Памятники природы: охрана и правовой режим. Памятники природы России. Памятники природы россии Памятники природы нашего края

Уникальное геологическое обнажение , пещера или, например, редкое дерево. Иногда к памятникам природы относят территории значительных размеров - леса , горные хребты, участки побережий и долин. В таком случае они именуются урочищами или охраняемыми ландшафтами.

Памятники природы подразделяются по типам на ботанические, геологические, гидрологические, гидрогеологические, зоологические и комплексные.

Для бо́льшей части памятников природы устанавливается режим приближенный к режиму заказников , но для особо ценных природных объектов может быть установлен режим заповедников .

Режим охраны

Общий режим охраны и использования данного типа ООПТ (Особо охраняемая природная территория России) :

На территории Памятника природы не выделены зоны с различными режимами охраны и использования. В его границах запрещается всякая хозяйственная деятельность, угрожающая сохранению и состоянию охраняемых природных комплексов и отдельных видов животного и растительного мира, в том числе:

Отвод и самовольное занятие земель под любые виды пользования;

Проведение рубок леса (за исключением санитарных);

Строительство дорог, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов;

Стоянка и проезд транспортных средств вне существующих дорог;

Проезд и стоянка автотракторного транспорта;

Разбивка туристических стоянок и лагерей, разведение костров вне специально отведенных для этого мест;

Проведение изыскательских и геологоразведочных работ, разработка полезных ископаемых и взрывные работы;

Выемка грунта, нарушение почвенно-растительного слоя

Выжигание луговой растительности;

Размещение промышленных и бытовых отходов, сточных вод;

Хранение ГСМ,складирование мусора, хранение и применение удобрений и ядохимикатов

Выпас и прогон скота, добыча объектов животного мира.

Заготовка и сбор недревесных продуктов леса в промышленных масштабах (лекарственные растения, кедровый орех, сбор грибов и ягод, иное);

Иная деятельность, создающая угрозу сохранности памятника природы.

На территории памятника природы разрешается без нанесения ущерба охраняемым природным комплексам проведение мероприятий:

Природоохранных (проведение необходимых природоохранных и противопожарных мероприятий в соответствии с лесохозяйственным регламентом и лесным планом);

Научных (проведение НИР и экологического мониторинга, в том числе с изъятием биологических ресурсов в незначительных объемах);

Эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, создание и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска полиграфической продукции);

Рекреационных (экскурсионно-туристическая и рекреационная деятельность, в том числе купание в традиционно сложившихся местах, любительский лов рыбы);

Разрешается в исключительных случаях:

Применение ядохимикатов и биологических средств во время вспышки массового размножения вредителей сельского и лесного хозяйства;

Отстрел и отлов животных в случаях возникновения эпизоотии чумы, туляремии, бешенства и других особо опасных заболеваний

Граница Памятника природы должна обозначаться на местности по периметру границ информационными и предупредительными знаками установленного образца.

Нарушители режима особой охраны территории Памятника природы несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

Памятники природы - это уникальные природные объекты (водопады , пещеры , живописные скалы и т. д.) или мемориальные природные объекты (например, лиственница в усадьбе Ярополец , под которой отдыхал А. С. Пушкин ).

Заповедные участки леса выделяются лесниками как эталонные (типичные) или уникальные лесные территории, имеющие значение для сохранения и воспроизводства определенных растительных формаций. Их посещение обычно входит в маршруты экологическоготуризма .

Национальные парки и заповедники - особые виды ООПТ, которые имеют администрацию, в функцию которой входит организация как природоохранной , так и рекреационной деятельности. Значение рекреационной деятельности в них различно: в заповедниках доминирует природоохранная функция и ограниченно - познавательная рекреационная, в национальных парках обе функции имеют равное значение.

Национальные парки - это природоохранительные учреждения, территории (акватории ) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, предназначенные для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях. Задачей национальных парков наряду с природоохранной функцией является создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях. При этом предусматривается разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим охраны с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей

Культурное наследие: состоит из таких аспектов прошлого, которые люди сохраняют, культивируют, изучают и передают следующему поколению. Эти достижения воплощены в материальных формах, таких, как, например, здания, и в нематериальных формах, например, в различных видах исполнительского искусства. Культурное наследие - это то, что приобрело ценность в прошлом и ценность чего ожидается в будущем. Поскольку эта ценность и её ожидания изменяются с течением времени, это утвердило само культурное наследие в качестве субъекта динамического изменения.

Культурное достояние: относится к местам, структурам, объектам и природным ландшафтам, имеющим археологическую, историческую, религиозную, эстетическую или иную культурную ценность.

Культурные ландшафты: природные ландшафты с культурной ценностью, такие, как сознательно созданные территории (парки, усадьбы, имения); ландшафты, которые были вовлечены в определенный род деятельности или занятий людей, в результате которых данные территории и были сформированы (сельские исторические округи или сельскохозяйственные ландшафты); территории, которые имеют ценность в силу своей связи с историческим событием, деятельностью или личностью (места сражений или дома выдающихся личностей).

Материальное или «построенное» наследие: здания, исторические памятники, объекты и сельскохозяйственные пейзажи.

Живое или «экспрессивное» наследие: социальные практики, жизнь в сообществе, ценности и верования, формы выражения, такие, как язык, искусства и ремесла, музыка, танец, поэзия и литература.

Культурная значимость: используется для оценки ценности объекта или места. Она включает в себя эстетическую, историческую, научную (исследовательскую), социальную или экономическую ценность.

Культурная свобода: относится к правам группы людей следовать или усваивать по собственному выбору способ жизни, говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию и участвовать в культурной, социальной и экономической жизни по собственному выбору. Устойчивое развитие: развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего, не лишая возможности будущих поколений удовлетворять собственные нужды.

Уникальные историко-культурные территории - это целостные пространственные образования, основное социальное предназначение которых состоит в воспроизводстве условий, обеспечивающих сохранность наиболее значимых объектов и явлений человеческой истории и культуры. Как правило, уникальные территории составляют каркас региональных систем наследия. В большинстве стран мира основу этого каркаса составляют природные резерваты, исторические города, крупные историко-культурные музеи-заповедники, но чаще всего региональные и национальные парки, сочетающие элементы природного и культурного наследия.

Существует 3 подхода к пониманию памятников культуры:

    Онтологический: памятник единичен, неповторим. Дмитриевский собор во Владимире, Церковь Преображения в Кижах (построены без единого гвоздя)

    Гноссиологический: памятник – источник познания. В XIX и XX вв. этот подход был одним из основных.

    Аксиологический: аксиология – наука о ценностях. Памятник отражает отношение общества, которое базируется на устойчивых интересах.

Преднамеренные памятники – созданы специально, носят очень сильное идеологическое значение, фиксируют историческое событие.

Пример: Храм Христа Спасителя. Изначально возводиться в честь русского народа, победившего в войне 1812 г. Архитектор Константин Тон . Пример русско-византийского стиля архитектуры. Символ нации, национального единства. Взорван в 1931г. Восстановление, начавшееся в 1994 г., является символом покаяния, возвращение к церкви.

Социальная проблема.

Общество, идущее вперед, разрушает памятники. Происходит переоценка того, что называть памятником. В советский период разрушаются памятники середины XIX в., т.к. они являются символами единения народа.

В XX в. в результате Второй Мировой войны многие памятники были разрушены. Встал вопрос экологии природы и экологии культуры. В 60-е гг. появляется проблематика сохранения и изучения памятников. Основная фигура – Дмитрий Сергеевич Лихаче. Он первый предложил термин экология культуры.

В результате ЮНЕСКО (отдел ООН по вопросам образования, науки и культуры) проводит ряд программ по сохранению мирового наследия.

Пример: работы в Нубии, перенос храма в Абу-Симбеле. В результате строительства асуанской плотины памятнику угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место. Кампания по спасению исторического наследия была начата в 1959 году. Сам процесс переноса происходил с 1964 по 1968 год. Храмы были разрезаны на блоки весом до 30-ти тонн (в среднем 20 тонн), перенесены на новое место и собраны заново. Новое местоположение храмов - в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.

1972г. Стокгольм. Конференция ООН по вопросам охраны окружающей среды. Было установлено, что человек несет ответственность за сохранение памятников.

1972г. Париж Конференция ЮНЕСКО, на которой была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975 г.). В ней сводятся вместе памятники природы и культуры. В конвенции также проявляется экология культуры (соединение природы и человека).

Также ЮНЕСКО вводит культурный ландшафт в список наследия.

Формы сохранения пространственных памятников природного и культурного наследия:

    Заповедник

    Исторический город

    Национальный парк – довольно новая для России форма (пример: Русский Север 1992 г. Вологодская обл., Кирилловский р-он, общая площадь=166,4 тыс. га)

В 1965г. был основан ИКОМОС после принятия Венецианской хартии 1964 года. Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС- это международная организация, члены которой стали тем самым «отрядом профессионалов», чья деятельность посвящена сохранению и охране культурно-исторических мест по всему миру. Совет осуществляет оценку объектов, предлагаемых к включению в Список всемирного наследия ООН. Штаб-квартира Совета находится в Париже .

В марте 2010г. основан петербургский филиал ИКОМОС.

Музей, сохраняя культурное и научное наследие, интерпретируя прошлое и настоящее, играет главную роль в культурной жизни практически всех стран. Однако современные музеи столкнулись с тем, что общество, сильно «испорченное» развитием высоких технологий, особенно глобальной сети Intеrnеt, которая позволяет найти ответ почти на все интересующие вопросы, даёт возможность совершать путешествия по городам, странам и музеям, не выходя из дома, требует от них кардинально нового во взаимодействии с реальным и потенциальным посетителем. Несмотря на доступность информации, потребность видеть своими глазами и памятники древности, и шедевры мирового искусства, и природные заповедники заставляет людей собираться в путь и становиться туристами.

В силу этого проблема «музей и туризм» приобретает в настоящий момент особую актуальность. Неслучайно многие музеологи выделяют ее в качестве приоритетной в XXI веке, подчеркивая значимость аспектов управления процессов взаимодействия музеев с индустрией туризма. Анализируя взаимодействие музея и туризма в современном мире, мы можем заметить, что оба эти явления глубоко взаимосвязаны друг с другом. В нынешних условиях туризм приобрёл поистине массовый характер и стал одной из форм проведения свободного времени не только элитной части общества, но и среднего класса, молодёжи и учащихся, что привело к формированию мощной индустрии досуга со своей инфраструктурой. Появляется необходимость определения в ней не только специфической роли музея, но и задач управления процессами межкультурной коммуникации. Обращает на себя внимание изменение отношения к туризму со стороны общества, в котором важное место занимают приоритеты в системе духовных ценностей. Туризм рассматривается как способ использования свободного времени, дающий большой простор креативному развитию личности. Он может иметь форму учебных поездок, разнообразных экскурсий, посещений фестивалей, участия в праздниках и т. д.

Одной из главных положительных сторон развития взаимодействия музеев с туризмом является расширение канала межкультурной коммуникации. Туристы всё больше обращаются к музеям, видя в них лучшее средство знакомства и понимания истории, культуры и жизни страны, региона или города.

Культурно-образовательные горизонты музея ценны тем, что человек не просто получает разнообразную информацию, но может удостовериться в ней с помощью музейных предметов, которые представляют собой социокультурные реалии, прошедшие ценностно-познавательный анализ, являющиеся подлинными свидетельствами, убедительным доказательствами исторического прошлого или настоящего национальной и мировой культуры. Туристы обращаются к таким институтам, как музеи, не только, чтобы узнать подлинную правду об ушедших или иных мирах, но и чтобы найти и оценить свое собственное место в культуре.

Очевидно, что в XXI веке роль музея в туризме, предопределенная феноменом музейного предмета и музейной среды, будет трансформироваться, наполняясь новым содержанием и обретая новые черты. Это приведет к изменению границ и смыслового содержания взаимодействия музея и туриста в процессе межкультурной коммуникации.

Факторы, определяющие развитие этого процесса:

1. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник социальных новаций. В современном обществе в связи с проходящими в нем процессами диверсификации культура постепенно утрачивает связи со своей изначальной средой, становясь всеобщей, более открытой и доступной благодаря интенсивному развитию информационных технологий и средств связи, что является проявлением всеобщей тенденции глобализации.

2. В прошлом, индивид, появившись на свет, заставал определенную структуру культурных ценностей, которая не менялась с течением столетий. Теперь на протяжении одной жизни чередуются несколько культурных эпох. Это предопределило последовательную и радикальную переоценку просветительной модели культуры. Возникают новые модели, во многих отношениях противоположные прежней, показывающие принципиально иное понимание культурных феноменов. Это связано с необходимостью противостояния глобализации и сохранения культурной идентичности.

3. В современном мире туристическая индустрия представляет собой целый межотраслевой комплекс. В социально-экономической системе городов, регионов и стран музей или музейная сеть играют все более заметную роль. Усиление внимания к развитию туризма – общепризнанная мировая тенденция, ибо наряду с активным развитием культурных связей и контактов, характерным для процесса глобализации, все более возрастает интерес к богатству и своеобразию национальной культуры.

4. Музеи предоставляют туристам уникальную возможность, с одной стороны, расширения границ культурного пространства и осмысления социальной памяти, а с другой стороны, они создают условия активизации наблюдательных возможностей человека, стимулирования смелости в проведении сравнений и поиске аналогий, а также и моделировании многочисленных социокультурных ситуаций.

В современном мире музеям неизбежно приходится конкурировать с другими активно развивающимися учреждениями досуга. Стремясь стать более привлекательными для туристов и при этом не утратить основных функций, музеи ищут пути модернизации своей деятельности для решения проблем межкультурной коммуникации.

Своеобразным вызовом музеям в последние годы стали так называемые центры наследия, возникшие вследствие интенсивного развития туризма. Они представляют собой что-то среднее между тематическими парками и музеями. Центр наследия отличается от музея тем, что строит свою деятельность на основе темы, а не коллекций, используя технологии тематических парков с увлекательными аттракционами. Располагаясь как в старых зданиях (бывших церквях, заброшенных промышленных или складских помещениях), так и в новых, они в доходчивой и нетрадиционной форме рассказывают о местной истории, культуре, традициях и людях. Примером такого центра наследия может служить «Джорвик вайкинг сентер» в Йорке (Великобритания). Туристам предлагается пройти по культурно-временному туннелю, после чего он попадает в деревню викингов. Деревня была воссоздана на основе точных научных данных, полученных во время раскопок, проводившихся неподалёку. Воображение посетителей поражают оригинальные экспозиции, сопровождающиеся особыми звуковыми эффектами и запахами. Часто в подобные центры наследия приглашают людей, которые играют роль местных жителей и в то же время осуществляют охрану. Центры наследия привлекают большое число туристов, что связывают с тем, что там можно провести целый день вместе с друзьями или семьей и наравне с приобретением знаний и опыта, можно хорошо отдохнуть и развлечься.

Видя всё возрастающий интерес туристов к объектам «впечатления и переживания», многие музеи стали ориентировать свою деятельность на создание специальных культурных проектов, которые предусматривают осуществление в пространстве музея межкультурной коммуникации всех уровней: пространственно-временной, межнациональной и межличностной. Одним из примеров такого рода проектов может быть Царскосельский Карнавал в г. Пушкине (Санкт-Петербург). О масштабе данной акций свидетельствует количество участников (более 400 тысяч человек), а также разнообразие его программы, включающей Карнавальные Конкурсы, Парады и Шествия. Среди них: «царица карнавала», «царь карнавала», конкурс исторического костюма «дела давно минувших дней», конкурс экстравагантного костюма «третье тысячелетие карнавала», конкурс детских карнавальных костюмов «старая, старая сказка», конкурс карнавального костюма для собак «dog-карнавал», конкурс карнавальных зонтов «крыша мира», конкурс карнавальных тортов «пир на весь мир!», конкурс карнавальных балконов «бал балконов». Церемония закрытия карнавала традиционно проходит на территории Екатерининского парка музея-заповедника и заканчивается театрализованным представлением и фейерверком. Карнавал как символ смешения высокого и низкого, бытового и бытийного, смешного и грустного, национального и интернационального, прошлого и настоящего как нельзя более адекватно выражает суть кросскультурных контактов. Музей и турист, вовлеченные в «водоворот» эпох, культур, стилей и жанров, открывают новые грани возможностей межкультурной коммуникации.

Современный музей, реализуя познавательно-рекреационный потенциал, становится местом встречи и общения культур и индивидуумов. Диалог, перерастающий в полилог, является сегодня основной формой взаимодействия музея с человеком. Интенсивное развитие индустрии туризма и изменение роли и места музея катализирует развитие стратегических направлений и приоритетных видов их взаимодействия. Сегодня музеи, активно внедряя менеджмент и маркетинг, видят свою перспективу в использовании новейших технологий управления.

1Мотивация собирательства Э. Александером определяется: во-первых, потребностью физической безопасности человека: во-вторых, элементом социального различия; в-третьих, любовью к предметам и желанием их изучить; в-четвертых, потребностью оставить о себе память

Достопримечательности России созданные самой природой!!!

Скала Парус

Недалеко от пляжа курортного посёлка Прасковеевка в Краснодарском крае находится интересный монумент, создателем которого является сама природа. Представляет собой вертикально стоящий на берегу моря пласт песчаника высотой более 30 м и шириной около 20 м. Как же именно получилось, что эта скала высится в гордом одиночестве на побережье, до конца неясно: то ли она откололась от прибрежных скал и осталась в песке, то ли так и была на том же самом месте. Среди геологов вторая версия популярней. Они говорят, что Парус - единственное, что осталось после вымывания более мягких песчаных пород морем. То есть когда-то Парус был частью дна морского, а поверхность воды была гораздо выше.

На высоте примерно 2,5 метра в Парусе есть отверстие, происхождение которого тоже неясно. Во многих путеводителях говорится, что оно пробито стрелками горной артиллерии во время Кавказской войны. Однако такой вариант происхождения отверстия подвергается сомнению: С. Васюков, исследовавший Черноморское побережье, писал в 1903 году после осмотра скалы, что в неё «…стреляли с броненосца моряки, пустили 4 снаряда, но стена осталась непоколебима, хотя заметны следы ядер, нигде не пробивших утёса…».


Дивногорье

Дивногорье - заповедник и плато в Лискинском районе Воронежской области, у слияния рек Тихая Сосна и Дон. Край сказочных меловых гор, пещерных церквей и живописной природы. С геологической точки зрения заповедник представляет собой меловые отложения на поверхности земли. Верхний слой состоит на 15-20% из мела. Ниже 80 метров - слой чистого мела. Название Дивногорье местность получила за меловые столбы, называемые местным населением «дивами» (от диво — чудо).

Первым письменным свидетельством являются записи Игнатия Смольянина, сопровождавшего митрополита Пимена в 1389 году: «приплыхом к Тихой Сосне и видехом столпы камень белы, дивно ж и красно стоят рядом, яко стози малы, белы и светлы зело, над рекой над Сосною». На территории заповедника располагаются пещерные меловые церкви XVII века (Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери, Церковь Иоанна Предтечи и Дивногорская-3), Маяцкое городище IX-X веков (остатки средневековой крепости и некрополь) и Маяцкий гончарный комплекс IX—X веков, Свято-Успенский Дивногорский монастырь (XVII век).

Большие Дивы

Костомаровский Спасский женский монастырь - один из древнейших русских монастырей, основанный еще до официального принятия христианства на Руси. Здесь находится икона Валаамской Божьей Матери.

Голубые озера

В Черекском районе Кабардино-Балкарии расположены пять уникальных природных озёр: Нижнее Голубое, Секретное, Сухое и два Верхних Голубых. Наиболее интересным является Нижнее озеро, расположенное у северного подножия Скалистого хребта на высоте 1492 м. Уникальным является тот факт, что при небольшом размере (площадь его - 2,6 га) оно имеет глубину 258 м (по другим данным 368). Это шестое по глубине озеро в бывшем СССР. В озеро не впадает ни одного ручья и речки, а вытекает (в реку Черек) ежесуточно около 70 миллионов литров. Из-за присутствия сероводорода вода имеет голубой оттенок. Температура воды на поверхности зимой и летом составляет 9,3°С.

Гора Воттоваара

До сих пор пытливый исследователь может найти в глухих таежных уголках Карелии памятники, которые не укладываются в систему логических представлений современного человека. Один из таких памятников - комплекс на горе Воттоваара. Гору Воттоваара (наивысшая точка западной Карелии - высота 417 м) в Карелии суеверные люди считают местом средоточия злых сил и мостом в иной мир: здесь растут уродливые деревья, почти отсутствует фауна, озера мертвы. Одно название ее в народе чего стоит: Смерть-гора.

В последние годы Смерть-гора стала местом паломничества последователей различных мистических направлений, утверждающих, что это - место средоточия злых сил и мостик в иной мир. Вершины - это скальное плато, кое-где покрытое деревьями причудливой формы и высоты. Например, старые, сто- и двухсотлетние сосны здесь не выше двух метров. На вершине Воттоваары на площади примерно в шесть квадратных километров находится около 1600 камней («Карельский Стоунхендж»), уложенных в некоем таинственном порядке. Ряд крупных многотонных камней поставлены на «ножки»: на несколько камней поменьше.

Некоторые исследователи предполагают, что это древний культовый комплекс. Впрочем, в официальной науке преобладает версия о природном происхождении «стоунхенджа». Геологи считают, что трещины и разломы, образовались в результате сильного землетрясения около 9 тысяч лет назад. Ровные же плоскости камней - результат свойств местной породы - кварцита, структура которого и задает столь ровные плоскости при расколе.

«Лестница в небо»

Столбы выветривания Мань-Пупу-Нёр

Столбы выветривания на плато Мань-Пупу-Нёр в республике Коми (мансийские болваны). Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Проходили тысячелетия. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, и в первую очередь слабые породы. Твёрдые серицитокварцитовые сланцы, из которых сложены останцы, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа. В прошлом место религиозного поклонения народа манси. Мань-Пупу-Нёр на языке манси означает «Малая гора идолов»

Озеро Шайтан и плавающие острова

Одно из самых уникальных озер России - озеро Шайтан, расположено в 39 км от г. Уржума. Озеро имеет карстовое происхождение, глубина до 25 метров. Питают озеро подземные грунтовые воды и атмосферные осадки. Уникальное явление - дрейфующие по озеру острова, на которых растут кусты и небольшие деревца. Некоторые из островов выдерживают вес нескольких человек. Еще одна уникальная особенность Шайтан-озера в выбросах вверх фонтанов и столбов воды. Столбы бывают разной высоты (до 10 м), выбросы нерегулярны и стремительно быстры, увидеть их - большая удача. Местные жители утверждают, что выбросы бывают и зимой, оставляя вздыбленные, торчащие вверх толстые льдины.

На поляне у озера раньше находился большой двухэтажный деревянный дом, принадлежавший владельцу леса — помещику и крупному промышленнику Мосолову. Так как его крепостные без разрешения вырубали лес, Мосолов приказал лесничим наказывать браконьеров не рублём, а купаньем в Шайтане. Виновного вывозили на лодке и пускали вплавь до берега. Порубка леса моментально прекратилась — народ страшно боялся озера.

Верблюд-гора

Верблюд-гора расположена в Оренбургской области в 9 км юго-восточнее поселка Восточного на левобережье пересыхающего ручья Ащису. Представляет собой кварцитовый скальный останец высотой до 20 метров. Верблюд является одной из самых оригинальных природных скульптур и своеобразным символом Оренбургского сухостепного Зауралья. Длительное время ветер выдувал почву, и гора, сложенная из твердых пород, превратилась в двадцати метровую кварцевую глыбу, напоминающую лежащего верблюда.

О скале сложено множество легенд. В одной из них говорится о том, как однажды верблюд, пришедший из пустыни, захотел померяться силой с Уральским хребтом. Приготовился к бою, да так и застыл на века.

Кунгурская пещера

Кунгурская ледяная пещера — одна из крупнейших карстовых пещер в мире и одна из самых популярных достопримечательностей Урала. Находится пещера в Пермском крае, на правом берегу реки Сылвы на окраине города Кунгур в селе Филипповка, (в 100 км от Перми). Протяжённость пещеры составляет около 5700 м, из них 1,5 км оборудовано для посещений туристами. Пещера содержит около 50 гротов, 70 озёр, 146 так называемых «органных труб» (самая высокая — в гроте Эфирный, 22 м) — высоких шахт, доходящих почти до поверхности.

Коралловый грот

Свисающие каменные блоки в гроте Данте

Грот Метеорный

Каменная крыса в гроте Кастера

Органная труба в гроте Дружбы народов

Подземное озеро

Каменные грибы

Примерно в 1,5 км ниже впадения реки Чульчи на правом берегу Чулышмана в республике Алтай начинается урочище Аккурум, где находятся каменные грибы - любопытные формы рельефа, образовавшиеся в результате избирательного вымывания (по-научному — денудации) неоднородных горных пород. Смотрятся они грациозно и очень необычно. Можно только радоваться, что это необычное природное явление сохранилось до нашего времени во всей своей красе. К сожалению, эти грибы продолжают постепенно разрушаться. Говорят, что во время землетрясений на Алтае в 2003 году несколько “шляпок” упало. Среди геологов бытует мнение, что наши внуки их, возможно, уже и не увидят.

Чарские пески

Чарские пески — урочище в Каларском районе Читинской области, представляющее собой песчаный массив размером примерно 10 км на 5 км. Расположен в Чарской котловине, в предгорьях хребта Кодар, между долинами рек Чара, Средний Сакукан и Верхний Сакукан. Окружён лиственничной тайгой и болотами. Длина отдельных барханов 150-170 м. высота до 80 м.

Пустыня с барханами площадью 100 квадратных километров на стометровую высоту возвышается среди болот. Никто толком не может объяснить ее происхождение. Говорят, что это песчинки выветренные из скал и вынесенные из долины Среднего Сакукана на равнину. Только почему тогда горы сложены из осадочных пород, а песок - чистейший кварц? Аналогов такой пустыни в мире нет.

Пустыня начинается резким переходом от бора, лиственничника или торфяного болота к песку. Никакой промежуточной зоны, никакой “ничейной земли” — природа не признает здесь нейтралитета. Можно одной ногой стоять в пустыне, а другой в тайге. В межбарханных понижениях имеются залесенные участки — лиственничники, ерники, даже влаголюбивый кедровый стланик. Можно увидеть такой сюрреалистический пейзаж, как лед на песке (не обязательно зимой, но и летом).

По краям пустыни из под песков во многих местах вытекают ручьи. Вода чистейшая.

Чарские пески под снегом

Патомский кратер

Патомский кратер в Иркутской области представляет собой конусовидный холм, состоящий из дробленого известняка, диаметром до 180 м и высотой 40 м. На вершине - воронка то ли метеоритного, то ли вулканического происхождения. Среди местного населения носит название «Гнездо огненного орла». Обнаружен загадочный кратер был в 1951 году геологом Владимиром Колпаковым и до сих пор является одним из самых таинственных природных объектов в мире. По размерам и внешнему виду он похож на лунный кратер.

До сих пор непонятно, каким образом он появился на поверхности земли. Существует несоклько десятков гепотез о его происхожении. Две основные это: вулканическое происхождение (но не обнаружено следов лавы) и след от падения на землю огромного метеорита (но кратер не похож на известные науке метеоритные кратеры). Есть и более и фантастические версии, например, результат эксперимента Теслы или место падения инопланетного корабля.

Ленские столбы

Ленские столбы — геологическое образование и одноимённый национальный природный парк в России, на берегу реки Лены в Хангаласском улусе Якутии, в 104 км от города Покровска. Ленские столбы представляют собой тянущийся на многие километры комплекс вертикально вытянутых скал, причудливо громоздящихся вдоль берега Лены, глубокой долиной прорезающей Приленское плато. Наибольшей плотности столбы достигают между селениями Петровское и Тит-Ары. Скальные образования, высота которых доходит до 100 метров, сложены кембрийскими известняками.

Начало формирования горных пород, сложивших данный памятник природы, обычно датируют ранним кембрием — 560—540 млн лет назад. Образование же Ленских столбов как формы рельефа датируют гораздо более поздним периодом — около 400 тыс. лет назад, то есть сравнительно недавним геологическим временем.

На скалах, возвышающихся по берегам рек Лены и Синей обнаружены многочисленные наскальные писаницы, выполненные желтой минеральной краской древними жителями этих мест. Это в разной степени сохранившиеся стилизованные изображения животных, фрагменты надписей древнетюркского рунического письма, наскальные композиции с изображением человека.

Декабрист А. А. Бестужев-Марлинский восторженно отзывался о Столбах: «Какая-то святая тишина лежит на девственном творении, и душа сливается с дикою, но величественною природой»

Мыс Столбчатый

Мыс Столбчатый на курильском острове Кунашир (Сахалинская область) — уникальное геологическое образование в виде сплошного каменного выступа, поднимающегося на самом берегу моря высокой отвесной стеной. Излившиеся вулканические породы образовали узкие 4-х, 5-ти и 6-ти угольные базальтовые столбы, так называемые столбчатые отдельности. У подножия столбчатой стены в беспорядке лежат, подобно отпиленным дровам, отшлифованные бруски.

Выровненная морскими волнами прибрежная платформа создает иллюзию мостовой, а сохранившиеся от разрушения одиночные столбы похожи на остатки сломанного забора. Удивительно, что такую идеальную композицию создала случайность природы, невозможно поверить, что столбчатая структура образована стекавшими здесь когда-то давно потоками лавы.

Если посмотреть на «мостовую» сверху, можно заметить, что порода одновременно делится не только на столбчатые отдельности, но и на более крупные аналогичные сегменты с ровными сторонами.

Долина гейзеров

Долина гейзеров — одно из наиболее крупных гейзерных полей мира и единственное в Евразии. Расположена на Камчатке в Кроноцком государственном биосферном заповеднике. У слияния рек Гейзерная и Шумная на территории около 2 кв.км находится около 20 крупных гейзеров и множество источников, периодически выбрасывающих фонтаны почти кипящей воды (более 95C) или горячего пара. В настоящее время часть долины засыпана крупным оползнем.

Долину была обнаружена лишь весной 1941 года. Открытие совершила молодая женщина-геолог Татьяна Устинова с проводником-ительменом Анисифором Крупениным. Они поднялись по руслу реки Шумной и, войдя в узкий проход между скалами, остановились неподалеку от устья неизвестного притока. В апреле еще лежал снег. Кое-как устроившись на крутом заснеженном склоне, обессилевшие путники решили перекусить. На противоположном берегу реки виднелась протаявшая каменистая площадка, над которой вился легкий парок. И вдруг - из этой проталины прямо в них ударила струя горячей воды! Татьяна Устинова поняла, что перед ней настоящий гейзер - первый из обнаруженных в СССР.

Северный полюс холода

Северный полюс холода расположен в местности Томтор Оймяконского района (улуса) Якутии. Здесь в 1924 году была зафиксирована самая низкая температура в Северном полушарии -71,2°C (по другим данным -77,8). Среднемесячная температура января составляет минус 61 градус по Цельсию, а в самые холодные дни бывает и минус 68. Во всем мире больше нет мест, где при столь низких температурах постоянно живут и работают люди.

Температуры ниже 60 градусов по Цельсию бывают здесь практически каждый январь, а в августе может быть как плюс 30, так и минус 15. В поселке Томтор ежегодно проводится туристический фестиваль «Полюс холода», куда по традиции приезжает Санта-Клаус из Лапландии. В марте 2004 года здесь открылась резиденция Санта-Клауса.

«Обнаружил» полюс холода Сергей Владимирович Обручев, геолог, сын автора знаменитых «Земли Санникова» и «Плутонии» В.А. Обручева. Исследуя долину Индигирки и направляясь к хребту Черского, Обручев обратил внимание на странный шум, который все время сопровождал его в пути. «Как будто пересыпают зерно или ветер стряхивает с деревьев сухой снег. Куда ни обернись — всюду этот шум, а между тем ветра нет и деревья не шелохнутся», — записал он потом. Наконец путешественник догадался, что это шуршит его замерзшее дыхание. Этот характерный шум появляется при морозе ниже минус 50 °С. Якуты называют его шепотом звезд.

Местный морж Андрей купается при -50. Благо, для этого есть незамерзающая за счет теплых источников речка.

Само понятие как «памятники природы» появилось с начала прошлого века, впервые использовал его немецкий ученый А.Гумбольт. Свое понятие он применял к заинтересовавшим природным образованиям, которые как археологические находки следовало сохранить. Уже позднее это понятие стали использовать для местностей, видов растений. Вот так значение термина расширилось.

Сейчас «памятники природы» - редкие объекты, созданные природой, имеющие ценность. Это и нечто отдельное как скалы или пещеры, деревья, так и целая система - участок территории как горный массив, рощи.

Краснодарский край

Он имеет множество на своей территории. К самым знаменитым из них организовываются экскурсии каждый год. Это и грязевые вулканы, дикие мрачные ущелья, скалы самой причудливой формы, ледники, множество водопадов, таинственные пещеры и заросли с реликтовыми растениями. Интересные и ценные места, предметы, созданные природой похожи на жемчужины и разбросаны по всему краю как по морскому дну. Многие такие места имеют свои легенды, говорящие о том, что и столетия назад жившие здесь люди чтили их и создавая истории, отдавали частицу души. Конечно такие реликвии стоит беречь.

Агурские водопады

Яркий пример памятника природы. Расположены рядом с Сочи , всего в 4км Черного моря. Известны своей красотой. Водопады образует Агура, начинающаяся со склонов Алека, хребта, затем идет к морю, по пути образовывая каскады водопадов.

Азишская пещера

Известное место, сюда часто привозят группы туристов для ознакомления. Пещера находится южнее на хребте Азиш-Тау высоко, примерно 1600м. Длина ее примерно 690м, глубина составляет 37м, а общая площадь до 1900кв.м. В пещере можно увидеть сталактиты, сталагмиты разных размеров, колонны. С 1973 года пещера - памятник природы и находится под защитой.

Сосна пицундская

Довольно известное дерево, растет повсеместно на береговой линии Черного моря с Анапы вплоть до Адлера . Встречаются группы деревьев и отдельные представители. Большие рощи сосна образует в Джанхотском бору, Сосновой.

Гуамское ущелье

Это ущелье, в котором протекает река Курджипс, находится рядом с селами Мезмай, Гуамка. Это в Апшеронском районе. Известно ущелье своими водопадами - река падает с 82км высоты, причем все километры неравномерно приходятся вдоль русла. Встречаются пологие и крутые участки, что придает водопадам особый колорит.

Коса Долгая

Еще один памятник, созданный природой. Ее можно найти на 35км ориентировочно г.Ейска. Самая длинная коса полуострова, находящегося в восточной стороне Азовского моря. Общая длина косы 8км. Долгую многие называют жемчужиной.

Скала Парус

Находится на береговой линии Черного моря, 17км от Геленджика . Парус расположена перпендикулярно к морю и ближайший берег в 10км. Высота скалы 30м, длины 25. Видно раньше на том месте было сплошное известняковое образование, массив, от которого осталась только самая прочная часть.