Транспорт индии кратко. Транспортная система индии. Железная дорога в Индии

Индия имеет очень крупную сеть внутренних авиалиний. Аэропорты расположены в каждом крупном городе и районном центре. Основными аэропортами страны являются аэропорты в Дели, Бомбеее, Гоа, Калькутте, Ченнае и Бенгалоре. Большая часть из них имеет хорошо развитую инфраструктуру.

Городской транспорт страны представлен в основном автобусами.В крупных городах и курортных районах автобусы современные и оборудованы кондиционерами. Автобусы пригородных линий и частных компаний обычно имеют плохое техническое состояние.

В Индии плохие дороги, автобусы сильно переполнены, кроме того, здесь процветает карманное воровство. По этим причинам, туристам пользоваться автобусами не рекомендуется. Однако автобусы считаются самым дешевым способом передвижения по стране.

Водный транспорт в Индии развит не очень хорошо. Морское сообщение имеется между Порт-Блэр (Андаманские острова), Калькуттой и Мадрасом, а также между Калькуттой и Мадрасом, но только в туристический сезон.

Более современная линия осуществляет перевозки между Кочином и Лакшадвипскими островами.

Пассажирские суда регулярно ходят вдоль побережья Кералы. Есть рейсы, связывающие Аллапуджу и Ковалам.
Между Мумбаем и Гоа ходит современный катамаран, оборудованный кондиционированными салонами. Иностранцы имеют возможность оплачивать проезд в рупиях, если у них есть квитанция об обмене валюты.

В Нью-Дели есть метрополитен. Проезд стоит недорого. Поезда и станции метро имеют мощные кондиционеры. Имеется также надежная система противопожарной безопасности.

Очень большой объем пассажирских и грузовых перевозок приходится на железнодорожный транспорт. В крупных городах страны имеются современные скоростные поезда. Поезда-экспрессы отличаются меньшей комфортабельность, но проезд стоит дешевле.

В Индии существует три вида такси: обычное такси, моторикши и велорикши. Проезд стоит совсем недорого. Ночью тарифы выше в полтора раза.

Очень часто таксисты обманывают и обсчитывают туристов. В городах можно найти будки

предоплаты за услуги такси, что достаточно удобно. Переплата здесь меньше.
Туристы также могут арендовать автомобиль. В стране работают все основные международные прокатные компании. Их офисы можно найти в аэропортах и отелях. Также имеются офисы местных небольших компаний.

Почти все дороги Индии имеют очень плохое состояние. Трассы здесь слишком узкие, часто отсутствуют разметка и дорожные знаки. Поток машин достаточно плотный. Движение в Индии левостороннее.

Местные водители не соблюдают правила движения. Машины находятся в очень плохом техническом состоянии. На дорогах часто появляются коровы и слоны. Люди ходят пешком по обочинам дорог.

Для аренды автомобиля требуются международные водительские права, а также полис страхования гражданской ответственности. Тарифы очень высокие.

Индия – это значимая страна, в которой люди куда-то все время спешат. На дороге невозможно понять каким правилам следуют водители авто, мотоциклов, рикш, велосипедов, так как никто не блюдет правила дорожного движения. Все едут просто туда, куда нужно им.
имеет хорошо развитую сеть международных перевозок, осуществляемых индийскими авиакомпаниями. С недавних пор, помимо государственных фирм, популярны также частные небольшие авиакомпании, которых насчитывается в количестве 9 штук, и они предлагают туристам весьма выгодные условия для перелета.

Железная дорога в Индии.

Путешествие на поезде в Индии — самый безопасный способ передвижения. Железнодорожная сеть охватывает все крупные города в государстве. Классов обслуживания существует 7. В большинстве поездов работают вагоны-рестораны. Путь от столицы до Бомбея составит 12-17 часов, до города Калькутты – 18 часов. Цена билетов на поезда очень низкая. К примеру, билет на поезд Дели – Мумбаи будет составлять всего 1,5 тыс. рупий. Поезда в Индии опаздывают очень сильно. Так, что если ваша станция промежуточная и выйдя на перрон, вы не увидели своей поезд, не удивляйтесь, скорей всего вам придется подождать еще несколько часов.

Автобусы в Индии.

— в первую очередь, это экстремальный транспорт. Автобусы – второй вид транспорта по популярности среди всех видов транспорта в Индии и являются дешевым и единственным способом передвижения во многих районах, там, где нет железнодорожных путей. У каждого штата собственные автобусы. Здесь есть дешевые автобусы, но они зачастую переполнены настолько, что даже стать негде. Но есть и автобусы высшего класса, более комфортные и оснащены кондиционером. Стоимость проезда в дешевых автобусах 1-2 рупий за километр, в частных – 2-4 рупий.

Городской транспорт в Индии.

Такси бывают двух типов: государственные и частные. Государственные машины зачастую — это модели Ambassador черно-желтого и черно-зеленого цветов, модели Tata черного, белого и желтого цветов, джипы Mahindra. Все они отличаются голубой полоской на кузове и надписью «tourist». Частные, же, машины – белые Ambassador и маленькие Tata. Перед посадкой нужно договориться о цене, торг уместен, если речь идет о частных такси. В государственных имеется примерный прейскурант цен, здесь торг не принимается. Такси также можно заказать и оплатить заранее, кассы имеются на выходе из аэропортов и вокзалов, такое такси называется такси по предварительной оплате — Prepaid Taxi.

Еще одним индийским транспортом являются рикши, они бывают мото- и велорикши, в Калькутте есть и беговые рикши. Велорикша – это небольшой двухместный экипаж на двух колесах, который прикрепляется к велосипеду. Этот транспорт удобен лишь для обзорной прогулки в старом городе в пешеходной зоне. Моторикша представляет собой трехколесную модификацию мотороллера, в которой присутствует кабина для пассажиров. Стоимость будет в 2 раза дешевле, нежели такси или составлять 2/3 от стоимости в такси. Об этом необходимо договариваться заранее. В некоторых моторикшах есть счетчики или же висит прейскурант в зависимости от маршрута. Также есть моторикши под названием «темпо», они отличаются двумя деревянными скамейками в кузове, на которых помещается 6 человек.

Дороги в Индии. Аренда машин.

В Индии левостороннее движение. Состояние дорог не самое лучшее – они узкие, все в ямах и рытвинах, разметка еле видна. Неудобства усиливаются сплошным потоком транспорта, параллельно с которым движутся телеги, запряженные волами, и слоны, а также у местных водителей очень низкая культура вождения.
Тротуаров здесь нет, даже в крупных городах и населенных пунктах, и поэтому прохожие вынуждены передвигаться вдоль дороги вместе с транспортом. Дорожных указателей, знаков и светофоров очень мало. Зачастую есть только знаки, предупреждающие крутой поворот, а наличие светофора еще не означает то, что он работает. Освещение дорог отсутствует. Если вы хотите осмотреть на местном транспорте- будьте осторожны.

Корова- священное животное, главенствует на улицах, ее нужно аккуратно объезжать, ни в коем разе не пихать, иначе вас ждет штраф.
Правила здесь абсолютно не соблюдаются, а придерживаются одного правила — «по понятиям». То есть, водитель оповещает сигнальным гудком о предстоящем маневре, но так как гудки не прекращаются, то водители практически не обращают на это внимания и движутся дальше. Правда, в Индии редко превышается скорость, и езда не совершается в алкогольном опьянении, однако это не спасает от многочисленных аварий на дорогах. Стоимость штрафов за нарушение правил в Индии не высокая.
Поэтому, что касается аренды автомобиля в Индии, то лучше проанализировать вариант аренды автомобиля с водителем. Это избавит вас от лишних проблем. Прокатные фирмы находятся в отелях, аэропортах, бизнес-центрах, они предоставят прокат любой машины. Только нужно иметь с собой водительские права и страховку.

Как и в любой другой стране в Индии имеются различные вида транспорта. Имеется авиа и железнодорожное сообщение. Курсируют автобусы, среди которых есть так называемые sleeper bus` ы. Данный вид автобусов необычен для России, но думаю зря. Ехать например из Ялты в Сочи около 18 часов. Сидя не всегда получается поспать. Другое дело автобусы со спальным местом. Можно вытянуть ноги, если вы не высокого роста, и выспаться. Однако спальные места в автобусах двойные, и если вы путешествуете один, тогда может не повезти с соседом... а может и повезти.

Поезда в Индии это отдельная история, о том как я путешествовал по железным дорогам я писал ранее. Стоит только отметить, что помимо классических поездов и электричек существуют еще поезда класса люкс. Их маршрут проходит по индийским достопримечательностям.

В Индии основной транспорт на дорогах - это скутеры и мотоциклы. На них ездят всей семьей, кто-то перевозит вещи и порой такие, которые казалось не возможно перевозить.

Те, кто не накопил на скутер ездят на велосипеде.

Можно взять индийское такси, но если немного пренебречь комфортом, и взять ришку или как его еще называют тук-тук, можно прокатиться в буквальном смысле с ветерком.

Еще один интересный индийский транспорт - это вело такси. Водитель крутит педали, а вы сидите в карете. Для владельца велотакси - это его единственный заработок и зачастую спин он в своей карете. Те, у кого нет велосипеда, будет возить вас с помощью своих двоих.

Несмотря на то что большая часть территории Индии - это побережье, морской транспорт в стране развит слабо. Имеется много рыбацких лодок, на которых за определенную плату могут отвезти на красивый пляж. То что индийцы поймали с помощью своих лодок, тут же продается и может быть приготовлено вам на ужин.

Самый популярный транспорт в Индии - это свои две ноги. Но раз вы уже находитесь в такой сказочной и теплой стране, можно и пешком походить.

Действуют левостороннее движение.

Общая протяженность автомобильных дорог страны - 3,316,452 км, из них 200 км скоростных автомагистралей (2006).

Аэропорты: 345 (на 2008) . Аэропорты - с покрытием взлетно-посадочной полосы: 251. С грунтовой взлетно-посадочной полосой: 94. Вертолетных площадок: 30 (2007).

Водные пути: 14,500 км. В Индии судоходны нижние течения рек Ганг, Кришна, Годавари, Кавери.

Территория Индии покрыта разветвленной сетью железных дорог. Общая протяженность железных дорог: 63,327 км. Широкая колея: 49820 км - 1.676-м колея (17786 км электрифицировано), узкая колея: 10621 км - 1.000-м колея (135 км электрифицировано).

Последние изменения: 27.01.2013

Общественный транспорт

Основу городского транспорта составляют автобусы. В крупных городах и в курортных районах они достаточно современны, многие оснащены кондиционерами. Пригородные линии и автобусы частных компаний зачастую достаточно ветхие. Плохое техническое состояние, плохие дороги, переполненность многих линий, множество остановок и обилие карманных воров, как на остановках, так и в салоне, уже вошла в поговорку, поэтому туристам пользоваться автобусными маршрутами рекомендуется с большой осторожностью. Вместе с тем автобус остается самым дешевым (хотя и самым неудобным) способом передвижения по стране.

В Индии три вида такси: собственно такси, моторикши и велорикши. Расценки за поездку обычно крайне невелики. Принято округлять сумму до большего значения. Нужно договариваться о цене заранее при посадке и ни в коем случае не изменять ее. Ночью тарифы выше в полтора раза.

Нью-Дели, Мумбае, Колкате, Ченнаи имеют свой метрополитен. Поезда и станции столичного метро оборудованы мощными кондиционерами и надежной системой противопожарной безопасности.

Последние изменения: 04.06.2010

Авиационный транспорт

Авиаперевозки в Индии в последние годы переживают настоящий бум. Порядка трех десятков авиакомпаний осуществляют перевозки по стране. А конкуренция, неизбежная при такой ситуации, лишь на руку туристу.

Авиалинии, обслуживаются достаточно современными самолетами.

Последние изменения: 04.06.2010

Железнодорожный транспорт

Основной объем пассажирских и грузовых перевозок обеспечивают железные дороги. Между крупными городами курсируют скоростные поезда с вагонами, оснащенными кондиционерами. Поезда-экспрессы менее комфортабельны, но дешевле почти на 30%. Спальные вагоны подразделяются на несколько классов.

Общее правило для всех классов - довольно грязно. Грязи несколько меньше в более высоких классах.

Горные районы обслуживаются множеством линий, построенных ещё англичанами, поэтому подвижной состав далеко не нов, а колея дорог имеет зачастую разную ширину, отсюда малая скорость движения и частые пересадки при поездке.

Последние изменения: 04.06.2010

Водный транспорт

Водный транспорт в Индии развит довольно слабо.

Морское сообщение существует между Порт-Блэр, Калькуттой и Мадрасом (только во время туристического сезона), а также между Калькуттой и Мадрасом. Более современная линия - между Кочином и Лакшадвипскими островами.

Побережья Кералы ходят регулярные пассажирские суда, несколько рейсов, в том числе настоящий колесный пароход, связывают Аллапуджу и Ковалам.

Между Мумбаем (Бомбей) и Гоа курсирует современный катамаран с кондиционированными салонами.

Последние изменения: 04.06.2010

Прокат авто

В Индии представлены все основные международные компании по прокату автомобилей. Кроме того, десятки местных компаний.

Для аренды автомобиля необходим полис страхования гражданской ответственности и международные водительские права. Офисы по аренде расположены при большинстве гостиниц, в аэропортах и деловых центрах крупных городов.

Плохие дороги, отсутствие необходимой инфраструктуры и массовое несоблюдение индусами правил дорожного движения приводят к необычайно высоким тарифам на прокат автомобиля.

Последние изменения: 04.06.2010

Полезное

Подавляющее число автодорог страны находится в плачевном состоянии. Трассы узкие, часто лишенные какой-либо разметки и дорожных знаков. Состояние полотна плохое. Много выбоин, ям, трещин. И все это на фоне плотного потока автотранспорта.


Индийские водители не соблюдают минимальных правил дорожного движения, техническое состояние транспортных средств ужасающее, в общем потоке часто движутся запряженные волами телеги, на полотно регулярно выходят слоны, священные здесь коровы (при их появлении пробка будет стоять до тех пор, пока животное само не уйдет с дороги) и другие представители местной фауны.


Водители переговариваются между собой условными знаками и сигналами, которые могут быть непонятны туристу за рулем. Встречный транспорт, известив участников движения трубным сигналом, начинает обгон по встречной полосе, вынуждая едущих навстречу съезжать на обочину. Моторикши, у которых не работают сигналы поворота, показывают, что собираются повернуть, быстрым взмахом руки. Впереди идущий автомобиль может легко остановиться посреди дороги, никак не предупреждая об этом других участников движения. Люди часто идут пешком по обочинам дорог, и следует проявлять большую осторожность.


Плюс ко всему вождение в Индии левостороннее.


Большинство рейсов авиакомпаний либо задерживается, либо отменяется. При этом права авиапассажиров, как правило, не соблюдают.


По правилам, таксисты и моторикши обязаны включать счетчики при посадке, но редко это делают, в особенности, когда видят перед собой туриста. Случаи обмана и обсчета туристов повсеместны, и следует проявлять изрядное упорство в торге с таксистами и рикшами. Кроме того, без вашего ведома могут быть предприняты попытки завезти в лавку сувениров или в “свой” отель, где таксист имеет комиссию.


В некоторых индийских штатах (Гоа и др.) официально существуют так называемые "дни таксиста" (например среда, пятница и суббота). В эти дни на территорию отелей допускаются только автобусы, доставляющие туристов в аэропорт или из него. Все остальные перевозки, включая экскурсии, имеют право осуществлять исключительно водители такси.

Индия - одна из богатейших стран в природном отношении. Благодатный климат, колоссальные агроклиматические ресурсы. Запасы некоторых видов минерального сырья (железной и марганцевой руд, хромитов, титана, циркония, мусковита) имеют мировое значение. Велики запасы угля, руд цветных металлов, золота. Многие районы и прибрежные акватории перспективны на нефть. Многочисленные реки - источник орошения и гидроэлектроэнергии. Обширны земельные ресурсы Индии, территория которой лишь не намного меньше площади всех стран Западной Европы. Обилие тепла в условиях муссонного субтропического и тропического климата позволяет собирать на значительной площади два-три урожая в год.

Создан многоотраслевой промышленный комплекс. В результате «зеленой революции» в несколько раз увеличилось производство зерна, благодаря чему в стране был ликвидирован массовый голод.

Наряду с дальнейшим развитием традиционных для страны отраслей (сельское хозяйство, легкая промышленность) значительное развитие получили добывающая и различные отрасли обрабатывающей промышленности. Ныне Индия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров угля, железной и марганцевой руд. Созданы предприятия черной металлургии, тяжелого и транспортного машиностроения, электрооборудования, по выпуску изделий бытовой электроники, химикатов и т.д.

Индия - первая из развивающихся стран приступила к освоению атомной энергетики.

В структуре промышленного производства ранее значительно преобладала легкая промышленность. В настоящее время удельный вес легкой и пищевой промышленности снижается (хотя ещё довольно значителен).

Развиваются машиностроение и металлообработка (в том числе автомобильная промышленность и другие отрасли транспортного машиностроения; электронная промышленность).

Наиболее быстрыми темпами развиваются при поддержке государства высокотехнологичные производства (электронная промышленность, информационные технологии).

Продолжается создание мощной базы по выпуску программного обеспечения, микропроцессоров, персональных компьютеров.

Страна вышла на мировой уровень в производстве суперкомпьютеров. Индия имеет собственную космическую промышленность.

В территориальной структуре хозяйства Индии сохраняют ведущую роль традиционно крупнейшие промышленные центры - Бомбей, Калькутта, Мадрас, Дели. Развитие этих центров вызывает экономический подъем и на прилегающих к ним территориях. Между городами проложены железные дороги и автомагистрали, вдоль которых возникли своеобразные «коридоры роста», которые притягивают к себе главные промышленные новостройки страны. Это топливно-энергетический комплекс Рихан-Синграули, нефтеперерабатывающие заводы в Барауни, Койяли, Матхуре, промышленные центры в Бокаро, Дургапуре, Висакхапатнаме, Бокаро, Роуркеле, Бхилаи и др. «Коридоры роста» в модернизации территориальной структуры хозяйства Индии играют очень важную роль.

Энергетика. Создание современной энергетической базы началось с сооружения ГЭС. Они строятся в составе комплексных гидротехнических узлов, включающих электростанции и оросительные системы.

В топливной промышленности расширяется использование каменного угля, нефти и газа. Так, на уголь приходится ѕ производства первичных энергоносителей. Добыча угля в 2000г составила 310 млн.т что составляет 7,5% мировой добычи. Добыча нефти составляет 36,7 млн. т, но объем импорта нефти все еще значителен. В освоении индийских нефтяных месторождений (на шельфе Камбейского залива) содействие оказывал бывший Советский Союз и страны Запада. В настоящее время в Индии работает свыше десятка нефтеперерабатывающих заводов.

Атомная энергетика Индии базируется на собственном сырье (уран, торий). Работают 14 энергоблоков, мощностью 2994 МВт, в том числе в Тарапуре (штат Махараштра) и Рана Пратар Нагар (штат Раджастхан).

Черная металлургия представлена предприятиями, расположенными на востоке страны. В результате интенсивной разработки месторождений угля, железной и марганцевой руд, здесь сложилась угольно-металлургическая база страны «Индийский Рур.

Сооружены и работают крупные металлургические комбинаты: в Бхилаи (штат Мадьхья-Прадеш); в Бокаро (штат Бихар); в Вишакхапатнаме (штат Адхра-Прадеш, самое новое и современное предприятие отрасли). Выделяются также промышленные узлы Джамшедпур, Дургапур, Роуркела (См Прил. 2).

Цветная металлургия также развита на востоке страны. Выделяется алюминиевая промышленность, базирующаяся на местных ресурсах бокситов (Асансол, Корба). Доля Индии в производстве первичного алюминия составляет 5,75% мирового производства и составляет 215 тыс. тон в 2000г.

Машиностроительная отрасль Индии выпускает разнообразную продукцию: металлорежущие станки, тепловозы, суда, автомобили, тракторы, самолеты и вертолеты.

Ведущие центры машиностроения - Бомбей, Калькутта, Мадрас, Хайдарабад, Бангалор. В городах Дургапур, Читтараджан, Ранчи, Бхопал(северо-восток страны) представлено тяжелое машиностроение; в Хардваре (север) - энергетическое машиностроение. В Мадрасе находится крупнейший вагоностроительный завод. В Хайдарабаде представлено точное машиностроение, в Бангалое - авиационное и электротехника, в Вишакхапатнаме - судостроение. Многие машиностроительные заводы в Индии были также построены с помощью бывшего СССР.

По объему производства радиоэлектронной промышленности Индия вышла в Зарубежной Азии на 2-е. В стране производится разнообразная радиоаппаратура, цветные телевизоры, магнитофоны, средства связи, ЭВМ. По численности научных и инженерных кадров Индия уступает лишь некоторым развитым странам мира. Однако Индия ещё не удовлетворяет полностью своих потребностей в продукции машиностроения, но эта отрасль интенсивно развивается.

В химической промышленности выделяется производство минеральных удобрений. Растет значение нефтехимии. Производятся смолы, пластмассы, химическое волокно, синтетический каучук. Развита фармацевтика. Химическая промышленность представлена во многих городах страны. Крупнейшие из них: в Койяли (шт. Гуджарат), в Бомбее, в Матхуре (шт. Уттар-Прадеш), Мадрасе, Халдии (близ Калькутты). Расположение основных нефтеперерабатывающих заводов близ морских портов объясняется тем, что они ориентированы на использование преимущественно импортной нефти.

Легкая промышленность - это традиционная отрасль экономики Индии. Особенно выделяются хлопчатобумажная и джутовая отрасли. По выпуску хлопчатобумажных тканей Индия является одной из ведущих стран мира, а по производству изделий из джута (технических, упаковочных, мебельных тканей, ковров) занимает 1-е место. Крупнейшими центрами хлопчатобумажной промышленности являются Бомбей и Ахмадабад, джутовой - Калькутта. Текстильные фабрики имеются во всех крупных городах страны. В экспорте Индии изделия текстильной и швейной промышленности составляют 25%.

Пищевая промышленность производит товары и для внутреннего потребления, и на экспорт. Наиболее широкую известность в мире получил индийский чай. Его производство сконцентрировано в Калькутте и на юге страны. По экспорту чая Индия занимает 1-е место в мире.

Следует отметить широкое распространение кустарных народных промыслов - производство тканей, украшений, сувениров. Трудоемкая мелкая и кустарная промышленность в течение обозримой перспективы останется важной сферой приложения труда большинства промышленного населения Индии.

Высокая наследственная квалификация индийских мастеров обеспечивает стабильное развитие такой специфической промышленности, как алмазная промышленность. В истории внешней торговли Индии нет другого примера столь быстрого расширения экспорта, как рост экспорта бриллиантов.

Индия - страна древней земледельческой культуры. Южно-азиатский регион является родиной риса, хлопчатника, баклажана, огурца, лимона, апельсина, манго, сахарного тростника, кунжута. Это и в настоящее время один из важнейших сельскохозяйственных регионов мира.

В аграрном секторе экономики Индии занято 50% экономически активного населения. Однако явно недостаточно используется механизация и применения удобрения. Во многих деревнях ещё сохраняется натуральный и полу-товарный уклады (около трети хозяйств не продают свою продукцию).

Ведущая отрасль сельского хозяйства Индии - растениеводство (4/5 стоимости всей продукции). Посевная площадь - 140 млн.га. но для нового освоения земельных ресурсов практически нет. Земледелие нуждается в орошении (орошается 40% посевных площадей).

Основная часть посевных площадей занята под продовольственные культуры: рис, пшеницу, кукурузу и др. В Индии два сельскохозяйственных сезона - летний и зимний, что связано с агроклиматическими особенностями муссонного климата. Летом выращивают рис, хлопок, джут; зимой - пшеницу, ячмень и пр.

Большую часть урожая собирают летом, в сезон муссонных дождей. Главные районы возделывания риса - речные дельты и равнины с плодородными почвами в местах, где выпадает много осадков. Пшеница высевается там же, преимущественно зимой, при искусственном орошении. Другие важнейшие зерновые культуры - кукурузу, ячмень, просо - возделывают без орошения. Распространено выращивание бобовых и картофеля.

Традиционная статья индийского экспорта - пряности, главное место среди которых занимает черный перец, а также гвоздика и кардамон. Выращивают их на Юге Индии - преимущественно в штате Керала.

В Индии растут практически все известные фрукты, как тропические и субтропические, так и характерные для умеренного пояса. Имеется множество сортов манго. По сбору бананов Индия занимает 2-ое место в мире. Повсюду в стране круглогодично можно встретить плоды папайи, гуайявы и чику. В горных массивах Центральной, южной и Северо-Восточной Индии широко культивируются цитрусовые, в долинах Северо-востока и на прибрежных низменностях юга - ананасы. В районах с умеренным климатом - в Кашмирской долине и штате Химачал-Прадеш разбиты обширные яблоневые сады. Вместе с тем потребление фруктов на душу населения очень низкое.

Главные технические культуры Индии - хлопчатник, джут, чай, сахарный тростник, табак, масличные (рапс, арахис и др.). Коротковолокнистый хлопчатник выращивают без орошения на плоскогорье Декан, а длинноволокнистый культивируется на орошаемых землях. Индия - третья табаководческая страна. Индия - крупнейший в мире производитель чая. На него приходится 1/3 мирового сбора. Чайные плантации на северо-востоке и юге страны приурочены к предгорным районам. Основные штаты - производители чая в Индии: Ассам, Западная Бенгалия, Тамилнад и Керала. Отсюда название трех наиболее известных сортов индийского чая - ассамский, дарджилингский (от округа Дарджилинг в Западной Бенгалии) и нилгирпйский (от гор Нилгири в Южной Индии) Общая площадь чайных плантаций - 382 тыс. га. В Индии насчитывается почти 13300 чайных хозяйств, из них 1200 крупных. Страна занимает 1-е место по площади плантаций сахарного тростника. Выращивают также каучуконосы, кокосовую пальму, бананы, ананасы, манго, цитрусовые, пряности и специи.

В результате мероприятий, проводимых государством для развития сельского хозяйства в сочетании с благоприятными условиями сбор зерновых и зернобобовых культур заметно вырос и составил почти 230 млн.т (2001г). Индия практически избавилась от импорта зерновых.

Животноводство является второй по значению отраслью сельского хозяйства Индии, сильно уступая растениеводству. Крупный рогатый скот (буйволы, коровы, волы) используется в крестьянских хозяйствах в основном как тягловая сила. В последние годы большое внимание уделяется развитию молочной промышленности. По общему объему производства молока Индия вышла на 3-е место в мире. Индия занимает 2-е место в мире по производству животного масла (сливочного и топленого).

Рыболовство. В Индии вылавливается около 2,5млн.т рыбы в год (7-е место в мире), в том числе 2/3 - морской. Морское рыболовство наиболее развито в приморских южных и западных штатах, речное - на Востоке и Северо-Востоке страны. Для жителей ряда районов, особенно Бенгалии, рыба - один из существенных продуктов питания. Основной объект морского рыболовства на Малабарском побережье - креветки, которые в замороженном виде экспортируются преимущественно в США и Японию. На экспорт идут и лягушки.

Использование морепродуктов может улучшить продовольственную ситуацию в стране.

Среди развивающихся стран Индия выделяется сравнительно развитой транспортной сетью. Многие дороги были построены ещё при колониальном режиме.

Во внутренних перевозках главную роль играют железные дороги, протяженность которых свыше 60 тыс. км. На железные дороги приходится 55% наземных грузовых перевозок Индии, что составляет 800тыс. т грузов и 9млн пассажиров ежедневно. По объему грузоперевозок Индия занимает 5-е место в мире. Главные магистрали проходят вдоль долины Ганга, а также вдоль морских побережий. От крупных городов (Бомбей, Калькутта, Мадрас, Дели) проложены железнодорожные магистрали в глубь страны (двухпутные, с широкой колеей железные дороги). Но состояние дорожной сети и подвижного состава зачастую неудовлетворительное.

Национальные автострады соединяют между собой крупные города и часто дублируют железные дороги. Автомобильный транспорт занимает во внутренних перевозках второе место. Общая протяженность автомобильных дорог Индии 1970 тыс. км. В том числе дорог с твердым, так называемым «всепогодным» покрытием составляет 960 тыс.км. Однако выход к таким дорогам имеют лишь около 1/3 населенных пунктов Индии. Большинство индийских дорог, особенно в глубинке - грунтовые. В сезон дождей они становятся труднопроходимыми, и тысячи индийских деревень оказываются тогда отрезанными от внешнего мира.

Речной транспорт большого хозяйственного значения не имеет. Протяженность внутренних водных путей составляет 16180км. Внешнеторговые перевозки в основном выполняет морской транспорт. Растет роль отечественного торгового флота. уровень жизни;