Северный Таиланд — маршрут из города Пай в Мае Хонг Сон (Pai — Mae Hong Son): дороги, достопримечательности, фото. Как добраться из Чиангмай в Пай и обратно – просто и недорого

Дорога из Чанг Мая в Пай оказалась неожиданно тяжелой. Не буду описывать подробности, скажу только, что все окна нашей маршрутки были заняты, а водителю придётся заехать на мойку. Путь до Пая хоть и не длинный, но проложен через горы по жёсткому серпантину. На первой остановке мы с Никой купили таблетки от укачивания, и это нас спасло, а все остальные заблювали там буквально всё. Водитель при этом категорически не хотел останавливаться, видимо это стандартная ситуация. Ну а в остальном всё было чудесно, кое-как часа за три мы доехали до Пая.

Прибыв на место, мы, как и все наши попутчики, первым делом арендовали байк. Байки в Пае можно арендовать только в одном месте, в нескольких мерах от конечной остановки находятся несколько сервисов проката. Так что если вы планируете арендовать байк, то лучше это сделать сразу, стоит это удовольствие от 100 бат за один день.

Вообще, Пай - очень туристический город, найти там гест или хороший резорт проблемы не составит. В пункте проката байков мы взяли карту города, на которой отмечены все основные резорты с указанными ценами. После изнуряюще жарких ночей в Чанг Мае , мы решили, что нужно брать домик с кондиционером. Так и сделали. Сняли дом в хорошем резорте за 600 бат. Но после первой же ночи поняли, что в кондиционере нет никакого смысла. Днём в Пае стоит жара 35 градусов, а ночью холодно. Так что на следующий день мы переселились в другой резорт за 250 бат.

Поиск отелей в городе Пай:

Общие впечатления от города

От Пая мы остались в полном восторге. Это такой городок, куда хочется приезжать на некоторое время, чтобы отдохнуть от городской суеты и зарядиться творческой энергией. Все туристы тут, в основном европейские хиппи-бэкпекеры и азиаты, все очень весёлые позитивные ребята без комплексов. Вообще Пай оставляет о себе сильное впечатление хиппи города. Всем, кто не заморочен на роскоши, здесь очень понравится.

Ну а самое яркое впечатление, конечно же, производят горные пейзажи в окрестностях города, особенно по пути в пещеру Lod, о ней мы сняли отдельное видео. Сейчас правда в Таиланде стоит засушливый сезон, и все горы затянуты дымкой (из-за многочисленных лесных пожаров), но всё равно очень красиво, особенно вечером.

Пожар в лесу:

А ещё в Пае есть очень много разных магазинов, в которых продаются всякие ненужные штуки ручной работы, Нику из них было очень сложно вытаскивать.

Единственное что нас разочаровало в Пае это то, что здесь днём с огнём не сыщешь свежих фруктов. Мы объездили весь город, но так и не нашли ни одного фруктового рынка.

Первое впечатление о городе и наше жильё в Пае:

Достопримечательности Пая

Как я уже говорил, в пункте проката байков мы взяли карту города, на которой отмечены два туристический маршрута по Паю. По малому маршруту мы проехались в первый же день, ничего особо интересного там не было. Зато на следующий день мы посетили три основные достопримечательности Пая, о которых сняли видео и сделали несколько фотографий. Ниже я вкратце расскажу о каждой из них.

Это обязательный к посещению пункт у всех туристов, приезжающих в Пай. Каньон не производит особо сильного впечатления, но всё равно там довольно красиво, и это место однозначно стоит потраченного на него времени.

Источник открыт для посещения с 7 утра до 18 вечера. Вход платный, 200 бат для иностранных туристов и 40 бат для тайцев или для обладателей тайского водительского удостоверения. На территории источника сейчас ведётся активное строительство, но, несмотря на это, там можно прекрасно провести время. Температура воды в купелях 35 градусов. После купания в горячей воде, на воздухе чувствуешь себя очень комфортно, даже в жару.

По пути на горячий источник находится ещё одна достопримечательность Пая - мемориальный мост:

Видео достопримечательностей большого туристического маршрута в Пае:

Пещера Лод (Lod Cave)

Ну и последняя достопримечательность, которая по нашему мнению является главной достопримечательностью Пая - это пещера Lod Cave. Находится она в противоположной стороне от малого и большого туристических маршрутов, обозначенных на карте Пая. Ехать до неё, примерно, 45 км. По дороге есть указатели на пещеру, но лучше периодически спрашивать направление у местных жителей. Дорога в пещеру проложена по горному серпантину и по пути открываются шикарные виды на горы и рисовые поля.

За вход в пещеру Lod Cave мы заплатили 550 бат (150 бат за гида с лампой и 400 бат за плот). Это цена для группы, состоящей из 1-3 человек.

Вся экскурсия длится около полутора часов. Вы загружаетесь на бамбуковые плоты и плывёте по огромной пещере, несколько раз останавливаясь и гуляя по её залам. Наверное, это одна из самых запоминающихся экскурсий, которые мы с Никой когда-либо посещали. Реально там очень круто. На видео, к сожалению, не видно, но пещера действительно огромная и производит колоссальное впечатление.

Видео нашего посещения пещеры Lod Cave в Пае:

Конечно, это далеко не все достопримечательности Пая, но для первого раза впечатлений нам хватило. В следующий раз планируем вернуться сюда в сезон дождей, когда можно будет съездить на водопады и полюбоваться горными пейзажами без дымки. Ну а завтра утром выезжаем в Чианг Дао (но приехаи мы в ). Из Пая туда добраться можно только через Чанг Май , так что нас опять ожидает сверх напряжённый горный переезд.

Первые с кондиционером в салоне и стоят 150 бат, а вторые - имеют лишь вентилятор (цена 80 бат). Лучше берите минивэны, автобусы хороши лишь по утрам и ближе к вечеру, когда солнце ещё не стало печь (в 7-8 утра на улице вполне может быть +16…+18 и кондиционеры в минибасах не включают). Маршрутки ходят каждый час, начиная с 6:30. Последний минивэн идёт в Пай из Чианг Мая в 17:30 ч. Но лучше поехать на предпоследнем, вдруг последний отменят.

Вся дорога в Пай занимает 3 ч. Иногда чуть меньше, иногда чуть больше, всё зависит от лихачества водителя и остановок на перекур и перекус. Самое быстрое за сколько доехал автор статьи - это 2 ч 40 минут, а самое медленное - 3 ч 20 минут. В первом случае водитель ни разу не делал остановок, а во-втором - остановился у туалета и забегаловки на 15 минут. Также я заметил, что из Пая в Чианг Май добираться быстрее, чем наоборот. Видимо в первом случае больше спусков, а во вторых больше подъёмов. Сначала в Пай едешь по прямому шоссе около полутора часов на скорости 80-100 км/ч, а вот потом дорога начинает петлять по горам по долам и последний участок минивэн тащится под 30-40 км/ч. Поэтому, несмотря на то, что весь путь меньше 200 км, но доехать за 2 ч (как на ровной дороге) никогда не получается.

В Пае нет автовокзала, имеется лишь маленький закоулок метров 40-50 длиной, в который и заворачивают минивэны. Там же находится маленькая будка, где продают билеты в Чианг Май и Мэхонгсон. Никаких надписей, что это автовокзал не существует. Эта автобусная остановка находится в самом центре Пая, на Волкинг стрит. Именно на этой улице расположено большинство ресторанов и баров. После 18 ч на ней появляются палатки с сувенирами, одеждой, едой и всякой всячиной.

Как добраться из Пая до Чианг Мая, Мэхонгсона и др мест

На упомянутой нами выше автобусной остановке, продают билеты только в Чианг Май и Мэхонгсон. Если вам нужно куда-то дальше - в Бангкок, Чианг Рай, Бирму, Лаос, Камбоджу, Вьетнам, то лучше воспользоваться местными турагентствами.

Самое большое и известное из них - Aya Service. Если встать спиной к автобусной остановке, то надо идти налево. Через минуту по левой стороне дороги увидите офис Aya Service. Там продают билеты:

  • в Бангкок - 500 бат,
  • Мае Сай (город на границе с Бирмой) - 850 бат,
  • Ханой (Вьетнам) - 2450 бат,
  • Сием Рип (Камбоджа) - 1550 бат,
  • Лаос - 650-2500 бат в зависимости от города и способа (минивэн или лодкой по реке).

Также с Aya Service можно каждый час (начиная с 8 утра) уехать в Чианг Май. Билет стоит также 150 бат.

На улице городка. Photo credit: HIKARU Pan, Flickr

В городе масса дешевых гест-хаузов и очень симпатичных недорогих резортов, ресторанов-баров, чайных и кофе-шопов, массажных салонов, йога-классов и кулинарных курсов. Кроме того, из Паи организовываются трекинги, с посещением высокогорных деревень. Рафтинг, тюбинг по реке, катание на велосипеде, купание со слоном в реке — также вариант «чем заняться», коротая дни.

ради чего ехать

Не пропустите в Пай

  • Возьмите напрокат мотобайк, запаситесь картой интересных мест и исследуйте местные природные красоты — каньон, горячие источники, водопады, китайскую деревню и очаровательный маленький храм Wat Phra That Mae Yen на горе, с которого открываются великолепные виды.
  • Посетите слоновий кемп и искупайтесь со слоном в реке).
  • Оцените местное гостеприимство и попробуйте местных фруктов в крошечной кафешке рядом с одной из местных достопримечательностей — разломом земли (Land Split).
  • Узнайте как готовить тайские блюда на местных кулинарных курсах.
  • Окунитесь в живую приятную атмосферу вечернего Пая — с его ночным рынком (Pai Walking Street), ресторанами, барами, живой музыкой, молодыми и приятными лицами вокруг.

Вечер с музыкой. Photo credit: rodeochiangmai, Flickr

Аренда мотобайка в Пае

Аренда мотобайка в Пае — опыт обязательный, если вы, конечно, не на . Кататься по окрестностям Пая — одно удовольствие, виды просто прекрасные. Карту с местами, которые стоит посетить можно взять в любом из местных гест-хаузов, арендовать байк можно либо через гест-хауз, либо на центральных улицах городка, где сосредоточена вся туристическая инфраструктура. Опыт вождения, как и шлем — обязательны. Стоимость 80-100 THB/сутки.

На мотобайке по окрестностям. Photo credit: Cody Perhamus, Flickr

Каньон Пай и храм на горе

Это, конечно, не Большой Каньон, но, тем не менее, место прекрасное и очень атмосферное. Будьте осторожны, гуляя по узким тропам Каньона. Поездку можно совместить с посещением храма на горе Wat Phra That Mae Yen и водопада Pam Bok.

Живописный каньон. Photo credit: ocean_rain, Flickr


Храм на горе Wat Phra That Mae Yen. Photo credit: Brian Poulsen, Flickr

Водопады в окрестностях Паи

Прелесть местных водопадов в том, что здесь можно купаться. Водопад Mo Phaeng называют «слайд-водопадом» — вода течет по пологим камням, которые для местной малышни и молодых бекпекеров служит чем-то вроде природной водной горки (будьте осторожны, на этом аттракционе известны несчастные случаи).

Водопад Mhor Phaeng. Photo credit: missshaiva, Flickr

Водопад Pam Bok менее посещаем и здесь также можно купаться, не только в бассейне, но и под струей воды. По дороге к водопаду — местная достопримечательность The Land Split — разрыв в земле и атмосферная кафешка рядом, где можно выпитб вкусного сока и повалятся в гамаке.

На водопаде Pam Bok. Photo credit: Scott Barber, Flickr

К третьему из водопадов Mae Yen ведет из Пая 7-километровая пешеходная тропа, сам по себе водопад уступает своим соседям — купаться можно только в бассейне, здесь более интересен сам трекинг (порядка 5 часов туда и обратно), часть дороги — через джунгли.

Пай находится в 130 километрах к северу от Чианг Май. Поэтому туристы обычно едут в Пай именно из Чианг Мая. Вариантов дальнейшей поездки несколько: самолет, минибас, самостоятельный рейд на арендованном автомобиле или . По соотношению цена/качество самый простой вариант – доехать до Пая на минибасе.

Автобусы и минибасы едут в Пай с главного автовокзала Чианг Мая Arcade или же от офиса компании AYA Service (напротив ж/д вокзала)

На фото: как доехать до автовокзала Чианг Май

На автовокзал Чианг Мая можно доехать на красных сонгтэо, показав водителю вот такую надпись. Автовокзал сравнительно недалеко от Старого города. Поездка будет стоить не больше 60-80 батов на двоих.


На фото: билеты в Пай на автовокзале Чианг Май

На автовокзале кассы минибасов в Пай находятся в дальнем западном крыле. Ехать в Пай и Мэхонсон можно уже начиная с 6-30 утра. Стоимость поездки в Пай 150 бат на человека.


На фото: автобус в Пай

Можно поехать на минивэне, а можно и на небольшом автобусе, похожем на русский “пазик”, но с кондиционером. Несмотря на то, что автобус неопознанно китайский, – он вполне удобен. Крупный багаж крепится на крыше автобуса.

Самый бюджетный вариант поездки в Пай стоит 80 бат, но это будет некомфортный и устаревший автобус с узкими сиденьями и вентиляторами под потолком.


На фото: билеты на автобус в Пай

Билеты на минивэн или автобус в Пай стоит покупать хотя бы за час до нужного времени, – все таки в Пай едет достаточно народа. Евротуристы покупают билеты в Пай в многочисленных турагентствах Старого Чианг Мая. Это несколько дороже, зато включен трансфер до автовокзала.


На фото: дорога в Пай

Дорога в Пай не очень комфортная, хотя в целом живописная. Вся вторая половина пути – сплошной серпантин в горах. Разрекламированные 762 поворота запоминаются как бесконечные болтания внутри салона автобуса или минивэна. Поэтому если есть возможность, – просите билеты у окна, – так будет меньше болтать.


На фото: “автовокзал” в Пае

Вся поездка в Пай занимает 3 часа + 15 минутная остановка. И вот вы в Пае! Конечная остановка в Пае находится как раз на главной Walking Street.


На фото: арендовать мотобайк в Пае проще всего в AYA

Рядом с Пайским “автовокзалом” находится контора красного цвета AYa Service, – здесь можно сразу же и начать поиск жилья, если вы этого еще не сделали заранее.

Автор - Р. Молочников

Этот район на стыке Ленинградской области и Карелии давно интересовал нас. Сначала при изучении карт внимание привлекла «неправильная» просека, больше похожая на трассу дороги, затем выяснилось, что в этом районе когда-то существовал Пайский леспромхоз, потом поступила информация, что леспромхоз располагался с другой стороны от железной дороги. И совсем недавно от друзей из Питера стало известно, что это была финская военно-полевая узкоколейка, уничтоженная в 1940 году во время советско-финской войны.

При всём сомнительном интересе посмотреть на разобранную узкоколейку одно обстоятельство отпугивало нас – относительная труднодоступность района. Ехать на поезде до ст. Пай, а далее пешком? Но, судя по карте, дорога, пересекая несколько речек, где вряд ли сохранились мосты, теряется в болотах и упирается в Ивинский разлив, образовавшийся позже. А если заходить с другой стороны, то надо ехать на машине, причём кроме «УАЗика» для тех мест никто у нас ничего лучше ещё не придумал, разве что «ГАЗ-66»!

Говорят, что идеи витают в воздухе. Так получилось и в этот раз. Придя как-то в клуб любителей железных дорог, я услышал предложение Ильи Семёнова о поездке в Пай. На замечание о необходимости «УАЗика» поступил ответ, что «УАЗик» есть! Но кончилась весна, началось лето, а подходящего времени на поездку не находилось. В середине лета меня стал теребить ещё один наш путешественник – Илья Некрасов, готовый поехать куда угодно, хоть во Владивосток, но только на неделю.

С отпуском у всех всё «срослось» в начале августа, и вот в намеченный час мы грузились в стоящий «под парами» автомобиль. «УАЗ» Семёнова оказался самым обычным, тентованным, с военными сиденьями. Разницы между сиденьями «УАЗика»-люкс и военными в дальней поездке я не заметил, а вот тент на этой сравнительно новой машине в сильный дождь вздумал протекать!

Маршрут для поездки выбрали такой: Москва – Ярославль – Вологда – Вытегра – Вознесенье – северный берег р. Свирь. Так оказалось ближе, чем по Ленинградке, и спокойнее. Пока ехали по Московской области, нас сопровождал мелкий дождик, после Ярославля стало уверенно проглядывать солнце, а после Вологды мы иногда попадали в ленивые грозы. Такая гроза никак не хотела уходить вечером, когда мы стали искать место для ночлега у озера на северо-западе Вологодской области. Место нашлось быстро, на берегу озера Керженское, на мыске, выдававшемся недалеко в озеро, где деревья подступали к самой воде. В лесу было сыро, с деревьев капало, быстро темнело. Этому мы противопоставили оперативно вставшую палатку, зажжённый костёр с бурлящим котелком и традиционный русский напиток. О подобной ночёвке в лесу можно только мечтать! Утром, окунувшись в заметно остывшее озеро, почувствовали себя заново рождёнными и готовыми к поисковым подвигам.

На стыке Вологодской и Ленинградской областей закончился асфальт и начался грейдер. А что может быть лучше «УАЗика» на грейдере?

Дорога до Вознесенья заняла ещё полдня; мы опасались, что попадём к парому через р. Свирь к началу какого-нибудь перерыва. Так оно и вышло. С 14.30 до 15.30 пришлось осматривать местные достопримечательности и магазины. В магазинах всё как везде, а вот из достопримечательностей порадовал памятник Ленину в виде бюста, стоящего на книжках, причём самые нижние – «Капитал» – принадлежали руке другого писателя.

Вскоре прибыл и наш паром – большой буксир-толкач и широкая вместительная баржа. Кроме нашей было много легковых машин с мурманскими, карельскими, иностранными номерами (многие пользуются этой дорогой, поскольку она до Москвы короче), ещё влез лесовоз, загруженный старыми брёвнами, хотя на другом берегу такого добра должно быть больше. Видимо, таков местный бизнес (плата за паром 120 руб. с машины, 8 с человека, местные машины бесплатно, лесовоз например).

Съехав с парома, мы практически попали в первую намеченную нами точку путешествия. Главная дорога (грейдер, трассой назвать нельзя) пошла вдоль Онежского озера в сторону Петрозаводска, собирая все посёлки. А нам надо налево, вдоль берега Свири, до Красного бора. Там когда-то была станция крупной лесовозной УЖД, разобранной ещё в 1991 – 92 гг. Изрядно заросшую бывшую станцию заметили не сразу, лишь сориентировавшись по ровному ряду жилых домов, стоящих на отшибе. Проехав вдоль домов, мы практически проехали и вдоль станции. Обнаружили и другие характерные черты – кабины от ТУ6, кузов мотрисы АМ1, пара недобитых вагонов ПВ40, две кабины от мотовозов МД54, и ещё два кузова от автобусов ЛАЗ-966 (с воздухозаборником на крыше – интересных, но не имеющих к УЖД никакого отношения).

Немного походив по станции, заметили бывший «треугольник» – пути для разворота паровозов. На нём местами ещё лежали рельсы, заросшие травой. По бывшей насыпи главного хода шла небольшая тропинка: видно было, что здесь ходят охотники и грибники. Пройдя метров 500 по этой тропинке, мы убедились в том, что слева и справа – сплошное болото, а разборка УЖД осуществлялась по рельсам, поэтому насыпь не утрамбована тракторами, и непроезжая даже для «УАЗика». А проехать туда нам хотелось, поскольку где-то километрах в восьми эта УЖД должна была пересекать финскую дорогу, Пай-Онежскую, как называют её местные.

Вернувшись в посёлок, мы заметили насыпь ж/д ветки, уходящей в сторону. Проехав вдоль неё, обнаружили 2 кабины от ЭСУ1а. Ветка, судя по всему, шла в деревянный гараж для ЭСУ, поскольку здание депо когда-то было возле станции. В общем, накопилось у нас вопросов без ответов, и настало время поговорить с местными жителями.

С трудом, но всё же удалось отыскать толковых мужиков, которые рассказали, что Пай-Онежская дорога разобрана и от неё ничего не осталось, кроме насыпи. Финны-де использовали её для строительства артиллерийских батарей в районе Гак-Ручья. Рассказали, что добраться до неё можно только пешком и только по насыпи лесовозной УЖД, где мы и видели тропинку. Время у нас ещё было, и мы решили проехать на «УАЗике» по главному грейдеру, поискать следы Пай-Онежской УЖД в районе деревни Щелейки, где она должна была подходить к Онеге. Ничего не найдя и полюбовавшись деревянной церковью в Щелейках, мы решили поискать ещё одну дорогу в этих краях – карьерную УЖД, построенную в 1942 г. Она предназначалась для вывоза камня диабаза на берег Онеги для перегрузки на баржи.

Немного поплутав, мы обнаружили дорогу на ровной насыпи, плавно уходящую вбок. Сомнений ни у кого не осталось – это бывшая УЖД! Решили проехать по ней. Дорога сначала шла ровно и была немного наезжена, но чем дальше, тем становилась более заросшей, и в конце концов километра через три, поблуждав в зарослях, мы окончательно потеряли трассу.

Ночевать решили на берегу Онежского озера, между Щелейками и Вознесеньем, где грейдер проходит недалеко от берега озера.
Утро на Онеге было удивительным, тишайшим. От озера поднималась дымка, небо же хоть и светлело от утреннего солнца, тоже было подёрнуто лёгкой дымкой, да так, что сливалось с озером. Поверхности воды было не видно с берега, и казалось, что за ним облако: шагнёшь и полетишь в никуда.

Но под стук топора, звон посуды и запах горячего завтрака день вступал в свои права. Налетел ветерок, сдул дымку с озера, и стали видны далёкие корабли, почти неподвижно бредущие своей дорогой.

Для начала решили вернуться в Красный Бор и ещё немного потолковать с местными. Однако там мы не услышали ничего нового, кроме того, что на этом берегу Свири полно финских укреплений. А всё вооружение оттуда снимали и вывозили в начале 50-х годов местные жители под присмотром военных.

Найти укрепления в Вознесенье оказалось делом несложным, но мы не думали, что они окажутся столь грандиозными! На ум пришло подходящее слово: форт. По существу там оказались две скалы, разделённые небольшой прогалиной, в каждой из них – фортификационные сооружения. В первой скале сверху вырублены траншеи, из которых через гермодверь можно было попасть в систему подземных сооружений. Судя по всему, там находились казарма, НП, пулемётные и даже артиллерийская точки. Часть помещений оказалась взорвана и завалена. На самой высокой точке когда-то стояла поворотная башня, от которой осталось характерное бетонное основание. Через прогалину мы подошли ко второй скале. Сразу бросился в глаза широкий вырубленный ход в пещеру, ветвящуюся в конце направо и налево. Сюда мог спокойно въехать и развернуться «УАЗик». Слева оказался тупик, а справа – бункер с двумя пулемётными гнёздами и что-то ещё, но дальше громоздился завал. Было похоже на проход в наблюдательный бункер и пулемётную точку, расположенные с другой стороны скалы, обращённой прямо к р. Свирь.
Находясь под впечатлением, провожаемые шипением потревоженных гадюк, мы всё же решили вернуться к своим задачам: ещё раз съездить в Щелейки, расспросить там о Пай-Онежской железной дороге и отыскать-таки старое депо карьерной УЖД.

На этот раз поиски увенчались успехом. Мы обнаружили довольно высокое здание, сложенное из диабаза, походившее на развалины средневекового замка. Оно давно заросло деревьями, отчего образовался непроходимый бурелом. Площадка станции почти не читалась, а ворота депо, обращённые к лесу, вообще сбивали с толку, не давая разобраться, как именно тут лежали пути. Было ясно одно: дорога мертва очень давно, и никаких артефактов тут нет.

Решили, что сегодня у нас осталось времени только на то, чтобы добраться до посёлка Пай с одноимённой ширококолейной станцией и произвести на месте разведку бывшей УЖД. Причём прямой дороги, как всегда, не было, и нам предстоял крюк километров 150. Из них километров 50 – грейдер до Шокши, от неё уже пошёл сносный асфальт. На полпути между Шокшей и Педасельгой, судя по карте, должно было существовать примыкание из Пяжиевой Сельги. Повернув в похожем месте, мы оказались на грунтовой дороге, плавно уходящей влево от трассы. Дорога была на невысокой насыпи, справа и слева читались аккуратные канавы. Никаких сомнений не осталось: это и есть бывшая УЖД. Чуда здесь тоже не произошло – очень давно тут не ходили поезда и были сняты рельсы.
Мы двинулись дальше. В Педасельге предстоял поворот на дорогу через Ладву в Пай. Проезжая Пухту, мы тщательно высматривали переезд с бывшей УЖД из Пяжиевой Сельги. А через 6 километров – ещё один переезд с узкоколейкой из Ладвы Ветки. Но здесь тоже давно не было никакой УЖД, а по её трассе в обе стороны проложили хорошую грейдерную дорогу. Грейдер оказался свежим – кое-где его по-прежнему подсыпали, а в местах пересечения с ручьями-речушками были видны сдвинутые бульдозером в сторону остатки деревянных мостов УЖД. При въезде в Ладву Ветку слева открылся большой лесозавод. Повсюду проглядывали узкоколейные артефакты: вагоны (точнее, кузова), среди которых наше внимание привлёк хорошо сохранившийся кузов редкого пассажирского вагона ПВ-38. Но некогда останавливаться, до Пая оставалось ещё 18 километров неизвестной дороги.

Въехав в Пай, мы для начала решили кинуть взгляд на то, что осталось от УЖД Пайского леспромхоза с западной стороны от станции. Как оказалось, не осталось вообще ничего: пара шпал в траве не в счёт. Пока плутали по посёлку, наткнулись на живой «ГАЗ-67» с пройденным ТО-2005! Пустячок, а приятно!
День клонился к вечеру, а мы ещё не добрались до нашей цели! Вот и искомое место с восточной стороны станции, вот что-то похожее на насыпь УЖД с грунтовой дорогой на ней плавно заворачивает в лес мимо поселкового кладбища, вот уже небольшая, но очень характерная выемка. Сомнений нет, это и была та самая финская дорога. Но радоваться было ещё рано. Не проехав и километра, мы упёрлись в перепаханную местность. Широкой полосой метров в 200 поперёк прошла трасса ЛЭП. Дорога свернула куда-то совсем не туда, и мы решили поискать трассу пешком. Но удивительное дело! Поблуждав по зарослям и вырубкам битый час, мы ничего не нашли… А солнце уже совершенно очевидно хотело коснуться горизонта! Надо было поспешать, ибо в тот день у нас было ещё одно важное дело: дорога домой. Мы надеялись проехать дальше на юг через Ревсельгу и далее через границу областей – Ленинградской и Карелии – на Токари Ленобласти, значительно сократив свой путь и сэкономив уйму времени. Но не тут-то было. Поначалу хорошая наезженная дорога вселила в нас надежду, но потом следов на ней становилось всё меньше, и в конце концов как это всегда бывает, дорога упёрлась в стену леса. Вот она, граница областей! Влево вниз уходила дорожка, по которой кто-то недавно проехал на «Кировце»…
Выезжать решили немедленно, через Петрозаводск. Проезжая мимо, кинули последний взгляд на Пай-Онежскую УЖД, в этот раз так и не открывшую нам свои тайны.

Ночевали на одном из многочисленных озёр, а утром решили проехать через городок Ладву на реке Ивенке, расположенный в стороне от станции Ладва Ветка. Когда дорога пошла вдоль Ивенки, мы пожалели, что вчера не доехали до неё. Сам городок Ладва, расположившийся вдоль речки, оказался очень приятным. Старинные деревянные домики соперничали друг с другом в солидности и ветхости. Всё меньше в России таких мест, напоминающих о древней истории края.

Неторопливо попетляв по Петрозаводску, остановились в центре, чтобы купить сувениров. После лесов и деревень, озёр и рек этот город нам показался центром цивилизации со всеми атрибутами – супермаркетами, троллейбусами, покрашенными бордюрами и автомобильными пробками. Мы не стали задерживаться в городе, лишь проверили бывшую УЖД кирпичного завода в пригороде Петрозаводска (давно уже нет ни этой дороги, ни самого завода) и выехали на трассу Петрозаводск – Ленинград.

Выбрались на дорогу к Бокситогорску. Немного поплутали в городе, пытаясь найти дорогу на Неболчи. Жаль, не удалось увидеть экзотические тепловозы ТЭ114… Избрав наконец нужное направление, пересекли бывшую трассу Бокситогорской УЖД – всё давно уже разобрано.

Ближе к границам областей опять пошла грейдерная дорога, а от Неболчи до Боровичей уже лежал асфальт. По пути мы решили заехать в Ваган. Там когда-то была лесовозная дорога, и И. Семёнов помнил её ещё действующей. Однако и здесь всё уже было разобрано и сдано в металлолом. Только почерневшее деревянное локомотивное депо без ворот ещё боролось за жизнь без посторонней помощи да площадка маленькой станции с линией главного хода ещё не успели зарасти мелколесьем. Это и было нашей последней познавательной остановкой на пути к Москве.

В 20.00 первой августовской субботы мы с И. Некрасовым выгружались из бравого «УАЗа» возле ст. м. Речной Вокзал. Завтра воскресенье и… День железнодорожника! Новый день – новые впечатления!