«Разве что — коллективное помешательство. «Разве что — коллективное помешательство Ту 154 над черным морем пилоты

Рано утром 25 декабря в Черное море в полутора километрах от берегов Сочи упал летевший в Сирию самолет Ту-154, на борту которого были 92 человека. Это экипаж, военнослужащие, журналисты и музыканты ансамбля имени Александрова.

В поисковой операции сразу задействовали четыре корабля, четыре вертолета, самолет и беспилотный летательный аппарат. А к 15.00 группировка работающих на месте специалистов и вовсе составила более трех тысяч человек.

Для организации оперативного управления, координации спасательными силами и доставки родственников к месту катастрофы развернуты и приступили к работе оперативные группы на аэродромах Чкаловский, Адлер и в порту Сочи.

Узнав о приблизительном месте крушения (хоть и сразу было ясно, что это где-то в море и довольно далеко от берега), к побережью Хостинского района города начали стягиваться не только спасатели, правоохранители, медики, журналисты, но и обычные жители приморского города. Пока на довольно спокойной глади моря в месте, где был маслянистый след, наблюдалось скопление катеров, кораблей и вертолетов, у кромки воды, несмотря на ранний час, столпились сочинцы. Еще часть жителей просто остановили свои машины у обочины дороги и смотрели за происходящим сверху, с развязки. Объединяло таких "зрителей" только одно - молчание.

Услышал о происходящем по радио, я в шоке. Работал всю ночь, устал, но постою еще. Даже не знаю, зачем. Наверно хочу помочь, но не знаю как. Слышал, что иногда волны относили пострадавших к берегу. Но сейчас, конечно, вряд ли. Полный штиль, - говорит сочинский таксист Андрей.

Через полтора часа сюда приехало несколько нарядов ДПС (к удивлению присутствующих, с автоматами наперевес). Люди в форме вежливо попросили уехать, чтобы не создавать заторов на дороге. И правда, через несколько минут в направлении местного аэропорта, где обосновался штаб Минобороны России, отправилось несколько десятков машин скорой помощи, спасателей.

А уже спустя пару часов новостные ленты взорвало сообщение о страшной находке - обломках шасси и первых телах. Появился и список находившихся на борту. В нем - 92 фамилии. Среди них - 8 членов экипажа, 8 военнослужащих, девять сотрудников СМИ (по трое от телеканала "Звезда", НТВ и Первого канала), глава фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, двое гражданских служащих и 64 музыканта ансамбля имени Александрова.

Вскоре возбудили уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности полетов или подготовки к ним. Конечно, созрела и масса версий. Так, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров сразу же заявил, причиной могли быть техническая неисправность или ошибка пилотирования. Причем он сразу же исключил возможность теракта.

Версию теракта я исключаю полностью. Самолет минобороны, воздушное пространство РФ, здесь не может быть такой версии, - уверен Озеров. - Самолет должен был совершить после взлета разворот над морем, может быть, не вышел на нужную траекторию.

Нажмите для увеличения. Инфографика РГ / Александр Смирнов / Юрий Гаврилов

Правда, чуть позже уже официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков рассказал, что самолет управлялся опытным пилотом Волковым Романом Александровичем (летчик первого класса, общий налет составил около 3,5 тысячи часов), а воздушное судно было выпущено в 1983 году. Общий налет лайнера составил около 7 тысяч часов. Причем, согласно официальной информации, последний ремонт прошел 29 декабря 2014 года, а в сентябре воздушное судно прошло плановое регламентное обслуживание. Подтвердили надежность этой модели лайнера и опытные механики, которые вообще не смогли припомнить ЧП с Ту-154. То есть, по сути, возможность ошибки пилота и неисправности самолета довольно мала.

В свою очередь, начали распространяться и другие, уже не официальные, версии. К примеру, почти сразу же отмели из причин повредивших судно птиц - мол, в такое раннее время они практически не летают.

Специалисты пообещали вести работы по подъему 
с глубин тел и обломков 
круглосуточно

Тем временем, если с утра на море не было шторма, то к середине дня синоптики распространили предупреждения об усилении ветра и возможном снегопаде. Однако специалисты пообещали вести работы по подъему с глубин тел и обломков круглосуточно.

В свою очередь, краевой оперативный штаб, созданный по решению губернатора Кубани Вениамина Кондратьева, в первую очередь занялся подготовкой места размещения для прибывающих в Сочи родственников погибших, организовав для них трансферы из аэропорта до гостиниц. Уже подготовлены к приему и несколько местных санаториев минобороны. Плюс медицинские службы края развернули дополнительные пункты психологической помощи в аэропорту и местах размещения родственников жертв катастрофы.

Иосиф Кобзон: "Они летели на боевое задание..."

Для этих талантливых и мужественных людей, кажется, не было в жизни преград, они ничего не боялись и преодолевали любые трудности. Ансамбль имени Александрова считался в мире одним из символов современной России: сильным, душевным, спокойным и умеющим всегда поддержать людей хорошей песней и той уверенностью в своих несомненных силах, которая шла от этих крепких и искренних мужчин и красивых, удивительно светлых женщин.

Солисты ансамбля, его оркестр, танцоры, хор - много лет мы дружили с ними в "Российской газете", артисты приходили к нам в гости, выступали для наших читателей и гостей редакции. Как всегда выступали и в самых дальних гарнизонах. Причем больше всего сами музыканты и руководители коллектива в наших разговорах гордились, кстати, не тем, что уже не по одному разу объездили с концертами весь земной шар, а именно - выступлениями для российских солдат и офицеров. Уже не в больших многотысячных залах, как в Европе, а в армейских домах культуры и вовсе - в полевых условиях. А мы, журналисты, бывали в гостях у них, да и на разных выступлениях.

С кем-то мы даже дружили лично, спорили иногда о том, какой должна быть современная песня, чтобы она по-прежнему несла свет и тепло, окрыляла наши души и даже, может, "строить и жить помогала", а не была однодневными попевками, коих ныне в избытке на эстраде. Говорили о классике - о том, что благодаря исполнению "александровцами" она становится более понятной и близкой даже тем, кто ее раньше не любил... Вот и великие русские романсы солисты ансамбля пели так, что всем в зале тоже хотелось стать пусть чуточку добрее, мудрее и чище...

За свою долгую почти 90-летнюю историю Ансамбль имени Александрова доказал, что он может исполнять любые произведения так, что в зале снова будет аншлаг. А как пел в других - более привычных и любимых во всем мире - "александровских" концертах военную песню "На солнечной поляночке" солист ансамбля Владислав Голиков?!

Или Виктор Санин, который покорил Квебек и был вместе с "александровцами" солистом на Международном фестивале военных оркестров - как он пел привольные "Амурские волны"?! Все они тоже - в "Списке пассажиров упавшего Ту-154"

Впрочем, пока еще есть хоть малая надежда на то, что кто-то остался жив, хочется верить в это, надеяться и молиться...

Они летели за репортажем

На борту упавшего Ту-154, помимо остальных пассажиров, находились три съемочные группы - Первого канала, НТВ и канала "Звезда". Все каналы изменили сетку вещания в связи с ужасной трагедией.

Среди сотрудников Первого канала, находившихся на борту упавшего в Черном море военного самолета Ту-154, были корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и звукооператор Александр Сойдов.

На своем сайте канал пишет о том, что Дмитрию Рункову должно было исполниться всего 30 лет. Карьеру тележурналиста Дима начинал в родном Архангельске, пять лет назад переехал в Санкт-Петербург. "За какую бы тему впоследствии ни брался Дима - будь это заснеженный космодром "Восточный" или жаркая акватория Средиземного моря, откуда вели огонь по террористам в Сирии наши корабли-ракетоносцы, это всегда были яркие и понятные сюжеты. Объяснить сложное простым языком - настоящее искусство репортера" - так отзываются о нем коллеги.

По долгу службы Дмитрию часто приходилось заниматься военной тематикой. Это не только боевые стрельбы: Дмитрий делал репортажи о репетиции Парада Победы и исторических реконструкциях.

Вадим Денисов работал на Первом канале с 2002 года. Дважды работал в Сирии, награжден государственными наградами. В сюжете Первого канала, появившемся в день трагедии, рассказано о том, как в одну из сирийских командировок с коллегой Климом Санаткиным он поехал буквально на один день, а получилось - на две недели. Боевики замкнули окружение, не давая вывести съемочную группу. Так ребята не попали на вертолет, который в итоге уничтожили террористы. Кинооператор с большим стажем, высококлассный специалист, безотказный человек. Вадим и в этот раз не отказал. Лететь в Сирию в этот раз должен был не он. Это был незапланированный выезд, на который он сразу же согласился. У Вадима Денисова осталась жена и трое детей.

Александру Сойдову было 33, женат, двое детей. Он увлекался музыкой. Александр также, как и Вадим Денисов, в этот раз ехал в Сирию внеурочно, тоже не мог отказать. На Первом канале он проработал 10 лет.

Первый канал изменил в связи со случившимся сетку вещания: в воскресенье, 25 декабря, из эфира убрали финал развлекательного шоу "Точь-в-точь", а также проморолики новогодних проектов и заставки, посвященные предстоящим праздникам. Кроме того, из эфира убрали прямой эфир финала интеллектуально-развлекательной программы "Что? Где? Когда?". Из-за случившегося канал перенес и светскую премьеру исторической эпопеи "Викинг" - она должна была состояться в Москве в начале следующей недели.

Телеканал НТВ также сообщил о нахождении на борту Ту-154 своих журналистов. По информации телеканала, это корреспондент - продюсер НТВ Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов. Звукооператор Евгений Толстов перед вылетом из подмосковного Чкаловска выложил на своей странице в социальной сети Facebook пост, в котором сообщил, что отправляется в Латакию.

НТВ также сообщил, что переверстал сетку вещания - канал снял с эфира вечерний выпуск программы "Киношоу" и новый фильм "Со мною вот что происходит", главную роль в котором исполнил Гоша Куценко. Канал запустил экстренные выпуски новостей и убрал анонсы развлекательных программ.

По подтвержденным данным, на борту упавшего Ту-154 находились и три журналиста телеканала "Звезда". Корреспондент Павел Обухов, оператор Александр Суранов и помощник оператора Валерий Ржевский. В связи с трагедией, произошедшей с Ту-154, телеканал "Звезда" также изменил сетку вещания. Отменяются развлекательные телепередачи (в том числе новая программа "Сегодня утром"), реклама. На время траура сетка будет заполнена военно-патриотическими фильмами. Новости выходят каждый час.

Соболезнования

Столица поможет близким погибших

Правительство Москвы окажет необходимую помощь родственникам и близким пассажиров Ту-154, который разбился у берегов Сочи. Об этом мэр столицы Сергей Собянин сообщил на своей странице в Twitter.

"Соболезную близким находившихся на борту разбившегося самолета. Страшная трагедия, - написал он. - Поручил департаменту соцзащиты оказывать необходимую помощь".

Список пассажиров Ту-154

Экипаж:

  • майор Волков Р.А.,
  • капитан Ровенский А.В.,
  • подполковник Петухов А.Н.,
  • капитан Мамонов А.В.,
  • старший лейтенант
  • Парикмахеров В.Н.,
  • майор Трегубов В.А.,
  • старший лейтенант Сушков B.C.,
  • старший лейтенант Суханов А.О.

Военнослужащие:

  • генерал-лейтенант Халилов В.М.,
  • полковник Хасанов А.Б.,
  • полковник Ваганов Н.И.,
  • полковник Иванов А.Ю.,
  • подполковник Колосовский А.В.,
  • майор Долинский А.И.,
  • полковник Негруб А.Н.,
  • капитан Абросимов С.С.

Гражданские служащие:

  • Губанков А.Н.
  • Бадрутдинова О.Т.

Международная общественная организация "Справедливая помощь":

  • Глинка Е.П.
  • Рунков Д.А.,
  • Денисов В.В.,
  • Сойдов А.А.,
  • Лужецкий М.В.,
  • Обухов П.К.,
  • Пестов О.М.,
  • Ржевский В.В.,
  • Суранов А.А.,
  • Толстов Е.В.

Ансамбль им. Александрова:

  • Сонников А.В.,
  • Гужова Л.А.,
  • Ивашко А.Н.,
  • Бродский В.А.,
  • Булочников Е.В.,
  • Голиков В.В.,
  • Осипов Г.Л.,
  • Санин В.В.,
  • Майоров К.В.,
  • Буряченко Б.Б.,
  • Бабовников Д.В.,
  • Баздырев А.К.,
  • Белоножко Д.М.,
  • Бесчастнов Д.А.,
  • Васин М.А.,
  • Георгиян О.П.,
  • Давиденко К.А.,
  • Денискин С.И.,
  • Журавлев П.В.,
  • Закиров P.P.,
  • Иванов М.А.,
  • Иванов А.В.,
  • Котляр С.А.,
  • Кочемасов А.С.,
  • Кривцов А.А.,
  • Литвяков Д.Н.,
  • Мокриков А.О.,
  • Моргунов А.А.,
  • Насибулин Ж.А.,
  • Новокшанов Ю.М.,
  • Поляков В.В.,
  • Савельев А.В.,
  • Соколовский А.В.,
  • Тарасенко А.Н.,
  • Трофимов А.С.,
  • Узловский А.А.,
  • Халимон B.Л.,
  • Штуко А.А.,
  • Крючков И.А.,
  • Ермолин В.И.,
  • Быков C.Л.,
  • Колобродов К.А.,
  • Корзанов О.В.,
  • Ларионов И.Ф.,
  • Ляшенко К.И.,
  • Михалин В.К.,
  • старший сержант
  • Попов В.А.,
  • Разумов А.А.,
  • Серов А.С.,
  • Шахов И.В.,
  • Арчукова А.А.,
  • Гильманова P.P.,
  • Игнатьева Н.В.,
  • Клокотова М.А.,
  • Корзанова Е.И.,
  • Пырьева Л.А.,
  • Сатарова В.И.,
  • Трофимова Д.С.,
  • Хорошева Л.Н.,
  • Цвиринько А.И.,
  • Шагун О.Ю.,
  • Гурар Л.И.,
  • Сулиманов Б.Р.,
  • Столяр И.В.

Соболезнования

Президент Владимир Путин, находящийся в эти дни с рабочей поездкой в Санкт-Петербурге, выразил соболезнования семьям погибших. "Завтра в России будет объявлен общенациональный траур", - сообщил он. Это отразится и на программе самого Путина. Сегодня он должен был присутствовать на музыкальном световом представлении на Дворцовой площади, но в связи с трауром отменил свое участие в мероприятии.

Со словами скорби к семьям и родственникам жертв авиакатастрофы обратился премьер-министр Дмитрий Медведев: "Эта страшная трагедия унесла жизни людей, полных сил и планов. В числе погибших - журналисты, военнослужащие и музыканты знаменитого ансамбля имени Александрова. Они летели в Сирию с очень доброй и мирной миссией. С этой тяжелой утратой невозможно смириться, она невосполнима. Сегодня это большое горе разделяют миллионы людей".

Президент поручил главе правительства сформировать комиссию, которая займется изучением обстоятельств происшествия. "Будет проведено тщательное расследование причин катастрофы и сделано все, чтобы оказать поддержку семьям погибших", - заверил Путин.

По распоряжению Дмитрия Медведева в состав правительственной комиссии вошли представители всех ключевых ведомств. Ее работу возглавил министр транспорта Максим Соколов, который незамедлительно вылетел в Сочи.

Опознание родственниками погибших состоится в Москве, в Сочи лететь не нужно. Всех родственников просят прибыть в Минобороны для забора генетического материала и процедуры опознания. Необходимые телефоны и адреса лабораторий, где пройдет экспертиза, будут размещены в СМИ и на сайтах минобороны и МЧС.

Об этом глава правительственной комиссии, созданной для оказания помощи пострадавшим и семьям погибших в катастрофе, министр транспорта РФ Максим Соколов.

Крушение произошло утром, многое было сделано за световой день, но поисково-спасательная операция продолжилась и вечером, рассказал Соколов. "Очень важным сейчас является оказание помощи родственникам пассажиров этого самолета. Но хочу обратить внимание всех, что основные мероприятия и вся организация работы с родственниками по решению правительственной комиссии будет проходить в Москве в министерстве обороны", - сказал Соколов.

По его словам, в Сочи, хотя ряд тел и фрагментов уже обнаружен, такие работы проводиться не будут. Поисково-спасательная операция будет длиться круглосуточно столько времени, сколько потребуется, заверил министр, подчеркнув, что поиски осложняются тем, что катастрофа произошла в море. По словам министра, "информации о выживших пока нет".

Поиск тел и фрагментов самолета будет идти при помощи специальных аппаратов, световых барж, судов со специальными локаторами и глубоководными аппаратами для поисков. "Постараемся сделать все, чтобы тела были найдены", - отметил Соколов.

Водолазы МЧС и глубоководные спускаемые аппараты, а также глубинные локаторы прибывают для продолжения поисковой операции. Вчера два таких глубинных локатора работали уже в зоне поиска. Еще один локатор должен прибыть сегодня утром из Геленджика, а ближе к концу дня понедельника прибудут еще суда из Новороссийска, сказал министр.

К сожалению, бортовые самописцы этого самолета Ту-154 не оборудованы радиомаяками. Их будут искать, как и другие фрагменты самолета. Соколов выразил надежду, что они сохранились.

Поиск тел и фрагментов самолета будет идти при помощи специальных аппаратов, световых барж

Установлением причин катастрофы занимается техническая комиссия минобороны в рамках уголовного расследования. Следственный комитет отрабатывает весь спектр версий причин крушения, отметил Соколов, но говорить, что именно привело к катастрофе преждевременно.

Техническая комиссия Минобороны России расследует вопрос подготовленности экипажа разбившегося самолета Ту-154. Командир воздушного судна, как сейчас известно, имел достаточный налет часов, подчеркнул министр.

Вопрос о дальнейшем использовании самолетов Ту-154 на повестке дня пока не стоит. Как уточнил глава Росавиации Александр Нерадько, который также входит в правительственную комиссию, Ту-154 не эксплуатируется гражданской авиацией. Этот тип самолетов стоит на вооружении минобороны, и это ведомство будет решать, каким образом продолжать эксплуатацию Ту-154.

В частности, останавливать ее или проводить дополнительные работы с парком этих самолетов для дальнейших полетов на них. Но это все нужно решать после анализа имеющихся обстоятельств, к которому техническая комиссия только приступила, добавил Нерадько.

Комендант Московского Кремля генерал-лейтенант Сергей Хлебников рассказал "РГ" о своей дружбе с художественным руководителем ансамбля имени Александрова Валерием Халиловым, погибшим в в Черном море.

Сергей Хлебников: С Валерием Михайловичем Халиловым мы знакомы почти 13 лет. Так получилось, что в одно время он был назначен начальником военно-оркестровой службы Министерства обороны, а я - комендантом Московского Кремля. И мы с тех пор очень плотно взаимодействовали: при подготовке военных парадов на Красной площади, проводили музыкальные фестивали. Московский международный фестиваль "Ода миру", в частности.

А потом решили, что стране нужен крупный военно-музыкальный фестиваль. И у истоков этого фестиваля, который сегодня называется "Спасская башня", стоял Валерий Михайлович.

Можно вспомнить ваши последние встречи и контакты с Валерием Михайловичем. Что планировали, о чем спорили?

Сергей Хлебников: В январе, после новогодних праздников мы хотели собраться. На Старый Новый год планировали поздравить его, а также директора фестиваля с премией правительства. На днях Валерий Михайлович ее получал. Хотели обсудить планы на август, утвердить замысел юбилейного фестиваля, это же его любимое детище.

Наши соболезнования и его супруге, и всей семье - у него большая дружная семья.

Хочу сказать, что все, кто его знал, когда пришло известие о трагедии, сначала на что-то надеялись. Потом был шок, скорбь... Мой телефон буквально разрывается: многие знали, что мы с ним не только работаем, но и дружим. В этом самолете погибли близкие нам люди, в том числе Антон Николаевич Губанков, начальник управления культуры Министерства обороны. Никто в стороне от этого горя, конечно, не останется. И фестиваль "Спасская башня" не останется, будем помогать родным и близким как-то выдержать этот удар. Мы всем соболезнуем, всем погибшим.

Несмотря на то, что утрата невосполнимая, но жизнь продолжается. В марте в Берлине планировался концерт Валерия Михайловича Халилова. Сделаем все, чтобы этот концерт состоялся. Он написал массу музыкальных произведений: марши, симфонии, романсы. Эти произведения будут жить вечно.

Сергей Дмитриевич, сейчас на ленты и в эфир идет оперативная информация, немало неточностей. Валерия Халилова по привычке называют главным дирижером Минобороны. Но с весны этого года он возглавил легендарный ансамбль имени Александрова. Наверное, уже не все помнят, что для нашей страны Мирей Матье открыл именно этот коллектив. Это было во время его гастролей в Париже в 1961 году: французский импресарио вышел к нашим музыкантам, рассказал, что у него есть очень хорошая девочка с красивым голосом. Уговорил вместе выступить. Это была Мирей Матье.

Сергей Хлебников: Недавно по делам фестиваля был во Франции. Там вспоминали эту историю с ансамблем Александрова. И хотели ее даже повторить. Потому что этому ансамблю отводилось роль в качестве одного из видных участников следующей юбилейной "Спасской башни".

Мирей Матье не раз повторяла, что она не может не волноваться перед выступлениями на Красной площади, но ее успокаивает, когда между ней и сотнями музыкантов - дирижер Валерий Халилов. Как она говорила: "Благодаря ему происходит симбиоз между мной и оркестрантами". Вы не созванивались с Мирей Матье? Она уже знает о трагедии?

Сергей Хлебников: От близких людей, которые с ней в контакте, уже пришло соболезнование.

Есть сайт "Спасской башни". Фактически на нем существует виртуальный музей фестиваля. Нет ли идеи посвятить отдельный раздел Халилову? Он, конечно, часто попадал в объективы, но преобладают фотографии, когда Валерий Михайлович при всем параде, с дирижерской палочкой. Было бы здорово посмотреть на снимки этого удивительного человека в неформальной обстановке.

Сергей Хлебников: Я передам дирекции. Сейчас вот немного оправимся от шока и сделаем. Хорошее, правильное предложение. Я вот тоже перебираю его фотографии в своем архиве. На многих он улыбается...

Прямая речь

Валерий Халилов за два дня до катастрофы дал интервью "РГ" о новогоднем празднике своего детства.

К концу года готовился специальный выпуск "РГ-Недели", в котором знаменитые люди рассказывают о елках своего детства. Одним из наших собеседников был генерал-лейтенант, военный дирижер России. Он, как всегда, в разговоре был доброжелателен, корректен, никогда не жаловался на отсутствие времени - и это при его огромной занятости. Открытый для общения: в любую минуту, когда бы мы ему не звонили, он всегда был таким. А сегодня эти слова - увы - можно считать его последним поздравлением с Новым Годом:

Мне в детстве подарки клали не под елку, а под подушку. Но каждый вечер 31 декабря я ложился спать в нетерпении, и каждое утро 1 января, просунув под подушку руку, доставал серый бумажный пакет с печеньем, конфетами и мандаринами. Мы тогда не были особо избалованы, у родителей выбора не было, но мандариновый запах у меня с той поры тесно связан с новогодней елкой.

Подготовила Сусанна Альперина, Андрей Васянин

Сухие строчки с сайта Минобороны: в списке пассажиров рухнувшего самолета глава международной общественной организации "Справедливая помощь" Елизавета Глинка. В это не хочется верить, так много людей осталось обездоленными этой смертью, так велика потеря для самых несчастных на этом свете: детей Донбасса и Сирии, бездомных, больных онкологией малышей Киева, где она открыла частный хоспис.

В последнем интервью полгода назад мы говорили с ней о том, что в этой жизни может заставить ее перестать спасать людей. Ответ ее тогда потряс жестким лаконизмом: "Только пуля". Тогда же с несвойственными сильному, привыкшему к потерям человека слезами в голосе вспоминала погибшего в авиакатастрофе во время тушения пожаров в Иркутске экипаж летчика Леонида Филина. Именно с ним доктор Лиза перевозила больных и раненых детей Донбасса из Ростова в Москву. Говорила, что скорбит безмерно. Все эти детали сейчас выстраиваются в горькую цепочку предчувствия трагедии.

С Лизой - Елизаветой Петровной - журналисту было очень легко и трудно одновременно. Ей некогда было разговаривать, но если видела, что хочешь помочь, тут же включала тебя в свою орбиту настроенных на волонтерское служение людей и переходила на "ты".

Доктор Лиза сопровождала гуманитарный груз для госпиталя в Латакии

"Хочешь посмотреть, как работаем? Приезжай в среду в пять на Павелецкий. Да не бойся ты. Маску дадим, перчатки. Не опаздывай".

"Зачем тебе, успешной, обеспеченной, счастливой, нужны опустившиеся и плохо пахнувшие бомжи? Что ты с ними возишься?" - много раз спрашивала у Лизы. "Людей люблю", - отвечала она и смотрела огромными глазами строго.

Социальное партнерство, о котором все сегодня вспомнили, для нее уже как лет двадцать конкретные дела: хосписы, "Дом милосердия" для семей с Украины, обеды для неимущих, теперь вот Сирия. На разбившемся самолете Лиза летела, сопровождая гуманитарный груз для университетского госпиталя в Тишрин в Латакии.

Была похожа на фронтового хирурга: время - жизнь. Голос низкий, при всей своей хрупкости, очень деловая и на первый взгляд совсем не романтичная.

Чувствовалось, что терпеть не может того, чего мы, журналисты, ждем от разговоров с подобными людьми: ни историй душещипательных, ни сюсюканий и всхлипываний над "бедными бомжами". Очень хорошо помню, как резко оборвала попытку сравнить ее с другим Доктором, помогавшим больным зэкам в тюрьмах и на каторгах в позапрошлом веке: "Доктор Гааз - святой, а я обыкновенная женщина". И принялась перевязывать гнойную рану старика-бомжа...

Мудрая, справедливая, невозмутимая, как будто ничему уже не удивлявшаяся.

Но вот детей с военными ранами пропустить без эмоций через свое сердце не могла. Говорила, как плакала, что настоящим потрясением они для нее были. Перечисляла, как молилась: Ваня Воронов, Оксана Войнаровская, четырехлетний Ястребов Богдан, Юля Куренкова с тяжелым ранением бедра из Горловки...

Плачут сейчас не только они. Тысячам человек доктор Лиза не просто помогла выжить, одев и накормив. Своим отношением обнадежила: будет еще счастье в их жизни, они нужны и любимы, просто потому что люди.

Этой надежды, так необходимой любому человеку, не могли ей простить фейсбуковские негодяи, которые в последнее время желали Лизе смерти. Им она давно ответила: "В любом проявлении чувств нужна мера. И если этой меры нет, то пересекается барьер или граница, дальше которой - пустота. И пустоту эту потихоньку занимает созданный ненавистью ад. Из которого выбраться порой невозможно, как из трясины, которая тянет на дно. За словом своим, мне кажется, нужно следить, соблюдая основной закон медицины - noli nocere - не навреди. Себе и окружающим тебя. А суть - простая. Надо просто любить людей. Ненависть противоестественна".

Из досье "РГ"

Чтобы не надоедали журналисты модных изданий, которые интересовались культовой фигурой российского интернета, Лиза опубликовала повторявшиеся вопросы и свои ответы. Относилась к этому с юмором. Даже к последнему.

- Кто ваш визажист?

У меня его нет.

- Когда вы успели родить детей?

Я очень старалась и успела.

- Какие у вас духи?

Balmain de Balmain.

- Если бы вы были цветком, то каким?

Лавандой.

- Ты правда, что ли, любишь всех?

Нет, не правда. Некоторых я люблю особенно сильно.

- Сколько часов ночью спите?

5-6. Мне этого достаточно.

- Ты не боишься, что тебя прибьют когда-нибудь?

Тело Елизаветы Глинки не обнаружено, поэтому официального подтверждения ее гибели пока нет.

Расшифровка черных ящиков разбившегося возле Сочи самолета Ту-154 показала, что причиной аварии стала ошибка второго пилота и перегрузка.

Стали известны причины, приведшие к : ошибка второго пилота, перепутавшего рычаги управления, а также перегруз.

После полной расшифровки чёрных ящиков разбившегося в конце декабря 2016 года в акватории Сочи Ту-154 - параметрического и речевого - эксперты Минобороны фактически уже точно могут назвать причины авиакатастрофы.

По мнению специалистов, самолёт с пассажирами сгубила совокупность нескольких факторов: борт отправился в последний рейс перегруженным, а второй пилот Александр Ровенский на взлёте перепутал рычаги управления шасси и закрылками . Когда экипаж заметил ошибку, было уже поздно: тяжёлому Ту-154 попросту не хватило высоты для спасительного манёвра, поэтому он ударился о воду хвостовой частью фюзеляжа и разрушился.

Человеческий фактор признан приоритетной версией крушения Ту-154.

"Изученные экспертами Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах данные речевого и параметрического (фиксирующего работу всех агрегатов самолёта) самописцев говорят, что на третьей минуте полёта, когда лайнер находился на высоте 450 метров над уровнем моря, сработали датчики системы курсовой устойчивости. Машина стала резко терять высоту из-за проблем с закрылками", - цитирует Лайф.ру источник, связанный с изучением причин катастрофы.

По мнению специалистов, это произошло после того, как второй пилот, 33-летний капитан Александр Ровенский, вместо того, чтобы убрать шасси, убрал закрылки.

"От этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, однако сделать этого уже не успел", - добавил источник.

Как выяснилось, ситуацию усугубил перегруз Ту-154. В багажном отсеке всё было заполнено под завязку. Хвостовую часть самолёта потянуло вниз. Спасти машину было нельзя: не хватало скорости и высоты. Хвостовая часть первой коснулась воды, а затем Ту-154 на большой скорости ударился о море правым крылом и разрушился.

Нештатная ситуация стала полной неожиданностью для экипажа: в первые секунды командир самолёта 35-летний майор Роман Волков и второй пилот Александр Ровенский растерялись, однако быстро взяли себя в руки и до последних секунд пытались спасти самолёт.

Из фраз второго пилота и командира корабля становится понятно, что что-то произошло с закрылками, после чего зазвучал сигнал тревоги из-за предельного угла атаки Ту-154.

Расшифровка черного ящика:

Скорость 300... (Неразборчиво.)
- (Неразборчиво.)
- Забрал стойки, командир.
- (Неразборчиво.)
- Ух, ё-моё!
(Звучит резкий сигнал.)
- Закрылки, сука, чё за х**ня!
- Высотометр!
- Нам... (Неразборчиво.)
(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)
- (Неразборчиво.)
- Командир, мы падаем!

Так эксперты поняли, что у самолёта возникли проблемы с закрылками именно по вине экипажа.

Пилоты, летавшие на Ту-154, подтверждают выводы экспертов Минобороны о том, что причиной катастрофы могла стать ошибка пилотов.

"У "Туполева" рукоятки уборки шасси и закрылков сделаны на козырьке кабины пилотов, между ними, над лобовым стеклом. Перепутать их можно, особенно если второй пилот, сидящий справа, в обязанности которого входит управление закрылками и шасси во время взлёта, устал. От этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, ударился о воду, и у него отвалилась хвостовая часть", - рассказал заслуженный пилот РФ Виктор Саженин, который сам восемь лет отлетал на Ту-154.

Эту версию считает допустимой и лётчик-испытатель Герой России Магомед Толбоев.

"На панели управления Ту-154 тумблеры закрылков и шасси находятся над лобовым стеклом. Закрылки - слева, шасси - справа. За них отвечает второй пилот, который сидит в кресле справа. Не исключено, что пилот мог перепутать рычаги или отвлечься на что-то, поэтому самолёт взлетал с выпущенными шасси и убранными закрылками", - заявил Толбоев.

По словам Толбоева, нельзя исключать ещё и такой версии, что после взлёта экипаж превысил скорость и механизм закрылка разрушился, из-за чего лайнер свалился вправо, потерял скорость и рухнул в воду.

Ещё одним фактором катастрофы Ту-154 в Сочи могло стать отсутствие у командира корабля и второго пилота достаточных знаний, как действовать в экстремальной ситуации.

"Скорее всего, ни командир самолёта Роман Волков, ни второй пилот Александр Ровенский, закончившие военные училища в начале нулевых годов, не проходили специальной лётной подготовки", - говорит источник в комиссии по расследованию катастрофы в Сочи.

По его словам, если бы пилоты прошли специальную подготовку пилотирования в экстремальных ситуациях в Липецком авиацентре переподготовки военных пилотов или в ЛИИ имени Громова, то, возможно, катастрофы можно было бы избежать.

"В военных училищах, которые закончили пилоты, их вряд ли обучали, как при сбое работы закрылков на малых высотах выставить их на обратный выпуск, чтобы вывести лайнер из запредельного угла атаки", - пояснил эксперт.

Кроме того, инженеры Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах не исключают, что, когда экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, у него был хороший шанс на спасение, если бы не перегруз.

"О перегрузе свидетельствует тот факт, что, когда самолёт начал терять высоту, первой о воду ударилась именно хвостовая часть, которая отвалилась, а затем машина правым крылом зацепила воду и рухнула в море", - отметил источник в Минтрансе РФ.

По его словам, нельзя исключать, что багажный отсек просто перегрузили.

"Ведь это был чуть ли не последний вылет гражданского борта в Сирию, и родственники и сослуживцы находящихся в командировке военных могли упросить руководство аэродрома и экипаж взять на борт лишнего. А во время полёта и после посадки в Сочи груз могло растрясти. Во время взлёта из Сочи груз сдвинулся в хвостовую часть лайнера, и машину при внештатной ситуации с закрылками потянуло вниз", - говорит эксперт.

Катастрофа с Ту-154 Б-2 с бортовым номером RA-85572 Минобороны произошла 25 декабря 2016 года. Это было в 5:40 утра по московскому времени в 1,7 километра от побережья Сочи. Борт Минобороны летел в сирийский Хмеймим с аэродрома Чкаловский, а в Сочи он только дозаправлялся. На борту лайнера находилось 92 человека. Через несколько минут после отрыва от полосы самолёт пропал с экранов радаров.

Разбившийся лайнер базировался на подмосковном аэродроме Чкаловский и входил в состав ФГБУ "Государственная авиакомпания "223-й лётный отряд" Минобороны, осуществляющий перевозку военнослужащих.

Модификация Ту-154 Б-2 рассчитана на перевозку 180 пассажиров экономического класса и выпускалась с 1978 по 1986 год. Всего было построено 382 самолёта. С 2012 года гражданские авиакомпании России не эксплуатируют Ту-154 Б-2.

В пятницу, 30 декабря, стало известно, что поиски тел жертв авиакатастрофы продолжатся до 9 января. Ранее специалисты завершили основную фазу поисково-спасательной операции на месте крушения самолета Ту-154 в Черном море.

По данным Министерства обороны России, изначально рассматривалось свыше 15 версий крушения авиалайнера, но сейчас их вдвое меньше. При этом не снимается со счетов версия теракта, хотя взрыва на борту самолета не было.

После предварительных расшифровок первого накопителя мы сделали выводы, что взрыва на борту не было. Теракт - это же не только взрыв, могут быть и другие причины, поэтому эту версию мы не снимаем, - пояснил начальник службы безопасности полетов авиации воздушных сил (ВС) РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов.()

Напомним, в воскресенье, 25 декабря, примерно в 5.40 по московскому времени в Черном море упал РФ Ту-154. В 1,5 километрах от побережья Сочи на глубине 50-70 метров были найдены обломки авиалайнера.

По факту крушения Ту-154 Следственный комитет РФ возбудил о нарушении правил полетов.

Как сообщил источник в экстренных службах, поиски жертв авиакатастрофы Ту-154 будут продолжаться до 9 января включительно. ()

20 тысяч сербских болельщиков спели песню в память о жертвах авиакатастрофы перед баскетбольным матчем сербского клуба "Црвена Звезда" и российского ЦСКА. ()

Семья доктора Лизы планирует похоронить ее на Новодевичьем кладбище. ()

Министерство обороны России окажет помощь семьям военнослужащих, погибших в авиакатастрофе самолета Ту-154 в Черном море.()

Первые похороны жертвы авиакатастрофы Ту-154 прошли в Мытищах. По словам замминистра обороны РФ Николая Панкова, в среду похоронена была помощница директора департамента культуры Минобороны РФ Оксана Батрутдинова.

Экипаж потерпевшего крушение Ту-154 был готов к проведению полета, уровень его квалификации соответствовал выполнению полетного задания, сообщил Байнетов.

Министерство обороны РФ пока не исключает версию теракта на борту Ту-154, сообщил журналистам начальник службы безопасности полетов Вооруженных сил РФ Сергей Байнетов.

«После предварительных расшифровок первого накопителя мы сделали выводы о том, что во всяком случае взрывов на борту не было. Но теракт может быть совершен и по-другому, и пока мы эту версию не снимаем», - сказал он.

Минобороны РФ: Полеты самолетов типа Ту-154 приостановлены

13 погибших в катастрофе Ту-154 будут похоронены на федеральном военном кладбище в Подмосковье

Сбербанк спишет долги по кредитам погибших при крушении Ту-154. Об этом журналистам сообщил министр транспорта России Максим Соколов.

Минобороны опровергло данные о третьем черном ящике у разбившегося Ту-154

Минобороны РФ: Полеты самолетов типа Ту-154 приостановлены

Специалисты начали генетическую экспертизу тел погибших в ЧП с Ту-154

На сочинском берегу началась выкладка основных фрагментов упавшего Ту-154

По словам главы Минтранса РФ Максима Соколова, предварительные данные экспертиз по крушению Ту-154 могут получить в январе ().

Наиболее крупные фрагменты самолета Ту-154, потерпевшего крушение в Черном море, были обнаружены с помощью космического мониторинга места катастрофы, сообщил в четверг замглавы МЧС Александр Чуприян.

Министр транспорта заявил о нештатной работе техники на борту Ту-154.

Специалисты Росморречфлота завершили поиски на месте крушения Ту-154 в Сочи.

Тела 19 погибших при крушении Ту-154 подняты на поверхность.

Несколько останков тел погибших при крушении самолета Ту-154 Минобороны РФ обнаружены в береговой черте в Адлере.

Комиссия по расследованию катастрофы самолета Ту-154 рассматривает около семи версий произошедшей трагедии, приоритетной нет. Об этом сообщил начальник Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов.

Разбившийся под Сочи самолет Ту-154 практически полностью разрушился, сообщил на пресс-конференции в четверг глава Минтранса РФ Максим Соколов.

Водолазы МЧС прекратили поисковые работы на месте крушения Ту-154. Спасатели совершили более 140 погружений и подняли тысячи фрагментов Ту-154.


Люди несут цветы и свечи к площади Южного мола морского порта в память о жертвах крушения ТУ-154 в Сочи

Расшифровка бортовых самописцев будет завершена в ближайшее время, возможно 30 января. Состояние обоих ящиков хорошее, сообщили в Минобороны.

Источник отметил, что пленка третьего бортового самописца разбившегося самолета деформирована, но подлежит частичной расшифровке.

Все обнаруженные обломки самолета Ту-154 подняты из воды, сообщает собеседник агентства.

Источник сообщил, что третий черный ящик Ту-154 разрушен.

Активная фаза поисковой операции в акватории Черного моря завершена. На поверхность воды подняты практически все элементы разбившегося самолета, сообщил ТАСС источник в штабе поисковой операции.

Гергиев и оркестр Мариинки исполнят Реквием Верди в память о жертвах катастрофы Ту-154.

Во­до­ла­зы Юж­но­го ре­ги­ональ­но­го по­ис­ко­во-спа­са­тель­но­го от­ря­да и Цен­тра по про­ве­де­нию спа­са­тель­ных опе­ра­ций осо­бо­го рис­ка «Ли­дер» МЧС Рос­сии под­ни­ма­ют со дна Чёр­но­го мо­ря у берегов Сочи об­ломки са­мо­лё­та Ту-154. В по­ис­ко­вой опе­ра­ции при­ни­ма­ют учас­тие бо­лее 3,5 ты­сяч че­ло­век и свы­ше 500 еди­ниц тех­ни­ки, - сообщил "ВМ" журналист Юрий Иващенко из Сочи. - Второй бортовой самописец был об­на­ру­жен се­год­ня и доставлен на берег око­ло 12 ча­сов. Работу спасателей по поиску фрагментов разбившегося самолёта и тел погибших в авиакатастрофе 25 декабря осложнила непогода. 28 декабря пошел сильный дождь с градом, а также усилился ветер.


Москвичи принесли цветы к офису международной общественной организации «Справедливая помощь» в память об Елизавете Глинке (Доктор Лиза), погибшей в авиакатастрофе Ту-154

ФОТО: Михаил Воскресенский/РИА Новости

Крушение самолета Ту-154 в Сочи могло произойти в результате человеческого фактора и технической неисправности. Предположение озвучено в оперативном штабе после изучения данных второго «черного ящика».()


Спасатели продолжают поиск фрагментов самолета в Черном море

МЧС Абхазии привлекло авиацию для поиска в акватории Гагры останков погибших в крушении ТУ-154 под Сочи, - сообщает для "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - В небе работают два вертолёта - Ми-2 и Ми-8. Они ищут мелкие фрагменты тел и личные вещи, которые могло принести в территориальные воды Абхазии верхними течениями. Помимо авиации, в поисковой операции от Абхазии задействовано 82 спасателя, которые прочесывают берег, два катера.

Министр обороны РФ, генерал армии Сергей Шойгу заявил, что выплаты материальной помощи в размере 5,8 млн рублей семьям погибших при крушении Ту-154 начнутся сегодня, 28 декабря.


Батискаф (слева), предназначенный для работ по поиску самолета Ту-154, в Имеретинском порту города Сочи

В ближайшее время специалисты начнут выкладку фрагментов Ту-154.

В Минобороны уточнили, что на месте крушения Ту-154 найдены 15 тел и 239 фрагментов.

На данный момент на поверхность подняты всего 17 тел погибших, 13 из них уже доставлены в Москву.

В 11 часов 50 минут к берегу Адлера подплыл катер со вторым "черным ящиком", и несколько сотрудников МЧС понесли его в штаб, расположенный на улице Просвещения, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко.


Поисково-спасательные работы у побережья Черного моря, где потерпел крушение самолет Минобороны РФ Ту-154

ФОТО: Владимр Веленгурин/Пресс-служба МЧС РФ/РИА Новости

В настоящее время 45 морских судов обследуют более 100 квадратных километров акватории, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - При обследовании дна сотрудники МЧС используют гидролокаторы бокового обзора.

К поисковой операции привлечена и авиационная группа. В неё входят 15 самолетов, 16 вертолетов и беспилотники. Воздушными судами обследована территория в 240 квадратных километров. За последнее время найдено много личных вещей погибших. Наземные поисковые группы патрулируют побережье. Полиция ограничивает доступ на пляжи в Хостинском и Адлерском районах, куда течением может вынести фрагменты разбившегося лайнера. Всего в поисковой операции принимают участие 3600 человек и свыше 500 единиц техники, в том числе управляемые аппараты «Фалькон».

Со дна моря подняли второй "черный ящик" ().

Последний матч календарного года для сочинских хоккеистов начнется 28 декабря с минуты молчания.

– Соперником «Леопардов» станет московский «Спартак», – сообщил «ВМ» сочинский журналист Юрий Иващенко. – У каждого игрока будет траурная повязка в память о погибших в авиакатастрофе Ту-154.

В связи с трагедией, случившейся с самолетом Ту-154 в минувшее воскресенье, администрация Сочи приняла решение отменить новогоднее праздничное мероприятие на площади Флага в ночь с 31 декабря на 1 января, - сообщил сочинский журналист Юрий Иващенко.

Один из пилотов во время падения самолета воскликнул о неисправности закрылков самолета. Затем послышался сигнал о сближении с землей и после - крик: "Командир, мы падаем!" ().


Черный ящик был обнаружен в ходе поисковых операций

ФОТО: Пресс-служба МЧС РФ/РИА Новости

Специалисты подняли тела еще двух погибших ().

Водолазы обследуют хвостовую часть и хвостовое оперение самолета. Там находятся параметрические "черные ящики", которые пока не подняты на поверхность.

За время поисков, по словам источника в оперативном штабе, уже удалось найти более 1,5 тыс. обломков Ту-154, со дна подняли уже треть из них.

Спасатели обнаружили на месте крушения самолета Ту-154 в Черном море еще три тела погибших, общее число найденных тел увеличилось до 15.

Росморречфлот приостановил поиски на месте крушения Ту-154 из-за волн

Специалисты обнаружили большое скопление обломков потерпевшего крушение самолета Ту-154 и фрагментов тел.

– Обнаружено большое скопление обломков самолета и фрагментов тел на участке шириной от 2,5 до 5 метров и протяженностью 200 метров, – сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко.

По его словам, три обломка нашли "на расстоянии 4,5 километра от берега на глубине около 20 метров". Размеры одного из них - 2 на 3 метра, второго - более 60 метров в длину, а третьего - около 5 метров в длину.

Система опознавания "свой-чужой" обнаружена на месте крушения самолета Ту-154 в Черном море, на поверхность она еще не поднята


Ранее сообщалось, что специалисты обнаружили 17 тел и 223 фрагмента погибших.

Согласно данным оперативного штаба, крушение Ту-154 произошло от потери подъемной силы крыла.

Предположительно, на борту рассогласованно сработали закрылки, в результате их невыхода подъемная сила была потеряна, скорость была недостаточной для набора высоты, и самолет свалился, - сообщили в оперативном штабе.().

Новые очевидцы катастрофы самолета Ту-154 Минобороны над Черным морем установлены и допрошены. Об этом сообщила представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко.

Состояние двух бортовых самописцев Ту-154 приемлемое, они подлежат расшифровке, сообщил "Интерфаксу" источник в оперативном штабе по ликвидации последствий ЧС.

Мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление городского правительства об организационных мероприятиях в связи с крушением самолета Ту-154 в Краснодарском крае 25 декабря.

Самолет Ту-154 Минобороны РФ, потерпевший катастрофу 25 декабря, упал в Черное море на скорости более 500 км/ч, в момент трагедии он пытался совершить маневр вправо и летел с сильно задранным носом. Об этом сообщил ТАСС источник в силовых структурах.

Cпециалисты приступают к расшифровке "черного ящика" с разбившегося самолета Ту-154, версия о некачественном топливе рассматривается в рамках расследования, заявил глава Минтранса Максим Соколов.

У сочинского морского порта недавно прошел городской митинг в память о жертвах авиакатастрофы Ту-154, на который собрались сотни людей с цветами и венками. На большой экран на площади до сих пор выводят фотографии и имена жертв трагедии, также звучат музыкальные композиции, которые исполнял ансамбль имени Александрова, - рассказал Юрий Иващенко.

Учредитель хосписа в селе Михайловское Северского района Краснодарского края Сергей Суслов принял решение назвать учреждение в честь погибшей при крушении Ту-154 в Сочи Елизаветы Глинки, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - Доктор Лиза 1 марта этого года была здесь и говорила, что в хосписе любят пациентов.

Погода пока позволяет продолжать поисковые работы, - передает из Сочи журналист Юрий Иващенко. - Опускать водолазов и батискафы по данным спасательной службы Росморречфлота можно с высотой волны до полутора метров. В настоящий момент высота волны достигает одного метра. Ухудшение погоды ожидается завтра, 28 декабря. Поэтому специалисты торопятся провести как можно больше подводных операций. Дно в зоне поиска было разбито на 15 участков, и за вчерашний день успели проверить 7 из них.

На дне моря были найдены еще три фрагмента самолета, в том числе двигатель и стойка шасси, - сообщает ВМ " сочинский журналист Юрий Иващенко. - Сейчас ведутся работы по их подъему и доставке на берег. В основном секторе поиска продолжают работать 98 водолазов и 14 различных глубоководных аппаратов. Сегодня погода в Сочи пока не мешает поисковикам: северо-западный ветер (8–10 м/с), дождя пока нет, видимость хорошая, волнение моря составляет 3–4 балла.

Минобороны сообщило об обнаружении еще трех фрагментов Ту-154, в том числе двигатель, стойка шасси и элементы обшивки.

Обнаруженный ранее "черный ящик" доставлен в Люберцы. Специалисты оценили состояние контейнера как удовлетворительное.

Источник назвал возможные сроки расшифровки черных ящиков Ту-154. По его словам, получить информацию с бортовых самописцев можно будет в течение суток, так как их магнитная лента находится в хорошем состоянии, передает РИА Новости .

2 января в Российской академии музыки имени Гнесиных пройдет концерт памяти погибших в авиакатастрофе.

Сейчас в Сочи работают 39 морских судов - они обследовали более 100 км² акватории, - сообщил "ВМ сочинский журналист Юрий Иващенко. - К работе приступили два глубоководных батискафа Русского географического общества. Их главная задача - детальная разведка участка дна размером 1 на 3 километра по направлению предполагаемого разброса обломков.

По информации МЧС в поисковую авиационную группу входят 15 самолетов, 16 вертолетов и беспилотные аппараты - они обследовали в Сочи свыше 240 км² морской поверхности.

Обнаруженный утром телеуправляемым аппаратом «Фалкон» на глубине 17 метров в 1600 метрах от берега с"чёрный ящик" в ближайшие часы доставят самолетом в подмосковные Люберцы, где находится Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил, - сообщает "ВМ" из Сочи журналист Юрий Иващенко.

На фрагментах самолета Ту-154, потерпевшего катастрофу на Черном море, а также поднятых из воды телах погибших, на данный момент не обнаружено следов взрывчатки и повреждений, свидетельствовавших о внешнем воздействии, сообщили источники, знакомые с ситуацией.

Глава Минобороны Сергей Шойгу поручил выделить семьям погибших в авиакатастрофе сотрудников ансамбля имени Александрова 70 квартир. Он также подчеркнул, что ведомство делает все для расследования причин трагедии.

Патриарх Кирилл называет жертв катастрофы Ту-154 символами национальной жизни и гордости.

Водолазы совершили более 70 погружений на месте крушения Ту-154.

Росморречфлот обследовал всю поверхность моря в районе падения Ту-154.

На дне моря нашли семь крупных обломков самолета. Четыре из них уже подняли, остальные три достанут сегодня.

По словам источника, контейнеры с бортовыми самописцами достаточно герметичны, чтобы пролежать в воде более 36 часов. Однако он отметил, что желательно достать их именно в течение этого времени.

В оперативном штабе на месте ЧС сообщили, что первые данные с основного бортового самописца разбившегося Ту-154 могут появиться к пятнице.

"Черный ящик", найденный на месте крушения самолета Минобороны, внешне не пострадал, сообщил источник в экстренных службах.

Тела еще двоих погибших найдены на месте крушения Ту-154

Полеты самолетов Ту-154, которые эксплуатируются российскими силовыми ведомствами, приостановлены до выяснения причин крушения над Черным морем, сообщил "Интерфаксу " во вторник источник, знакомый с ситуацией.

Стало известно, что Министерство обороны привлекло к поискам обломков самолета и бортовых самописцев уникальные буксиры «Краб» и «Афалина», - сообщает "ВМ" из Сочи журналист Юрий Иващенко. - Они оснащенные специальными эхолотами и подводными беспилотниками, имеющееся оборудование позволяет создавать трехмерную картину дна с точностью до нескольких сантиметров. Буксиры небольшие, но способны действовать в плохую погоду, сильный ветер и даже шторм. Суда могут находиться на одном месте, сканируя подводную обстановку.


Фрагменты воздушного судна были обнаружены в море в 1,5 километра от берега

В Минобороны уточнили, что обнаружены пяти фрагментов разбившегося самолета, в том числе части фюзеляжа и двигателей.

Минобороны подтвердило обнаружение "черного ящика".

Среди пострадавших в авиакатастрофе были 28 жителей Московской области. Об этом сообщил губернатор Московской области Андрей Воробьев, передает агентство городских новостей "Москва ".

Поисковики обнаружили на месте крушения самолета Ту-154 в Черном море 12 тел и 156 фрагментов погибших.

Один из бортовых самописцев разбившегося самолета был поднят из воды. В ближайшее время черный ящик воздушного судна доставят в Москву, где специалисты Министерства обороны будут осуществлять его расшифровку.

Работник береговой охраны пограничных войск ФСБ, находившийся во время крушения Ту-154 в катере на Черном море и ставший его свидетелем, сообщил, что незадолго до падения воздушное судно летело с носом, неестественно задранным вверх.

Разрушения хвостовой части самолета Ту-154 предварительно свидетельствуют о том, что командир хотел посадить самолет на воду. Об этом сообщил источник в силовых структурах.


По последним данным, на месте трагедии обнаружены тела 19 погибших, а также ряд фрагментов тел.


Поисковая операция в районе авиакатастрофы Ту-154 продолжается безостановочно 24 часа. С наступлением темноты акватория моря подсвечивается прожекторами большой мощности и световыми башнями.

Касьян собирает свой урожай", - говорят в народе. И еще - добавляют: быстрей бы этот год закончился.

Действительно - быстрее бы. Год был очень тяжелый, и в глобальных масштабах, и в личных - столько трагедий вокруг... Столько страшных событий. И вот под занавес, в последнюю предновогоднюю неделю, - авиакатастрофа в Сочинской акватории. Катастрофа ТУ-154. Гибель легендарного ансамбля им.Александрова, журналистов, экипажа. Ушла от нас и Елизавета Глинка, легендарная доктор Лиза, личность уникальная. Ее звали "Московская мать Тереза" ().

Новые коленца пляски на костях

Колонка редактора отдела "Новостей" газеты "Вечерняя Москва" Алексея Зернакова

Не успели остыть тела музыкантов, журналистов и пилотов, ставших жертвами страшной авиакатастрофы над Черным морем, как проснулись наши украинские «друзья». В унисон им начали звучать и тоненькие ломающиеся голоса отдельных деятелей, самоопределяющих себя как либералов.
Дескать, полетели давать концерт послу Андрею Карлову (тому самому, который был застрелен террористом на прошлой неделе в турецкой столице – Анкаре) – туда им и дорога. «Да, да», – слышится подтявкивание шакальими голосками, – «Оккупанты, убийцы мирных сирийских оппозиционеров». Для справки, это тех самых, которые морили голодом и расстреливали мирных жителей в Алеппо, а потом заживо сжигали взятых в плен бойцов армии противника. Пляски на костях набирают обороты. Все новые коленца, кренделя и фортели ().

Они улетели на войну и ушли героями

Колонка нашего корреспондента обозревателя Андрея Коца

Уходящий декабрь 2016 года оставил в календаре очередную страшную трагедию: над Черным морем в авиакатастрофе погибли 92 человека. Летчики, наши коллеги журналисты, знаменитая врач-волонтер Елизавета Глинка. И 64 военных музыканта Дважды Краснознамённого Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александра Александрова. Лучшие солисты, первый состав ().

ПАМЯТЬ

Памяти погибших при крушении авиалайнера Минобороны РФ Ту-154. Стихотворение корреспондента "ВМ" Анны Поваго:

Когда нужно взлетать,

безотчетно выходишь на взлет.

Впереди - только горы и море,

и вольный полет.

Береженого Бог на земле

перестреляной ждет.

Береженого даже костлявая

смерть не берет...

Да, подумаешь! Только одну ночь

семья не уснет.

Ты на утро в своем инстаграмме

им выдашь отчет...

Когда нужно лететь в города,

где полуденный зной

сдобрен щедро ударами,

криками, смазан войной,

где один на один

остается со смертью любой,

а часы выживания куплены

страшной ценой... ()

На борту летевшего в Сирию Ту-154 находились два состава экипажа и 84 пассажира. В поисковой операции в Черном море задействованы свыше 3 тысяч человек. Комиссия Минобороны пока рассматривает все возможные версии авиакатастрофы Ту-154, включая террористический акт, грубое нарушение правил эксплуатации воздушного судна и техническую неисправность. По словам источника в Воздушно-космических силах России, говорить о приоритете какой-либо из версий можно будет только «после осмотра обломков воздушного судна и судебной медицинской экспертизы останков экипажа и пассажиров».

По официальным данным Минобороны, 25 декабря на борту находились 92 человека, в том числе восемь членов экипажа, восемь военнослужащих, начальник управления культуры Минобороны РФ Антон Губанков со своей помощницей Оксаной Бадрутдиновой, перевозившая в Сирию медикаменты доктор Лиза, девять журналистов и 64 артиста Ансамбля им. Александрова.

Источник «Фонтанки» в Минобороны говорит, что не стал бы слепо доверяться этому списку, так как достоверного перечня фамилий может не существовать: «Список раз 10 переделывали, артисты менялись. И постоянно из Генштаба на каждый борт приезжают перед вылетом командировочные, командир не может отказаться их взять. Точный полетный лист был только у командира, на земле остались черновики».

скриншот страницы сайта

Следственный комитет по факту трагедии в Краснодарском крае возбудил уголовное дело по статье 351 УК РФ – нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия, – однако не исключена переквалификация, как в случае с авиакатастрофой гражданского самолета над Синаем.

В настоящее время на военном аэродроме Чкаловский следователями изымается техническая документация погибшего борта, образцы топлива, опрашиваются все лица, причастные к подготовке самолета к вылету. Вопросы вызвали количество и состав военных грузов в Ту-154. Помимо личного багажа пассажиров на борту перевозилась спецпочта, а также различное оборудование военного характера.

«Фонтанка» обсудила с экспертами аргументы в пользу или против основных версий.

Нарушение центровки и перегруз

Дополнительным фактором, приведшим к катастрофе, могла стать ошибка при загрузке самолета, рассказал «Фонтанке» источник в Минобороны РФ. Во-первых, самолет направлялся в Сирию к российским военным и мог быть загружен до предельных значений. Во-вторых, техники могли ошибиться с расположением груза в багажном отсеке, что привело бы к нарушению центровки самолета.

Во время полета самолет держится в воздухе за счет подъемной силы, образующейся из-за разности давления под и над крылом. Упрощенно это можно представить в виде качелей, где нос и хвостовая часть это противоположные концы, а поперечное сечение крыла – точка опоры. Баланс поддерживается за счет скорости и триммеров руля высоты. Неожиданное или неконтролируемое перемещение загрузки самолета может привести к резкому изменению центровки и потере управляемости. В результате самолет либо начнет неконтролируемо пикировать, либо, наоборот, будет поднимать нос до выхода на закритические углы атаки крыла, потерю подъемной силы и сваливание.


В истории эксплуатации Ту-154 уже было крушение, которое произошло по этой причине на взлете в 1993 году. Гражданский Ту-154Б с бортовым номером 85222 выполнял рейс авиакомпании Transair Georgia из Тбилиси. При достижении взлетной скорости экипаж поднял носовую стойку шасси, но самолет не поднялся в воздух, а продолжил катиться по полосе. В результате он выехал на грунт и врезался в здание радиомаяка. В катастрофе погибли 24 человека, которые были на борту, и еще четыре человека на земле. Комиссия установила, что техники выполняли загрузку самолета даже без центровочных графиков самолёта Ту-154.

По мнению бывшего командира военно-транспортного авиационного полка Минобороны России, полковника запаса Леонида Куплешникова, тот факт, что самолет взлетел и набирал высоту в течение нескольких минут, говорит о том, что проблем с центровкой и двигателями не было: «Загрузку контролируют бортинженер и второй пилот лично, это их хлеб. В Чкаловском служат самые опытные, они не допускают таких ошибок». Заслуженный летчик отметил, что для самолета такого типа 92 пассажира это очень небольшое количество и о перегрузке речи быть не может. «Оружие и боеприпасы возят транспортными самолетами, в Ту-154 – только личный состав, личные вещи и почта», – сказал он.

Метеоусловия

Согласно авиационной метеосводке, в момент вылета Ту-154 в аэропорту Адлера наблюдались простые метеоусловия: ветер 4 м/с, видимость без ограничений, нижний край облачности 1000 метров. Однако в Ростовской воздушной зоне, куда входит аэропорт Адлера, действовал SIGMET (англ. Significant Meteorological Information) – авиационная телеграмма о неблагоприятных метеоусловиях, о том, что в районе Крыма могло наблюдаться сильное обледенение с переохлажденным дождем, который приводит к образованию льда на поверхностях воздушного судна.


skyvector.com
skyvector.com

В случае образования льда на поверхности крыла оно начинает терять свои аэродинамические свойства и, как следствие, подъемную силу. При этом лед увеличивает вес воздушного судна. Если допустить, что упавший Ту-154 был перегружен еще до взлета, это могло стать критическим фактором. Кроме того, нарастающий на управляющих поверхностях лед блокирует управляющие поверхности, и тогда самолет становится неуправляемым. Еще лед блокирует выносную трубку Пито, по движению воздуха внутри нее измеряется воздушная скорость самолета. В случае неисправности трубки Пито спидометр в кабине самолета может показывать ложные значения. Например, скорость в ноль километров в час.

В такую ситуацию, например, попал экипаж рейса «Аэрофлота» из Челябинска в Москву в 1986 году. Ту-154Б-2 с бортовым номером 85327 попал в грозовую облачность во время снижения над столицей. На высоте 3600 метров при обходе грозового облака пилоты увидели, как скорость на спидометре упала до нуля. Полет проходил в сплошной облачности без визуальных ориентиров. Чтобы разогнать самолет, пилоты направили его к земле, но стрелка спидометра продолжала показывать ноль. Самолет вышел из облаков на высоте 1800 метров, пилоты сориентировались и начали выводить его в горизонт. В результате происшествия никто из находящихся на борту не пострадал. После посадки комиссия выяснила, что самолет снижался с вертикальной скоростью 100 м/с и воздушной скоростью 813 км/ч. Во время маневра вывода из пикирования Ту-154 подвергся перегрузкам в 3,2G, что значительно превышает максимально допустимую. После этого полета борт был списан и больше никогда не поднимался в небо.

Техническая неисправность

По данным источников ряда СМИ, одной из приоритетных комиссия рассматривает версию технической неисправности воздушного судна. С этим согласен и собеседник «Фонтанки» заслуженный летчик Леонид Куплешников.

«На третьей минуте полета экипаж пилотирует вручную, автопилот еще не включен. Идет уборка закрылков. На этом типе (Ту-154. – Прим. ред. ) были случаи несинхронной уборки закрылков. В этом случае возникает сильный кренящий момент, и самолет может перевернуться, парировать экипажу такую неисправность очень сложно», – говорит полковник запаса.

В свою очередь в Минобороны сообщили, что самолет был выпущен в 1983 году. 29 декабря 2014 года был проведен последний ремонт, а осенью этого года было проведено плановое обслуживание.

Теракт

Версия террористического акта, по словам источников «Фонтанки», также рассматривается, но не является ключевой.

Загрузку военного самолета контролируют лично члены экипажа. Требования авиационной безопасности на военном аэродроме более мягкие и не предусматривают проверку всего груза и пассажиров перед посадкой. «Бортинженер может выборочно посмотреть груз, если его что-то смущает, но это редко. А некоторые грузы, например почту, вскрывать запрещено. Сейчас спецслужбы проверяют все воинские части, отправлявшие этим бортом свои грузы», – рассказал офицер, проходящий службу на аэродроме Чкаловский.

После катастрофы представители ФСБ проверяют весь персонал, готовивший лайнер к вылету. По словам источника, камеры наружного наблюдения не просматривают всю территорию военного аэродрома, и в теории взрывное устройство могли пронести на борт перед вылетом. Также бомба могла оказаться среди лекарств, которые везла Елизавета Глинка (доктор Лиза). «Неизвестно, кто и как собирал этот груз, Минобороны к нему не имело отношения», – сказал он.

Другой эксперт в области борьбы с терроризмом в разговоре с «Фонтанкой» отметил, что аэропорт Адлер в разы безопаснее Чкаловского: «Адлер оснастили перед Олимпиадой всем необходимым, там ведется непрерывная оперативная работа с персоналом, а на Чкаловском военный бардак. Минобороны защищает свои авиабазы за рубежом и в опасных регионах, а в Москве и в Питере уровень безопасности с советских времен практически не изменился».

По словам эксперта, военные до конца будут опровергать версию теракта, потому что это нанесет колоссальный урон имиджу военного ведомства. «Если подтвердится теракт, должностей лишится вся верхушка ВКС», – сказал он.

По его словам, версия теракта станет приоритетной, если на обломках Ту-154 найдут следы взрыва. Тогда «пойдут по всей цепочке связей экипажа, пассажиров и техников, будут искать слабое звено». Он счел маловероятной версию о бомбе среди лекарств доктора Глинки.

«Бомба в лекарствах – это грамотно, трудно найти, но тогда взрыв был бы при вылете из Москвы. Никто не станет тянуть так долго, взрывают сразу, вспомните Синай», – сказал он.

Говоря о других возможностях совершить террористический акт, эксперт назвал использование диверсионной группой ПЗРК. «На этапе взлета пассажирский самолет сбить из ПЗРК легко, даже если стрелять вдогонку», – сказал он и предложил дождаться экспертизы фрагментов лайнера. «Если был ПЗРК, будут найдены фрагменты поражающих элементов», – добавил эксперт, отметив, что это крайне маловероятная версия, но она тоже имеет право на жизнь.

Человеческий фактор

Понятие «человеческий фактор» широко распространено в результатах расследования авиационных происшествий и может означать сбой на различных этапах подготовки или выполнения полета. Человеческий фактор – это когда служба авиационной безопасности пропускает угрозу внутрь периметра аэропорта или же наземный экипаж допускает ошибку при техническом обслуживании воздушного судна.

«Человеческим фактором называют нетрезвый экипаж или пилотов, которые не смогли вовремя правильно оценить ситуацию. Теоретически в крушении Ту-154 над Черным морем мог быть любой из них. Впрочем, делать какие-либо выводы сейчас рано», – говорят эксперты «Фонтанки», добавляя, что нужно дождаться результатов расследования комиссии, возглавляемой главой Минтранса Максимом Соколовым.

По словам Леонида Куплешникова, об ошибках экипажа можно говорить «только после расшифровки бортовых самописцев», так называемых «черных ящиков». Глава Минтранса Максим Соколов уже сообщил, что самописцы Ту-154 не были оборудованы акустическими маяками, а это значит, что для их поиска будет нужна «площадная съемка рельефа дна с использованием гидролокаторов бокового обзора высокого разрешения». По оценке экспертов, поиски самописцев, не оборудованных радиомаяками, могут занять месяцы и «потребуют дорогостоящей подводно-поисковой экспедиции с неявным результатом».

Иван Баранов,
Андрей Меньшенин,
«Фонтанка.ру»

Утром 25 декабря 2016 года близ Сочи потерпел катастрофу самолет Ту-154Б2 23-го летного отряда Минобороны России . Самолет направлялся в сирийскую провинцию Латакия, на борту находились 92 человека - музыканты ансамбля имени Александрова, девять представителей прессы, шесть сопровождающих и восемь членов экипажа.

Около 5 часов 40 минут по мск самолет Минобороны Ту-154 пропал с радара после вылета из Сочи. Первым об этом сообщили источники ТАСС в экстренных службах региона около 8 часов утра. Позднее в оборонном ведомстве официально подтвердили эту информацию и уточнили, что на боту по первоначальным данным находился 91 человек.

Одновременно с этим стало известно, что большая часть пассажиров - музыканты Академического ансамбля песни и пляски Росcийской Армии имени Александрова. Чуть позже уточнялось, что на борту находились 83 пассажира и девять членов экипажа. Спустя несколько минут появились данные о том, что в лайнере также были представители российской прессы.

О том, что самолет исчез было доложено президенту. В срочном порядке началась поисково-спасательная операция. Поиски велись по данным РИА Новости, в вероятных местах падения самолета - горной части Краснодарского края. Также Ссемь морских судов подключились к поиску в акватории.

Около 9 часов источник подтвердил самые печальные прогнозы.

«По предварительным данным он упал в Черное море», - сообщили в силовых структурах.

«В 5,5 километрах от береговой линии найдено маслянистое пятно. в 1,5 километрах от берега - фрагмент лайнера - стойка шасси. В акватории Черного моря обнаружены личные вещи пассажиров», - позднее уточнили в пресс-службе Южного регионального центра МЧС России .

Официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков сообщил, что в Адлер вылетела комиссия во главе с замминистром обороны Павлом Поповым . В то же время в Следственном комитете России сообщили, что будут изъята предполетная документация. Будут допрошены должностные лица, занимавшиеся подготовкой самолета к вылету на авиабазу «Хмеймим» в Сирии.

«Расследование уголовного дела о крушении самолета будут вести следователи центральный аппарат Следственного комитета России», - сообщила «Ленте.ру» официальный представитель ведомства Светлана Петренко .

Минобороны обнародовало список лиц, находившихся на борту Ту-154. Согласно данным ведомства, в самолете находились восемь членов экипажа, директор департамента культуры Минобороны Антон Губанков и его пресс-секретарь Оксана Батрутдинова, восемь военнослужащих (в их числе главный военный дирижер Российской армии Валерий Халилов), директор международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка. Также в Сирию летели этим рейсом девять журналистов и 6 музыканта военного ансамбля.

На официальном сайте телеканала «Звезда» сообщается, что в авиакатастрофе погибла их съемочная группа - корреспондент Павел Обухов, оператор Александр Суранов и помощник оператора Валерий Ржевский. «Первый канал» также озвучил имена журналистов, находившихся на борту Ту-154: это корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и звукооператор Александр Сойдов. По информации официального сайта телекомпании НТВ, от них в командировку в Сирию направлялись корреспондент Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов .

Катастрофу потерпел самолет Ту-154Б2 бортовой номер RA-85572, произведенный в 1983 году на Куйбышевском авиазаводе (ныне завод «Авиакор»).

По имеющимся учетным данным, самолет выработал относительно небольшую часть летного ресурса (менее 10 тысяч часов), налетывая в среднем около 300 часов в год, что относительно немного для пассажирских лайнеров, которые в гражданской авиации эксплуатируются с интенсивностью 1000 и более часов в год. Назначенный ресурс самолета составялял 37500 часов или 16 тысяч посадок, при этом он мог быть продлен до 60 тысяч часов и 22 тысяч посадок.

"Самолет перед вылетом прошел все плановые проверки и был исправен. Никаких претензий к техническому состоянию воздушного судна перед вылетом не было", - сообщил источник «Интерфакс» в экстренных службах.

Эксплуатант самолета - 223-й летный отряд Минобороны, российское государственное авиационное предприятие, обеспечивает авиационные перевозки в интересах государственных структур, а также выполняет нерегулярные грузовые и пассажирские перевозки - как правило, перевозя личный состав Вооруженных сил. Предприятие было организовано на базе 8-й авиационной дивизии особого назначения (8 адОСНАЗ, 8 адон) ВВС России в Чкаловском в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 15 января 1993 года № 37-рп «Об обеспечении деятельности 223 и 224 лётных отрядов Минобороны России» для воздушных перевозок в интересах госструктур. 223-й летный отряд эксплуатирует пассажирские машины, в то время как перевозками на военно-транспортных самолетах занимается 224-й летный отряд.

Ту-154Б-2 в настоящее время уже выведены из коммерческой эксплуатации в связи с несоответствием принятым нормам шумности и высоким расходом топлива, однако военные машины пока остаются в строю.

Самолет вылетел с подмосковного аэродрома Чкаловский, и должен был приземлиться на дозаправку в Моздоке, однако по погодным условиям аэродром дозаправки был изменен на Сочи.

Адлерский аэропорт печально известен в среде летчиков. В 2006 году трагедия произошла с Airbus A320-211 авиакомпании Armavia, выполнявшем рейс по маршруту Ереван - Сочи. При заходе на посадку в аэропорту Сочи самолёт рухнул в Чёрное море и полностью разрушился. Все находившиеся на его борту 105 пассажиров и 8 членов экипажа погибли. В числе жертв Артур Тумасян, игрок КВН, сценарист, один из авторов популярного шоу Comedy Club.

В октябре 1972 года под Адлером потерпел катастрофу Ил-18В компании «Аэрофлот» , в результате чего погибли 109 человек. Истинную причину катастрофы оказалось невозможным, так как обломки лайнера затонули на глубине около 1000 метров.

После череды летных происшествий в аэропорту Адлера была запрещена посада со стороны гор. Воздушные ворота принимают лайнеры исключительно сто стороны моря. Эксперты отмечают, что трудности у пилотов возникали преимущественно с посадкой самолетов, а не при взлете.