Города будущего, которые еще не построены. Город будущего – умный город Международный деловой район Сонгдо, Южная Корея

Инструкция

Одним из проектов является строительство эко-города. Вместо того, чтобы бесконтрольно потреблять сырье и выбрасывать в атмосферу продукты переработки, нужно построить систему, которая не только будет полностью перерабатывать отходы, но и возобновлять потраченные ресурсы. Город должен быть самодостаточным. Энергию можно получать от солнца, ветра, разложения органического материала. Натуральные продукты будут выращивать во взмывающих к нему фермах-небоскребах. Каждый житель при необходимости сможет арендовать небольшой участок земли на крыше своего дома или в ближайшем парке, чтобы выращивать там зелень и овощи. Эко-город не должен быть большим. Самым удобным средством передвижения в нем станет велосипед. Это позволит сэкономить время на ожидание общественного транспорта, избавит от пробок, очистит воздух от выхлопных газов. В России разработкой «зеленых городов» занимаются специалисты Общества Биотехнологов.

Достаточно смелой кажется идея создания города-дома. Людям вообще не нужно будет выходить на улицу. Чтобы добраться до магазина или офиса, достаточно будет сесть в лифт и нажать кнопку нужного этажа. Специалисты корпорации Takenaka в Японии уже несколько лет разрабатывают проекты двух таких городов. Дом, который получил название Sky City, может принять 36 000 людей. Еще 100 000 человек будут в нем работать на постоянной основе. В доме будет все: магазины, офисы, парки, школы, рестораны, больницы и полицейские участки. Архитекторы убеждены, что такой дом может простоять не менее 500 лет, если при его строительстве использовать современные качественные материалы. В России архитектор Сергей Непомнящий разработал несколько подобных концепций. Самые известные из них – город «Рождение Венеры» (75-этажный небоскреб) и «Блин-город» (дом в виде огромной шайбы).

Плавучие города француза Венсана Каллебо – это реализация библейского Ноева Ковчега. Архитектор предлагает создать плавучий экологический полис под названием LilyPad. Оболочка города будет двойной: диоксид титана и полиэфирное волокно. Такая структура позволит очищать воздух ультрафиолетом. Город Каллебо сможет вместить 50 000 человек и будет выглядеть как круглый корабль. Предполагается, что в городе будут установлены электротурбины и солнечные батареи, системы опреснения воды, функционировать многочисленные фермы. Центром города станет огромный бассейн для сбора дождевой воды и придания устойчивости строению.

Вполне вероятно, что в скором будущем люди будут жить в городах-трансполиях. Чем дальше от главной магистрали, тем более чистым с экологической точки зрения становится участок. Любопытно, что магистраль будет не только транспортной, но и инфраструктурной. Под ней будет располагаться нефте- и газопровод, над ней – информационные линии и линии электропередач, а по ней – двигаться электромобили. По обе стороны от дороги будут располагаться промышленные предприятия, немногим дальше – офисные и административные здания, после которых - жилой сектор с 3-5-этажными домами, затем поля и заповедники. Общая ширина города не должна превышать 20 километров. Архитекторы М. Шубенков и И. Лежаева предложили построить город-трансполию вдоль Транссибирской магистрали.

Видео по теме

Из курса истории некоторым людям известно, что вплоть до позднего Средневековья жизнь в городах была весьма некомфортной. Скученность, грязь, антисанитария, отсутствие централизованного водоснабжения и канализации, и как следствие, частые эпидемии, - вот далеко не полный перечень неудобств того времени.

Инструкция

Лишь с XIX века условия городской жизни резко изменились в лучшую сторону. Но до сих пор нет единого мнения, каким должен быть идеальный современный город. У современного города (особенно, ) много достоинств. Это – комфортные дома со всеми необходимыми удобствами, множество предприятий, организаций, дающих возможность устроиться на работу, масса условий для самого разнообразного досуга. Но хватает и недостатков, среди которых, прежде всего, необходимо указать плохую экологию (чрезмерный шум, загазованность из-за промышленных и автомобильных выбросов), транспортные пробки, толчею и спешку, что неизбежно приводит к нервозности, стрессам. Поэтому вопросам обустройства города, с целью сделать его удобным и комфортным, сейчас уделяется большое внимание.

Строительство в городе новых дорог, жилых и общественных зданий, организацию зон отдыха, а также реконструкцию уже имеющихся объектов необходимо проводить так, чтобы в итоге удалось совместить многие важные факторы. Максимально возможное сохранение исторического облика города должно сочетаться с транспортной доступностью, обеспечением жителей всеми необходимыми объектами инфраструктуры (школы, больницы, магазины и т.д.).

Существуют различные подходы к решению этой проблемы. Например, в столице Малайзии, городе Куала-Лумпуре, реализуется грандиозный по масштабу проект. По замыслу его разработчиков в итоге Куала-Лумпур станет городом, любой житель которого сможет максимум в течение 7 минут неторопливой ходьбы дойти до любого необходимого ему объекта: торгового центра, здания местного муниципалитета, отделения

Какими будут города
в 2030 году?

Транспорт, «умные дома» и энергетика.

Одноклассники

Дети, родившиеся в 2018 году, только пойдут в старшую школу, когда родители начнут возить их на уроки в беспилотном такси. Дети, которые пойдут в школу в этом году, студентами будут осваивать ховеры - индивидуальные пассажирские дроны, способные летать на расстояния до 300 километров. Какими будут города в 2030 году, где будут жить, на чем ездить и чем питаться жители разросшихся мегаполисов уже недалекого будущего? Rusbase изучил мнения футурологов, урбанистов и разработчиков, чтобы узнать, как технологии изменят облик будущих человеческих поселений.

Мы рассмотрели три главных аспекта жизни города - ресурсы, жилье и транспорт - на примере которых попытаемся представить, как будут выглядеть и чем будут жить города через 12 лет.

Городской транспорт и автомобили

Сейчас 7 миллиардов жителей Земли использует чуть больше 1 миллиарда автомобилей. К 2050 году количество транспортных средств увеличится вдвое, подсчитали во Всемирном банке. Учитывая, что к 2030 году две трети населения будет жить в городах, дальнейший рост числа автомобилей неизменно приведет к обострению транспортной проблемы.

Вопрос нарастающего количества транспорта и сейчас является одним из главных для современных городов. Пробки, невозможность дальнейшего расширения дорог, ухудшение экологии - все эти явления требуют радикального и эффективного решения. В то же время транспорт - та сфера, в которой активно внедряются передовые технологии, поэтому к 2030 году могут воплотиться некоторые смелые идеи футурологов.

Две главные цели автомобилестроения - летающие машины и полностью беспилотные машины - могут стать массовым явлением в ближайшие 10 лет. Очевидно, что это потребует также полной перестройки городской дорожной инфраструктуры и создания более совершенной навигационной системы.

Аналитик венчурной компании Andreessen Horowitz, влиятельный техноблогер Бенедикт Эванс считает , что автономный транспорт и автономные системы в целом являются одной из четырех самых перспективных технологических отраслей будущего. Причем интересны даже не сами беспилотные машины - к ним мы уже привыкаем - а то, какие возможности они открывают.

Представьте, что настал день, когда все машины, автобусы и другие виды транспорта в городах стали беспилотными. Роль транспорта в нашей жизни будет полностью пересмотрена. Более того, будет полностью пересмотрена среда, в которой этот транспорт функционирует.

Бенедикт Эванс

Аналитик венчурной компании Andreessen Horowitz, техноблогер

При полностью беспилотном транспорте на дорогах станет на порядок больше машин, но пробок станет меньше, рассуждает Эванс. Автомобильные аварии уйдут в прошлое, так как транспортные средства будут взаимодействовать между собой, определяя расстояние до других машин, скорость движения и возможные маневры. Помогать им в этом будут умные дороги, оснащенные системами динамической навигации и регулирования движения. Все это приведет к принципиально новой планировке улиц и дорог - например, отпадет необходимость парковок в центре города.

Российский архитектор и футуролог Артур Скижали-Вейс считает , что большая часть машин будет беспилотными к 2040 году. Это позволит существенно увеличить пропускную способность магистралей и улиц.

Подсчитано, что при использовании автопилотов за один час по одной полосе на скорости 120 км/ч может проехать 12 тысяч автомобилей, а при управлении людьми - только 2–3 тысячи… Когда количество беспилотных автомобилей превысит число обычных, светофоры и дорожные знаки, созданные для людей, исчезнут, поскольку в них не нуждаются роботы-сенсоры. Голосовое управление, биометрия, программирование движения, общение через интернет станет привычной опцией для пассажиров.


Артур Скижали-Вейс

Архитектор, футуролог

Трансформируется и роль водителя - он останется лишь «активным пассажиром», который указывает пункт назначения и задает основные параметры поездки, считает футуролог.

Прообраз таких систем уже разработан. Например, компания Bosch на проходящей в эти дни выставке CES 2018 в Лас-Вегасе представляет смарт-сити решения, среди которых есть и «умные» парковки. Автомобили смогут находить место в гараже и парковаться полностью без участия водителя. Человек просто оставляет машину на въезде в парковочное пространство и отправляет соответствующую команду из смартфона. Машина самостоятельно находит свободное место и паркуется. Такое решение требует интеграции в единую платформу навигационных систем автомобилей и датчики на стоянках.


Так выглядит паркинг будущего

Компании Илона Маска, а также Google, Uber и другие гиганты последовательно разрабатывают новые транспортные системы, которые также дают представление о том, какими будут автомобили и дороги в городах 2030 года. Uber в апреле 2017 года раскрыл планы по развитию аэротакси - небольших воздушных судов с возможностью вертикального взлета и посадки. Компания намерена реализовать проект к 2023 году в двух пилотных городах - Далласе и Дубае. На CES 2018 компания Bell Helicopter представила концепт будущего 4-местного летающего транспортного средства, разработанный для Uber. Технические детали пока не раскрываются. По словам представителя компании, воздушное судно предназначено для комфортного передвижения на расстояния до 240 километров (150 миль).

Мы в Bell знаем, как создавать летательные аппараты. Обычно прототипы представляют собой просто концепт с непродуманной технической стороной. Здесь же мы представляем полностью рабочую модель, внешний вид которой можно изменять по желанию заказчика.


Скотт Дреннан

Директор по инновациям Bell Helicopter

Известно, что модель будет оснащена газовой турбиной, которая заряжает электродвигатель. Так что, по сути, это будет летающий электрокар. Основные конкуренты Bell Helicopter - авиастроительные корпорации Airbus и Boeing, которые разрабатывают свои проекты летающих такси. Кроме них, компания Intel представила свой «пассажирский дрон ».

Там же к 2025 году городские власти планируют довести долю электротранспорта до 10%. Для этого развивают программу BlueLA, в рамках которой Лос-Анджелес закупит до 50 электрокаров, необходимые для городского каршерингового сервиса. Кроме того, весь городской транспорт в городе будет подключен к системе трекинга Mobileye, а светофоры будут управляться через интернет.

Футуролог Артур Скижали-Вейс согласен с тем, что городские жители будут постепенно отказываться от личных автомобилей в пользу каршеринга и общественного транспорта. Но для этого услуги краткосрочной аренды автомобилей должны стать гораздо более доступными, а общественный транспорт должен стать более удобным и динамичным. Сейчас есть сервисы, которые объединяют услуги каршеринга и аренды других видов транспорта. На выставке CES 2018 стартап MyScotty анонсировал приложение, которое дает доступ к тысячам арендных автомобилей, велосипедов и скутеров в пределах города, где находится пользователь.

Дома и городская среда

Чтобы уже сейчас увидеть, как будут выглядеть города в 2030 году, нужно отправиться в китайскую провинцию Нинся и посетить город Иньчуань. Этот небольшой - по меркам КНР - город является воплощением технологий Smart City, прообраза будущих метрополисов. Жители Иньчуаня расплачиваются за покупки в супермаркете или за проезд в общественном транспорте, просто повернувшись лицом к сканирующему устройству - биометрические данные всех горожан привязаны к их банковским счетам. В муниципальных зданиях посетителей приветствуют голографические фигуры, которые могут подсказать, куда обратиться. Даже мусорные баки на улицах сами сообщают в коммунальную службу о наполнении. Мы об этом городе как экспериментальной площадке для наиболее интересных Smart City-проектов.

Конечно, Иньчуань является лишь «витриной», на которой китайские власти демонстрируют достижения технологий всей страны. Но это еще и полигон, который в реальных условиях обкатывает городские системы будущего, испытывая их на востребованность и «юзабельность». Власти Китая намерены внедрять стандарты Smart City в 200 небольших городах страны с перспективой их масштабирования на крупные агломерации вроде Шанхая и Гуанчжоу. К 2050 году в города переедут примерно 250 миллионов сельских жителей КНР. Такой скачок урбанизации должен быть увязан с существенной модернизацией самой городской среды.

Технологии будущих городов важно обкатывать в реальных условиях. Иначе они могут быть отторгнуты, как живой организм отторгает чужие ткани. В этом на практике убедились в ряде стран, где пытались построить «города будущего» на пустом месте. Это Сонгдо в Южной Корее, Масдар в ОАЭ, Конза в Кении, Палава в Индии. Все они должны были стать средоточием высоких технологий, оазисами инноваций. Но они не стали городами, в которых люди захотели бы жить - все они сегодня стоят полупустые.


Сонгдо, Южная Корея

Урбанист Бойд Коэн (Boyd Cohen), который изучает явление «умного города» с 2011 года, считает , что города эпохи Smart City должны пройти три стадии развития: стадию корпораций, стадию чиновников и стадию горожан. На первом этапе города охотно внедряют все предлагаемые им корпорациями технологии и решения. Такие гиганты, как Cisco, IBM, Intel, а также более мелкие поставщики неплохо на этом заработали.

На втором этапе инициативу в свои руки берут уже городские власти. Они разрабатывают обширные программы по развитию Smart City, расставляют приоритеты, дают зеленый свет тем или иным проектам. Чиновники решают, какие инновации нужны городу - умные дороги или интеллектуальная система уличной безопасности, умные мусорные контейнеры или автоматический учет пациентов в больницах.

На третьем этапе, когда основные системы в городе внедрены и работают, в свои права вступают горожане. Теперь уже от жителей зависит, как дальше будут развиваться городские технологии. Люди прямым голосованием решают, какое заведение лучше открыть в районе и где нужно строить новую станцию метро. К этому времени уже довольно развитые «умные дома» и беспилотные автомобили позволяют собрать большой объем обезличенных данных для изучения предпочтений любой социальной группы, живущей в городе.


Именно жители городов решают, какие смарт-технологии приживутся

Еще одна идея Центра городских технологий - делать так называемые «гибкие» улицы, которые становятся автомобильными или пешеходными в зависимости от ситуации. Если в городе наблюдается плотный траффик, то парковка на таких улицах автоматически запрещается и часть транспорта перенаправляется по освободившимся полосам. Если же в предпраздничные дни ожидается массовый шоппинг или недалеко проходит концерт, то улицу закрывают для автомобильного движения, она становится полностью пешеходной.

Техноблогер Бенедикт Эванс считает, что принципиальным отличием городской среды будущего будет повсеместное использование систем дополненной реальности. «Смешанная реальность», как он называет эту технологию, станет одной из четырех наиболее перспективных отраслей в ближайшие десять лет. Если сегодня использование виртуальной реальности ограничено - технологии VR и AR пока в основном применяются в развлекательных и обучающих целях - то в будущем их функционал значительно расширится. Причем о некоторых сферах применения пока можно только догадываться.

Представьте, что вы встречаете на улице человека, а в воздухе возле него вы уже видите всю информацию: где и когда вы встречались раньше, знакомы ли вы, стоит ли поздороваться с этим человеком или лучше его избегать. Такую же информацию можно будет получить не только о людях, но и вообще обо всех объектах в городе: понравилось ли вам в том ресторане, что пишут клиенты об этом магазине, сколько раз покупателей обсчитали в ближайшем супермаркете и так далее.

Доступность информации в любой момент и в любом месте станет одной из отличительных черт городской среды будущего.

Энергетика и ресурсы

Рост численности городского населения в ближайшие 12 лет неизбежно обострит вопросы снабжения людей ресурсами - пищей, водой, теплом, светом. Города должны будут обеспечивать большее количество жителей за счет меньшего объема первоначальных ресурсов. Поэтому очевидно, что повсеместно будут развиваться альтернативные источники энергии, в том числе индивидуальные источники питания и микросети. Сегодня они внедряются только в экспериментальных целях и в небольших масштабах в развитых странах. К 2030 году использование возобновляемых источников энергии станет необходимостью, просто потому что мощности традиционных электростанций хватит не всем.

При этом строительство новых электростанций потребует изменения ландшафта, возведения масштабных искусственных сооружений - островов, приливных дамб, целые поля будут отданы под солнечные панели и ветрогенераторы.

Подобное строительство в ближайшие годы можно будет увидеть в Северном море между побережьями Нидерландов и Великобритании. Национальная электроэнергетическая компания Нидерландов TenneT заявила о планах по созданию крупнейшей ветряной электростанции в мире на искусственном острове в открытом море. Ее мощность составит 30 гигаватт - этого достаточно для обеспечения электричеством 20 миллионов жителей. Для сравнения, крупнейшая действующая ветряная электростанция самый большой резервный аккумулятор в мире, созданный при участии Tesla в Австралии. Гигантская литий-ионная батарея накапливает электроэнергию на случай пиковых нагрузок и аварийных отключений в крупных городах на юге страны. С ростом энергопотребления в городах такие «бесперебойники» для мегаполисов станут привычным явлением.

К 2030 году повсеместно распространится использование микросетей (микрогридов) - систем электроснабжения местного уровня, в масштабах квартала или одного дома. Микрогриды будут интегрированы с традиционными электросетями, индивидуальными источниками питания (например, домашними солнечными батареями) и интеллектуальными системами контроля и учета. Это позволит использовать альтернативные источники энергии в часы пиковых нагрузок, а также отдавать в сеть излишки энергии, выработанной индивидуально, и даже зарабатывать на этом. Например, стартап из Сан-Франциско OhmConnect платит деньги потребителям за экономию электроэнергии. Все это позволит создать «умную» электроэнергетику, более экологичную и устойчивую к перебоям.

Проблема снабжения питьевой водой остается актуальной для многих городов-миллионников. Например, города южной Калифорнии испытывают перманентную нехватку питьевой воды при растущем населении. В Сан-Диего и Санта-Монике проблему отчасти решают при помощи опреснителей морской воды. Пока все существующие технологии обходятся довольно дорого. Но и здесь есть идеи, которые через десять лет могут значительно улучшить ситуацию. Футуристичный (The Pipe) предполагает построить оборудованную солнечными батареями опреснительную станцию в заливе Санта-Моники. Станция методом обратного осмоса будет эффективно и дешево очищать достаточное количество воды для половины населения города.

Немаловажный фактор: потребление электроэнергии в мире к 2035 году резко возрастет. По прогнозам, через 20 лет человечеству нужно будет на 50% больше электричества, чем сейчас. При этом известно, что около 43% парниковых газов образуется при выработке энергии тепловыми электростанциями. То есть при росте выработки электричества наполовину - объем парниковых газов вырастет пропорционально. Поэтому развитие альтернативной электроэнергетики футурологи называют единственным разумным способом решить нарастающий энергетический и экологический кризис.

В связи с этим можно вспомнить один из эпизодов британского сериала «Черное зеркало», где показан принципиально новый вид антиутопии. Здесь люди будущего не страдают от диктатур и не зависят от мегакорпораций. Авторы фильма просто довели до абсурда нынешнее увлечение человечества гаджетами - и весь мир превратился в один большой гаджет. Люди живут в огромном здании со стенами-мониторами, а почти все их потребности сводятся к потребностям их аватаров. Чтобы заработать валюту - виртуальные бонусы - люди должны крутить педали велотренажеров-электростанций, которые и питают все здание-город. Люди впадают в зависимость от бесконечных видеоигр и телешоу, потому что их немногочисленные физиологические потребности вполне удовлетворяются за те же бонусы. Гротескно изображенный мир будущего основан на вполне реальных и современных вещах - зависимости от гаджетов и индивидуальной электрогенерации.

  • Михаил Алексеевский, кандидат филологических наук, руководитель Центра городской антропологии

    Чем больше становится город, тем меньше в нем становится человек. Города продолжают расти, горожан становится все больше, а роль каждого из них — все меньше. Сейчас голос рядового горожанина в гуле огромного города практически неслышен. Но все не так плохо, потому что современные горожане все чаще объединяются в сообщества по интересам, и эти сообщества оказываются в состоянии заметно влиять на городскую повестку, отстаивая свои права и интересы. Так что значение одного горожанина в большом городе неуклонно снижается, а роль городских сообществ становится все более важной.

    Именно на этот вопрос сложнее всего отвечать, если не уточнять масштаб и положение города. У азиатских мегаполисов, российских моногородов и небольших исторических городов Западной Европы набор актуальных проблем будет заметно различаться. Но если все-таки попробовать назвать ключевую проблему современного города в целом, то, на мой взгляд, это будет неблагополучная экологическая ситуация. Едва ли нужно объяснять, почему у многих городов возникают проблемы в этой области. Промышленность, выхлопы автомобилей, засилие асфальта и бетона, нехватка зелени... Долгое время казалось, что эта проблема не имеет решения, и что главное — стремиться замедлить ухудшение ситуации. Современный мировой опыт показывает, что экология города может меняться в лучшую сторону. Однако это дорого, долго и требует больших усилий со стороны всех заинтересованных сил.

    Все футурологи солидарны в том, что в будущем города будут становится все больше и многолюдней. И с этим действительно сложно поспорить, потому что города продолжают аккумулировать разного рода ресурсы: промышленные, финансовые, человеческие. Но лично мне очень нравится гипотеза, что в какой-то момент привлекательность больших городов начнет заметно сокращаться. Они будут расти и дальше, но из-за целого ряда проблем (прежде всего, экологических) жизнь там будет казаться все менее привлекательной. С развитием современных коммуникационных технологий человек теперь все меньше привязан к месту работы, поэтому имеет возможность выбирать, где ему приятнее жить. В этих условиях заметно может вырасти популярность коттеджных поселков и небольших городов, особенно тех, где благополучная экологическая обстановка и комфортная среда.

    Не буду лукавить: я чувствую себя городским человеком, и в целом город для меня более комфортная среда обитания, чем сельская местность. Я вполне могу жить и в деревне, но это скорее история про эскапизм и временный отдых от города. Но я все чаще думаю о том, в каком городе мне было бы комфортнее всего жить. И есть ощущение, что постепенно я тоже все больше симпатий начинаю испытывать к небольшим городам.

    Дмитрий Замятин, главный научный сотрудник, Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ

    1. Какова роль горожанина в жизни города сегодня? Что изменилось по сравнению с предыдущими эпохами?

    Сегодня есть два горожанина — естественно, грубо обобщая. Один: везде торопится, дефицит времени, деловой, встречи, переговоры, не успевает, часто трудоголик, иногда «светская» городская жизнь; он в «гуще городской жизни». Другой: часто рассеян, одинок, бывает, и потерян; постфланёр; дела, в принципе, могут идти и неплохо; город для него — фон иногда необъяснимых, малопонятных событий. Два этих образа могут сочетаться и в одном человеке — в разное время, в различных обстоятельствах. В целом то, что мы сегодня по традиции, по привычке называем городом, уже давно не город в классическом смысле. Я предпочитаю для описания современной ситуации «городской» жизни слово «постгород».

    2. Можете ли вы выделить главную проблему современной городской жизни? Почему она возникла и есть ли решение?

    Главная проблема — разложение, распад классического города предыдущих эпох как места, пространства традиционных коммуникаций «лицом к лицу». Хотя постгород характеризуется взрывным количественным ростом коммуникаций, поддержанным и спровоцированным технологическими прорывами предыдущего столетия, «постгорожане» оказываются в ситуации разрыва традиционных коммуникаций и в зоне возрастания взаимной трансцендентной, метафизической «невидимости». Постгород — это множество параллельных пространств, очень часто метафизически невидимых друг для друга, личностных и групповых. Очевидного решения проблемы пока нет, но ясно, что нужно исследовать постгородские сопространственности, условия их возникновения и взаимодействия — постгеографию города.

    3. Как города будут развиваться в будущем?

    Старое деление на города и сельскую местность, по всей видимости, окончательно исчезнет. Возникнут новые формы человеческих поселений, предполагающие иную организацию пространства и коммуникаций. Наряду с жесткими монофункциональными пространственными зонами (транспортные узлы, зоны отдыха, отдельных производств) будут пространства «рассеянные», пластичные, мобильные, динамичные, постоянно меняющие свои формы в зависимости от содержательно-деятельностных ориентиров личностей и сообществ. Коммуникативным двигателем таких изменений будет служить поиск новых сопространственностей (своего рода новая метагеография, или постгеография).

    4. Насколько важен город лично для вас? Готовы ли вы переехать в сельскую местность?

    Город важен как место неожиданной встречи, иногда — как место долгожданного откровения. Как место творчества город часто нестабилен и враждебен. Но в традиционной сельской местности, обломки которой еще сохранились, другие коммуникативные ограничения, связанные с обязательностью соседского общения, сводом жестких локальных правил, которые могут раздражать или мешать. Потенциально я готов переехать, скорее, в псевдосельскую пригородную местность — дачно-коттеджную (там, как и везде, есть также своя коммуникативная специфика).

    Константин Трофименко, директор центра исследования транспортных проблем мегаполиса НИУ ВШЭ

    1. Какова роль горожанина в жизни города сегодня? Что изменилось по сравнению с предыдущими эпохами?

    В настоящий момент одновременно существует несколько типов горожан, сформированных в рамках различных социально-экономических формаций.

    Первый вариант — горожанин «социалистический». Он не верит в то, что может влиять на жизнь и развитие города, в котором живет, он верит, что существует Власть, которая сама разберется, как нужно сделать, и от которой он что-либо потребует только в случае крайнего раздражения ее действиями. Другой тип — горожанин «индивидуалистический». Он блюдет свое личное пространство, а к общественному относится по принципу «кто первый захватил — тот молодец». Наконец, город как буржуазная система, пройдя несколько стадий эволюции, сформировал третий тип горожанина, «жителя бурга», который ответственно относится к личной собственности и по-хозяйски относится к собственности общественной. Это тоже его собственность, которую он также может развивать, соотносить свое видение с видением и интересами других горожан. Эта упрощенная классификация, безусловно, не приговор, один и тот же человек (особенно в современных наших реалиях) может вести себя по-разному в зависимости от внешних обстоятельств. Но тем не менее эти типы в публичных дискуссиях себя отчетливо проявляют. Что же касается роли горожанина, то она определяющая. Город — это и есть его горожане сегодня.

    2. Можете ли вы выделить главную проблему современной городской жизни? Почему она возникла и есть ли решение?

    Первое, что нужно отметить, — это то, что процесс урбанизации объективный и добровольный. Никто не заставляет массу людей переселяться в города из деревень и аулов. В крупных городах они находят для себя лучшие условия и, значит, меньше проблем.

    Главная проблема городов — это скученность людей на ограниченной территории. Это проблема, но одновременно это и причина развитости городской инфраструктуры, которая и привлекает людей в города. Именно благодаря высокой концентрации людей в пространстве вы можете найти в шаговой доступности все мыслимые проявления человеческой цивилизации.

    Но скученность людей также порождает и все проблемы города, включая столь любимые мною для решения проблемы транспортные. И первопричина всех этих проблем каждого конкретного города лежит в сфере гуманитарной, она проистекает именно из того, как горожане в этих городах относятся к личному и общественному. Пробки, проблема парковок, соотношение личного и общественного транспорта — это следствие этого отношения. Наши постсоциалистические «города-мутанты», в которых люди живут в капиталистической формации, но при этом в бетонных гнездах и с общей (а по сути — управляемой чиновниками) улицей, превращают эти вопросы в парадоксы. Тем не менее я верю, что этот процесс эволюционный, и с развитием общественных отношений эти вопросы могут быть решены.

    3. Как города будут развиваться в будущем?

    Это зависит от общего развития научно-технического прогресса и конкретно от того, какие технологии получат наибольшее развитие в будущем. Вплоть до недавнего момента развитие городов абсолютно зависело от технологий транспорта, а именно от ответов на вопросы, какое количество людей, на каком расстоянии, с какой скоростью и за какую стоимость проезда мы сможем провезти. Сегодня к транспортным технологиям на равных правах добавились IT-технологии.

    Каким будет будущее? Каким угодно. В долгосрочной перспективе все варианты равновероятны. Массовое развитие дешевых скоростных поездов (по типу Китая и Японии) приведет к образованию мега-мегаполисов («мегалополисов»), когда сотни километров урбанизированной территории находятся посреди тысячи километров пустоши. Развитие и массовое внедрение «летающих автомобилей» приведет к дезурбанизации, когда люди будут селиться в радиусе тысячи километров от точек социально-культурного притяжения, ведь до них будет час-полтора дороги. Развитие IT-технологий в духе фильма «Матрица» или романа Виктора Пелевина «Любовь к трем цукербринам», когда люди пребывают в индивидуальных ячейках и всю связь с внешним миром получают в индивидуальных капсулах через виртуальную реальность, — это третий путь. Но все это — дела относительно далекого будущего. В ближайшее время города останутся примерно такими же, как есть сейчас, и мы будем наблюдать на практике реализацию муниципальной программы «Смарт Сити».

    4. Насколько важен город лично для вас? Готовы ли вы переехать в сельскую местность?

    Я абсолютный урбанист. Сельская местность и дикая природа может быть источником отдыха, вдохновенья, но в повседневной жизни мне нужна динамика огромного города. Без этого скучно. Города — это наиболее яркое проявление человеческой культуры. И только в городе, чувствуя его динамику, чувствуя через архитектуру и городской ландшафт преемственность с прежними поколениями горожан, и происходит приобщение к цивилизации в целом.

    Василий Бабуров, архитектор-урбанист, ведущий сотрудник Лаборатории градостроительных исследований МАРХИ

    1. Какова роль горожанина в жизни города сегодня? Что изменилось по сравнению с предыдущими эпохами?

    С одной стороны, горожанин является потребителем благ, производимых городом, а с другой — их создателем. Это константы, сохраняющиеся при смене эпох. Кроме того, в идеале горожанин должен быть не только объектом, но и субъектом управления городом. Но, как показывает опыт, эта задача решается трудно и редко.

    Отличия нашего времени (постиндустриальной эры) от предыдущих эпох выражаются в следующем. Во-первых, жизненных ролей стало гораздо больше, а во-вторых, эти роли перестали быть постоянными (речь идет не только о профессии, но и образе жизни). Жизнь становится все более динамичной, и адаптироваться к ускорению изменений становится все сложнее.

    2. Можете ли вы выделить главную проблему современной городской жизни? Почему она возникла и есть ли решение?

    Невозможно выделить одну — их много:

    • атомизация общества, усиливающаяся пропорционально размерам города (особенно это заметно в мегаполисе), которая приводит к полномасштабной аномии.
    • малочисленность собственно горожан (т. е. граждан города) — в отличие от аморфной массы населения, слабо укорененного в среде обитания, ментально отчужденного от нее и относящегося к ней потребительски.
    • увеличение диспропорции между масштабом человека, являющимся константой, и масштабом города, который постоянно растет. Постижение города его обитателями становится все более трудным, людям приходится постоянно приспосабливаться к искусственной среде, меняющейся вне их понимания, «преодолевать» ее, вместо того чтобы получать удовольствие от городской жизни.

    Слабость общественных институтов, отсутствие городского сообщества, являющиеся результатом упомянутых выше факторов, по сути, делают невозможным само существование города, превращая его в «урбанизированное поселение», т. е. симулякр, эрзац.

    Управлять таким суррогатом, конечно, проще, чем полноценным городом, но эффективность подобной модели (прежде всего с точки зрения развития человеческого потенциала) крайне низка. В конечном итоге не только жители, но и страна в целом оказываются в проигрыше.

    3. Как города будут развиваться в будущем?

    Города будут развиваться по-разному, в зависимости от совокупности внешних и внутренних факторов и способности городских элит преодолевать их или использовать во благо. Можно ожидать, что большинство городов просто перестанет существовать, слившись друг с другом в единую массу. Но если говорить о желаемом будущем, то развитие городов должно идти по пути:

    • оптимизации пространственной структуры,
    • гуманизации городской среды, в т. ч. интеграции с природной средой,
    • ее «кастомизации» (customization), т. е. «подгонки» в соответствии с нуждами каждого конкретного горожанина.

    4. Насколько важен город лично для вас? Готовы ли вы переехать в сельскую местность?

    Человеческая цивилизация — это прежде всего цивилизация городов. Именно город, а не сельская местность, предоставляет возможность выбора, является средоточием мест приложения труда, разнообразной инфраструктуры, культуры и т. п.

    Маловероятно, что это изменится в обозримом будущем, хотя не стоит недооценивать фактор неожиданных изменений.

    Как потомственному городскому жителю, мне трудно сейчас представить свою жизнь в сельской местности как в профессиональном (ведение сельского хозяйства), так и бытовом плане, имея в виду узкий набор благ, к которым мы привыкли в городе.

    Ольга Карпова, декан факультета управления социокультурными проектами и руководитель магистратуры Urban Studies МВШСЭН

    1. Какова роль горожанина в жизни города сегодня? Что изменилось по сравнению с предыдущими эпохами?

    Невозможно ответить на этот вопрос всерьез, обойдя вопросы собственности и власти, именно их конфигурация определяет круг субъектов городского развития, будь то античные Афины, средневековая Флоренция или современная Москва. Со второй половины ХХ века круг правящих элит расширяется, прежде всего за счет бизнеса и экспертных профессиональных сообществ.

    Без сомнения, роль отдельного горожанина, небольших городских сообществ существенно выросла в последние годы. Но это касается пока не столько реальных процессов городских изменений, сколько постепенной трансформации управленческого мышления, которое со скрипом, но начинает ориентироваться на горожанина как на «потребителя города», более того, обладающего «правом на город».

    Реальное же, непосредственное участие горожан в процессах городских изменений, возможно, и происходит на уровне соседств и микрорайонов, то есть там, где крепятся их права и ответственность. Сегодня все больше новых практик и сервисов порождается на так называемом низовом уровне, что вселяет надежду на то, что мы постепенно научимся быть ответственными горожанами.

    2. Можете ли вы выделить главную проблему современной городской жизни? Почему она возникла и есть ли решение?

    Я бы выделила, помимо классических проблем, низкие стандарты качества жилья и городской среды. При всем разнообразии столичных проектов, направленных на видимые улучшения городской среды, — публичные пространства, велодорожки, парки и пр. — качество городского жилья даже в столице по сути не слишком далеко ушло от стандартов эпохи Хрущева. Со всеми вытекающими коммунальными последствиями и воспроизводством определенного образа жизни.

    Откуда возникла, понятно: до последних лет на рынке жилья спрос превышал предложение, а других серьезных регуляторов, кроме рынка, в этой сфере у нас нет. Нужна осмысленная и долгосрочная стратегия введения стандартов жилья, ориентированных не на принцип «прожиточного минимума», а на современное качество жизни.

    3. Как города будут развиваться в будущем?

    Думаю, что в ближайшем будущем тенденция к разрастанию мегаполисов будет усиливаться, со всеми сопутствующими транспортно-логистическими, экологическими и управленческими проблемами. Будет увеличиваться количество и разнообразие удаленных сервисов, равно как и удаленных рабочих мест. Хотелось бы верить, что принципы горизонтального сетевого управления, вовлекающего все более широкие круги горожан, будут все более активно внедряться в управление городами. Это то, что можно спрогнозировать в обозримой перспективе, остальное — дело футурологии.

    4. Насколько важен город лично для вас? Готовы ли вы переехать в сельскую местность?

    Вся современная цивилизация, которую мы знаем, _ это городская цивилизация, и вряд ли что-то изменится в ближайшие сто лет. В России с иной пространственной организацией, нежели в компактной и плотно заселенной Европе, пока нереально активному трудоспособному населению жить в сельской местности, если это не ближайший пригородный пояс. Возможности профессиональной самореализации, качество и разнообразие городской среды и публичных пространств, интенсивность коммуникации, качество досуга и самых разнообразных сервисов пока возможно получить только в городах, причем городах крупных. Никакие современные концепции пригородной жизни не способны даже отчасти этот дефицит восполнить. Поэтому, как бы ни мечталось о буколических картинках жизни на лоне природы, это для меня пока нереалистичный сценарий.

Представьте себе час пик в большом городе. Люди спешат домой после тяжелого трудового дня. Мимо проносятся беспилотные автомобили; по специально оборудованным безопасным дорожкам, обособленно от моторизованного движения и потока непредсказуемых пешеходов и велосипедистов.

По мере наступления вечера установленные в помещениях датчики регулируют температуру окружающего воздуха и включают освещение; люди управляют телевизорами, радио, и даже подачей воды в ванной жестами, не вставая со своих кресел.

Тем временем датчики, установленные на улице, отслеживают состав воздуха и готовы моментально оповещать жителей при достижении в атмосфере опасного уровня отравляющих веществ. Уборка городского мусора планируется компьютером, который автоматически получает данные о наполнении мусорных баков. Системы планирования уличного движения постоянно отслеживают и корректируют потоки трафика, благодаря чему пробки и аварии остаются в прошлом. Все функции городских систем управления незаметно для горожан оптимизируются, делая жизнь проще и эффективнее.

Выбор директора Ц:СА/Центра современной архитектуры Ирины Коробьиной.

Проектировать города будущего обычно начинают во времена перемен и национального подъема — вспомнить хотя бы авангардные 1920-е или оттепельные 1960-е. Правда, бумажные проекты «застойных 80-х» тоже вроде про будущее, но они появились как ответ наших архитекторов на запрос японских компаний с их футуристическими конкурсами.

Сегодня время девелопмента и недвижимости. О будущем мало кто задумывается: жажда «быстрых денег» определяет настоящее. Поэтому особенно ценными становятся те немногие проекты и идеи, которые отвечают вызову XXI века.
Во-первых, это инновационные концепции, в которых обозначены направления развития городов и организации их жизнедеятельности. Во-вторых, это проекты градоформирующих архитектурных сооружений, в которых заложен мощный градостроительный потенциал.

И если первые — это скорее визионерство и научная фантастика, которая, впрочем, очень быс¬тро проникает в нашу жизнь, то вторые — реальные проекты, которые можно осуществить хоть завтра. Нужны лишь политическая воля и желание создавать умную архитектуру, важную для будущего страны.

Проект. Мастерская Михаила Хазанова, «Курортпроект»


Нагорная улица в Москве — место унылое и непривлекательное. Авторы этого всесезонного спортивного комплекса создают архитектуру как искусственный природный ландшафт, не только оправдывающий название улицы, но и сообщающий этому району типовой застройки футуристический образ какой-то новой цивилизации.

Инновационный проект убедительно развивает очень интересное направление в современной архитектурной практике — стирание границ между ландшафтом и зданием, интерьером и экстерьером, технологией и экологией. Возможно, такими и будут города будущего — как бы вырастающими из земной коры и окружающей природы. Новое сооружение планируется к строительству и обещает стать архитектурным событием высокого международного класса.

Проект. Томас Лизер, Leeser Architecture (США)


Построить музей как научно-исследовательский центр в зоне вечной мерзлоты, где обнаружен едва ли не самый сохранившийся и симпатичный мамонт в мире, — идея сама по себе многообещающая. Проект американца Томаса Лизера, известного своими инновационными решениями, объединяю¬щими архитектуру с наукой и техникой, оказался лучшим на конкурсе, проведенном Республикой Саха.


Музей, спроектированный Лизером, — отдельная экосистема, чутко реагирующая на условия вечной мерзлоты и поддерживающая их в необходимом режиме. Этот проект сам по себе «экспонат», не менее интересный, чем якутский мамонт. Это одновременно и эмбрион города будущего в этом загадочном краю. Его строительство стало бы событием во всем архитектурном мире и лучшим доказательством того, что регион, ассоциирующийся сегодня исключительно с якутскими алмазами, способен на большее.

Проект. Мастерская Михаила Хазанова


Центробежная сила городского развития, распирающая Москву изнутри, сдерживается ее радиально-кольцевой структурой. Это создает невероятные проблемы — транспортные, функциональные, логистические. Идея разорвать кольца и выпустить эту мощную энергию по направлению к Питеру была заявлена еще в 1920-е годы Николаем Ладовским в параболической схеме развития столицы. Михаил Хазанов делает следующий шаг — «вытягивает» эту энергию в линию. Железнодорожная ветка между Москвой и Санкт-Петербур¬гом превращается в мощную энергетическую и коммуникационную структуру, которая выполняет все необходимые технологические и обслуживающие функции. Такое соединение двух столиц — политкорректная и вполне жизнеспособная идея. А для тех, кто вынужден постоянно курсировать туда-обратно в «Красной стреле» — и вовсе необходимая.

Центр Казани

Проект-концепция развития городского центра под руководством Хосе Асебильо (Испания — Швейцария)


Казань — прекрасный город, но, как и многие российские города, сегодня он переживает трудный период становления капитализма. Объективная реальность требует более интенсивного развития. Однако первые опыты привели к ошибкам — потере целого массива историко-архитектур¬но¬го наследия и одновременно к расширению городских границ.

Стратегия этого проекта разработана под руководством автора обновления Барселоны. Ее задача — остановить рост пятна города и оптимизировать использование существующих градостроительных резервов. Для этого используются следующие приемы: уплотнение городской ткани за счет разнообразия жилой и общественной застройки, активизация ключевых точек городской структуры, установление связей-кори¬доров между этими точками и, наконец, формирование кластеров, в которых новые структуры наслаиваются на уже существующие.

Если в процессе реализации проект не растеряет заложенные в нем идеи, Казань получит современную жилую среду и сохранит свое историческое своеобразие.

Транс-Россия ХХI


Это проект линейного города через всю Россию от океана до океана. Он подразумевает наращивание городской ткани на бесконечный энергетический хребет, к которому подтягиваются основные транспортные и обслуживающие коммуникации. От хребта отходят отростки с самостоятельными жилыми или производственными образованиями. Понятно, что в обозримом будущем вопрос реализации этого проекта не стоит. Тем не менее сама концепция — из разряда революционных. Она позволяет рационально, экономично и удобно организовать жизнь на всей территории страны — без транспортных и энергетических коллапсов, с удобными связями и отлаженной логистикой взаимодействия между всеми элементами этой многослойной структуры. Осталось додумать, как не потерять леса и не распугать их обитателей. А так идея вполне способна стать национальной.

ГОРОД БУДУЩЕГО.


Наша современность очень не похожа на то, как ее видели, когда она еще была будущим. Глядя на картины футуристов и визионеров прошлого, скажем, рубежа XIX и XX веков, мы невольно улыбаемся кажущейся наивности авторов. Многоэтажные каменные дома, небо забито каркасными деревянными аэропланами, пространство между небом и землей заполнено многоуровневыми железными дорогами на эстакадах, по которым ходят старомодные паровозы, а на улицах в жутком беспорядке столпились ретроавтомобили. Мы не видим ничего из этого вокруг. Поезда в больших городах стали электрическими, их спрятали под землю или так и оставили на земле, в небе над городом не так уж часто появляются совсем другие, чем на картинках - металлические - машины: самолеты и вертолеты; многоуровневые эстакады больше подошли для автомобилей, совсем другого вида и другого качества, движущихся по строгим правилам. При всей непохожести футуристических картинок на реальность сегодняшней городской жизни такие неточные прогнозы создают идейный бульон, из которого потом выкристаллизовывается реальность.

Идея идеального города будущего волновала людей давно. Достаточно вспомнить образ Небесного Иерусалима из Откровения Иоанна Богослова, где город описывается как куб со стороной 12000 стадий: «Город был чистое золото, подобен чистому стеклу». Небесный Иерусалим - запредельная для земной жизни цель, на этой земле неосуществимая, но сам образ будущего града не раз повторен в храмах и монастырях Средневековья: аббатство Мон-Сен-Мишель во Франции, храм Василия Блаженного в России. В Новое Время идея идеального города все больше стала смещаться из области несбыточного на земле в область осуществимого человеческими силами. Первая попытка построить идеальный город-сад была осуществлена Клодом Николя Леду в XVIII веке во Франции, и до конца так и не была доведена. В начале XX века многим архитекторам, в том числе Ле Корбюзье, тоже показалось, что именно они создадут идеальные города для идеального общества. Сегодня мы разочарованно смотрим на плоды их трудов, но идея совершенствования городской среды становится все более актуальной под натиском реальности.

Рост населения Земли, урбанизация, усложнение производственных процессов, экономических отношений, осложнение экологической обстановки, социально-психологические и транспортные проблемы показывают, что современный город находится на пределе своих возможностей удовлетворять потребности населения. Современный малый город не способен дать разнообразия возможностей, необходимых для сохранения активного молодого населения, он пустеет. Мегаполисы, напротив, привлекая возможностями все большие массы людей, все хуже справляются со своими городскими функциями. Жители мегаполисов задыхаются от газов, одиночества, стрессов и конфликтов, психических расстройств, недостатка времени и сил на преодоление огромных расстояний. Большой город, априори лишенный преимуществ малого, теперь теряет и свои собственные. В разных уголках планеты вопрос стоит по-своему: в Голландии просто не хватает места для жизни и производства, и его отвоевывают у моря, в Мексике тяжелые транспортные проблемы, Россия отчаянно нуждается в возрождении сотен городов от Черного моря до Камчатки для удержания гигантских пустеющих пространств. Поэтому разработка новых форм расселения людей, новых принципов построения городского и - шире - обитаемого пространства - не праздные разговоры, а суровая необходимость.

Ясно, что практически любой из существующих и разрабатываемых ныне проектов города будущего - это лишь приблизительное видение будущего «через мутное стекло». Многие из этих проектов обогатят реальность городской среды лишь какими-то отдельными элементами или принципами, но в целом так и останутся утопическими. К действительному образу города будущего близкими окажутся самые реалистичные проекты, которые впитают элементы других, более затратных и фантастических. Как уже было в истории градостроительства, воплощение получит не одна идея, а целый букет идей, обогащающих друг друга и причудливо преломляющихся сквозь призму реальности. Наполнять жизнью будущее обитаемое пространство предстоит каждому; каким оно будет, зависит от каждого из нас. Рассмотрим некоторые концепции городов будущего.


Реальность настоящего момента как будто сама подталкивает задать вопрос: может ли город вместо того, чтобы эксплуатировать окружающую среду, потребляя сырье и выбрасывая в нее вредные отходы, наоборот, культивировать природную среду, полностью перерабатывая свои отходы и возобновляя потребляемые ресурсы? Вопрос открыт, и окончательный ответ на него даст время. Однако концептуальные проекты таких «зеленых» городов уже существуют. Это самодостаточный город, который сам вырабатывает необходимую ему энергию из возобновляемых источников, таких как солнечный свет, ветер, органические отходы, геотермальная энергия, рассеянное тепло; имеет собственное сельское хозяйство в вертикальных фермах-небоскребах, на крышах домов и в парках. Такой город должен быть спроектирован на принципах пассивной архитектуры, когда климатический комфорт достигается соответствующим месту расположением улиц и домов, учитывающим местные преобладающие ветра, особенности рельефа и солнечного освещения. Это позволяет свести к минимуму специальные технические средства для поддержания пригодного климата, возложив их функции на умно построенные и верно расположенные стены.

Размеры таких городов невелики и рассчитаны на пешеходов, велосипедистов и экологически чистый общественный транспорт. Это позволяет отказаться от лишних неэкологичных средств передвижения и экономит время и здоровье людей. Фасады домов озеленены, высотные дома покрыты кустами и деревьями на всю высоту и несут на себе сады с могучими деревьями. Несколько проектов такого рода уже на стадии осуществления. Это город Масдар, возводимый с нуля в пустыне Абу-Даби и город Альмере, полностью стоящий на отвоеванной у моря территории, в Голландии. В России «зеленые» города пока существуют в проектах Общества биотехнологов России под руководством Раифа Васильева.


Современные технологии позволяют строить здания столь внушительных объемов, что в них может уместиться население целого города. Так почему бы не попробовать разместить весь сложный городской организм в стенах одного гигантского дома? Подобные города и поселения, слитые в единый монолитный объем, существовали в древности на Ближнем Востоке, в каком-то смысле к такому типу поселений можно отнести плотно застроенные замки и города Средневековья, ту же концепцию выражает и образ Небесного Иерусалима, города-храма, воплощенный в многоглавых русских храмах.

Сегодня существует множество подобных проектов: это и распластанные по земле ярусные цитадели, и города-небоскребы. Последние по понятным причинам особенно актуальны в перенаселенных странах Азии. В таком городе жилые и рабочие ярусы перемежаются с парками, техническими и хозяйственными ярусами. Сразу два таких проекта затеяла японская корпорация «Takenaka». Больший из них - километровой высоты Sky City («Небесный город») - может стать кровом для тридцати шести тысяч человек и рабочим местом еще для ста тысяч. В таком небоскребе предусмотрено все для полноценной жизни без необходимости покидать его: школы, парки, магазины, рестораны, театры, больницы, офисы. Ясно, что в таких зданиях возникнут обособленные субкультуры, ведущие специфический образ жизни.

По мнению авторов, сооружение подобных зданий возможно уже сегодня и в случае применения качественных материалов, такой город простоит около пятисот лет. В России проектами городов-домов занимается архитектор Сергей Непомнящий, предложивший несколько концепций, в том числе 75-этажный город «Рождение Венеры» и распластанный по ландшафту в виде гигантской шайбы «Блин-город».


Пример - проект «Lilypad» - плавучий экополис для климатических беженцев, нечто вроде Ноева Ковчега. Название образовано от английских слов «lily» - «лилия» и «pad» - «жилище», что соответствует и внешнему образу, и внутренней структуре плавучего города. Автор концепции - французский архитектор Венсан Каллебо. Плавучее поселение имеет двойную оболочку, состоящую из полиэфирного волокна и слоя диоксида титана, который под воздействием ультрафиолета очищает воздух. Оно рассчитано на пятьдесят тысяч человек, беженцев от последствий глобального потепления, и представляет собой огромный круглый в плане корабль, напичканный всевозможными «зелеными» технологиями. Солнечные батареи, приливные электротурбины, ветрогенераторы, различные системы очистки и опреснения воды, собственные фермы, полностью обеспечивающие город продовольствием. В центре «лилии» - резервуар для сбора дождевой воды, погруженный в океан и стабилизирующий плавучий город.

Круглое сооружение имеет по периметру три здания-возвышенности, склонами обращенные внутрь, как воронка, образующие искусственный ландшафт и организующие водосток. Поверхность резервуара, обращенная к океану, представляет собой плантации морских растений, там же расположено жилье и исследовательские лаборатории. Плантации расположены и в других частях плавучего острова. Город задуман как гармоничная составляющая экосистемы, находящаяся в симбиозе с окружающим океаном, очищающая его от вредных продуктов деятельности человека. На сегодняшний день проект существует только как концепция и не проработан детально.

Задумка при всей красоте трудноосуществима. Ее радикальность и дороговизна отпугивает инвесторов, и автор проекта считает возможным массовое строительство таких городов лишь начиная с середины XXI века.


Это город, организованный вокруг центра авиационного сообщения, аэропорта. Подобные города уже формируются естественным образом в Европе и Юго-Восточной Азии. Многие крупные аэропорты, как правило, удаленные от обслуживаемого города, настолько обросли вспомогательной инфраструктурой, офисами, отелями, торговыми центрами, что уже сегодня становятся структурными ядрами целых самостоятельных поселений. Сторонники концепции аэротрополиса склонны считать это не просто расширенным вариантом аэропорта, а новой формой городского поселения. Самым ярким на сегодняшний день примером подобного города можно считать Франкфурт-на-Майне в Германии. Не случайно именно здесь в мае 2007 года была проведена первая международная конференция «Аэропорт-сити как международный ключ к региональному экономическому развитию». Автор и активный пропагандист концепции аэротрополиса, директор Института частного предпринимательства при Университете Северной Каролины Джон Кассарда представляет ее как логическое продолжение развития городов. По его словам, аэропорты являются пятой волной изменений в транспортной инфраструктуре. Эти волны и определяли пути развития городов в течение последних трех столетий: сначала это были морские порты, затем каналы и реки, затем акцент переместился на сухопутные коммуникации - железные дороги, автомагистрали. Транспортом ХХI века, как считает Кассарда, станет авиация, и именно от близости к аэропортам будет зависеть благосостояние того или иного города. Поэтому Кассарда и предлагает не выносить аэропорты подальше от города, а формировать городские центры вокруг аэропортов.


Это линейный город, вытянутый вдоль сложной транспортной и инфраструктурной магистрали. По структуре трансполия напоминает вытянутую вдоль тракта деревню: по обеим сторонам дороги расположены дома, хозяйственные постройки и дворы, за домами расположены приусадебные участки, огороды, плавно переходящие в поля и естественную природную среду. Структура трансполии намного сложнее, но принцип пространственного зонирования тот же самый. Вытянутые вдоль магистрали функциональные зоны по мере удаления от нее становятся все более экологически чистыми и плавно переходят в естественную природную среду. Инфраструктурная магистраль представляет собой сложное переплетение самых разных коммуникаций: высокоскоростной пассажирский и грузовой транспорт, газо- и нефтепроводы, участки водных артерий, линии электропередач и информационные сети. Вблизи инфраструктурной магистрали располагаются обслуживающие ее предприятия и сооружения, электростанции, заводы и все, что можно отнести к сфере промышленности. Следующая зона - деловая и торговая, где расположены деловые, административные и офисные кварталы. Далее расположена жилая зона, состоящая главным образом из средне- и малоэтажных домов, причем по мере удаления от оси-магистрали этажность понижается и появляются усадебные кварталы. Затем приходит черед сельскохозяйственных угодий, гармонично переходящих в рекреационные зоны и природные заповедники. Это упрощенная схема, которая в жизни усложнится конкретными условиями и задачами, зоны будут пересекать одна другую, магистраль перекроют гигантские зеленые мосты с посаженными деревьями.

Концепция трансполии вдоль Транссибирской магистрали была предложена архитекторами И. Лежавой и М. В. Шубенковым. По мнению авторов, подобный линейный город станет структурным хребтом России и сделает необъятные пространства России прибыльными, а не убыточными, как сегодня. Усиление и расширение Транссиба и применение сверхскоростного транспорта будущего позволят сделать путешествие или доставку грузов из Европы на Дальний Восток быстрыми и удобными, превратив Россию в ключевого игрока трансазиатских перевозок. По мысли авторов концепции, такая революционная реанимация Транссиба укрепит территориальную целостность России, даст людям возможности лучшей жизни путем организации новых рабочих мест для обслуживания магистрали и расселения в районах усадебной урбанизации. Общая ширина трансполии не будет превышать 15-20 километров, а вокруг будут созданы природные заповедники, что обеспечит благоприятную экологию трансполии. Такая суперструктура сочетает преимущества и городской, и сельской жизни. С одной стороны, близость к высокоскоростной транспортной артерии, способной за несколько часов перенести на тысячи километров, современные коммуникации и сопряженные с этим деловые и бытовые преимущества, с другой - доступность природной среды.


Это урбанизация принципиально нового типа, представляющая новую цивилизацию, новый образ городской жизни. Такая урбанизация предполагает формирование особой усадебной городской ткани, связанной с транспортными путями и сочетающей в себе преимущества собственного сельского дома и городские удобства и вспомогательную технику. Усадебный тип урбанизации является исконно русским и составляет своеобразие русского города. Характерна слитность города со страной, невыделенность его тела в общем окружающем ландшафте, в отличие от четко выделенного из окружающей среды города западноевропейского типа. По мысли Юрия Крупнова, председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, активно продвигающего этот проект, усадебная урбанизация предполагает возрождение многопоколенной семьи, живущей под одной крышей, что решит ряд сложных социальных проблем и в современных условиях возродит разрушенный традиционный образ жизни. Жилище сможет вновь стать не типовой ячейкой в многоэтажном человечнике, а эстетически своеобразным и непохожим на другие родовым поместьем с автономными системами жизнеобеспечения.

Форма городского образования определяется транспортными инфраструктурами, оставаясь свободной и наиболее органичной для данного места. Повышенное внимание уделяется природному ландшафту, вписанности в него городской ткани. Подобный подход к градостроительству получил специальный термин в истории архитектуры, который говорит сам за себя, - естественный русский город. Он требует изменения современного градостроительного мышления, слишком привязанного к составлению абстрактных планировочных узоров, красоту которых можно осознать разве что с самолета. Необходимое и важное мышление планами должно быть потеснено пейзажным видением будущего города, характерного для средневековых русских градостроителей, как говорят архитекторы, с человеческой точки зрения.

Поместная урбанизация предполагает активное применение принципов «архитектуры соучастия», становящихся все более популярными в мире. Архитектура соучастия - это метод проектирования жилой среды, когда сами будущие или настоящие жильцы города принимают активное участие в проектной работе. Таким образом, человек заселяется не в спроектированный неизвестно кем, полностью готовый стандартный жилой район, а в созданный коллективным творческим трудом, где рядовой житель мог бы чувствовать себя хозяином, способным изменять среду своего обитания. Усадебная урбанизация основывается на принципах минимальных затрат, простоты и рациональности проектных решений и лежит в русле освоения бескрайних русских просторов. На принципах усадебной урбанизации можно не только создавать новые поселения, но и реконструировать старые населенные территории.

Дезурбанизация

Наряду с урбанистическими концепциями существует идея полного отказа от городской жизни, возвращения в лес, к земле, к натуральному экологически чистому хозяйству. Наиболее радикальные сторонники дезурбанизации вообще заявляют о ненужности городов, их полной бесперспективности как формы совместного проживания людей. Большинство же дезурбанистов просто сделали свой личный выбор, не настаивая на его правильности для всех. В пределе дезурбанизация предполагает проживание в экопоселении на собственной земле в родовом доме, построенном из естественных строительных материалов по экологически чистым, но не обязательно традиционным технологиям, с максимально простыми техническими решениями. Экологически чистое сельское хозяйство без использования пестицидов и вообще всяких искусственных химических средств и с ограниченным применением техники должно полностью обеспечивать все нужды поселенцев. Сегодня данная концепция расселения является очень популярной, однако нередко ее сторонники не учитывают многих реалий. Не все изнеженные городские жители представляют всю тяжесть сельскохозяйственного труда и степень зависимости его результатов от природных условий. Полный отказ от городов - безусловно, утопия, которая в случае осуществления в какой-либо стране была бы равносильна прекращению существования данного государства, но сами экопоселения с сельским хозяйством, построенном на принципах симбиоза человека и природы, станут важными элементами новой реальности.

Предложенный ряд концепций - далеко не полный список концепций и проектов городов и поселений будущего, а лишь обзор различных направлений современной градостроительной мысли, позволяющий составить общее представление о проблеме. Подробный разговор о самых интересных и актуальных проектах - впереди.


http://expert.ru/russian_reporter/2008/37/vybor_korobinoy/
http://www.naslednick.ru/archive/rubric/rubric_518.html