Карфаген должен быть разрушен. Тунис. Карфаген должен быть разрушен Где был карфаген на современной карте

Термы (общественные бани) Антония Пия предназначались для элиты римской провинции. Когда-то давно с их террас открывался живописный вид на море. Сегодня здесь лежат руины некогда могучего римского города Карфаген. Для того, чтобы вода в термах всегда оставалась горячая, несчастные рабы были вынуждены проводить по двадцать часов в сутки на жаре у раскалённой печи. Само здание терм являлось весьма масштабным сооружением - оно держалось на мощных колоннах, а купол возвышался на тридцать метров над фригидарием.

Все аристократы и сливки общества стремились построить свои виллы поближе к термам Антония Пия. Это место считалось некими подобием неофициального форума - здесь обсуждали важнейшие политические вопросы, заключали крупнейшие торговый сделки и просто обменивались разного рода информацией.

Древнехристианское захоронение

Часовня Астерия сооружена в 7 веке над христианским захоронением. В часовне сохранилась мозаика с христианскими символами. Орнамент напоминает мозаику в Храме Рождества Христова в Вифлееме. На стенах часовни есть плитка с изображением животных.

А какие достопримечательности Карфагена вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Вилла богатого римлянина

Вилла расположена на высоком холме. Это был богатый дом на несколько семей с парадными залами, террасами, бассейном и частными термами.

В постройке дома использовались колонны из финикийского Карфагена разной формы.

Площадь внутреннего двора виллы богато украшена тематической мозаикой, возраст которой насчитывает около трех веков.

Национальный музей Карфагена является одним из старейших в Тунисе, он расположен на улице Коллине Де Бурса в восточной части города. Здесь представлены макеты Карфагена в различные периоды его существования, а сам музей стоит на том месте, где в первом веке до нашей эры начиналось строительство города. Само здание не очень большое, но из него открывается великолепный вид на современный Тунис. В его экспозиции есть старинные саркофаги и скульптуры, которые датируются римским и пуническим периодами. В залах музея хранятся доказательства того, что финикийцы первыми попали на берега Австралии и Америки более двадцати веков назад, еще задолго до Тасмана и Колумба.

Около самого музея находятся руины старого города, здесь стоят статуи богини Танит и бога Ваала. Также возле него находится место, где ранее приносили жертвы. В наше время здесь были найдены урны с остатками праха животных. На стелах под урнами высечены молитвы, которые сопровождали каждую церемонию жертвоприношения. Около стел археологи нашли церемониальные глиняные маски и остатки посуды, которые вскоре включили в экспозицию музея. Большинство находок имеет огромную историческую ценность.

Собор святого Луи в Карфагене

Собор святого Луи был построен не так давно - в 1890-ом году. Архитектура собора содержит в себе такие стили, как мавританский, готический, византийский. Строительство собора велось с разрешения Хуссейна II Бея. Это стало возможным благодаря кардиналу Лавижери, который и руководил строительством.

Собор был построен в честь Людовика IX Святого, который погиб на этой земле в 12-ом веке, при осаде Туниса. Его статуя располагается в небольшом саду на территории собора, недалеко от музея археологии.

До 1965-го года собор считался резиденцией Архиепископа Карфагенского. Сегодня собор святого Луи не является действующим. Здесь проводятся музыкальные фестивали традиционной тунисской и классической музыки.

Раскопки на холме Бирса

Когда-то давно в центре древнего Карфагена возвышалась крепость Бирса. По преданию, именно на этой земле лежали лоскуты бычьей шкуры, на которых Боги позволили простым смертным построить один из самых величественных городов древности. Само название "Бирса" переводится как "снятая шкура".

Крепость Бирса была окружена двумя стенами. Благодаря раскопкам стало известно, что внутри крепости находился храм Эшмуна, а на окраинах располагались финикийские дома, некоторые из которых могли достигать пяти этажей в высоту. Удивительно, но сохранить эти постройки помогли сами древние римляне. Дело в том, что когда римляне отстраивали новый Карфаген, они срыли верхушку холма, дабы впоследствии её расширить. А землю и булыжники они высыпали на древние постройки, которые не имели для римлян никакой ценности. Тем самым римляне помогли "уберечь" фрагмент крепости Бирса от дальнейшего разграбления арабами. Эти постройки можно увидеть и сегодня.

Рабочая резиденция Президента Туниса

На территории Карфагена немало современных построек. Среди таких построек рядом с термами Антония Пия располагается рабочая резиденция Президента Туниса.

Римский театр в Карфагене

На склоне горы у моря располагался грандиозный римский театр. До сегодняшних дней сохранились руины нескольких каменных ярусов – зрительские ряды. Театр вмещал около 5 000 человек. Сохранились и массивные колонны - около полутора метров в диаметре. Выполнены они из розового гранита. Здесь можно увидеть обломки мраморных плит, статуи. Сцена же практически не сохранилась. Римский театр сегодня используется как площадка для выставок и различных представлений.

Тофет Саламбо

В 1921 году недалеко от поселения Саламбо в Карфагене археологами было найдено место, напоминавшее кладбище. Взорам научных работников предстали вкопанные в несколько рядов урны с обуглившимися останками как животных, так и маленьких детей. Это кладбище назвали Тофет: считалось, что именно здесь были погребены принесенные в жертву дети и животные.

Библейское слово «Тофет» обозначает алтарь под открытым небом. Так называлось ритуальное место в Иерусалиме, где верховному божеству Молоху язычники приносили в жертву своих детей. Существует легенда и о приношении детей в жертву Ваалу карфагенянами. Для того, чтобы божество было благосклонно к жителям, семья должна была пожертвовать ему первенца.

Дальнейшие исследования, однако, показали, что легенды о жертвоприношениях были сильно преувеличены. Возможно, такой ритуал действительно существовал – однако на алтарь приносили уже умершего ребенка. Божество просили о новом, здоровом потомстве. И Тофет является кладбищем умерших от болезней детей.

Дорога от Карфагена к термам Антония Пия

По этой мощеной дороге древние простые жители Карфагена шли к термам пешком, а зажиточные граждане путешествовали в носилках. Современные путешественники, пройдя этот путь, ощущают масштаб древнего города-государства.

Бразильское посольство

На улочке, ведущей к раскопкам древнего Карфагена, расположилось здание посольства Бразилии. Небольшое здание современной постройки утопает в зелени и цветах.

Самые популярные достопримечательности в Карфагене с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Карфагена на нашем сайте.

Карфаген – это рождение легенды Туниса. Тунис – самая северная страна Африки, где произошел замес разных стилей Африки, Азии и Европы. Именно в Тунисе Восток сошелся с Западом. Район Карфагена – самый дорогой и престижный пригород столицы Туниса. Он застроен белыми особняками с роскошными садами. Летняя резиденция президента страны находится именно в районе Карфагена. Любители древностей и античной истории, путь Ваш лежит в Карфаген для саморазвития, получения новых знаний о загадочной африканской стране Тунис, для расширения кругозора!

История Туниса – это история Карфагена. В Тунисе первооткрывателями стали финикийцы. Как искусные мореходы и торговцы они основали несколько колоний на восточной территории Туниса в Средиземном море. Наибольшего процветания добился Карфаген. Пунический период истории Туниса занимают 814-146 годы до нашей эры. В 146 году до н. э. во время Третьей Пунической войны город Карфаген был сожжен и полностью разрушен древними римлянами. Через 100 лет римляне вернулись сюда и вновь отстроили Карфаген. Именно его артефакты туристы и видят на экскурсионных маршрутах.

Римский период (146 г. до н. э. – 439 г. н. э.) вошел в историю Туниса захватом всех земель «Провинции Африка». Древние города начали осваивать римляне и греки. Доходы от торговли и продажи оливкового масла стали успехом в развитии этой североафриканской территории. Окунитесь в историю владычества Великого Рима! Сегодня в Карфагене мы бродим среди типовой римской античной застройки.

Карфаген – это древняя столица Туниса. Легендарный город Карфаген даже сегодня хранит следы былого могущества в элементах колонн, построек, скульптур, древних монет и других артефактах. Особенно впечатляет Национальный музей Карфагена и термы римского императора Антония Пия – вторые по размаху в Римской Империи после терм Каракаллы в «вечном городе» Рим.

Экскурсионный Карфаген в Тунисе

Экскурсионный Карфаген – остатки былой цивилизации в виде руин и раскопок, представленные как музей под открытым небом в центре вилайета Тунис. Из Туниса до Карфагена можно добраться по городской железной дороге TGM (Тунис-Гулет-Марса) 12 км от центра города. Станция TGM «Тунис-Марин» находится недалеко от Башни с часами на проспекте Хабиба Бургибы. На территории Карфагена существует 10 различных площадок для осмотра туристами в удаленных местах (единый билет на все площадки). Руины Карфагена интересны пластами раскопок и остатками сооружений сразу нескольких эпох: финикийской, римской, арабской и византийской. Археологи восстановили: римский амфитеатр, античный водопровод, римские термы, остатки жилых кварталов, святилищ. Одно из главных мест раскопок Карфагена – участок длиной 6,5 км. Руины пунического Тофета – алтарь захоронений детей под открытым небом.

Пригород Туниса знаменитый город-государство Карфаген и его участки выглядят в настоящее время как цельные камни в короне археологического парка столицы. Заранее спланируйте свой маршрут движения по достопримечательностям Карфагена. Начинать посещение нужно от моря и перемещаться с юга на север словно по страницам истории. Старт путешествия по древностям Карфагена — финикийские захоронения и торговые порты финикийцев. Далее осмотреть экспонаты римской эпохи и завершить поход сокровищами христианской базилики. Вы в праве выбрать любой ход событий! Островок Амирот в Карфагене – участок суши военного и торгового порта финикийцев. Квартал римских вилл, термы Антония Пия, резервуары для сбора дождевой воды и холм Бирса завораживают размерами.

Бирса – цитадель Карфагена на высоком одноименном холме. Бирса дошла до наших времен в виде руин римской эпохи. Бирсу сравнивают с акрополем – неизменным атрибутом греческих городов. Это так называемый «Верхний город». Храм Святого Людовика на холме Бирсы – наиболее интересная часть экскурсии в Карфаген. Национальный музей Карфагена построен в месте, где был заложен римлянами первый камень в строительство древнего города. Музей с археологическими находками из древнего Карфагена был открыт в 1875 году в здании бывшего монастыря и считается старейшим в Тунисе.

Карфаген - тихий, застроенный престижными виллами пригород столичного Туниса - купается в лучах своей былой славы. Большинство приезжают сюда с единственной целью - увидеть руины античного города, одно название которого наводило ужас на все Средиземноморье.

История Карфагена, могущественной столицы финикийской империи - это непрерывная череда войн с вечным соперником Римом. Римляне сожгли ненавистный город, распахали и засыпали солью его территорию. Но всего через 25 лет на пепелище выросло новое поселение, ставшее впоследствии столицей римской африканской провинции. В 1270 г. в военном лагере крестоносцев на руинах античного Карфагена умер предводитель 8-го крестового похода французский король Людовик IX. В 19 веке французы построили на месте его гибели базилику Св. Людовика. Эта помпезная церковь используется сегодня как концертный зал.

Археологическая зона Карфагена занимает довольно . Достопримечательности лежат на разрозненных участках, на их осмотр потребуется как минимум полдня.

Как добраться до Карфагена

Ближайший к Карфагену аэропорт, который так и называется Тунис-Карфаген, расположен всего в 10 км. Рейсами «Эйр Франс» или «Алиталии» из московского Шереметьево туда можно долететь за 6,5 часов с учетом пересадки в Париже или Риме . Перелет из Санкт-Петербурга самолетами «Люфтганзы» с пересадкой во Франкфурте-на-Майне занимает 6 часов 40 минут.

Из аэропорта в город

Самый оптимальный способ - доехать до центра Карфагена на такси (время в пути 20 минут, стоимость 10 TND; с 21:00 до 6:00 - в 1,5 раза дороже). В качестве цели поездки водителю надо назвать «Картаж» (Carthage) - слово «Карфаген» местным жителям незнакомо. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Поиск авиабилетов в город Тунис (ближайший а/п к Карфагену)

Экскурсионный автобус

На популярных курортах Туниса организуют автобусные экскурсии в Карфаген. Стоимость такой поездки, например, из Сусса для взрослых/детей - 140/70 TND. При этом программа тура отводит на посещение Карфагена всего 1-2 часа - едва хватает, чтобы осмотреть 2 из 8 участков археологической зоны. К тому же велика вероятность, что они будут переполнены людьми, приехавшими на других экскурсионных автобусах.

Самостоятельная поездка

Детально ознакомиться с античным городом и избежать толп туристов можно в самостоятельной поездке, лучше всего с гидом на арендованном автомобиле. Или вначале на поезде или междугороднем автобусе доехать до Туниса и уже оттуда добираться до Карфагена. Самый демократичный вариант - на поезде легкого метро TGM, отправляющемся от начальной станции Tunise Marine (Avenue Habib Bourguiba). Интервал движения 5-15 минут, время в пути 25 минут, стоимость билета в вагоне 1-го класса - 1,15 TND. Выход на станциях Carthage Dermech (возле Холма Бирса) или Carthage Hannibal (Термы Антония). Поездка на такси займет то же время и обойдется в 12 TND.

Любой таксист на столичном ж/д вокзале или автостанции готов не только довести клиента до Карфагена, но и возить его от одного объекта до другого, а потом вернуть на то же место, откуда забирал. Плата за услугу договорная, обычно 90-100 TND.

Транспорт

Главный вид транспорта в Карфагене - идущая через него линия легкого метро TGM с 6 остановками. Поезда ходят с 4:00 до 0:00 часов, частота следования - 4-10 раз в час. На метро удобно добираться не только до столицы, но и до красивых курортных пригородов Сиди-бу-Саид и Гаммарт .

На центральной улице La Goulette Rd можно сесть на автобус или маршрутку, идущую в Тунис . К сожалению, ходят они довольно редко, на остановках нет расписания движения, а на самих автобусах номеров маршрутов - только название конечного пункта следования на арабском языке.

Остановить автобус можно в любом месте взмахом руки. Вход - через заднюю дверь, оплата проезда - кондуктору или водителю. Мужчинам не рекомендуется занимать место рядом с незнакомой женщиной.

Собственного общественного транспорта в небольшом Карфагене нет. Чтобы не мучиться от жары и в полной мере вкусить местную экзотику, можно прямо у станции легкого метро TGM нанять конную повозку и на ней объехать все участки археологической зоны. Оплата повременная - от 10 TND на круг. Главные конкуренты извозчиков - таксисты, готовые катать целый день, но уже за «договорные» 80 TND.

Разовая поездка на такси в пределах Карфагена - 5 TND.

Прокат велосипедов

Эта услуга за дополнительную плату доступна проживающим в отелях Carthrage Hill и Villa Carthage. Наибольший спрос - в апреле-мае и сентябре-октябре, когда стоит комфортная для велосипедных прогулок погода.

Карты Карфагена

Отели Карфагена

Отелей в Карфагене не так много. Лучший среди них - спа-отель Villa Didon Carthage 5*. В числе его достоинств великолепное расположение рядом с археологической зоной, ресторан французской кухни, панорамные окна, спа-салон и хаммам. Правда, за двухместный номер придется выложить 570 TND - немало даже по европейским меркам.

Каждый из отелей - Carthrage Hill и Villa Carthage - в северной части Карфагена, хорош по своему. Первый привлекает великолепной кухней, ухоженным садом и широкими возможностями для активного отдыха. Во втором - просторные номера, бассейн и потрясающие завтраки. Стоимость номеров - от 250 TND.

Во всех отелях есть бесплатные Wi-Fi и парковка.

Желающие пожить в домашней атмосфере могут остановиться в рассчитанных на 6 человек апартаментах Logement Entier Pieds Dans l’Eau с хорошо оборудованной кухней. Стоит это немного - 225 TND в день плюс 120 TND за финальную уборку. Хороший выбор жилья - в соседнем городке Сиди-бу-Саид , в лежащем немного дальше на той же ветке метро Гаммарте и, конечно, в столичном Тунисе .

Шоппинг

Многочисленные сувенирные магазины сосредоточены в основном у огороженных участков археологической зоны Карфагена. Почти в каждом можно увидеть «песчаные розы» - природные кристаллические образования, напоминающие каменный цветок. Тунис славится керамикой, традиции которой уходят в римскую эпоху. Некоторые изделия копируют античные формы и сочетают желтые, синие, белые и зеленые цвета. Помимо вещей в пуническо-римском стиле, великолепна керамика с андалузскими и арабскими мотивами. Покупая недорогую тунисскую кожу - сумочки, ремни, пиджаки, необходимо тщательно проверять качество выделки - оно нередко страдает. Лучше присмотреться к серебряным и коралловым украшениям, медной посуде, деревянным куклам в национальной одежде, традиционной вышивке золотой и серебряной нитью.

Хорошие и во всех смыслах полезные сувениры - оливковое масло, финики, специи и острый густой соус «харисса» - смесь толченого красного перца, чеснока с добавлением кориандра и зиры. В красивых стеклянных флакончиках продают эфирные масла розы, жасмина и амбры.

Крохотные, похожие на воск кусочки драгоценной амбры вставляют в массивные серебряные украшения. При соприкосновении с кожей, они источают сладковатый аромат, который действует как природный феромон.

Кухня и рестораны Карфагена

Кулинарная палитра карфагенских заведений общепита обширна и многослойна. Здесь, как во Франции, можно позавтракать в кондитерской кофе с круассанами, пообедать в магрибском стиле «кускусом» и завершить день в роскошном ресторане высокой кухни.

В небольших харчевнях, где едят сами тунисцы, стоит заказать миску острого супа «шорба» или «хариру» - густую чечевичную похлебку с мясом и овощами. Такой обед обойдется всего в 10-15 TND. В меню кафе и ресторанов средней ценовой категории встречаются более изысканные блюда - тушеные с абрикосами перепелки или цыплята, запеченные с тыквой и сухофруктами. Сочетание мясных блюд со сладкими фруктами, медом или сахаром характерно для тунисской кухни. Такой обед с бутылкой местного пива будет стоить от 40 TND на человека.

Традиционный тунисский фастфуд - слоеные пирожки «брики» с начинкой из тунца или мяса вперемешку с яйцом, зеленью и картошкой. На уличном лотке рядом с ними вполне может оказаться сэндвич с курицей, приправленной помидорами или томатным соусом (5 TND).

Лучший ресторан Карфагена - Le Resto в спа-отеле Villa Didon Carthage с прозрачными стенами, открытой кухней и необычным дизайнерским освещением. В меню - изысканные блюда французской и итальянской кухни. В винной карте - широкий выбор превосходных вин, в том числе тунисских. Ужин с бокалом-другим вина обойдется здесь в кругленькую сумму - от 100 TND.

Развлечения и достопримечательности

Марк Порций Катон слов на ветер не бросал, римляне действительно разрушили Карфаген. Когда археологи расчистили его руины, они нашли на месте бывшей финикийской столицы типичный римский город с термами, виллами аристократов, амфитеатром и прямыми, как стрела, улицами. Большинство дошедших до нас достопримечательностей некогда процветающего Карфагена относятся именно к тому периоду.

Рядом с археологической зоной находится дворец президента Туниса, фотографировать который запрещено.

Термы Антонина (станция TGM Carthage Hannibal) - один из крупнейших курортных комплексов того времени, уступают в размерах лишь римским термам Каракаллы, Диоклетиана и Нерона. От былого величия осталось мало - в основном, подземные помещения, несущие конструкции и перекрытия. Представить масштаб постройки можно, взглянув на макет терм, установленный на обзорной площадке. Единственная колонна, некогда поддерживающая свод холодного зала - фригидариума, была восстановлена в натуральную величину с тем, чтобы дать представление о высоте постройки.

Самое неоднозначное место среди руин Карфагена - Тофет, алтарь-захоронение под открытым небом. Согласно общепринятой версии, здесь финикийцы приносили в жертву своих первенцев, чтобы умилостивить грозных богов - Баал-Аммона и Танит. Урны с прахом помещали в несколько рядов, а над ними возвышались погребальные стелы, которые можно увидеть и сегодня. Самая известная стела, на которой, как считают, изображен жрец, держащий приготовленного в жертву младенца, находится сегодня в Национальном музее Бардо . Существуют и оправдывающие версии: на месте Тофета могло находиться детское кладбище, где перед погребением сжигали уже мертвых детей, либо приносили в жертву богам недоношенных или умерших младенцев.

Руины Карфагена расположены в нескольких разрозненных местах, а важнейшие места раскопок простираются на 6 км.

Кроме этого, стоит осмотреть римский амфитеатр на 36 тыс. зрителей, цистерны для воды Маальга и остатки акведука, шедшего в город из храма Воды в Загуане (132 км). Получить представление о жилой застройке Карфагена можно, посетив квартал римских вилл и пунический квартал Магон.

Руины античного театра вновь, как и 2000 лет назад, наполняются зрителями на Музыкальном фестивале Карфагена , проходящем ежегодно в июле-августе.

Интересен холм Бирсы, откуда некогда начался город. На вершине холма стоит собор в честь святого Людовика, скончавшегося здесь в 13 веке от чумы во время Восьмого крестового похода. Музей Карфагена с великолепным собранием артефактов расположен бок о бок с собором (Colline de Byrsa, Carthage).

Единый билет для входа на все 8 участков археологической зоны стоит 12 TND (дети до 12 лет бесплатно) и действителен в течение одного дня. Его можно купить в кассах у Терм Антонина и на холме Бирса. Там же продается разрешение на фото- и видеосъемку (1 TND). Часы работы - с 8:30 до 17:00 с середины сентября по конец марта и с 8:00 до 19:00 с апреля по середину сентября. Посещение Океанографического музея и собора Св. Людовика оплачивается отдельно - 3 TND и 5 TND соответственно.

5 вещей, которые надо сделать в Карфагене

  1. Посетить знаменитые термы императора Антонина Пия.
  2. Продекламировать пару страниц флоберовского «Саламбо», стоя среди погребальных стелл пунического захоронения Тофет.
  3. Отобедать со вкусом и видом на Карфаген в ресторане отеля Villa Didon.
  4. Сфотографироваться на фоне зефирно-розового фасада Кафедрального собора.
  5. Прицениться к «самой настоящей финикийской монете» на сувенирных лотках.

Погода

Март, когда распускаются жасмин и мимоза, и апрель, несущий аромат цветущих апельсиновых деревьев - лучшее и самое красивое время для осмотра руин. Летом древние камни Карфагена раскаляются на солнце, но морской бриз помогает туристам не расплавиться от жары. Дождей практически нет, но зонтик все же необходим чтобы укрыться от палящего солнца.

Осень радует комфортными температурами и Международным кинофестивалем, который проходит в Карфагене по нечетным годам. Зимой стоит хорошая погода, но иногда холодный ветер с моря приносит дожди и заставляет серьезно задуматься о теплой одежде. Однако и зимой не стоит забывать о солнцезащитном креме.

У среднестатистического современного человека древний Карфаген , скорее всего, ассоциируется с Ганнибалом, Римом и тем, что он непременно должен был быть разрушен. Кто-то, возможно, вспомнит где находился Карфаген и, что именно карфагеняне начали применять слонов на поле боя. На этом запас знаний об этом древнем городе, скорее всего, будет исчерпан.

На самом деле Карфаген был одним из самых могущественных государств античности, и не только в военном плане. В период расцвета это государство, расположенное на севере нынешнего Туниса, контролировало обширные территории на севере Африки и в Европе. Карфагеняне монополизировали морские перевозки в западном Средиземноморье. Эта монополия была неиссякаемым источником пополнения казны, позволяя содержать мощную армию и превосходный флот. Большой доход при почти идеальном климате давало сельское хозяйство.

Карфаген - этапы истории древнего города

Как часто бывает в истории, именно могущество и погубило Карфаген. Рим не мог терпеть под боком такого сильного соседа. В результате трёх Пунических войн Карфаген потерпел безоговорочное поражение.

Ненависть сенатора Катона-старшего, упоминавшего о разрушении Карфагена даже в речах, посвящённых бюджету Рима - материализовалась. Город был стёрт с лица земли, а руины ещё и засыпали солью. Но стратегическое расположение Карфагена было таким выгодным, что римляне довольно скоро опомнились и отстроили на месте древнего Карфагена новый прекрасный и современный для тех времён город. После римлян городом владели вандалы и арабы. История Карфагена повествует о минимум четырёх эпохах расцвета и упадка.

Ввиду концентрации археологических артефактов на относительно небольшой площади современным археологам стоит большого труда правильно датировать и классифицировать свои находки, настолько многослойными получаются раскопки.

Музей Бардо

Исследования, начатые в конце 19-го века, сразу принесли такое количество находок, что стало ясно - ни в какой существующий музей они не поместятся. Французские колониальные власти отдали под новый музей целый дворец. Теперь он называется музей Бардо. Но и огромного дворца не хватило - множество экспонатов расположено под открытым небом.

Несмотря на преобладание римских и мусульманских артефактов, памятникам Пунической эпохи (римляне называли карфагенян пунийцами) в музее Бардо отведён целый зал. Главным, и самым противоречивым экспонатом зала считается стела, на которой изображена сцена принесения в жертву маленького ребёнка. Ряд ученных и историков уверены, что карфагеняне приносили в жертву младенцев и стела «жрец с ребенком» является убедительным доказательством этого. Кроме наследия карфагенян в музее широко представлены экспонаты, относящиеся к временам римского владения Карфагеном и мусульманского завоевания.

В память о римлянах остались скульптуры, оружие и монеты. Мусульманский период обогатил сокровищницу музея прекрасными мозаиками.

Стелу с изображением несчастного ребёнка доставили в музей Бардо с Тофета. Это место, как считается, служило одновременно и алтарём и кладбищем. В пользу человеческих жертвоприношений говорили найденные здесь останки сожжённых маленьких тел. Но поздние исследования показали, что большая часть захороненных детей либо родились мёртвыми, либо умерли естейственной смертью в раннем возрасте. Скорее всего, в Тофете просто хоронили очень маленьких детей, умерших от болезней. Всё же, мрачная аура кладбища у этого алтаря сохраняется до сих пор - в более поздние времена первые христиане хоронили здесь своих умерших.

Национальный музей Карфагена

Очень впечатляющая коллекция древностей собрана также в Национальном музее Карфагена. Изначально он располагался в здании, с которого римляне начали отстраивать Карфаген в начале нашей эры. На стратегически господствующем над местностью холме Бирса ещё сохранялись, и сохранились по сей день, руины карфагенской цитадели. Постепенно к музею присоединяли другие постройки, и в итоге сейчас Национальный музей стал гигантским комплексом, ознакомиться с которым без предварительной подготовки всего за один день очень сложно.

Здание собственно музея сложено из белого мрамора. Внутри есть несколько разных по размеру залов. В них представлены произведения искусства и народного творчества, рассортированные в хронологическом порядке: пунический Карфаген, эра римского господства, период арабского завоевания. Есть и экспонаты, привезённые из других мест и связанные с Карфагеном исключительно временем создания. В Национальном музее собрана одна из крупнейших коллекций древних и средневековых монет.

Термы Антония Пия

Император Антоний Пий не очень известен в истории. Немудрено - он не вёл крупных войн и не присоединял к Риму новые провинции. Он обращал основное внимание на повышение благосостояния жителей империи. И его имя в городе Карфаген увековечили в названии бань. От собственно бань сохранились только фрагменты стен и несколько колонн, лишь одна из которых стоит на положенном ей месте.

Современному человеку не очень удобно шагать по обтесанным камням, которыми вымощена дорога. Зато, идя к Термам Антония Пия, по-настоящему прикасаешься к древности. Бани имели прямой выход к морю, однако мраморная лестница, по которой римляне спускались к берегу, до наших дней не дожила.

Собор Святого Людовика

На холме Бирса расположен и относительно новый, по меркам Карфагена, Собор Святого Людовика. Очень красивое здание построено в конце 19-го века на месте лагеря крестоносцев, в котором во время восьмого крестового похода умер французский король Людовик IX.

Собор господствует над местностью и прекрасно виден со всех сторон. Некоторое время Собор Святого Людовика считался главным католическим храмом континента. После того, как в 1964 году Тунис из французской колонии стал независимым государством, мощи святого короля были вывезены во Францию, а католические службы в соборе прекратились. С 1994 года храм используется лишь как концертный зал и музей.

Холм Юпитера

Несколько севернее холма Бирса находится ещё одна приметная возвышенность - холм Юпитера. В отличие от остатков построек, сохранившихся на холме Бирса, здесь руины не идентифицированы. Археологи пока не выяснили предназначение обширных зданий и колоннад. На холме когда-то располагался христианский монастырь, но сохранившиеся фрагменты ему явно не принадлежат.

Карфагенский акведук

После того, как воссозданный Карфаген стал центром крупной римской провинции, город стал привлекательным для знати и богачей. До сих пор сохранившиеся руины римских вилл красноречиво говорят о том, что, как и в других центрах Древнего Рима, среди правящей элиты шло соревнование в размерах, красоте и функциональности вилл, хозяева которых проводили в них от силы пару месяцев в год. Некоторые виллы в высоту соответствовали нынешним шестиэтажным домам.

Водоснабжение плотной и довольно высотной застройки не было для римлян проблемой. В Карфагене с этой целью они построили гигантский акведук. Вода в город подавалась с расстояния 132 километра, от подножия Тунисских гор.

Средняя высота акведука составляла 20 метров. Сейчас части акведука разрушены, но и сохранившихся участков достаточно для того, чтобы вызвать восхищение античной инженерной мыслью и объёмом труда, потраченным на сооружение водопровода. По расчётам современных специалистов, пропускная способность Карфагенского акведука составляла до 400 литров в секунду.

Амфитеатр и современный Карфаген

Таким же важным атрибутом крупного римского города, как акведук, был амфитеатр. Имелся амфитеатр и в Карфагене. Сооружение было многоцелевым. Там проходили не только поединки гладиаторов, но и морские бои (арена имела возможность превращения в озеро), и казни первых христиан. По оценке, в римскую эпоху амфитеатр вмещал до 50 000 зрителей.

Сейчас он восстановлен в гораздо меньшем масштабе, а от римской постройки остались лишь незначительные фрагменты.

Современное название Карфагена - Картаж. Это пригород столицы Туниса - города Тунис в котором помимо исторических сооружений также находятся резиденция президента и университет.

Существовавшей в тех местах 2500 лет назад.


Древний Карфаген – это руины римских строений, поднявшихся над Картагой в пуническую или финикийскую эпоху.

"Карфаген был в свое время богатейшим городом мира. Сельское хозяйство, лежавшее в основе его благосостояния, почиталось занятием почетным .

Бурная история Карфагена – ныне чистого и зажиточного пригорода, расположенного в 20 километрах от Туниса – началась в 814 году до н.э. Царица Дидона или Элисса, преследуемая своим братом, правителем финикийского города Тира Пигмалионом, после продолжительных скитаний высадилась на северном побережье Туниса. Дидона попросила местного царя предоставить ей убежище, и разрешить построить дом. Царь ни за что не хотел давать согласие. Тогда Дидона попросила выделить ей столько земли, сколько сможет покрыть шкура быка. Царь был в хорошем расположении духа и обрадовался новому развлечению. Дидона приказала забить самого большого быка, а затем разрезала его шкуру на очень узкие полоски, и обнесла ими большую территорию. Согласно легенде об основании города, Дидона, которой разрешили занять столько земли, сколько покроет бычья шкура, завладела большим участком, разрезав шкуру на узкие ремни. Потому-то поставленная на этом месте цитадель носила название Бирса (что означает «шкура»).

Так, согласно легенде, был основан Карфаген.
ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО КАРФАГЕНА

1.1 ДРЕВНИЙ КАРФАГЕН.

Карфаген (что означает по-финикийски «новый город») был основан в 814 г. до н. э. колонистами из финикийского города Тир . Римляне называли его Carthago, греки – Кархедон.

После падения финикийского влияния в Западном Средиземноморье Карфаген переподчиняет себе бывшие финикийские колонии. К III веку до н. э. он становится крупнейшим государством на западе Средиземного моря, подчинив Южную Испанию, Северную Африку, Сицилию, Сардинию, Корсику.

Город был окружен 34-километровой лентой стен толщиной в девять и высотой в пятнадцать метров. Внутри стен располагалось несколько сотен боевых слонов в загонах, склады фуража; стояли конюшни на четыре тысячи лошадей и казармы на 20 тысяч пехотинцев. Наш разум с трудом постигает, какие затраты энергии и человеческих жизней потребовались римлянам, чтобы сокрушить эти яростно защищаемые циклопические сооружения.

Расположенный на легко охраняемом полуострове с неограниченным запасом рыбы, древний Карфаген процветал, становясь одним из богатейших городов мира той поры. Однако богатство Карфагена не давало покоя давним конкурентам города. И Рим дождался своего часа – в 146 году до н.э. после более чем столетних боевых действий, Рим разрушил город .

В IV до н. э. город Карфаген сильно расширился и стал заселяться торговцами, ремесленниками и землевладельцами. Около Бирсы возник обширный жилой район Мегары, застроенный многоэтажными домами. Карфаген сложился как крупное рабовладельческое государство, владевшее множеством колоний. Беспощадная эксплуатация порабощенных народов и работорговля обеспечили огромный приток богатств. В древнеримских анналах карфагенян называют пунами и характеризуют их как жестоких и коварных врагов, не знающих пощады к побежденным. Как военно-торговая и рабовладельческая держава Карфаген постоянно нуждался во флоте и армии. У Карфагена имелись первоклассный флот и армия, которые держали в безусловном повиновении подвластные Карфагену народы. Армия комплектовалась из числа иностранцев-наемников. Из кажд ой народности формировали особый род войск. Например, из ливийцев составлялась пехота, из нумидийцев – конница. Жители Балеарских островов поставляли в карфагенскую армию отряды пращников – метателей камней. Разноплеменная, разноязычная карфагенская армия управлялась местными вождями, которыми командовали карфагенские военачальники и офицеры. Пунийцы-карфагеняне не несли рядовой военной службы. В карфагенской армии были постоянные части, вооруженные камнеметательными и таранными машинами для взятия крепостей. Особые части армии имели боевых слонов, которые использовались для прорыва вражеских рядов и истребления живой силы неприятеля во время боя.

Еще большее значение имел военно-морской флот. В мореплавании карфагеняне использовали вековой опыт финикийцев. Они первыми начали строить большие пятипалубные корабли – пентеры, без труда обгонявшие и уничтожашие в бою римские и греческие триремы и галеры. Флагманские корабли карфагенян были семипалубными и назывались гептерами.

Национальный музей Карфагена, расположенный на холме Бирса, где прежде размещалась крепость, представляет собой замечательное место для начала знакомтва с этими местами. В музее представлена обширная коллекция археологических находок – керамики, масляных ламп, утвари, мозаики – отражающих особенности быта карфагенян более тысячелетия тому назад.

В руинах Карфагена сохранились огромные резервуары. Группа таких резевуаров находится у пригорода Марса, и насчитывает более 25 емкостей. Другая группа расположена у пригорода Мальга. Здесь было не менее 40 емкостей. Неподалеку от них находятся руины большого акведука, подававшего воду в Карфаген с кряжа в горах Тунисского Атласа. Акведук имеет общую длину в 132 км. Вода подавалась самотеком, проходя несколько больших долин, где акведук имел высоту более 20 м. Этот акведук был заложен еще карфагенянами, перестроен в 136 г. н. э. римлянами (при императоре Адриане, 117 – 138 гг.). При императоре Септимии Севере (193 – 211 гг.) он снова был перестроен. Акведук разрушали и снова восстанавливали вандалы. Руины акведука до сих пор поражают своими грандиозными размерами. Это был самый длинный акведук в античные времена. Второй по длине акведук находится близ Рима.
На самом верху Карфагенской возвышенности, в районе поселка Сиди-бу-Саид, на значительном удалении от Бирсы находятся руины раннехристианских культовых зданий. Это – базилика Дамос-эль-Карита. Это было огромное строение: в длину около 65 м, а в ширину – не менее 45 м. В базилике было девять нефов. Центральный неф имел ширину пролета 13 м. Южнее этого нефа находилась апсида басилики. Четыре колонны указывают на когда-то стоявший здесь иконостас.

Памятников пунической эпохи в Карфагене осталось только два - руины храмов Танит и Баал–Хаммона да кладбище жертв богини Танит (каждая семья, в том числе и королевская, приносила в жертву младенца).

Тиннит (Танит) - богиня странная. Неизвестно, как появился ее культ. Тиннит отождествляли с Астартой, богиней плодородия и любви в Сирии, Финикии и Палестине ; в эллинистическое время - с матерью богов Юноной, с Афродитой Уранией или Артемидой.

Она - девственница и в то же время супруга; "око и лик" верховного божества, Баал-Хаммона, богиня луны, неба, плодородия, покровительница деторождения.

При этом, Тиннит не блещет женской красотой и статью. Древний скульптор изобразил ее приземистой женщиной с головой льва; позднее "великую матерь" представляли крылатой женщиной с лунным диском в руках. На различных изображениях Тиннит окружают монструозные существа: крылатые быки, летающие с задранными хоботами слоны, рыбы с человечьими головами, многоногие змеи.

Современный Тунис, на территории которого некогда располагался Карфаген - это небольшое процветающее средиземноморское государство, которое не без основания называют "cамой европейской страной Северной Африки".
1.2 ГОРОД И ДЕРЖАВА

Карфагену принадлежали плодородные земли в глубине материка, он имел выгодное географическое положение, которое благоприятствовало торговле, а кроме того позволяло контролировать воды между Африкой и Сицилией, не позволяя чужим кораблям заплывать дальше на запад.

По сравнению со многими знаменитыми городами древности, пунический (от лат. punicus или poenicus – финикийский) Карфаген не столь богат находками, поскольку в 146 г до н.э. римляне методично разрушили город, а в римском Карфагене, основанном на том же месте в 44 до н.э., велось интенсивное строительство. Г ород Карфаген был обнесен мощными стенами протяженностью ок. 30 км. Численность населения в нем неизвестна. Очень сильно была укреплена цитадель. В городе имелись базарная площадь, здание совета, суд и храмы. В квартале, называвшемся Мегара, было множество огородов, фруктовых садов и извилистых каналов. Корабли входили в торговую гавань через узкий проход. Для погрузки и разгрузки на берег можно было вытащить одновременно до 220 судов (древние корабли следовало по возможности держать на суше). За торговой гаванью располагались военная гавань и арсенал.

Области и города. Земледельческие районы в материковой Африке – область обитания собственно карфагенян – приблизительно соответствуют территории современного Туниса, хотя под власть города попадали и другие земли. Когда древние авторы говорят о многочисленных городах, бывших во владении Карфагена, они несомненно подразумевают обычные деревни. Однако имелись здесь и настоящие финикийские колонии – Утика, Лептис, Гадрумет и др. Города тунисского побережья проявили независимость в своей политике лишь в 149 до н.э., когда стало очевидно, что Рим намерен уничтожить Карфаген. Некоторые из них покорились тогда Риму. В целом Карфаген сумел (вероятно, после 500 до н.э.) избрать политическую линию, к которой присоединились остальные финикийские города как в Африке, так и по другую сторону Средиземного моря.

Карфагенская держава была весьма обширна. В Африке ее самый восточный город находился более чем в 300 км к востоку от Эи (совр. Триполи). Между ним и Атлантическим океаном обнаружены руины ряда древних финикийских и карфагенских городов. Около 500 до н.э. или немногим позже мореплаватель Ганнон возглавил экспедицию, основавшую несколько колоний на атлантическом побережье Африки. Он рискнул проникнуть далеко на юг и оставил описание горилл, тамтамов и прочих редко упоминаемых древними авторами африканских достопримечательностей.

Колонии и фактории по большей части располагались на расстоянии примерно одного дня плавания друг от друга. Обычно они находились на островах вблизи берега, на мысах, в устьях рек или тех местах материковой части страны, откуда было легко добраться до моря. Например, Лептис, находившийся неподалеку от современного Триполи, в римскую эпоху служил конечным приморским пунктом великого караванного пути из внутренних областей, откуда купцы везли рабов и золотой песок. Эта торговля началась, вероятно, на ранних этапах истории Карфагена.

В состав державы входили Мальта и два соседних с ней острова. Карфаген веками вел борьбу с сицилийскими греками, под его властью находились Лилибей и другие надежно укрепленные порты на западе Сицилии, а также, в различные периоды, и другие области на территории острова (бывало так, что в его руках находилась едва не вся Сицилия, кроме Сиракуз). Постепенно Карфаген установил контроль и над плодородными районами Сардинии, между тем как жители горных районов острова оставались непокоренными. Иноземным купцам доступ на остров был запрещен. В начале 5 в. до н.э. карфагеняне начали осваивать Корсику. Карфагенские колонии и торговые поселения существовали и на южном побережье Испании, тогда как на восточном берегу закрепились греки.

По-видимому, при создании своей разбросанной по разным территориям державы Карфаген не ставил иных целей, кроме установления над ними контроля ради получения максимально возможной прибыли.

ГЛАВА
II

КАРФАГЕНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

2.1Сельское хозяйство.

Карфагеняне были искусными земледельцами. Из зерновых культур важнейшими были пшеница и ячмень. Сколько-то зерна, вероятно, доставляли из Сицилии и Сардинии. На продажу производилось среднего качество вино. Фрагменты же керамической тары, найденные при археологических раскопках в Карфагене, свидетельствуют, что вина более высокого качества карфагеняне ввозили из Греции или с острова Родос. Карфагеняне славились своим чрезмерным пристрастием к вину, были приняты даже специальные законы против пьянства, например запрещавщие употребление вина воинами. Здесь произрастали инжир, гранат, миндаль, финиковая пальма . В Карфагене разводили лошадей, мулов, коров, овец и коз.

В отличие от республиканского Рима, в Карфагене мелкие земледельцы не образовывали костяк общества. Большая часть африканских владений Карфагена была поделена между зажиточными карфагенянами, в крупных имениях которых хозяйство велось на научной основе. Некий Магон, живший, вероятно, в 3 в. до н.э., написал руководство по ведению сельского хозяйства. После падения Карфагена римский сенат, желая привлечь состоятельных людей к восстановлению производства на некоторых его землях, распорядился перевести это руководство на латинский язык. Отрывки из сочинения, приведенные в римских источниках, свидетельствуют о том, что Магон использовал греческие руководства по земледелию, но пытался приспособить их к местным условиям. Он писал о крупных хозяйствах и касался всех сторон сельскохозяйственного производства. Вероятно, в качестве арендаторов, или издольщиков, работали местные жители – берберы, а иногда группы рабов под руководством надсмотрщиков. Упор делался главным образом на товарные культуры, растительное масло и вино, однако характер местности неизбежно предполагал специализацию: более холмистые районы отводились под фруктовые сады, виноградники или пастбища. Существовали и крестьянские хозяйства среднего размера.

Помимо домов, храмов и дворцов знати, в городе было множество мастерских: там обрабатывали железо, медь, свинец, бронзу и драгоценные металлы, ковали оружие, выделывали кожи, ткали и красили ткани, делали мебель , керамическую посуду, украшения из драгоценных камней, золота, слоновой кости и стекла.

Карфагенские ремесленники специализировались на производстве дешевых изделий, по большей части воспроизводивших египетские, финикийские и греческие образцы и предназначавшихся для сбыта в западном Средиземноморье, где Карфаген захватил все рынки. Производство предметов роскоши – например, яркой пурпурной краски, широко известной под названием «тирский пурпур», – известно в более поздний период, когда Северной Африкой владели римляне, но можно считать, что оно существовало и до падения Карфагена. Багрянку, морскую улитку, содержащую этот краситель, лучше всего было собирать осенью и зимой – в сезоны, не пригодные для мореплавания. В Марокко и на острове Джерба, в наилучших местах для добывания мурекса, были основаны постоянные поселения.

В соответствии с восточными традициями государство являлось рабовладельцем, применявшим рабский труд в арсеналах, на судоверфях или в строительстве. Археологи не обнаружили данных, которые бы свидетельствовали о наличии крупных частных ремесленных предприятий, чья продукция распространялась бы на закрытом для посторонних западном рынке, тогда как мелких мастерских отмчено немало. Часто очень трудно бывает отличить среди находок карфагенскую продукцию от предметов, импортированных из Финикии или Греции. Ремесленники успешно воспроизводили простые изделия, и, похоже, карфагеняне не слишком стремились делать что-либо, кроме копий.

Некоторые пунические мастера были очень искусны, особенно в плотницком деле и работах по металлу. Карфагенский плотник мог использовать для работы кедровую древесину, свойства которой знали с давних времен мастера Древней Финикии, работавшие с ливанским кедром. Вследствие постоянной потребности в кораблях как плотники, так и работники по металлу неизменно отличались высоким уровнем мастерства. Имеются свидетельства их умений в обработке железа и бронзы. Количество найденных при раскопках украшений невелико, но похоже, что этот народ не был склонен помещать дорогие предметы в гробницы, чтобы ублажать души усопших.

Самым крупным из ремесленных производств, по-видимому, было изготовление керамических изделий. Обнаружены остатки мастерских и гончарных печей, заполненных изделиями, которые предназначались для обжига. Каждое пуническое поселение в Африке производило керамические изделия, которые находят повсеместно в областях, входивших в сферу Карфагена, – на Мальте, Сицилии, Сардинии и в Испании. Карфагенскую керамику время от времени обнаруживают и на побережье Франции и Северной Италии – там, где господствующее положение в торговле занимали греки из Массалии (совр. Марсель) и где карфагенянам, вероятно, все же позволяли торговать.

Археологические находки рисуют картину стабильного производства простой керамики не только в самом Карфагене, но и во многих других пунических городах. Это чаши, вазы, блюда, кубки, пузатые кувшины разнообразного назначения, именуемые амфорами, кувшины для воды и светильники. Исследования показывают, что их производство существовало с глубокой древности вплоть до гибели Карфагена в 146 до н.э. Ранние изделия по большей части воспроизводили финикийские образцы, в свою очередь зачастую являвшиеся копиями египетских. Похоже, в 4 и 3 вв. до н.э. карфагеняне особо ценили греческие изделия, что проявилось в подражании греческой керамике и скульптуре и наличии большого количества греческой продукции этого периода в материалах из раскопок в Карфагене.
2.2 ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Карфагеняне особенно преуспевали в торговле. Карфаген вполне можно назвать торговым государством, так как в своей политике он в значительной степени руководствовался коммерческими соображениями. Многие его колонии и торговые поселения несомненно основывались в целях расширения торговли. Известно о некоторых предпринятых карфагенскими правителями экспедициях, причиной которых также явилось стремление к более широким торговым связям. В договоре, заключенном Карфагеном в 508 до н.э. с Римской республикой, только что возникшей после изгнания из Рима этрусских царей, предусматривалось, что римским кораблям нельзя заплывать в западную часть моря, но они могут пользоваться гаванью Карфагена. В случае вынужденной высадки где-либо еще на пунической территории они просили официальной защиты у властей и после починки судна и пополнения запасов продовольствия немедленно отплывали. Карфаген соглашался признать границы Рима и уважать его народ, а также его союзников.

Карфагеняне заключали соглашения и в случае необходимости шли на уступки. Прибегали они и к силе, чтобы не допускать соперников в воды западного Средиземноморья, которые рассматривали как свою вотчину, за исключением побережья Галлии и примыкающих к ней берегов Испании и Италии. Они вели также борьбу с пиратством. Власти содержали в хорошем состоянии сложные сооружения торговой гавани Карфагена, как и его военную гавань, которая, по-видимому, была открыта для кораблей иноземных судов, но заходили туда немногие мореплаватели.

Поразителен тот факт, что такое торговое государство, как Карфаген, не проявило должного внимания к чеканке монеты. Судя по всему, собственной монеты здесь не было вплоть до 4 в. до н.э., когда были выпущены серебряные монеты, которые, если считать сохранившиеся экземпляры типичными, значительно различались по весу и качеству. Возможно, карфагеняне предпочитали пользоваться надежной серебряной монетой Афин и других государств, а большинство сделок совершали путем прямого товарообмена.

Товары и торговые пути . Конкретные данные о предметах торговли Карфагена на удивление скудны, хотя свидетельства о его торговых интересах достаточно многочисленны. Типичным в ряду таких свидетельств является рассказ Геродота о том, как происходила торговля на западном побережье Африки. Карфагеняне высаживались на берег в определенном месте и раскладывали товары, после чего удалялись на свои суда. Тогда появлялись местные жители и клали рядом с товарами определенное количество золота. Если его было достаточно, карфагеняне забирали золото и уплывали. В противном случае они оставляли его нетронутым и возвращались на корабли, а туземцы приносили еще золота. Что это были за товары, в рассказе не упоминается.

По-видимому, карфагеняне привозили простую керамику для продажи или обмена в те западные регионы, где они являлись монополистами, а также торговали амулетами, украшениями, простой металлической утварью и незамысловатыми изделиями из стекла. Часть из них производилась в Карфагене, часть – в пунических колониях. Согласно ряду свидетельств, пунические торговцы предлагали туземцам Балеарских островов вино, женщин и одежду в обмен на рабов.

Можно полагать, что они занимались широкими закупками товаров в других ремесленных центрах – Египте, Финикии, Греции, Южной Италии – и перевозили их в те области, где пользовались монополией. Пунические торговцы славились в гаванях этих ремесленных центров. Находки некарфагенских изделий при археологических раскопках западных поселений наводят на мысль, что они были завезены туда на пунических кораблях.

Некоторые упоминания в римской литературе свидетельствуют, что карфагеняне завозили различные ценные товары в Италию, где высоко ценилась слоновая кость из Африки. Во времена империи для устройства игр из римской Северной Африки доставлялось огромное количество диких животных. Упоминаются также фиги и мед.

Считается, что карфагенские корабли плавали по Атлантическому океану за оловом из Корнуолла. Сами карфагеняне производили бронзу и, возможно, доставляли некоторое количество олова в другие места, где оно требовалось для аналогичного производства. Через свои колонии в Испании они стремились получить серебро и свинец, которые могли вымениваться на привозимые ими товары. Канаты для пунических военных судов делались из травы эспарто, произрастающей в Испании и Северной Африке. Важной статьей торговли, из-за высокой цены, был пурпурный краситель из багрянки. Во многих местностях торговцы приобретали шкуры диких животных, кожу и находили рынки для их сбыта.

Как и в более поздние времена, в порты Лептиса и Эи, а также лежавшей несколько западнее Гигтис, должно быть, прибывали караваны с юга. Они везли популярные в древности страусовые перья и яйца, служившие украшениями или чашами. В Карфагене на них малевали свирепые рожи и использовали, как говорят, в качестве масок для отпугивания демонов. С караванами привозили также слоновую кость и рабов. Но важнейшим грузом был золотой песок с Золотого Берега или из Гвинеи.

Некоторые из наилучших товаров карфагеняне ввозили для собственного употребления. Часть керамики, найденной в Карфагене, привезена из Греции или из Кампаньи на юге Италии, где ее производили приезжие греки. Найденные при раскопках Карфагена характерные ручки от родосских амфор показывают, что сюда завозили вино с Родоса. Удивительно, но качественной аттической керамики здесь не обнаруживается.

О культуре карфагенян в истории древнего Карфагена почти ничего не известно . Единственные дошедшие до нас пространные тексты на их языке содержатся в пьесе Плавта Пуниец , где один из персонажей, Ганнон, произносит монолог, по-видимому, на подлинном пуническом наречии, за которым тут же повторяет его значительную часть по-латински. Кроме того, по пьесе рассыпано немало реплик того же Ганнона, также с переводом на латинский. К сожалению, не понимавшие текста переписчики его исковеркали. Помимо этого, карфагенский язык известен лишь по географическим названиям, техническим терминам, именам собственным и отдельным словам, приведенным греческими и латинскими авторами. При интерпретации этих обрывков очень помогает сходство пунического языка с древнееврейским.

Собственных художественных традиций карфагеняне не имели. По-видимому, во всем, что может быть отнесено к сфере искусства , этот народ ограничивался копированием чужих идей и приемов. В керамике, украшениях и скульптуре они довольствовались подражанием, причем копировали иногда не лучшие образцы. Что касается литературы, нет данных о создании ими каких-либо других сочинений, помимо чисто практических – таких, как руководство по земледелию Магона, и одного или двух более мелких компилятивных текстов на греческом языке. Нам неизвестно о наличии в Карфагене чего-то такого, что можно было бы назвать «изящной словесностью».

В Карфагене имелось официальное жречество, храмы и свой религиозный календарь. Главными божествами были Ваал (Баал) – семитский бог, известный по Ветхому Завету, и богиня Танит (Тиннит), небесная царица. Вергилий в Энеиде называл Юнону богиней, благоволившей к карфагенянам, поскольку отождествлял ее с Танит. Для религии карфагенян характерны человеческие жертвоприношения, особенно широко практиковавшиеся в периоды бедствий. Главное в этой религии – вера в действенность культовой практики для общения с невидимым миром. В свете этого особенно удивительно, что в 4 и 3 вв. до н.э. карфагеняне активно приобщались к мистическому греческому культу Деметры и Персефоны; во всяком случае, материальные следы этого культа достаточно многочисленны.

2.4 СВЯЗИ С ДРУГИМИ НАРОДАМИ

Древнейшими соперниками карфагенян были финикийские колонии в Африке Утика и Гадрумет. Неясно, когда и как им пришлось подчиниться Карфагену: письменных свидетельств о каких-либо войнах не имеется.

Союз с этрусками . Этруски северной Италии являлись одновременно союзниками и торговыми соперниками Карфагена. Эти предприимчивые мореходы, торговцы и пираты господствовали в 6 в. до н.э. над значительной частью Италии. Основная область их расселения находилась непосредственно к северу от Рима. Они владели также Римом и землями к югу – вплоть до того рубежа, где приходили в столкновение с греками южной Италии. Заключив союз с этрусками, карфагеняне в 535 до н.э. одержали крупную морскую победу над фокейцами – греками, занявшими Корсику.

Этруски заняли Корсику и примерно на протяжении двух поколений удерживали остров. В 509 до н.э. римляне изгнали их из Рима и Лация. Вскоре после этого греки южной Италии, заручившись поддержкой сицилийских греков, усилили давление на этрусков и в 474 до н.э. покончили с их могуществом на море, нанеся им сокрушительное поражение близ Кум в Неаполитанском заливе. Карфагеняне двинулись на Корсику, уже имея плацдарм на Сардинии.

Борьба за Сицилию. Еще до крупного поражения этрусков Карфагену довелось померяться силами с сицилийскими греками. Пунические города на западе Сицилии, основанные во всяком случае не позднее Карфагена, были вынуждены подчиниться ему, подобно городам Африки. Возвышение двух могущественных греческих тиранов, Гелона в Сиракузах и Ферона в Акраганте явно предвещало карфагенянам, что греки предпримут на них мощное наступление, чтобы вытеснить из Сицилии, подобно тому, как это происходило с этрусками в южной Италии. Карфагеняне приняли вызов и на протяжении трех лет активно готовились к завоеванию всей восточной Сицилии. Они действовали сообща с персами, которые готовили вторжение в саму Грецию. Согласно поздней традиции (несомненно ошибочной), поражение персов при Саламине и столь же решающий разгром карфагенян в сухопутном сражении при Гимере в Сицилии произошли в 480 до н.э. в один и тот же день. Подтвердив худшие опасения карфагенян, Ферон и Гелон выставили неодолимые силы.

Прошло много времени, прежде чем карфагеняне вновь предприняли наступление на Сицилию. После того, как Сиракузы успешно отразили вторжение афинян (415–413 до н.э.), наголову их разгромив, они стремились подчинить другие греческие города на Сицилии. Тогда эти города стали обращаться за помощью к Карфагену, который не замедлил этим воспользоваться и направил на остров огромную армию. Карфагеняне были близки к тому, чтобы захватить всю восточную часть Сицилии. В этот момент к власти в Сиракузах пришел знаменитый Дионисий I, который основал могущество Сиракуз на жестокой тирании и в течение сорока лет с переменным успехом воевал против карфагенян. По окончании военных действий в 367 до н.э. карфагенянам вновь пришлось смириться с невозможностью установить полный контроль над островом. Беззаконие и бесчеловечность, чинимые Дионисием, отчасти компенсировались той помощью, которую он оказывал сицилийским грекам в их борьбе с Карфагеном. Настойчивые карфагеняне предприняли еще одну попытку подчинить восточную Сицилию во времена тирании Дионисия Младшего, ставшего преемником своего отца. Однако это вновь не достигло цели, и в 338 до н.э., после нескольких лет боевых действий, не позволивших говорить о преимуществе какой-либо из сторон, был заключен мир.

Существует мнение, что Александр Македонский видел свою конечную цель в установлении владычества также и над Западом. После возвращения Александра из великого похода в Индию, незадолго до его смерти, карфагеняне, подобно другим народам, направили к нему посольство, пытаясь выведать его намерения. Возможно, безвременная кончина Александра в 323 до н.э. спасла Карфаген от многих бед.

В 311 до н.э. карфагеняне предприняли очередную попытку занять восточную часть Сицилии. В Сиракузах правил новый тиран Агафокл. Карфагеняне уже было осадили его в Сиракузах и, казалось, имели возможность захватить этот главный опорный пункт греков, но Агафокл с войском отплыл из гавани и напал на карфагенские владения в Африке, создав угрозу для самого Карфагена. С этого момента и до самой смерти Агафокла в 289 до н.э. продолжалась обычная война с переменным успехом.

В 278 до н.э. греки перешли в наступление. Знаменитый греческий полководец Пирр, царь Эпира, прибыл в Италию, чтобы сражаться против римлян на стороне южноиталийских греков. Одержав над римлянами две победы с большим уроном для себя («Пиррова победа»), он переправился на Сицилию. Там он оттеснил карфагенян и почти очистил от них остров, но в 276 до н.э. с характерным для него роковым непостоянством отказался от дальнейшей борьбы и вернулся в Италию, откуда вскоре был изгнан римлянами.

Войны с Римом . Карфагеняне вряд ли могли предвидеть, что их городу суждено погибнуть в результате ряда военных конфликтов с Римом, известных как Пунические войны. Поводом к войне послужил эпизод с мамертинцами, италийскими наемниками, находившимися на службе у Агафокла. В 288 до н.э. часть их захватила сицилийский город Мессану (совр. Мессина), и когда в 264 до н.э. Гиерон II, правитель Сиракуз, стал их одолевать, они попросили помощи у Карфагена и одновременно у Рима. По целому ряду причин римляне откликнулись на просьбу и вступили в конфликт с карфагенянами.

Война шла 24 года (264–241 до н.э.). Римляне высадили на Сицилии войска и поначалу добились некоторых успехов, но высадившаяся в Африке армия под командованием Регула была разбита близ Карфагена. После неоднократных вызванных бурями неудач на море, а также ряда поражений на суше (войском карфагенян на Сицилии командовал Гамилькар Барка) римляне в 241 до н.э. одержали победу в морском сражении у Эгадских островов, вблизи западного побережья Сицилии. Война принесла огромный урон и потери обеим сторонам, Карфаген же окончательно потерял Сицилию, а вскоре лишился и Сардинии с Корсикой. В 240 до н.э. вспыхнуло опаснейшее восстание недовольных задержкой денег карфагенских наемников, которое удалось подавить лишь в 238 до н.э.

В 237 до н.э., всего через четыре года после окончания первой войны, Гамилькар Барка отправился в Испанию и начал покорение внутренних областей. Римскому посольству, явившемуся с вопросом о его намерениях, он ответил, что ищет способ как можно быстрее выплатить Риму контрибуцию. Богатства Испании – растительный и животный мир, полезные ископаемые, не говоря уже о ее жителях, – могли бы быстро компенсировать карфагенянам потерю Сицилии. Однако между двумя державами вновь начался конфилкт, на сей раз по причине неослабевающего давления со стороны Рима. В 218 до н.э. Ганнибал, великий карфагенский полководец, отправился сухопутным путем из Испании через Альпы в Италию и разбил римскую армию, одержав несколько блестящих побед, важнейшая из которых имела место в 216 до н.э. в битве при Каннах. Тем не менее Рим не запросил мира. Напротив, он набрал новые войска и после нескольких лет противостояния в Италии перенес боевые действия в Северную Африку, где добился победы в битве при Заме (202 до н.э.).

Карфаген потерял Испанию и окончательно утратил положение государства, способного бросить вызов Риму. Однако римляне боялись возрождения Карфагена. Говорят, что Катон Старший каждую свою речь в сенате заканчивал словами «Delenda est Carthago» – «Карфаген должен быть разрушен». Рассказывают, что именно великолепные карфагенские оливки навели сенатора Катона на мысль о необходимости уничтожения Карфагена - процветающего, несмотря на войны, города. Он побывал здесь в составе римского посольства в середине II века до н. э. и набрал пригоршню плодов в кожаный мешочек.

В Риме Катон предъявил сенаторам роскошные оливки, заявив с обезоруживающей прямотой: "Земля, где они растут, расположена всего в трех днях морского перехода". Именно в тот день впервые прозвучала фраза, благодаря которой Катон вошел в историю. Катон понимал толк и в оливках, и в судьбах мира: он был агрономом и писателем...

"...Карфаген должен быть разрушен!" - этими знаменитыми словами консул Катон Старший закончил свою историческую речь в римском Сенате. Его слова оказались пророческими - армия Карфагена была разгромлена. Могучее государство Ганнибала, некогда завоевавшее всю Северную Африку, Сицилию, Сардинию и даже Южную Испанию, перестало существовать, а некогда процветавший средиземноморский Карфаген был превращен в руины. Даже землю, на которой стоял город, было приказано посыпать толстым слоем соли.

В 149 до н.э. непомерные требования Рима вынудили ослабленное, но все еще богатое североафриканское государство вступить в третью по счету войну. После трех лет героического сопротивления город пал. Римляне сравняли его с землей, продали в рабство уцелевших жителей и посыпали почву солью. Впрочем, пятью столетиями позже пунический язык все еще употреблялся в некоторых сельских районах Северной Африки, а в жилах многих живших там людей, вероятно, текла пуническая кровь. Карфаген был заново отстроен в 44 до н.э. и превратился в один из крупных городов Римской империи, но Карфагенская держава прекратила свое существование.
ГЛАВА
III

РИМСКИЙ КАРФАГЕН

3.1 КАРФАГЕН
КАК КРУПНЫ
Й ГОРОДСК
ОЙ ЦЕНТР
.

Обладавший практической складкой Юлий Цезарь распорядился основать новый Карфаген, поскольку считал бессмысленным оставлять неиспользованным столь выгодное во многих отношениях место. В 44 до н.э., через 102 года после гибели, город начал новую жизнь. С самого начала он достиг процветания в качестве административного центра и порта области с богатым сельскохозяйственным производством. Этот период истории Карфагена длился почти 750 лет.

Карфаген стал главным городом римских провинций в Северной Африке и третьим (после Рима и Александрии) городом в империи. Он служил резиденцией проконсула провинции Африка, которая в представлении римлян в большей или меньшей степени совпадала с древней карфагенской территорией. Здесь же располагалась администрация императорских земельных владений, составлявших значительную часть провинции.

Многие знаменитые римляне связаны с Карфагеном и его окрестностями. Писатель и философ Апулей в юности учился в Карфагене, а позднее добился там такой славы благодаря своим греческим и латинским речам, что в его честь воздвигались статуи. Уроженцем Северной Африки был Марк Корнелий Фронтон, наставник императора Марка Аврелия, а также император Септимий Север.

Древняя пуническая религия сохранилась в романизированной форме, и богине Танит поклонялись как Юноне Небесной, а образ Ваала слился с Кроном (Сатурном). Тем не менее именно Северная Африка стала оплотом христианской веры, а Карфаген получил известность в ранней истории христианства и явился местом проведения ряда важных церковных соборов. В 3 в. карфагенским епископом был Киприан, а Тертуллиан провел здесь большую часть своей жизни. Город считался одним из крупнейших центров латинской учености в империи; св. Августин в своей Исповеди дает нам несколько ярких зарисовок жизни учащихся, посещавших риторическую школу Карфагена в конце 4 в.

Однако Карфаген оставался всего лишь крупным городским центром и не имел политического значения. В истории Римского Карфагена упоминаются рассказы о публичных казнях христиан, о яростных нападках Тертуллиана на знатных карфагенянок, являвшихся в церковь в пышных мирских нарядах, упоминания о каких-то выдающихся личностях, оказавшихся в Карфагене в важные моменты истории, но выше уровня крупного провинциального города он более никогда не поднимается. Некоторое время здесь находилась столица вандалов (429–533 н.э.), которые, как когда-то пираты, отправлялись в плавание из гавани, господствовавшей над средиземноморскими проливами. Затем эту область завоевали византийцы, удерживавшие ее до тех пор, пока в 697 Карфаген не пал под натиском арабов.

В 439 г. н. э. вандалы во главе с королем Гензерихом разгромили римские войска, и Карфаген стал столицей их государства. Через сто лет он перешел к византийцам и прозябал в провинциальной тиши, пока арабы в 698 году опять не смели его с лица земли - на сей раз уже безвозвратно.