Роман Абрамович: биография и личная жизнь. Состояние и яхты Романа Абрамовича. На чём российские олигархи перемещают свои тела по миру И дом, и офис

ВСЕ ФОТО

Миллиардер Роман Абрамович оказался на первом месте в рейтинге бизнесменов, владеющих личными самолетами, составленном журналом "Финанс"

Авиалайнер Абрамович купил в 2004 году, он планировал сделать из воздушного судна штаб-квартиру, напоминает РИА "Новости" . По словам очевидцев, начинку этого самолета можно сравнить только с оснащением самолета президента США Барака Обамы. Так, лайнер Абрамовича оборудован противоракетной системой стоимостью в 1,5 миллиона долларов.

Второе место в списке владельце авиатранспорта занимает владелец Nafta Moskva, член Совета Федерации Сулейман Керимов . Ему принадлежат три самолета: Boeing 737-7BJ/W BBJ стоимостью 50–52 млн долларов, Gulfstream G-V за 35 млн долларов и Gulfstream G550, который оценивается в размере 55 млн долларов. Третье место занимает совладелец "Вимм-Билль-Данн" Давид Якобашвили , владеющий Bombardier Challenger 604 стоимостью 26–28 млн долларов и Gulfstream GV-SP, оценивающийся в 45 млн долларов.

Также в числе владельцев личных самолетов - президент группы "Онэксим" Михаил Прохоров , у него есть два воздушных судна: Gulfstream GV-SP за 45 млн долларов и Falcon 900 EX стоимостью 28-30 млн долларов. Председатель совета директоров и владелец банка "Русский стандарт" Рустам Тарико имеет Boeing 737-7BJ/W BBJ за 50-52 миллиона. Депутат Госдумы, совладелец "Металлоинвеста" Андрей Скоч владеет аэробусом A319-115CJ стоимостью около 50 млн долларов.

У основного владельца и председателя наблюдательного совета "Альфа-групп" Михаила Фридмана есть Bombardier Global Express за 48 млн долларов. Занимающий десятое место в рейтинге владелец Объединенной промышленной корпорации, член Совета федерации Сергей Пугачев владеет двумя самолетами: Falcon 2000 Ex Easy за 25 млн и Gulfstream IIB стоимостью 10 миллионов.

По данным экспертов, владельцев бизнес-джетов в России чуть более 450 человек. Под бизнес-джетом понимают небольшой реактивный самолет VIP-класса, чаще всего иностранного производства с количеством кресел не более 19. Как отмечают эксперты, тему владения самолетами российской бизнес-элитой обсуждать не принято. При этом почти все такие самолеты чаще всего зарегистрированы на коммерческие структуры.

По слухам, владельцами авиатранспорта также являются некоторые политики и артисты. Так, у Филиппа Киркорова , по некоторым данным, есть американский самолет Cessna Citation III. Единоросс, член комитета Госдумы по труду и социальной политике Григорий Аникеев указал в налоговой декларации , что он владеет самолетом Falcon 2000 Ex Easy. Губернатор Калининградской области Георгий Боос также признался, что в 2009 году приобрел самолет на 9 мест.

Что касается самолетов, на которых передвигается президент Медведев, то, как стало известно, недавно для президентского авиаотряда были приобретены иностранные самолеты категории Falcon по цене 50 млн долларов за штуку. Французская машина класса heavy jets в пять раз экономичнее, чем, например, отечественный лайнер Ил-96-300.

По данным журнала, на джетах перемещаются по миру предприниматели, способные купить несколько крылатых машин, – Олег Дерипаска, Михаил Прохоров, Виктор Вексельберг .

Преимущественно из джетов состоит флот фирм, занимающихся организацией VIP-перевозок. Таких компаний в стране, по разным данным, насчитывается несколько десятков. По словам источников, самый богатый человек России Владимир Лисин не владеет личным самолетом, а пользуется услугами VIP-авиакомпании, базирующейся во "Внуково-3". Однако, как правило, клиентура у арендованных самолетов другая - их услугами пользуются около 4,5 тыс. бизнесменов, которые не хотят приобретать самолет или летают не очень часто. Так, за перелет в Европу эти люди готовы выложить около 30-40 тыс. евро.

Одной из причин, по которой состоятельные люди приобретают собственные самолеты, - сложные маршруты, когда в ограниченные сроки надо побывать в нескольких местах. Так, президент банка "Авангард" Кирилл Миновалов самостоятельно пилотирует свой самолет Cessna и таким образом эффективно управляет своим временем, совершая переговоры с партнерами в Европе. Он занимается солодовенным и стекольным бизнесом. По статистике, до 80% полетов бизнес-джеты совершают в аэропорты, где нет регулярного расписания или оно ограничено двумя-тремя рейсами.

Еще одна проблема, которую решают приобретением самолета богатые люди, - безопасность. Ведь любой владелец бизнес-джета летает не в одиночестве, а вместе с менеджерами и охраной. Если бы бизнесмен пользовался рейсовым или чартерным самолетом, ему приходилось бы выкупать полсалона для своей команды.

Российский парк джетов по большей части состоит из корпоративных машин, которые используются прежде всего в интересах юридических лиц. Для таких предпринимателей собственный борт становится вложением в повышение эффективности бизнеса и коммуникативных возможностей компании, отмечают эксперты.

Тем не менее дела не у всех состоятельных людей идут хорошо. Некоторые вынуждены продавать свои самолеты. В прошлом году много машин было выставлено на продажу, но никого они не заинтересовали. Так, от собственных судов безуспешно пытались избавиться совладельцы Sibir Energy Шалва Чигиринский и Mirax Group Сергей Полонский . Израильский бизнесмен Лев Леваев , владеющий в России компанией AFI Development, все же продал свой Bombardier Global 5000 за 46 млн долларов.

Голливудская звезда Харрисон Форд снимался в роли пилота в нескольких довольно известных картинах, таких как «Самолет президента» или «Звездные войны», но и в жизни считается неплохим пилотом. Не зря в 2001 году «Федеральное Управление Авиации» США (FAA) привлекало Форда для участия в компании по предотвращению вторжений на взлетно-посадочные полосы. Собственный «Cessna 525B CJ3» стоимостью около $8 миллионов, который может с комфортом доставить 6 пассажиров на расстояние более 3 000 км, Харрисон Форд пилотирует сам.

Один из величайших гонщиков «Формулы-1», Михаэль Шумахер, приобрел этот реактивный самолет бизнес-класса за $28,5 миллионов в 2002 году. В то время Михаэль был действующим автогонщиком команды «Ferrari» и часто прилетал в места проведения очередных гран-при именно на этом самолете. Скорее всего Шумахера заинтересовал не столько комфортабельный люксовый салон, а скорость, которую может развить этот самолет - 900 км/ч.


Этот самолет, принадлежащий компании «Challenger Administration LLC», расположенной в Вашингтоне, зарегистрирован на имя основателя «Microsoft» Билла Гейтса. Он создан, чтобы с комфортом переместить 8 человек на расстояние, равное перелету из Лос-Анджелеса в Москву или из Нью-Йорка в Токио. В бортовом номере этого самолета(N887WM) присутствуют первые буквы от имен родителей Гейтса «William» и «Maria».


Convair 880 Элвиса Пресли был приобретен в 1975 году за, тогда существенные деньги, $ 250 000. Сразу был переоборудован — вместо 110 пассажиров он теперь мог вместить лишь 28, но зато был установлен большой стол для переговоров, огромные кожаные кресла и бар. После модернизации он стоил уже $600 000. Пресли назвал этот самолет «Lisa Marie» - в честь своей дочери.


Марк Кубан, основатель компании «broadcast.com», приобрел «Боинг» 767-277 для баскетбольной команды «Dallas Mavericks», владельцем которой он является. Этот самолет оборудован специально разработанными креслами, чтобы обеспечивать максимальный комфорт для высокорослых игроков.


Роман Абрамович сделал свое состояние в основном во время приватизации нефтедобывающей промышленности России. Но за рубежом он известен прежде всего как владелец футбольного клуба «Челси». Его личный «Boeing 767», обслуживаемый в лондонском «Luton Airport» в 51 км от Лондона, окрашен довольно неприметно в отличие от интерьера.Внутри самолет отделан натуральным золотом и красным деревом.


Несмотря на то, что Боинг 767 довольно большой самолет, Абрамович стал владельцем новейшего гиганта «Aerobus A-380». Абрамович одним из первых заказал этот самолет на авиасалоне в Ле Бурже. Самолет доставят его владельцу лишь в 2011 году, тогда после переоборудования стоимость его составит $400 миллионов. Для Абрамовича его оборудуют несколькими гостиными, залом для переговоров и роскошными апартаментами. Это самый большой пассажирский авиалайнер, который изначально мог вмещать 380 пассажиров.


Boeing 727-23 Дональда Трампа первоначально принадлежал компании «American Airlines», но затем был выкуплен «D.J. Aerospace», одной из компаний американского миллиардера. Кресла из светлой кожи, позолоченные застежки ремней безопасности, картинная галерея, специальное мягкое освещение и личный обслуживающий персонал - все направлено на самое комфортное путешествие Дональда Трампа и его гостей. Эмблема «Trump» на борту в высоту более метра, 9 метров в ширину и изготовлена из 23-каратового листа золота.


Этот Боинг 747-430 принадлежит правителю Брунея Хаджи Хассанал Болкиах, одному из самых богатых людей мира, который также известен как владелец одной из самых потрясающих коллекций автомобилей и произведений искусств. Этот самолет является самым дорогим частным самолетом - его интерьер отделан чистым золотом, натуральной дорогой кожей и настоящим хрусталем. Стоимость этого самолета более $120 миллионов. Правитель Брунея владеет также 2-мя «Aerobus A-340» и новым «Boeing-767».


Актер Джон Траволта является лицензированным пилотом авиакомпании «Qantas», что позволяет ему пилотировать пассажирские авиалайнеры такие как Боинг-707. К своим 54 годам Траволта налетал более 5 тысяч часов, владеет 5 самолетами, в том числе: «Boeing-707», двумя «LearJet 24B», «Gulfstream 2» а также «Canadair CT-114», на котором обычно обучают военных пилотов правилам ведения боя и фигурам высшего пилотажа. На территории его резиденции в Джемболейре, во Флориде, оборудована взлетно-посадочная полоса, длиной 2 км и рулежная дорожка, ведущая прямо к дому.

Частный инвестор Роман Абрамович – Boeing 767-300ER, номер P4-MES

Боинг, на котором передвигается Роман Абрамович , часто можно увидеть на фотографиях споттеров (любителей фотографировать самолеты) в разных уголках планеты: Ницца, Зальцбург, Сен-Мартен, Тель-Авив. Богатая география объяснима возможностями Boeing 767-300ER, зарегистрированного на острове Аруба. Префикс ER в модификации этого 11-летнего судна означает увеличенную дальность полета, что позволяет совершать беспересадочные перелеты на расстояние до 11 000 километров.

По данным Boeing, такой лайнер может вмещать до 245 пассажиров, его длина 54,9 метров, размах крыльев - 47,6 метров, каталожная стоимость - $191,5 млн. Среди споттеров самолет получил кличку «Бандит» за характерную черную полосу у кабины пилотов, напоминающую темные очки. Модель «Бандита» в масштабе 1:500 даже продается в сувенирных магазинах.

Председатель наблюдательного совета «Альфа-групп» Михаил Фридман – Ми-171, номер RA-25777

Весьма необычное средство передвижения, хотя бы по той причине, что это вертолет в интересной окраске и со счастливым регистрационным номером, оканчивающимся на три семерки. Ми-171 бороздит небо в интересах ООО "Альфа-Аэро", входившее в Альфа-Банк , вероятно, на этом вертолете он летает на свою базу отдыха в Тверской области. Согласно данным производителя, максимальная дальность полета такого судна - 600-800 километров в зависимости от комплектации, крейсерская скорость - 230 километров в час, каталожная стоимость - $10 млн.

Председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков – Boeing 737-7FY, номер P4-AFK

«Самолет — жизненная необходимость, естественно, [он у меня] есть, и глупо отказываться от того, что облегчает жизнь и работу», - говорил предприниматель в интервью «Ведомостям» в конце 2013 года. У АФК «Система» в пользовании несколько самолетов, и на борту восьмилетнего Boeing 737-7FYс салоном в VIP-конфигурации Евтушенков, скорее всего, бывал. О принадлежности к АФК «Система» данного лайнера говорит не только его регистрация (P4-AFK), но и логотип компании, нанесенный на хвост лайнера.

Владелец группы «Онэксим» Михаил Прохоров – Airbus A319, номер M-RBUS

Весной прошлого года Главная военная прокуратура России выясняла обстоятельства заказа самолета Минобороны РФ, который летал на Сейшелы: оказалось, борт был зафрахтован компанией "Онэксим групп" за 740 000 рублей. СМИ писали, что Михаил Прохоров возил на острова моделей и музыкантов: группу «Машина времени» и певцов Потапа и Настю Каменских.

Известно и о другом средстве передвижения миллиардера, арендованном на более долгий срок, это Airbus A319 возрастом почти шесть лет, зарегистрированный в компании Global Jet Luxembourg. Это большой лайнер с динамичной окраской и позывным Silver Arrows. Согласно спецификациям Airbus, длина такого самолета 33,8 метра, размах крыльев 35,8 метра, в нем помещается до 156 пассажиров, а каталожная стоимость составляет $88,6 млн. Впрочем, интерьер лайнера, скорее всего, специально переделан под нужды клиента.

Частный инвестор Дмитрий Рыболовлев – Airbus A319-133, номер M-KATE

Борт Airbus A319 с регистрацией M-KATE несколько лет назад привлек внимание журналистов, прежде всего британских. Репортеры пытались разобраться, имеет ли самолет с такой говорящей регистрацией какое-либо отношение к Кейт Миддлтон, супруге герцога Кембриджского, принца Уильяма. Оказалось, что красавец-лайнер связан с российским бизнесменом Дмитрием Рыболовлевым : СМИ предположили, что А319 получил такую регистрацию в честь дочери Рыболовлева - Катерины. Самолет принадлежал фирме Sophar Property Holding BVI, которую "Уралкалий" приобрел, еще будучи под контролем Рыболовлева. После продажи «Уралкалия» предприниматель выкупил у Sophar ее активы.

Председатель совета директоров банка «Русский стандарт» Рустам Тарико - Boeing 737-7BC, номер VP-BRT

Рустам Тарико совершает полеты на тринадцатилетнем Boeing 737-7BC, зарегистрированном на Бермудах под номером VP-BRT (RT, как несложно догадаться, - инициалы бизнесмена). Борт украшен витиеватыми узорами, а на хвосте нарисованы медведь и орел, те же, что на этикетке водки или вывеске банка «Русский Стандарт». Размах крыльев - 34,3 метра, длина - 33,6 метра, максимальная дальность полета - до 6000 километров. Цена аналогичного типа, согласно каталогу - $78,3 млн. Префикс BC в модели говорит о том, что в работе над самолетом принимало участие специальное подразделение Boeing Business Jet, которое создает лайнеры для корпоративных и частных клиентов.

Член совета директоров ОАО «Новатэк» Геннадий Тимченко – Gulfstream G650, номер OH-GVV

Человек, входящий в десятку богатейших людей России, в деловой авиации был известен не только как пассажир, но и как весьма активный игрок. Так было до весны 2014 года, когда структура Volga Group продала долю в частном авиаперевозчике Airfix Aviation Oy неназванному инвестору. Как следует из записей реестров, компания осуществляла обслуживание Gulfstream G650 с регистрацией OH-GVV, на котором, скорее всего, и предпочитал путешествовать Геннадий Тимченко (самолет способен совершить беспосадочный перелет на расстояние 12 964 километра и брать на борт до 18 пассажиров).

В августе прошлого года бизнесмен пожаловался в интервью ИТАР-ТАСС, что из-за санкций Gulfstream не может продавать ему новые самолеты и обслуживать уже купленные. Таким образом, он вынужден запрашивать чартерные рейсы, когда ему требуется куда-то полететь.

Председатель совета директоров банка «Тинькофф кредитные системы» Олег Тиньков – Dassault Falcon 900LX, номерM-TINK

Бизнесмен Олег Тиньков предпочитает совершать путешествия на борту Falcon 900LX с регистрацией M-TINK, как следует из фотографий его аккаунта в социальных сетях. Узнаваемая деталь - герб на хвосте самолета, тот же, что видят клиенты банка «Тинькофф» на карточках и официальных документах. Согласно данным производителя, самолет этого типа имеет размах крыльев 21,38 метра, вмешает до 19 пассажиров, может совершать беспосадочные перелеты на расстояние до 8890 километров, к примеру, долететь из Москвы до Токио. Стоимость самолета на рынке от $20 млн до $32 млн в зависимости от состояния, модификации и комплектации.

Основатель и основной акционер USM Holdings Алишер Усманов – Airbus A340-300, номер M-IABU

Лайнер Алишера Усманова - самый большой среди всех самолетов участников рейтинга богатейших россиян. Бизнесмен, четыре года подряд занимавший первую строчку в рейтинге (в списке-2015 он ), предпочитает летать на широкофюзеляжном Airbus A340-300 c регистрацией M-IABU. Возраст самолета - 6,5 лет.

Согласно данным Airbus, дальность полета самолетов этого типа - до 13 700 километров, размах крыльев - 60,3 метра, длина - 63,69 метра, вместимость - до 440 пассажиров в одноклассовой компоновке, каталожная цена в 2011 году составляла $238 млн, сейчас самолет уже снят с производства. Лайнер называется Bourkhan (считается, что в честь отца Алишера Усманова), а его регистрацию можно расшифровать как «Я, Алишер Бурханович Усманов (I, Alischer Burchanovich Usmanov).

Сейчас персональные самолёты на пике популярности – почти все преуспевающие бизнесмены предпочитают традиционным пассажирским лайнерам собственные воздушные суда. К слову, на эту пресловутую частную авиацию тратятся баснословные деньги – иногда каталожная стоимость, запрошенная за транспортное средство, увеличивается в несколько раз за счёт модификаций и различных усовершенствований.

Российские бизнесмены не отстают от зарубежья, где многие уже обзавелись частными лайнерами. Роман Абрамович, один из самых состоятельных персон современности, также обзавёлся несколькими самолётами. Наиболее ярким является известный «Бандит». В арсенале у миллиардера числится Boeing 767-300AER, но это не первое его приобретение. Личная авиация российского предпринимателя началась с Boeing Business Jet, который по сути является усовершенствованным вариантом модели Boeing 737-700 (естественно, усовершенствования проводились на уровне VIP).

Когда Роман Абрамович занял пост губернатора Чукотского автономного округа, для него ребром встала проблема транспортной доступности – не всегда можно было с лёгкостью попасть на территорию этого российского региона. Осуществлять беспосадочные перелёты однозначно не удавалось – предлагался вариант регулярного рейса до Анадыря из Москвы на Ту-154М, но самолёт не мог летать на дальние дистанции без дозаправки (остановка делалась в Игарке). Это слишком долго. Поэтому приобретение персонального транспортного средства именно для путешествий по небу стало необходимостью для миллиардера.

Смотрите также: Ryanair дал себя уговорить Украине

Любимец бизнесмена – Boeing 767-33A/ER

Многофункциональный красавец, Boeing 767-33A/ER (с бортовым номером P4-MES), не так давно появился у российского бизнесмена. Роман Абрамович получил его после заказа лайнера гавайскими авиалиниями, который отменился в 2004 году. Тогда же самолёт практически удовлетворил все потребности Абрамовича – потребовалось лишь переоборудование и оформление документов (включая регистрацию на Арубе). Сейчас лайнер может в любой момент отправиться в заданный путь для миллиардера, его базой остаётся аэропорт Станстед (Великобритания).

Смотрите также: В аэропорту Токио экстренно закрыли взлетно-посадочную полосу

Персональные самолёты – это вовсе недешёво. Поэтому неудивительно, что согласно каталожным данным 767-300AER стоит как минимум 180 000 000 долларов. Проведённые модификации могут увеличить стоимость воздушного судна до 300 000 000 долларов.

О дизайне самолётов Абрамовича

Boeing 767-300AER – самолёт, который легко узнать среди сотни других. Почему? Он особенно ярков выделяется за счёт запоминающейся окраски: корпус обвивают бело-серо-коричневые линии. Но это ещё не всё. Узнать это воздушное судно всегда получится из-за косых чёрных полос, которые размещаются рядом с окнами, выходящими на кабину пилотов сбоку. Эта примечательная фигура дизайна у многих может вызвать ассоциацию с маской, поэтому самолёт Романа Абрамовича, известного и состоятельного предпринимателя РФ, так и называется – «Бандит».

Богатые россияне, о которых часто пишет русский Forbs, – люди с причудами, причём на эти причуды у них есть деньги. Мы уже писали о том, в каких домах живут отечественные миллиардеры и на каких яхтах передвигаются по морям и океанам. Настало время присмотреться ещё к одному почти обязательному атрибуту имиджа олигархов – собственным самолётам.

Отнести личный самолёт к разряду причуд, впрочем, не всегда будет верным решением. Порой собственный лайнер нужен просто оттого, что «время дороже денег». К тому же зачастую личный джет не является собственностью физлица – он может находиться в аренде или принадлежать корпорации, которая предоставляет его владельцу бизнеса.

В авиапарке российских миллиардеров есть самые разнообразные образцы авиатехники – от Як-142 до Boeing 767-300 и армейских вертолётов. Вместительные дальнемагистральные Boeing и Airbus используются для дальних перелётов. Однако они крайне дороги в обслуживании, и потому более популярны среди миллиардеров менее вместительные Falcon, Gulfstream и Bombardier. Всего, по ряду данных, в РФ насчитывается около 500 частных VIP-самолётов.

По словам самих VIP-пас­сажиров, от самолётов им прежде всего нужны безопасность, надёжность, скорость и определённый уровень комфорта. Олигархи понимают, для каких целей нужны им самолёты, и оборудуют их под имеющиеся задачи и свои вкусы, отчего интерьеры воздушных кораблей зачастую отражают индивидуальность личности их владельцев. Кто-то из богачей оформляет самолёт в стиле hi-tech, кто-то любит золотую восточную роскошь и дорогие ковры, кто-то устраивает картинную галерею из подлинников или библиотеку. Кроме того, есть оригиналы, у которых самолёт внутри выглядит как изба или как ресторан. Есть и приверженцы здорового образа жизни, обустраивающие в самолёте спортзал с беговыми дорожками и велотренажёрами. Впрочем, в отделке есть ограничения – так, запрещено устанавливать бильярдные столы, тяжёлые ванны, а также использовать пожароопасные и громоздкие материалы (например, мрамор). В целом на индивидуальную отделку салона самолёта в Швейцарии обычно уходит один-два года и до 20 млн долларов. Содержание же воздушного замка обходится в 3–5% от его стоимости в год и зависит от страны приписки.

Кто, как и с кем летает

Частный парк самолётов делится на парк крупных лайнеров, которые отправляются в полёт только по разрешению диспетчерских служб, и небольшие самолёты, вылетающие лишь с уведомлением. Все они могут быть как частной, так и корпоративной собственностью. Есть ещё и арендная бизнес-авиация, используемая бизнесменами и чиновниками, – впрочем, чиновники чаще пользуются рейсовыми самолётами. На арендованных самолётах полёты недёшевы: средний чек составляет миллион рублей и более. Имеется и ценник на наиболее часто заказываемые маршруты: для примера, расценки на аренду четырёхместного самолёта из Москвы туда и обратно до Куршевеля составляют от 40 тыс. евро, до Мальдивских островов – от 80 тыс. евро, до Ниццы и Парижа – от 30 тыс. евро. Понятно, что всё это услуги не для бедных.

Показательно, что почти вся лётная бизнес-техника, и частная и корпоративная, обычно регистрируется в офшорах и не платит российские налоги, хотя и базируется в РФ.

Стоимость обслуживания частных самолётов, включая сами полёты, может составлять от 100 тыс. долларов и до нескольких миллионов в год.

Стандарт при расчётах: четыре пилота, один инженер, две-три стюардессы и один менеджер. Кстати о персонале: месячные оклады пилотов в бизнес-авиации составляют 12–15 тыс. долларов, стюардесс – 2,5–5 тыс., но эти деньги даются им нелёгким трудом: стюардесса должна владеть иностранным языком, основами психологии, медицинскими навыками, разбираться в винах и кухнях различных народов, а заодно и в моющих средствах, с помощью которых обслуживается салон. Заказ питания на борт (популярен ресторан «Пушкин» на Тверском бульваре) и наведение порядка и чистоты в самолётах – это тоже обязанность бортпроводника. Высокие нагрузки на организм часто приводят к профзаболеваниям стюардесс: забывчивости из-за кислородного голодания, бесплодию, онкозаболеваниям, варикозу и т.д. Вот так – или здоровье, или деньги. Кстати, за эти деньги и IQ требуют, ну и внешность, конечно, должна быть привлекательной, чтобы на фоне дорогого самолёта смотрелась адекватно.

Олигархи приватизируют аэропорты

Внуково-3 на территории Внукова – крупнейший бизнес-аэропорт в Европе. В среднем отсюда выполняется 35–40 тыс. частных рейсов в год, что составляет 90% всех российских бизнес-полётов. Комплекс для обслуживания самолётов бизнес-класса и VIP-пассажиров находится под круглосуточной жёсткой охраной. Вылеты и прилёты VIP-самолётов не объявляются и не значатся в расписаниях, а VIP-пассажиры прилетают и улетают через спецтерминалы, где их никто не видит. По количеству рейсов в определённом направлении можно составить мнение о том, что происходит в бизнес-сообществе. К примеру, по сравнению с 2014 годом в минувшем 2016-м сократились на 30% полёты во Францию, почти до нуля упало количество рейсов на Украину. Зато число вылетов на Мальту увеличилось с 39 до 120. Любопытно, к чему бы это?

У Внукова-3 есть ещё одна особенность. Именно этим портом пользуются те, кому надо как можно быстрее покинуть страну. Именно отсюда не так давно хотел улететь на арендном самолёте президент Анталбанка Магомед Мухиев, подозреваемый в хищении 30 млрд рублей. Похоже, что именно отсюда стартовал и банкир Бородин, обвиняемый в хищении в Банке Москвы 62 млрд рублей, а также ряд других господ, опередивших прокуратуру. Отсюда же улетал, загрузив в самолёт антиквариат, картины и даже улья, экс-мэр Москвы Юрий Лужков. Из этого же аэропорта богатые люди вылетают за рубеж к врачам и косметологам.

КСТАТИ

В 2013 году Дмитрий Медведев подписал указ о выходе государства из владения аэропортом Внуково. Одно из главных достоинств этого порта – его высокая доходность. В своё время порт очень хотела заполучить Москва – не получилось. Однако деньги столица вложила в него приличные, а в последние годы во Внуково-3 много вложился госбюджет.

Аэропорты – это стратегические объекты, отчего они, как правило, находятся в госсобственности. Однако правительство Медведева так не считает, целенаправленно передавая крупнейшие аэропорты под олигархическое управление. Уже сформировались группы аэропортов Виктора Вексельберга и Олега Дерипаски . Таким образом государство лишается доходов от аэропортов и отказывается в пользу олигархов от стратегического ресурса.

Forbes относительно приватизации Внукова сообщил, что частные акционеры будут владеть контрольным пакетом, консолидированным ОАО «Международный аэропорт Внуково» (75%), в которых 81% будет у Скоча, совладельца USM holdings Усманова. У частников будет опцион на выкуп оставшихся 25–30% акций государства. Внуково в дальнейшем может войти в USM Holdings Алишера Усманова . Схема проста: в ответ на инвестицию относительно небольших средств олигархи получат огромный кусок государственной собственности. Это не только аэропорт, а ещё и железнодорожный подъезд, и автодорога, и окружающая инфраструктура, и земля в направлениях, где в основном проживает российская бизнес-элита: Рублёвское, Можайское и Новорижское шоссе. Чем не продолжение залоговых аукционов?

Любимые самолёты олигархов

1. Airbus А340-300.

Владелец – Алишер Усманов

Стоимость – 350 млн долларов.


Алишер Усманов имеет несколько самолётов, но Airbus А340-300 самый крупный из них. На его дооснащение было потрачено 112 млн долларов. У самолёта четыре двигателя, дальность его полёта – 13 500 километров. В мире таких самолётов не более 30. Лайнер назван в честь отца олигарха «Бурхан» (яхта олигарха названа в честь его матери). Бортовой № M-IABU в «переводе», видимо, расшифровывается как «о-ов Мэн, Я-А.Б. Усманов».

2. Boeing 767-300ER.

Владелец – Роман Абрамович

Стоимость – 191 млн долларов.


Известно, что самолёт зарегистрирован в офшоре Аруба (Карибы, Нидерланды). Дальность полёта этого Boeingа – 11 тыс. километров. Вместимость лайнера –

245 пассажиров. Самолёт иногда называют «бандитом» за характерные чёрные «очки» у кабины пилотов и тёмную полосу вдоль самолёта. Кроме Боинга у Абрамовича есть и другие личные самолёты.

3. Airbus A319 M-RBUS.

Владелец – Михаил Прохоров


Это большой 6-летний лайнер с динамичной окраской и позывным Silver Arrows. Длина самолёта, на котором предпочитает летать политик и миллиардер, – 33,8 метра, размах крыльев – 35,8 метра. В салоне могут разместиться до 156 пассажиров. Каталожная стоимость составляет 88,6 млн долларов. Впрочем, интерьер лайнера скорее всего специально переделан под нужды собственника.

4. Airbus A319-133.

Владелец – Дмитрий Рыболовлев

Стоимость – 86 млн долларов.


Лайнер имеет бортовой номер M-KATE в честь дочери олигарха Екатерины. В стандартном самолёте помещается до 156 пассажиров, бизнес-модификация принимает на борт до 19 человек, дальность полёта – до 12 тыс. километров. Дмитрий Рыболовлев одним из первых стал заниматься ценными бумагами и их скупкой. Увлекается коллекционированием работ импрессионистов, проживает в Монако. Основа его состояния – средства, полученные от продажи «Уралкалия».

5. Airbus A319-115 CJ.

Владелец – Андрей Скоч

Стоимость – 50 млн долларов.


Через отца, которому девятый десяток и на которого переписан бизнес, Андрей Скоч участвует в компании USM Holdings, основным собственником которой является Алишер Усманов. Также Скоч владеет значительной долей в аэропорту Внуково. USM Holdings объединяет металлургические, телекоммуникационные и интернет-активы партнёров.

6. Gulfstream

Владелец – Владимир Потанин

Стоимость – 33 млн долларов.


Самолёт рассчитан на 19 пассажиров. Его высота полёта – 15 километров, дальность полёта – 12,5 тыс. километров, скорость – 850 километров в час. Потанин работал в структурах Министерства внешней торговли СССР, создал внешнеэкономическую ассоциацию «Интеррос», продавал природные ресурсы, создал ОНЭКСИМ Банк (вероятно, с использованием денег КПСС), родил идею залоговых аукционов и через них на небольшие заёмные деньги получил нефтяную компанию «Сиданко», Новороссийское морское пароходство и «Норникель». Капиталы заработаны на «Норникеле», в Росбанке и на покупке и перепродаже активов.

7. Bombardier BD-700 Global Express. Владелец – Виктор Вексельберг

Стоимость – 23 млн долларов.


Вексельберг – основатель российско-американского СП «Ренова» и алюминиевого холдинга «СУАЛ». Его состояние оценивается в 12,4 млрд долларов. Большие заработки у Виктора Вексельберга пошли после покупки генерирующих мощностей (КЭС-холдинг) и завышения тарифов предоставляемых услуг и активной работы с ИЦ «Сколково», очень щедро финансируемым Минфином. По данным «Руспрес», если Следственный комитет активно займётся ИЦ, то В.Ф. действительно может срочно потребоваться самолёт. Впрочем, Виктор Вексельберг является членом многих общественных организаций и пользуется поддержкой попечительского совета фонда «Сколково», в состав которого входят Дмитрий Медведев, Владислав Сурков и Аркадий Дворкович, так что ему, видимо, доверяют.

8. Boeing 737-7BJ/W BBJ.

Владелец – Сулейман Керимов

Стоимость – 50 млн долларов.


Модель рассчитана на 19 пассажиров, дальность полёта – 9300 километров при скорости 850 километров в час. У Керимова ещё есть и Gulfstream G-V за 35 миллионов. Семье Керимовых принадлежит 61% акций компании «Полюс» (бывшая «Полюс золото») – крупнейшего производителя золота в РФ, а также международный аэропорт Махачкалы. Кроме того, Керимов владеет компанией «Нафта Москва». В 2015 году Керимов продал гостиницу «Москва». Состояние сделал, инвестируя в растущие акции. С 2008 года – член СФ от Дагестана.

9. Boeing 737-7BJ/W BBJ.

Владелец – Рустам Тарико

Такой же джет имеет владелец банка и водочного бренда «Русский стандарт» Рустам Тарико. Сейчас у компании Тарико «Руст» рост продаж водки, но банк «Русский стандарт», по сообщению «Утроnews», шатается. Банк должен около 70 млрд рублей, причина – долги по кредитам, предоставлявшимся в валюте. Тарико уже продал любимую яхту, но самолёт пока придерживает – вдруг ещё понадобится.