, Виктор Вексельберг, осуществляет свои полеты на Bombardier BD-700 Global Express. Цена такой крошки составляет примерно $23 млн..




Одним из самых дорогих лайнеров среди наших миллиардеров обладает хозяин Русала Олег Дерипаска, которому в свою очередь принадлежит часть Норильского никеля Владимира Потанина. Олигарх пользуется услугами Gulfstream GV-SP стоимостью $45 млн..




Вот такие птички находятся в авиапарке наших российских миллиардеров. Большие деньги - большие возможности. Но крутой бизнес-джет - это не только демонстрация статуса олигарха. Это не роскошь, а средство передвижения, благодаря которому крупные бизнесмены решают свои не менее крупные дела.

Миллиардер-политик Михаил Прохоров, который собирается создать народный гибрид «Ё-мобиль» и развить отечественный баскетбол, владеет двумя самолетами. Прохоров летает на Gulfstream GV-SP стоимостью $45 млн. и Falcon 900 EX, цена которого составляет около $30 млн..



Falcon 900 EX


Депутат от фракции «Единая Россия» Андрей Скоч, который также является участником рейтинга Forbes и по совместительству самым богатым депутатом в Госдуме тоже предпочитает летать со вкусом. В авиапарке миллиардера стоит роскошный самолет Airbus A319-115CJ. Чтобы полетать на такой птичке в собственном кармане нужно иметь порядка $50 млн.. Именно во столько оценивается бизнес-джет.



Глава компании АФК «Система» Владимир Евтушенков также не является любителем общественных авиалиний. Миллиардер путешествует с комфортом на своем собственном самолете Embraer-135BJ Legacy стоимостью $25 млн..